(Слайд 1) Семинар «Формирование читательской компетентности младших школьников»
Формирование читательской компетентности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования.
В настоящее время социуму необходим человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Все эти знания может дать нам правильно подобранный источник информации, одним из которых является книга.
(Слайд 2) В наш век инновационных технологий дети теряют интерес к чтению. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений достаточно черпать информацию с экрана телевизора, дисплея компьютера или телефона.
Одна из главных задач начального обучения - научить детей правильному, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге. Русский методист Тихомиров Д. И. утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием».
На мой взгляд читательская компетентность одна из основ умения учиться.
Что же такое компетентность? (наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области).
(Слайд 3) Читательская компетентность– это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
(Слайд 4) Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение в парах.
2. Начитанность. Знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и городской библиотеки
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом
В своей практике я столкнулась с такими проблемами как:
- низкая скорость чтения учащихся;
- не понимание смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
Сегодня я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе, которые как я считаю, помогают моим ученикам улучшить навык чтения, выразительность, осознанность, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательских интересов и читательской компетентности.
Занятие я проведу в форме необычного тренировочного урока. Я буду выступать в роле учителя, а вы, уважаемые коллеги, будете в роли: учащихся экспериментального класса.
(Слайд 5) Вначале речевая разминка. Произнеси с разной интонацией: ? и !
Летят три пичужки через три пусты избушки?!
Задания направленные на 1. Скорость чтения
(Слайд 6) Упражнение «Прыжки» (чтение через слово в быстром темпе учитель – ученик)
Всё это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться. (Из "Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери)
Упражнение «Голова и хвост» (учитель начинает читать предложение, дети быстро находят его и дочитывают его до конца)
(Слайд 7) 2. Правильность чтения
Упражнение «Перевертыши» (чтение слов и предложений наоборот).
Упражнение «Загадочное описание» (восстановить деформированные предложения)
1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
2. летом одним и зимой цветом
(Слайд 8) 3. Осознанность чтения.
Упражнение "Отбрось буквы и узнай слово", которых нет в русском алфавите, то получится фамилия автора, с произведениями которого мы сегодня будем знакомиться.
L R А F S Q Н W G Д Z h U Е L t Р V F С S R Е G Z L Y Н W J S N (Андерсен)
Упражнение Прочитай предложения наоборот справа налево:
вомодхашырк ан илсивопикьлусосеикьненот икниженсеиконидотюадапабеногонрумсап с яьтсилеинделсопилтселбаззёребяьчус ан имактеномимытолоз
(Слайд 9) 4. Выразительность чтения
1. Упражнение: Найдите, какие междометия встретились в тексте и произнесите одно из них с различной интонацией. (Начинала с 3 класса)
О! – удивление, радость, недовольство, испуг.
А! – негодование, презрение, радость.
2. Упражнение «Музыка» (чтение текста под музыку)
3. Упражнение «Настроение» (чтение абзаца в тексте с настроением, а остальные пробуют угадать его настроение)
Зверушкам и птичкам тоже сильно захотелось спать. Они устроились кто на кроватке, кто - в укромном уголке, кто - под дверью, и дом погрузился в сон. ( Из "Белоснежка и семь гномов").
(Слайд 10)Отдельно мне хочется выделить приём синквейн, который пишется по определённым правилам:
1 - существительное. Тема, о которой пойдёт речь.
2– это 2 прилагательных, описывающих предмет.
3 – это 3 глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме.
4– это предложение, которое показывает отношение автора к теме.
Предлагаю составить "синквейн" со словом СЕМИНАР
Я считаю, что все использованные мной методы и приемы способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской компетентности младших школьников.
Благодарю Вас за участие.
Познавательные УУД:
1) извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) высказывать своё предположение на основе работы с
материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) высказывать своё отношение к героям, выражать свои
эмоции;
2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3)оценивать поступки в соответствии с определённой
ситуацией.