Доклад учителя начальных классов Годош Эльвиры Леннуровны.
Тема доклада « Организация проведения урока в 1 классе»
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.
Что должен делать учитель, проектируя и воспроизведя современный урок в первом классе:
1. Формировать у шестилеток мотивы учения, создавать эмоциональное настроение, возбуждать познавательный интерес.
2. Проектировать такую структуру урока, когда дети не только усваивают учебный материал, но и вовлекаются в самостоятельную познавательную деятельность Для этого необходимо продумать учебный материал и методы обучения.
3. Создавать на уроке учебные ситуации, которые обеспечивали бы эффективную деятельность всех шестилеток в соответствии с их способностями и подготовленностью.
4. Внедрять новые схемы взаимодействия учителя и учащихся на
уроке; использовать педагогику сотрудничества и личностно
ориентированное обучение.
5. Применять различные средства обучения, которые позволят развивать тему урока, экономить время, хорошо усваивать учебный материал и применять его на практике.
6. Заменять объяснительно-иллюстративный тип обучения
компенсаторным.
7. Внедрять инновационные методики и педагогические технологии в практику работы.
Первоклассники способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.
В первом классе отсутствует система оценки в баллах. На протяжении первого года обучения отметки не выставляются, но присутствуют словесная форма поощрений и указания на недостатки в усвоении изучаемого материала. Словесная оценка отражает продвижение ребенка вперед, его индивидуальный рост в познании учебных дисциплин.
оценка обязательно должна быть содержательной. Она предполагает:
• Во всех случаях доброжелательное отношение к ученику как личности;
• Положительную оценку усилий ученика, направленных на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);
• Конкретный анализ трудностей, вставших перед ребенком и допущенных им ошибок;
• Конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.
• Общий смысл оценочного высказывания должен быть примерно таким: «Ты действовал очень хорошо, но пока еще у тебя не все получилось правильно. В следующий раз ты сможешь выполнить задание еще лучше, чем выполнил сейчас».
Описание урока, его структура
Продолжительность урока в первом классе - 35 минут. Структура урока выглядит так:
1. Организационный момент.
Учитель в доброжелательной форме готовит детей к активной познавательной деятельности: создает мотивацию для нее, повышает их эмоциональное настроение.
2. Сообщение темы, постановка целей и задач урока.
Дается программа действий учителя и учащихся, направленная на получение желаемого результата. Цель носит триединый характер и состоит из взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.
3. Сообщение знаний, формирование умений и навыков шестилеток.
На данном этапе урока ведется целенаправленная работа по развитию
познавательных способностей детей, благодаря которой они вооружаются системой знаний, умений и навыков.
4. Закрепление знаний, умений и навыков.
5. Подведение итогов, рефлексия урока
Таковы этапы урока в первом классе. В его структуру включаются еще две (минимум) физкультминутки, упражнения для глаз после второго, третьего этапов урока.
Основные требования ФГОС НОО к личности современного учителя.
В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Необходимо усилить мотивацию к познанию, показать, что школьные знания – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а –необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.
Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Современный учитель – это профессионал. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Известно, что воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.