СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Экологическое состояние России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по географии на тему: "Экологическое состояние России"

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Экологическое состояние России"»

МКОУ «Стальская гимназия»







Экологический брифинг





Тема:







8-е классы









2022 г.


«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ»


Цели: обобщить и углубить знания по проблемам взаимодействия общества и природы на современном этапе; сформировать у учащихся представление о сущности и причинах возникновения экологических проблем; формировать умения выступать перед аудиторией, защищать общество и природу.

Знать: сущность и причины возникновения экологических проблем.

Уметь: объяснять экологические ситуации отдельных территорий и стран мира. Прогнозировать основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном мире.


Оборудование: физическая и политическая карты мира, книги из серии «Сохраним наш мир», статья «Воздействие на животный мир».


Ход урока


  1. Организационный момент.


Звучит музыка И. Штрауса «Сказки венского леса».

Ведущий. Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес - единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой — вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

Это чудо - Природа. Человек - ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей.

Послушайте стихотворение:

Звучит стихотворение В. Глебова «И только ахает Природа…».

И только ахает Природа …

Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве – там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья и мазут.

Весь берег стал похож на свалку –

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет…

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

 И сокрушается Природа:

— Зачем все это, Человек?!

Иду таежною долиной…

И снова – горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах – черные болячки –

Беда, куда ни погляди…

И разъяснил мне егерь мрачно:

— А что? Кислотные дожди…

… Лес плакал точно в непогоду

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал стон Природы:

— Что натворил ты, Человек?!

Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой –

Шибали запахи волной.

Не море – сточная канава

Плескала тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы –

Ее созданье – Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг.

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Все может быть, все может статься…

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.

Ракеты бьют по небосводу,

Тревожа мирный наш ночлег,

И только ахает Природа:

— Да сын ли ты мне, Человек?

Ведущий.

- Сегодня, мы с вами собрались на слушании дела между «Обществом» и «Природой».




Судья. Сегодня мы слушаем дело о загрязнении окружающей среды и об экологических проблемах общества, дело состоит из 2 частей.

В первой природа обвиняет общество, человека, назначение которого, как считал Ж. Б. Ламарк, заключается якобы в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания.

Во второй части общество рассматривается (согласно Ж. Бюффону) как сила, способная из «дикой, умирающей природы сделать ее приятной и живой, осушить эти болота, оживить эти мертвые воды, заставить их течь». Своим трудом человек открывает в природе то, что она таила в лоне своем — неведомые ее сокровища. Я призываю высокий суд объективно разобраться в этом деле, выслушать обе стороны, свидетелей и вынести справедливый приговор.


Секретарь. Приглашается Природа.


П рирода. Прошло уже около 40 тысяч лет с момента появления человека на Земле. Благодаря научно-техническим достижениям он возомнил себя моим господином. Вольно или невольно он стал руководствоваться в своем отношении ко мне принципом всех поработителей — «Разделяй и властвуй!»


Секретарь. Приглашается Общество.


Общество. Наивысшая организация жизни и существования на Земле — Общество. В древние времена, когда человек был собирателем и охотником, он находился в более гармоничном единстве с окружающей природой и полностью зависел от неё. С развитием техники люди становились сильными, даже всемогущими. Они могли покорять и подчинять силы природы во благо себе.


Судья. Теперь послушаем свидетелей и пострадавших.

Приглашаю пострадавшую Землю-кормилицу.


Земля. Чтобы прокормиться, одеться человек интенсивно использует земельные ресурсы. Пашни и плантации занимают примерно 1,5 млн. га. В результате многих случаев неправильной обработки земли почвы разрушаются, что ведет к развитию эрозии, вторичному засолению.


Свидетель. Человек ежегодно извлекает из земных недр более 100 млрд. тонн руд, горючих и строительных материалов. Добыча полезных ископаемых приводит к изменению рельефа Земли, образованию котловин, пустот в верхних слоях земной коры.


Секретарь. Приглашается адвокат Природы.


Судья (обращаясь к адвокату Природы). Есть ли факты отрицательного влияния удобрений на здоровье человека?


Адвокат Природы. Повышенное содержание нитритов и нитратов в пищевых продуктах приводит ко многим заболеваниям человека. В нашем сельском хозяйстве в большом количестве применяют пестициды, которые используются человеком для борьбы с вредителями различных культур, но приводят и к гибели домашних животных.


Секретарь. Приглашается адвокат общества.


Судья (обращаясь к адвокату Общества) Делает ли человек что-нибудь сегодня, чтобы предотвратить развитие заболеваний от применения минеральных удобрений?


Адвокат Общества. В некоторых странах (США, Франция, ФРГ) уменьшают применение пестицидов или полностью отказываются от них. В США насчитывается более 20 тысяч ферм, не применяющих не только пестициды, но и минеральные удобрения. Аналогичные примеры есть и у нас: некоторые хозяйства Краснодарского края и Омской области отказались от применения пестицидов.


Секретарь. Приглашается свидетель Атмосфера.


Атмосфера. Источниками загрязнения атмосферы являются продукты сгорания автотранспорта и авиации. Сейчас в мире более 500 млн. автомобилей. На них приходится 60 % всех вредных выбросов в атмосферу, а ведь в выхлопных газах содержится около 200 вредных для здоровья компонентов. Реактивный лайнер за час полета сжигает 6—10 т кислорода. Промышленные выбросы и коммунально-бытовые отходы. В результате сжигания минерального топлива каждый год в атмосферу попадает более 20 млрд. т углерода, сернистого газа — это главный источник кислотных дождей, которые губительно действуют на все живое.

В результате ядерных взрывов, аварий на АЭС в атмосферу попадают радиоактивные элементы. Наиболее яркий пример негативного воздействия человека на климат Земли — это возникновение озоновой дыры над Антарктидой и Арктикой, а также парниковый эффект.


Секретарь. Приглашается свидетель Биосфера.


Биосфера. Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2 %, скорость уничтожения экваториальных лесов за последние 50 лет составляет 20 га. в сутки. По вине человека многие виды растений и животных стали редкими или исчезли совсем. С 1600 г. на Земле вымерли 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. В настоящее время насчитывается 2 млн. видов. Под угрозой исчезновения находится 1000 видов животных. Исчезнувшие виды восстановить уже невозможно.


Секретарь. Приглашается свидетель Гидросфера.


Гидросфера. Вода неоценимое богатство, без нее невозможна жизнь на планете. Физиологическая потребность в воде одного человека за 70 лет составляет 50 т. В современном городе только на бытовые нужды ежесуточно требуется 300—500л воды на человека. Количество ежесуточно расходуемой человечеством пресной воды в настоящее время равняется годовой добыче всех полезных ископаемых.

Т аким образом, основными источниками загрязнения являются:

1) бытовые и промышленные отходы;

2) минеральные удобрения и пестициды, смываемые с полей;

3) продукты гниения древесины при молевом сплаве леса;

4) отходы от горюче-смазочных материалов применяемых в автомобильном транспорте, авиации, морском и речном флоте;

5) нефть, покрывающая 1/4 часть Мирового океана вследствие потерь при ее

подводной добыче, перевозке и авариях судов.

6) отходы животноводства. Один свинокомплекс на 108 тыс. голов или комплекс крупного рогатого скота на 35 тыс. голов дает загрязнение, равное отходам крупного города с населением 500 тыс. жителей.


Судья (обращаясь к адвокату Общества). Сознает ли общество свои ошибки?


Адвокат. Да, общество признает их. Во многих странах проводят работу по искусственному лесоразведению. Для сохранения некоторых видов флоры и фауны организованы заповедники, заказники, национальные парки.


Судья: Сущность конфликта Общества с Природой заключается в том, что человечество стремится взять от нее гораздо больше, чем Природа может дать без ущерба для себя. Окружающая нас Природа не только величественна, но и удивительно хрупка и ранима. Для того чтобы понять масштабы наступления Общества на Природу, можно провести следующее сопоставление.

Биосфера нашей планеты существует около 4 млрд. лет, она начала формироваться с момента образования планеты Земля. Современный человек существует на Земле 100 тыс. лет. Если принять продолжительность жизни одного поколения людей за 60 лет, то всю историю нашей цивилизации можно вместить в 800 поколений: 600 из них носили звериные шкуры, 100 владели письменностью, 4 использовали силу пара, 2 электричество. И только наше поколение поставило себе на службу авиацию и космонавтику, радио и телевидение, атомную энергию, мощную индустрию. Это значит, что Общество одним скачком вышло из равновесия с биосферой, частью которой оно является, и его деятельность стала угрозой существованию биосферы. За исторически короткий срок наступления индустриальной эры, начавшейся 300 лет назад, развитие Общества приняло подлинно взрывной характер. Сегодня на каждом из нас лежит огромная ответственность за состояние Природы, а, следовательно, за здоровье и благополучие нынешнего и грядущего поколений.



Общество. Сотни тысячелетий происходило становление Человека разумного. Только последние 20 лет характеризуются тем, что в мировом общественном мнении произошел коренной перелом в понимании необходимости охраны окружающей среды. Если в 1800 г. численность населения достигла 1 млрд. то всего за последующие 100 лет к 1900 г. она увеличилась вдвое. Несмотря на одну из самых кровопролитных войн в истории человечества — Вторую мировую войну, унесшую 50 млн. жизней, — рубеж в З млрд. был достигнут в 1960 г. или всего за 30 лет. Через 15 лет население насчитывало 4 млрд. а в настоящее время оно достигло 7 млрд. и увеличивается ежегодно на 75—80 млн. человек. Такое население требует значительного роста производства, потребления продовольствия, растущего потребления минеральных и энергетических ресурсов. МЫ хотим хорошо жить, а для этого добывать и перерабатывать огромное количество сырья.


Суд удаляется для принятия решения.


Судья (объявляя решение суда). Высокий суд признал, что Общество испытывает на себе давление взаимосвязанных проблем. Если эти проблемы достигнут критического уровня, то Общество может ожидать если не гибели, то очень серьезных потрясений, которые приведут к существенному снижению его численности, качества жизни и уровня потребления.


Во избежание катастрофы требуется:

1. Повсеместно построить очистные сооружения в промышленных предприятиях.

2. Использовать наиболее безвредные виды топлива и разработка новых видов.

3. Перейти к безотходным технологиям.

4. Рационально размещать предприятия черной и цветной металлургии,

целлюлозно-бумажной промышленности.

5. Перейти к биологическому земледелию.

6. Рационально использовать природные богатства.

7. Принять срочные меры по предотвращению исчезновения многих видов флоры и фауны.


III. Заключительная часть (обобщение).

Ведущий. Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами - мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.

Послушайте стихотворение:

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики...

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, -

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите...

М. Дудин

Звучит песня «Березы» в исполнении Н. Расторгуева (в записи).

Послушайте стихотворение:



Учитель. Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами говорили о хрупкости, уязвимости природы, о необходимости её беречь и защищать. И, я думаю, никто из вас, став взрослым, не будет нарушать экологическое законодательство. Ведь на Земле жить не только вам, но и вашим детям и внукам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!