Добро и доброта. Мир глазами ребёнка. (По произведению Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»).
Учитель русского языка и литературы
Рулева Ольга Григорьевна
с. Тарумовка Тарумовский район Республика Дагестан
Т е м а:
РЕБЕНКА
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
.
1. Размышления автора о том , какие качества необходимы человеку, чтобы построить отношения со всеми окружающими.
1. Размышления автора о том , какие качества необходимы человеку ,чтобы построить отношения со всеми окружающими.
ВВЕДЕНИЕ В БЕСЕДУ .
1.Зачитаем от начала до сл.
«… и Витька засел дома …»
2.Кто герои рассказа?
Какая беда случилась с петухом?
3.Какая беда случилась с петухом?
4.Найдите описание сильного мороза, неожиданно грянувшего накануне весны.Найдите изобразительные средства, передающие ощущение силь-ного холода.
5.Петуха приносят в дом, чтобы отрубить голову. У мальчика ”похолодела спина…” Каково значение данного слова?
5.Петуха приносят в дом, чтобы отрубить голову. У мальчика ”похолодела спина…” Каково значение данногослова?
Исследовательская работа
1.Назовите словосочЕтания , передАЮЩИЕ
НамерениЯ ВЗРОСЛЫХ. КАКИЕ ЧУВСТВА ИС-
ПЫТЫВАЕТ ГЕРОЙ ?
2 .ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ОТ СЛОВ “ОН БЫЛ ТАКОЙ КРАСИВЫЙ И СМЕЛЫЙ” ДО СЛОВ “…И ГРОМКО И БЛАГОПОЛУЧНО ЗАВЕРШАЯ…”
3.ПОЧЕМУ ВИТЬКАЕ ЖАЛЬ ПЕТУХА НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ СЛОВА СОДЕРЖАЩИЕ ОТВЕТ НА ВОПРОС
3.ПОЧЕМУ ВИТЬКЕ ЖАЛЬ ПЕТУХА ? НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ СЛОВА ,СОДЕРЖАЩИЕ ОТВЕТ НА ВОПРОС.
Лексическая работа
.
1.Назовите глаголы , которыми передано поведение петуха . О чем свидетельствует их употребление в описании?
2.КАК ВИТЬКА ПЫТАЕТСЯ УТЕШИТЬ ПЕТУХА? О КАКОМ КАЧЕСТВЕ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ЭТИ СТРОКИ?
3.Какое очень точное слово нашла бабушка, определив чувство Витьки?
Синонимы антонимыСинонимы антонимы
4.Подберите к слову жалостливое
Синонимы
Антонимы
Проблемный вопрос .
Что же
на самом деле
Спасло петуха
спасло петуха?
РАБОТА В ГРУППАХ
1.ГРУППА
1 .Как Витька отнесся к больному петуху?
2. Как , с помощью каких слов автор передает чувства Витьки?
3.Из словаря выберите слова , которые обозначают отношение Витьки к птице?
Сделайте вывод. Какое чувство Витьки спасло петуха?
Сделайте вывод. Какое чувство Витьки спасло петуха?
РАБОТА В ГРУППАХ
2.ГРУППА
1.Как бабушка отнеслась к петуху?
2.Почему она лечила птицу? Как спасала?
3.Из словаря выберите слово , которое обозначает, как бабушка относилась к петуху?
Сделайте вывод. Какое чувство Витьки спасло петуха?
Сделайте вывод . Какое душевное качество бабушки спасло петуха ?
РАБОТА В ГРУППАХ
3.ГРУППА
1.Как Витька отнесся к больному петуху?
2. Как , с помощью каких слов автор пере- дает чувства Витьки?
3.Из словаря выберите слово, которое обозна- чает отношение отца и Кольки к беде петуха?
Сделайте вывод. Какое чувство Витьки спасло петуха?
Сделайте вывод. Все ли прониклись бедой петуха? Какие душевные качества проявили отец и Колька?
РАБОТА В ГРУППАХ
4 .ГРУППА
1При каких обстоятельствах петух обнаружил признаки жизни?
2.Что заставило его издать воинственный крик?
3.Выберите из словаря качества, при- сущие петуху.
Сделайте вывод. Какое чувство Витьки спасло петуха?
Сделайте вывод. Какие качест- ва петуха вернули его к жизни?
Словарь
Целеустремленность - готовность к действию
Гордость - чувство своего достоинства, сознание своего превосходства
Жалость - сострадание, соболезнование
Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается
Равнодушие - безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему
Сила духа - бодрость, моральная сила
Сострадание - участие в печали, сочувствие Чуткость – способность замечать, понимать происходящее
Что спасло петуха от смерти?
Воинственный дух
Словарь
Воинственный дух - готовность к действию
Что способно было погубить птицу?
Жалость
Милосердие
Равнодушие
Гордость - чувство своего достоинства, сознание своего превосходства
Жалость - сострадание, соболезнование
Сила духа
гордость
Чуткость
Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается
Равнодушие - безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему
Сила духа - бодрость, моральная сила
Сострадание - участие в печали, сочувствие
Чуткость – способность замечать, понимать происходящее
Как вы теперь ответи- те на вопрос урока?
ЧТО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ СПАСЛО ПЕТУХА?
ЧТО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ СПАСЛО ПЕТУХА?
1.СЕРДЕЧНОСТЬ ТАКОЙ ЖЕ ДАР, КАК КРАСОТА И УМ. В.И.Качалов.
2.Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. В.О.Ключевский.
3. Добру человек у человека учится.
.Ч.Айтматов.
4.Доброта –это то что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен.
4.Доброта –это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен
НЕ УСТАВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО.
НЕ УСТАВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО. А.П.ЧЕХОВ
Домашнее задание
Сочинение на тему
«Добру человек у человека учится»