СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема для семинара «Формирование читательской компетентности младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семинар»

(Слайд 1) Семинар «Формирование читательской компетентности младших школьников»

Формирование читательской компетентности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования.

В настоящее время социуму необходим человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Все эти знания может дать нам правильно подобранный источник информации, одним из которых является книга.

(Слайд 2) В наш век инновационных технологий дети теряют интерес к чтению. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений достаточно черпать информацию с экрана телевизора, дисплея компьютера или телефона.

Одна из главных задач начального обучения - научить детей правильному, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге. Русский методист Тихомиров Д. И. утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслитьчитать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием».

На мой взгляд читательская компетентность одна из основ умения учиться.

Что же такое компетентность? (наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области).

(Слайд 3) Читательская компетентность– это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

(Слайд 4) Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение в парах.

2. Начитанность. Знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и городской библиотеки

4.  Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом

В своей практике я столкнулась с такими  проблемами как:

- низкая скорость чтения учащихся;

- не понимание смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

  Сегодня я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе, которые как я считаю, помогают моим ученикам улучшить навык чтения, выразительность, осознанность, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательских интересов и читательской компетентности.

Занятие я проведу в форме необычного тренировочного урока. Я буду выступать в роле учителя, а вы, уважаемые коллеги, будете в роли: учащихся экспериментального класса.

(Слайд 5) Вначале речевая разминка. Произнеси с разной интонацией: ? и !

Летят три пичужки через три пусты избушки?!

Задания направленные на 1. Скорость чтения

(Слайд 6) Упражнение «Прыжки» (чтение через слово в быстром темпе учитель – ученик)

Всё это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться. (Из "Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери)

Упражнение «Голова и хвост» (учитель начинает читать предложение, дети быстро находят его и дочитывают его до конца)

(Слайд 7) 2. Правильность чтения

Упражнение «Перевертыши» (чтение слов и предложений наоборот).

Упражнение «Загадочное описание» (восстановить деформированные предложения)

1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи

2. летом одним и зимой цветом

(Слайд 8) 3. Осознанность чтения.

Упражнение "Отбрось буквы и узнай слово", которых нет в русском алфавите, то получится фамилия автора, с произведениями которого мы сегодня будем знакомиться.



L R А F S Q Н W G Д Z h U Е L t Р V F С S R Е G Z L Y Н W J S N (Андерсен)



Упражнение Прочитай предложения наоборот справа налево:



вомодхашырк ан илсивопикьлусосеикьненот икниженсеиконидотюадапабеногонрумсап с яьтсилеинделсопилтселбаззёребяьчус ан имактеномимытолоз

(Слайд 9) 4. Выразительность чтения

1. Упражнение: Найдите, какие междометия встретились в тексте и произнесите одно из них с различной интонацией. (Начинала с 3 класса)

О! – удивление, радость, недовольство, испуг.

А! – негодование, презрение, радость.

2. Упражнение «Музыка» (чтение текста под музыку)

3. Упражнение «Настроение» (чтение абзаца в тексте с настроением, а остальные пробуют угадать его настроение)

Зверушкам и птичкам тоже сильно захотелось спать. Они устроились кто на кроватке, кто - в укромном уголке, кто - под дверью, и дом погрузился в сон. ( Из "Белоснежка и семь гномов").

(Слайд 10)Отдельно мне хочется выделить приём синквейн, который пишется по определённым правилам:

1 - существительное. Тема, о которой пойдёт речь.

2– это 2 прилагательных, описывающих предмет.

3 – это 3 глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме.

4– это предложение, которое показывает отношение автора к теме.

Предлагаю составить "синквейн" со словом СЕМИНАР

Я считаю, что все использованные мной методы и приемы способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской компетентности младших школьников.


Благодарю Вас за участие.

Познавательные УУД:

1) извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Коммуникативные УУД:

1) слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с

поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) работать в паре.


Регулятивные УУД:

1) высказывать своё предположение на основе работы с

материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные УУД:

1) высказывать своё отношение к героям, выражать свои

эмоции;

2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3)оценивать поступки в соответствии с определённой

ситуацией.



Просмотр содержимого презентации
«Читат компетентность»

Формирование читательской компетентности младших школьников  Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ№1 Шулеймановой Н.В.

Формирование читательской компетентности

младших школьников

Из опыта работы

учителя начальных классов МБОУ СОШ№1

Шулеймановой Н.В.

Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. В начале XXI века   дети читают  «не то» и «не так»  читательская пассивность детей

Чтение детей – это ключ к жизни

в информационном обществе.

В начале XXI века дети читают «не то» и «не так»

читательская пассивность

детей

Читательская компетентность-   это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Читательская компетентность-

это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Формирование читательской компетенции Формирование навыка чтения Начитанность Умения работать с книгой - Навыки и умения читательской деятельности

Формирование читательской компетенции

  • Формирование навыка чтения
  • Начитанность
  • Умения работать с книгой

- Навыки и умения читательской деятельности

Речевая разминка  Летят три пичужки через три пусты избушки.

Речевая разминка

Летят три пичужки через три пусты избушки.

Скорость чтения Всё это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться.  (Из

Скорость чтения

  • Всё это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться.

(Из "Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери)

Правильность чтения 1. «Перевертыш» 2. «Загадочное описание» Летом одним и зимой цветом  Три шкалы для оценки читательской компетентности: выглядят совершенно знакомыми. Проскакивают, не вызывая отклика. Между тем эти слова содержат несколько новые реалии:

Правильность чтения

1. «Перевертыш»

2. «Загадочное описание»

Летом одним и зимой цветом

Три шкалы для оценки читательской компетентности: выглядят совершенно знакомыми. Проскакивают, не вызывая отклика. Между тем эти слова содержат несколько новые реалии:

Осознанность чтения.

Осознанность чтения.

  • "Отбрось буквы и узнай слово»
  • "Отбрось буквы и узнай слово»

L R А F S Q Н W G Д Z h U Е L t Р V F

С S R Е G Z L Y Н W J S N

  • L R А F S Q Н W G Д Z h U Е L t Р V F С S R Е G Z L Y Н W J S N

Выразительность чтения  «Настроение» Зверушкам и птичкам тоже сильно захотелось спать. Они устроились кто на кроватке, кто - в укромном уголке, кто - под дверью, и дом погрузился в сон.

Выразительность чтения

«Настроение»

Зверушкам и птичкам тоже сильно захотелось спать. Они устроились кто на кроватке, кто - в укромном уголке, кто - под дверью, и дом погрузился в сон.

«Синквейн» 1. Одно существительное 2. Два прилагательных 3. Три глагола 4. Предложение

«Синквейн»

1. Одно существительное

2. Два прилагательных

3. Три глагола

4. Предложение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!