СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема экспериментальной работы : Реализация системно-деятельностного подхода через применение технологии проектов в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

речь идет об экспекрементальной работе

Просмотр содержимого документа
«Тема экспериментальной работы : Реализация системно-деятельностного подхода через применение технологии проектов в начальной школе»

Тема экспериментальной работы : Реализация системно-деятельностного подхода через применение технологии проектов в начальной школе

Цель экспериментальной работы: создание условий для активизации познавательной деятельности и исследовательской культуры у детей младшего школьного возраста подхода через применение технологии проектов в начальной школе

Задачи:

1.Выявить теоретические подходы, позволяющие активизировать познавательную компетентность младших школьников в аспекте универсальных учебных действий.

2.Проанализировать и апробировать технологии, способствующие формированию и активизации познавательной деятельности.

3.Внедрять систему мониторинга познавательной активности.

4.Провести стартовую диагностику познавательной активности обучающихся.

5.Спланировать систему работы по активизации познавательной деятельности и исследовательской культуры в процессе создания проектов на 2021-2023 г..

6.Сравнить полученные данные и выявить динамику познавательной активности и исследовательской культуры обучающихся.

Актуальность работы:

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной концепции ФГОС становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Опыт работы в начальных классах показывает, что, несмотря на новизну предметов, к концу первого года обучения началу второго года обучения происходит снижение интереса к учебе и учебному материалу. Именно здесь, для активизации познавательной деятельности, на помощь учителю должны прийти современные технологии и одна из них-проектная деятельность.

Особенностью проектной деятельности является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно, опираясь на помощь родителей и учителя, добывать и систематизировать новые знания.

Так же необходимость усиления внимания к использованию проектной технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации концепции ФГОС, на наш взгляд, обусловлена следующими противоречиями между:

- требованиями ФГОС к учителю по достижению метапредметных результатов и практическими результатами в формировании и развитии познавательной деятельности, в частности, в умении добывать, преобразовывать и представлять информацию;

-развитием проектной технологии как относительно самостоятельного направления современной педагогической теории и практики и недостаточной разработанностью методических материалов для использования в учебной деятельности при формировании и развитии познавательной активности младших школьников.

Сроки реализации эксперимента 2021 – 2023 уч.г

Участники эксперимента; ученики младших классов

Объект эксперимента: технологии, способствующие формированию и активизации познавательной деятельности и исследовательской культуры.

Гипотеза: исследования заключается в том, что использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности приведет к активизации познавательной деятельности, повысит заинтересованность ребят к учебе

Формы и методы экспериментальной работы:

-методы эмпирического исследования (наблюдение, анкетирование, собеседование, тестирование и др.)

-педагогический эксперимент: проведение тематических родительских собраний, проведение мастер - классов», «Учусь создавать проекты»; вовлечение учащихся в разные виды проектной и исследовательской деятельности.

-обобщение и распространение опыта работы учителя на разных уровнях; статистические методы обработки данных эксперимента.

Психолого –педагогическое обоснование эксперимента: Большинство исследователей отмечают, что полноценная познавательная деятельность выступает в обучении главным условием развития инициативы у детей, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации из различных источников, включая интернет, все эти качества личности формируются у школьников только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого рода заданий-проектов, приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Овладение умениями:

Самостоятельно ( в начале с небольшой помощью взрослых) находить и использовать различные источники для получения и анализа необходимой информации, в том числе по проекту;

-анализировать ситуацию и потребности, обусловливающие проектную работу, прогнозировать ее развитие, аргументированно формулировать цель и задачи проекта, обоснованно подбирать методы проектирования;

-планировать как собственную, так и коллективную деятельность, управлять и контролировать ее

Ожидаемые результаты:

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей:

-знакомство с основами теории проектирования; методологией проектирования;

-практическая реализация проектов различного вида;

-приобретение опыта в разработке проекта и его представлении

Этапы эксперимента:

Первый этап - подготовительный (сентябрь 2021 – апрель 2023)

В процессе наблюдения я отмечала наличие у младших школьников таких проявлений: активность, самостоятельность, отвлекаемость ,диагностировались исходные данные учащихся, задействованных в исследовании (метод наблюдения, анкетирование, индивидуальные беседы с учащимися). Анализ результатов диагностики показал, что основная масса обучающихся- 13 человек, имеют средний уровень познавательной активности, а для 4 человек характерен низкий уровень, 2 ученика имеют высокий уровень познавательной активности, использовала программу мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе ( на основе Асмолова)

Были сделаны выводы о том, что специальные умения и навыки как элементы проектной деятельности находятся на начальном этапе в процессе работы над проектом. В это время все проекты по учебным предметам, а их достаточно много даже в 1 –ом классе ребята выполняли под руководством учителя и с помощью родителей ( в основном именно родители готовили проект) но хочется отметить, что большинству ребят нравилось защищать проект перед всем классом

Второй этап-практический.( май2022- ноябрь2023год) Этот этап связан с апробацией методики формирования познавательных способов деятельности учащихся на основе технологий проектной и исследовательской деятельности.

Были сформулированы основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности;

проблематизация: умение формулировать проблему после рассмотрения, какой либо ситуации или явления;

-целеполагание как умение формулировать цель деятельности;

-планирование (планировать этапы, формулировать задачи, предполагаемые результаты, исполнителей, сроки и т.д)

-анализ результатов и рефлексия (анализ результатов по соответствию цели)

-презентация и защита проектов;

В результате проведенной работы каждый из учеников 2 –го класса ( 19), нашли интересные темы для проектов, с помощи родителей и учителя создали презентацию к проекту, делали поделки и как результат защитили в конце года свой проект перед всем классом

Вот темы некоторых проектов:

Мы – мыловары

Мой попугай Кеша

Для чего Зебре нужны полоски?

Лисица – рыжая сестрица

Путешествие в зоопарк

Что за чудо – это апельсин? Проект был успешно представлен на районной конференции

Космос – глазами детей

Чудесное явление природы - облака» был представлен на районной конференции



Третий этап-аналитико-обобщающий. (май 2023год)

С 2021 по 2023уч.г. работа над проектами проходила не только во внеурочной деятельности, но и на уроках. Это проекты «Моя семья», проект «Мыловары», Проект «Рассказ о слове», Проект «Семья слов», «Имя прилагательное в загадках», «Задачи-расчёты» и многие другие. Я провела открытый урок - проект по русскому языку для коллег по теме «Тайна моего имени»

Осуществлен анализ полученных результатов; определены показатели изменения уровня познавательной активности учащихся, участвующих в эксперименте, сформулированы выводы, описан и представлен опыт на конкурсе учитель года, на педсовете, на метод объединении учителей начальных классов

И САМАЯ ГЛАВНОЕ – ЭТО ЗАЩИТА ЕЖЕГОДНО ДЕТСКИХ ПРОЕКТОВ. В апреле 2023 года прошла защита проектов,.Тема проектов была разнообразная, особенно удался проект «Мое родное село», где ребята представили рассказ о своем родном селе, историю села и знаменитых людях села

Афганская война глазами детей; Вот она моя морковка!; Испеку хлеб своими руками и…..

Удивительное оригами; Профессия врача глазами детей….

Результаты экспериментальной деятельности

1.Были выявлены основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности:

умение формулировать проблему после рассмотрения, какой либо ситуации или явления

-целеполагание как умение формулировать цели деятельности

-планирование (планировать этапы, формулировать задачи, предполагаемые результаты, сроки, исполнителей

-анализ результатов и рефлексия (анализ результатов по соответствию цели)

-презентация и защита проектов;

2.Апробировались основные виды деятельности, направленные на формирование специальных проектных умений:

: выдвижение идеи, целеполагание, формулирование задачи, выдвижение гипотезы, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.

построение устного доклада, выбор способов и форм наглядной презентации, изготовление предметов наглядности, защита проекта, оценка и самооценка проекта.

слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.

: находить нужную информацию, формулировать ключевые слова

структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

К положительным факторам использования технологии проектной деятельности можно отнести:

-повышение мотивации учащихся

-развитие способности к более активной практической деятельности

-создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса.

-привлечение к проектной деятельности в урочной и внеурочной работе способствует повышению уровня развития познавательной активности у обучающихся начальных классов.

Согласно полученным результатам, можно сделать выводы, что уровень сформированности познавательной активности у младших школьников напрямую зависит от умения учителя организовать проектную деятельность на уроке и во внеурочное время.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что применяемые мною методы и приемы в формирующем эксперименте эффективны для развития и формирования познавательной активности младших школьников. Более 75% обучающихся улучшили умение работать с информацией, находить информацию в тексте, презентовать полученную информацию в различных формах, оценивать результат. Более 70% улучшили свои коммуникативные умения: слушать и понимать других, выражать себя, взаимодействовать внутри группы, работать в команде.

Таким образом, в ходе анализа уровней познавательной активности младших школьников можно сделать вывод о том, что проведение работы, которая заключалась в развитии познавательной активности, имеет положительную динамику.

В процессе проведения эксперимента детьми моего класса были получены результаты:

-100% обучающихся класса вовлечены в различные виды проектной деятельности. В следующем учебном году планируем работу над социальным проектом «Моя малая родина»





Приложение 1

Диагностика уровня познавательной активности обучающихся

(по Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой)




Уровни познавательной активности


Психолого-педагогические особенности учащихся

Нулевой уровень


Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.


Низкий уровень

Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?».


Средний уровень

Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.


Высокий уровень (творческий)


Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.






Приложение 2

Возрастные особенности развития

познавательных универсальных учебных действий

у младших школьников

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• умение структурировать знания;

• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.




Универсальные логические действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятия, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей;

• построение логической цепи рассуждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций 

умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии

Технологическая карта формирования познавательных УУД




Вид УУД

Нормативные показатели

класс

Уровни сформированности

диагностика

низкий

средний

высокий

педагог

психолог

Общеучебные универсальные действия

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное


1

Большинство умений

не сформированы

Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога

Выполняет самостоятельно

наблюдение


Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Побуждение к действию, стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях

2

Большинство умений

не сформированы

Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога пересказывать и работать с информацией

Выполняет самостоятельно

Наблюдение опрос

Выделять самостоятельность мышления


Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Побуждение к действию, стимулирование Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

Самостоятельно предполагать, информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.





3

Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом

Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера

Выполняет самостоятельно

Наблюдение, опрос, контрольные задания


Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Побуждение к действию. Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

Самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Составлять сложный план текста. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).


4

Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом

Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера

Выполняет самостоятельно

Наблюдение, опрос, контрольные задания, тесты


Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Составлять сложный план текста по заданному алгоритму. Привлечение к работе с разными источниками информации, а также к проектно- исследовательской деятельности.

Рекомендации:

Проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности.

Логические учебные действия

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков


1

Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена

Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков

Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков


«Найди отличия» (сравнение картинок)

Рекомендации:

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Рекомендации: составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу

2

Не сформированы логические операции

Владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам

Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности





Выделение существенных признаков

Рекомендации:

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Рекомендации:

Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

3

Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей

Умеет анализировать устанавливает закономерности, но делает с ошибками. Требуется больше времени на выполнение подобных заданий.

Умеет анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения различных задач


Тест «Логические закономерности»

Рекомендации:

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям, с отработкой навыков


Рекомендации:

Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.


4

Логические связи устанавливать не может. Недостаотчно развита аналитико- синтетическая деятельность.

Логические связи устанавливает с трудом. Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе.

Логические связи устанавливает. Умеет сравнивать, группировать. Мыслит самостоятельно


«Исследование словесно-логического мышления младших школьников

Рекомендации:

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям


Рекомендации:

Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах

Постановка и решения проблем

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

1

Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. Задает много вопросов




Рекомендации:

Побуждение к действию, задания проблемно-поискового характера

самостоятельно ориентируется в учебнике.




Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность.

Задания проблемно-поискового характера









Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы


2

Самостоятельно не может определять круг своего незнания. Не может делать самостоятельные выводы

Не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках.

Хорошо ориентируется в изученном материале. Может самостоятельно найти нужный источник информации. Умеет самостоятельно наблюдать и делать простые выводы.

Самостоятельные и практические работы


Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Необходимы алгоритмы работы с источниками дополнительной информации и умения наблюдать и делать выводы.

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания, участие в олимпиадах

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

иллюстрация и др.), для решения проблем

планировать свою работу по изучению незнакомого материала.


3

Делать самостоятельно не может

Делает частично самостоятельно, частично с помощью

Делает самостоятельно

Самостоятельные и практические работы. Творческие задания


Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

4












































Делать самостоятельно не может

Делает частично самостоятельно, частично с помощью

Делает самостоятельно

Самостоятельные и практические работы. Творческие задания. Проекты


Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

Список методик для мониторинга

  1. «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).

  2. Выделение существенных признаков (2 класс).

  3. Логические закономерности (3 класс).

  4. Исследование словесно- логического мышления (4 класс).