СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема добра и милосердия в сказке Н.Д. Телешова « Белая цапля».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема добра и милосердия в сказке Н.Д. Телешова « Белая цапля».»

Технологическая карта урока родной литературы

Класс: 5

УМК: Родная литература. 5 класс

Тип урока: открытие новых знаний

Тема урока: Тема добра и милосердия в сказке Н.Д. Телешова « Белая цапля».

Цели: продолжить формирование умения анализа эпического произведения; сопоставить характер героини с её поступком;

рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке; вовлечь учащихся в размышление о «нравственном выборе», использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, милосердие.

Задачи:

- раскрыть нравственные проблемы, затронутые в литературной сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля»

Белая цапля»;

- отработать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, аргументировать, обобщать;

- продолжить работу по анализу литературной сказки - эпического жанра;

- совершенствовать навыки работы по созданию характера литературного героя;

- формировать культуру взаимоотношений, чувство личной ответственности за содеянное.



Этапы урока

Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент

Включение в деловой ритм.

Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу,
И зародится в нём зерно доброты.

Обучающиеся отвечают на приветствие учителя. Включаются в рабочий ритм.

Личностные: самоопределение, самооценка готовности к уроку


  1. Стадия вызова с с выходом

на формулировку темы урока










III.Стадия осмысления (реализация смысла)































































































































IV.Рефлексия (размышление)
























V. Домашнее задание







  • Вспомните поступок, о котором вы жалеете.

  • Как бы вы поступили сейчас?

  • Сегодня мы познакомимся со сказкой Н.Д. Телешова “Белая цапля”.

  • Сообщение темы, чтение эпиграфов

Стратегия смыслового чтения «Мозговой штурм». Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? О чём сказка? (запись ключевых слов на доске).

  • Формулирование цели, задач урока

Мы будем читать текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему автор дал такое название сказке, о чем заставляет задуматься. И посмотрим, верна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнаем из текста.



  • Краткая биографическая справка о писателе.

Читаем текст с остановками.

1 фрагмент со слов “Далеко на севере…” до “Наступила долгая, томительная зима”

  • Почему автор подчеркивает, что люди, живущие тут, “любили и ценили всякую жизнь”?

2 фрагмент “Всякий день принцесса Изольда…” до “… сверкали и искрились, как снежинки при лунном свете!”

  • Что мы узнали об Изольде? Какая она? Составляем кластер.

  • Стратегия - «Обзор словаря». Словарная работа (гармония, искушение).

Гармония во всем. А что такое гармония?

(Можно зачитать некоторые высказывания):

  1. Гармония – это постоянное пребывание в состоянии миролюбия, излучения жизни, чистоты, здоровья, положительных эмоций.

  2. Гармония – это любовь, направленная на созидание жизни на земле.

  3. Гармония – это состояние внутреннего мира, абсолютная удовлетворенность всем, когда мы не испытываем внутреннего конфликта, противоречий, борьбы.

Изольда хотела, чтобы ее свадебный головной убор походил на стрелки мороза, “и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете”.

Читаем: “На другой день Изольда приказала готовить, какой замыслила, свадебный наряд…”

  • Почему не могли долго найти того, кто бы исполнил “этот убор”?

  • Появился старик со своим предложением. Как можно назвать появление этого старика? (Подвести к понятию “искушение”)

Искушение. Оно всегда рядом. А что такое искушение? 

ИСКУШЕНИЕ - соблазн, желание чего-нибудь запретного, недозволенного. (Д.Н. Ушаков.Большой толковый словарь современного русского языка)


  • В жизни каждого человека нередко бывают минуты, когда он стоит перед нравственным выбором. Перед каким выбором стоит Изольда?

Читаем: “И мало-помалу убить одну птицу, хотя и ради прихоти, стало казаться ей не таким уж страшным делом, как вначале: ведь все равно птица умрет — немного раньше или немного позднее… Зато как хорош будет ее свадебный убор! Как будет доволен принц Сагир. Как будет прелестна в этом наряде сама Изольда!”

“Все были радостны; только Изольда одна оставалась задумчивой, невеселой”. Почему?


3 фрагмент .Читаем: “Накануне вечером пришел в гавань корабль из далеких стран, а через несколько времени явился во дворец и старик. Поклонившись принцессе, он молча подал ей золоченый ящик  до “Руки ее дрожали”

  • Что произойдёт дальше?



4 фрагмент “С тех пор прошло несколько лет…”

Изольда счастлива в стране своего мужа, но ей “не хватало покоя”.

  • Как изменилась Изольда после замужества? (возвращаемся к кластеру, добавляем…)

  • Изольда все так же красива, добра, сердце ее наполняется любовью ко всему живому, сострадает, но почему она не знает покоя?

  • Так ли уж нужен, важен был для принцессы свадебный головной убор? (Нет, прихоть была).

  • Какую цену заплатила Изольда за свой наряд?

Оказывается и добрый, достойный человек может совершить жестокость, поступить легкомысленно, если не будет задумываться над последствиями своих поступков, и явившиеся ей ночью две белые цапли подтверждают, что прежние терзания Изольды были не случайны.


5 фрагмент.Читаем фрагмент “Вся комната была залита лунным светом, а у постели ее стояли две большие белые птицы…” 

  • Почему они говорят с Изольдой с горечью, но без ненависти?

  • Удалось ли принцессе Изольде загладить свой поступок, свою вину?








Зачитываем фрагмент:

— Грустная правда! — ответил король. — И птицы гибнут, и человек унижается.

  • Что значат эти слова короля?








Подробный выразительный пересказ отрывка из книги Н.А.Надеждиной “Каждой былинке брат” (индивидуальное, заранее подготовленное сообщение)


Читаем: “Тогда Изольда стала просить»… до 
«А назначение человека совсем не такое».

  • Почему “не делать зла, этого мало”?

  • Какого же назначение человека? 

Читаем:

«— Прощай, моя милая дочь! — проговорил ей в дорогу старый король. — Милосердие и добро, скоторыми ты едешь теперь, дадут тебе прочное счастье».

  • А что такое милосердие?

«Обзор словаря». Словарная работа. Милосердие – это не чувство, а состояние души.

К милосердию призывает нас Библия.

Зачитать несколько высказываний:

  • “Если стремиться к милосердию, не будет зла. Прекрасно там, где пребывает милосердие” - китайский философ Конфуций

  • “Милосердие  начинается с собственной семьи человека, но не заканчивается на ней… Потом оно идет к людям, окружающим нас в повседневной жизни…И от этого мир становится добрее…- Томас Фуллер

  • Что для себя решила Изольда?

Быть с народом, то есть делать добро людям – это искупление, возвращение к внутренней гармонии.

Работа в группах. Составление синквейна со словами: ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ.


Работа в группах.Стратегия смыслового чтения - «Толстые» и «тонкие» вопросы

Алгоритм реализации стратегии:
Учащимся предлагается составить вопросы по теме, по тексту и т.д. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развѐрнутого ответа. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых»и «тонких» вопросов.

Возвращение к теме, целям и эпиграфам урока.

Тема ответственности за содеянное перед лицом будущего. Гибель самой маленькой частички окружающего мира может привести к катастрофе человечества. Это звучит как предупреждение человечеству.

Н.Д. Телешов обращается к нам с призывом защитить природу, а значит, и человека, потому что тот, кто губит природу, губит самого себя.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е.Евтушенко

1.Написать мини-сочинение на одну из тем:

  • Доброта – это …

  • Мы и природа.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Какое дело может быть добрым?

2. Нарисовать иллюстрации к сказке.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения о содержании сказки, называют ассоциации.







Формулируют цели и задачи.

Цель: узнать новое о писателе и его произведении.

Ставят учебные задачи:

- узнать биографические сведения и Н.Д. Телешове;

- познакомиться с текстом сказки;

-проанализировать произведение: характеристика главных образов, выявление проблем текста;

- соотнести содержание сказки с эпиграфами и темой урока.



Слушают и включаются в обсуждение фрагментов.

Форма преобразования текста – кластер.

Заполнение таблицы по стратегии «Обзор словаря».



































Размышления над значением слова, соотнесённость с жизненным опытом.

  • Искушение обмануть

  • Искушение взять в руки сигарету

  • Искушение украсть

  • Искушение похвастаться…

Форма преобразования текста – схема.

Нравственный выбор













Предполагаемые ответы:

  • угрызение совести

  • раскаялась

  • сожалела

  • радовалась, что старик не возвращается

Высказывания о предполагаемом развитии сюжета.



Форма преобразования информации – кластер (дополнение к уже имеющемуся).

Сравнительный анализ состояния Изольды в 1 и 2 частях сказки (предполагаемый ответ: отсутствие гармонии, мучает совесть).

Цена необдуманного поступка: красивые белые цапли исчезли, их стали убивать, чтобы использовать красивый хохолок в нарядах – уничтожила весь род.




Предполагаемый ответ:

Птицы понимают, что Изольда поступила так, не подумав о последствиях. Они учат ее ответственности за свои поступки, т.е. серьезному взгляду на жизнь.

Маленькое зло всегда превращается в большое. То, что сделано, исправить нельзя. Можно только искупить свою вину.

Предполагаемый ответ:

Убивая, человек уничтожает в себе человеческое, перестает быть человеком, превращается в убийцу, хищника, зверя, признаётся в своей мелочности, в своем полном равнодушии ко всему, что не есть он сам, союз “и” в данном высказывании подчеркивает тесную взаимосвязь природы и человека. А всему виной Жадность и Беспечность. 



Индивидуальное сообщение







Творить добро!













Заполнение таблицы по стратегии «Обзор словаря».



Милосердие должно быть мило сердцу, идти из глубины души человека, осознаваться разумом.

Человек творит добро для людей, помогает им в трудной ситуации бескорыстно и не задумывается о том, что он сделал.


Работа в группах. Составить синквейн со словами: ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ




Работа в группах.






















Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения.

2. Самостоятельно формулировать цели и задачи урока.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.


Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.


Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.







Приложение 1

Н.А.Надеждина “Каждой былинке брат” (отрывок)


“С тех пор как Жадность взяла ружье в руки, множество птичьих и звериных голосов замолкли навеки. Их невозможно вернуть. Природа земного шара стала бедней.

Иногда Жадность сама пугалась того, что делала, и спрашивала совета у Беспечности. А та успокаивала: ничего страшного, природа богата, ее богатствам не будет конца.

Жадность была ненасытна. Глаза у Жадности были завидущие, руки загребущие, но сердца у нее не было. Беспечность не видела дальше своего носа, не могла заглянуть в завтрашний день.

Кто знает, сколько бы еще зла принесли людям Беспечность и Жадность, если бы не вмешался Разум. Разум сказал человеку: так больше нельзя! Подумай, остановись! И человек задумался, стал искать ответы. Пусть человек сильней всех живых существ на земле, но вспомним клич Маугли: “Мы с тобой одной крови!” Как и все живые существа, человек дышит, мучается голодом и жаждой, может заболеть.

Человеку нужны фабрики и заводы, но ему нужны и чистая вода, и зелень лесов, и свежий воздух. Ответ найден. Охраняя природу, человек охраняет себя”.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!