Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 9
ст. Нефтяная, Апшеронский район
Инновационный поиск - 2012
Тема: «Экологическое воспитание младших школьников как потенциал достижения результатов ФГОС»
Докладчик:
Кияница Н.П. учитель химии биологии
Тема: «Экологическое воспитание младших школьников как потенциал достижения результатов ФГОС»
Прошли первые месяца школьной жизни по новому стандарту. ФГОС – это не только нововведение для первоклассников и учителей – это старт к качественному изменению образования в целом. В условиях ФГОС усилилось значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Одним из направлений общекультурной деятельности в нашем общеобразовательном учреждении является работа кружка эколого-биологической направленности «Экология для младших школьников». Кружок разработан для учащихся I класса и рассчитан на 33 занятия (1 раз в неделю).
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи:
1. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
2. Вовлечение учащихся в процесс активной познавательной деятельности;
3. Воспитание ответственного отношения к здоровью, любви к природе, жизни, родному краю
Я, думаю, что каждый из присутствующих согласится, что любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе необходимо с самого раннего детства. Таким образом, при взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире. Так шаг за шагом нужно стремиться прививать детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.
Актуальность программы кружка обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
• у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
• низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
• обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;
• младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
• обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.
В связи с этим ведущей идеей программы является, таким образом организовать внеурочные занятия, чтобы освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике проходило во взаимодействии с миром.
Таким образом, формы организации занятий данного кружка разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
К групповым - клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; просмотры кинофильмов; экскурсии; экологический практикум.
Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.
Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность младших школьников. Разные ее виды деятельности дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем.
По окончанию учебного года учащиеся должны знать:
- простейшие элементы ориентирования на местности;
- связь между человеком и природой;
- связь между состоянием природы и здоровьем человека;
- природу родного края;
По окончанию учебного года учащиеся должны уметь:
- составлять маршруты прогулок;
- различать изученные группы растений и животных;
- вести наблюдения в природе;
- выполнять правила поведения в природе;
- активно участвовать в природоохранных акциях.
Для достижения всех перечисленных знаний, умений и навыков наша школа и окружающая природа имеют все возможности к их достижению: достаточное лабораторное оснащение и уникальную природу за окном.