Урок литературы в 5 классе (программа Г. Меркина)
Тема: Е.И.Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребёнка.
Цели: Обучающие:
1. повторить биографические сведения о писателе;
2. познакомиться с особенностями прозы писателя на примере рассказа «Как патефон петуха от смерти спас»;
3. учиться находить в тексте художественные средства и определять их роль в рассказе;
Развивающие:
1. закреплять навык монологической речи;
2. закреплять навык самостоятельной работы с текстом художественного произ-ведения в группах ;
Воспитательная:
1.воспитывать в детях милосердие, сострадание, сочувствие, жалость, чуткость и др. качества.
Ход урока.
I. Организационный момент Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята!!
Ребята, как вы думаете ,о человеке какого характера могли прозвучать эти слова: «…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа»?(слайд 1)
Ответы детей : о добром, чутком; человеке, любящем детей.
Учитель:
Эти добрые слова писатель В. Катаев посвятил творчеству Е.И. Носова. ( слайд 2 с портретом Н.И.Носова)Рассказы Носова включают в себя доброе начало. Они повествуют о дружбе, честности, совести. Е. И. Носов посвятил свое творчество родной земле, природе, хорошим людям. Рассказ, о котором мы будем сегодня говорить, как раз об этом.
II. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
Ученик заранее на доске записывает ключевые слова к биографии Е.И.Носова, затем рассказывает о жизни и творчестве писателя, опираясь на записи.
III.Введение в тему (слайд 3)-Песня о доброте
- Какая связь между нашим уроком и песней, которую вы прослушали? Озвучивается тема урока.
Мир глазами ребенка. Добро и доброта.
IV .Целеполагание.(слайд 6) Как выдумаете, какова цель урока?
1).Размышления автора о том, какие качества необходимы человеку, чтобы построить отношения со всеми окружающими.
2)Показать мир глазами ребенка через добро и доброту.
V.Работа с текстом.
1.Лексическая работа.(слайд 7)
Патефон-вид граммофона в форме ящика или шкафчика с рупором.
2. Введение в беседу.(слайд 8-9)
-Зачитаем от начала текста до слов « … и Витька засел дома…»
-Кто главные герои рассказа? (Витька, бабушка, петух)
-Какая беда случилась с петухом?
-Найдите описание сильного мороза, неожиданно грянувшего накануне весны. Найдите изобразительные средства, передающие ощущение сильного холода.
-О чём этот рассказ? (О любви к животным; о доброте)
-Как можно объяснить название рассказа? (Варианты учащихся).
-Петуха приносят в дом, чтобы отрубить голову. У «мальчика похолодела спина». Какие ещё словосочетания передают отношение Витьки? Выпишите их. (1 ученик выполняет задание на обратной стороне разворота доски). –Каково значение данного слова?
Ответы учащихся.
«стало жаль петуха»
«Витька съёживался»
«в горле заскребло»
«глаза часто-часто замигали»
«юркнул в комнату и забился в угол»
3.Исследовательская работа.(cлайд 10)
1.Назовите словосочетания, передающие намерения взрослых. Какие чувства испытывает Витька при мысли убийства петуха? (Жалость, сострадание, желание помочь беззащитному)
2.Выразительное чтение от слов «Он был такой красивый и смелый» до слов «…и громко и благополучно завершая …»
3.Почему Витьке жаль петуха . Найдите в тексте слова, содержащие ответ на вопрос.
4.Лексическая работа (слайд 11)
1)Назовите глаголы, которыми передано поведение петуха.О чем свидетельствует их употребление в описании?
2)Как Витька пытается утешить петуха? О каком качестве характера героя свидетельствуют эти строки?
3
)Какое очень точное слово нашла бабушка, определив чувства Витьки? Стр.115 («Сердечко у тебя больно жалостливое. Он хочет помочь петуху! Как он это делает? Найдите и зачитайте в тексте.
4)Подберите к слову «жалостливое» синонимы и антонимы .
VIБЕСЕДА (слайд 12 ) -Как бабушка лечила петуха? Найти и зачитать. Стр.115
-Что заставило петуха издать воинственный крик?
-Какой момент в этом эпизоде показался вам особенно смешным?
-Найдите в тексте разговорные слова. Для чего они употреблены в тексте?
--Чему учит рассказ Е.И.Носова?
VII ФИЗМИНУТКА.(слайд 13)
VIII ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС( слайд14)
-Что же на самом деле спасло петуха?
IX.. РАБОТА В ГРУППАХ
1группа
1)Как Витька отнесся к больному петуху?
2)Как, с помощью каких слов автор передает чувства Витьки?
3)Из словаря выберите слова, которые обозначают отношение Витьки к птице.
4) Сделайте вывод. Какое чувство Витьки спасло петуха?
2группа
1)Как бабушка отнеслась к петуху?
2)Почему она лечила птицу? Как спасала?
3)Из словаря выберите слово, которое обозначает, как бабушка относилась к петуху
4)Сделайте вывод. Какое душевное качество бабушки спасло петуха?
3группа
1)Как Витька отнесся к больному петуху?
2). Как , с помощью каких слов автор передает чувства Витьки?
3).Из словаря выберите слово, которое обозначает отношение отца и Кольки к беде петуха.
4)Сделайте вывод. Все ли прониклись бедой петуха? Какие душевные качества проявили отец и Колька?
4группа
1)При каких обстоятельствах петух обнаружил признаки жизни?
2)Что заставило петуха издать воинственный крик?(Чувство превосходства над другими, гордость; чувство первенства)
3)Выберите из словаря качества, присущие петуху.
4)Сделайте вывод. Какие качества петуха вернули его к жизни?
РАБОТА ПО СЛОВАРЮ.
-ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ СПАСЛО ПЕТУХА ОТ СМЕРТИ, НАМ ПОМОЖЕТ УЗНАТЬ МИР ВОЛШЕБСТВА.ДОБРЫЕ ФЕИ СОБЕРУТ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛАРЕЦ ТЕ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ СПАСЛИ ПЕТУХА ОТ СМЕРТИ. ( слайд 19-26)
СЛОВАРЬ
Целеустремленность - готовность к действию
Гордость- чувство своего достоинства, сознание своего превосходства
Жалость - сострадание, соболезнование
Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается
Равнодушие - безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему
Сила духа - бодрость, моральная сила
Сострадание - участие в печали, сочувствие
Чуткость – способность замечать, понимать происходящее
9.Как вы теперь ответите на этот вопрос (слайд 27) - -Что же на самом деле спасло петуха?
(Милосердие, сострадание, чуткость, доброе сердце Витьки, сочувствие бабушки)
- Почему бабушка послушала внука? (Она рада, что внук умеет жалеть; пытается помочь)
X.РЕФЛЕКСИЯ содержания учебного материала( слайд 28 )
Сегодня на уроке я
-научился…
-было интересно…
-мои ощущения…
-этот урок дал мне для жизни…
-больше всего понравились задания…
X I Итог урока.(слайд 29)
-Какое высказывание о добре, на ваш взгляд, больше всего подходит нашему уроку?
1)Сердечность такой же дар, как красота и ум. (В.И.Качалов).
2).Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.( В.О.Ключевский).
3). Добру человек у человека учится.(Ч.Айтматов)
4.Доброта –это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен)
Вывод (cлайд 30)
НЕ УСТАВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО.(слайд 31).
X II Домашняя работа. Сочинение на тему «ДОБРУ ЧЕЛОВЕК У ЧЕЛОВЕКА УЧИТСЯ»
X III Заключительное слово Песня о доброте.(слайд 32 )