Тема экспериментальной работы : Реализация системно-деятельностного подхода через применение технологии проектов в начальной школе
Цель экспериментальной работы: создание условий для активизации познавательной деятельности и исследовательской культуры у детей младшего школьного возраста подхода через применение технологии проектов в начальной школе
Задачи:
1.Выявить теоретические подходы, позволяющие активизировать познавательную компетентность младших школьников в аспекте универсальных учебных действий.
2.Проанализировать и апробировать технологии, способствующие формированию и активизации познавательной деятельности.
3.Внедрять систему мониторинга познавательной активности.
4.Провести стартовую диагностику познавательной активности обучающихся.
5.Спланировать систему работы по активизации познавательной деятельности и исследовательской культуры в процессе создания проектов на 2021-2023 г..
6.Сравнить полученные данные и выявить динамику познавательной активности и исследовательской культуры обучающихся.
Актуальность работы:
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной концепции ФГОС становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Опыт работы в начальных классах показывает, что, несмотря на новизну предметов, к концу первого года обучения началу второго года обучения происходит снижение интереса к учебе и учебному материалу. Именно здесь, для активизации познавательной деятельности, на помощь учителю должны прийти современные технологии и одна из них-проектная деятельность.
Особенностью проектной деятельности является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно, опираясь на помощь родителей и учителя, добывать и систематизировать новые знания.
Так же необходимость усиления внимания к использованию проектной технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации концепции ФГОС, на наш взгляд, обусловлена следующими противоречиями между:
- требованиями ФГОС к учителю по достижению метапредметных результатов и практическими результатами в формировании и развитии познавательной деятельности, в частности, в умении добывать, преобразовывать и представлять информацию;
-развитием проектной технологии как относительно самостоятельного направления современной педагогической теории и практики и недостаточной разработанностью методических материалов для использования в учебной деятельности при формировании и развитии познавательной активности младших школьников.
Сроки реализации эксперимента 2021 – 2023 уч.г
Участники эксперимента; ученики младших классов
Объект эксперимента: технологии, способствующие формированию и активизации познавательной деятельности и исследовательской культуры.
Гипотеза: исследования заключается в том, что использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности приведет к активизации познавательной деятельности, повысит заинтересованность ребят к учебе
Формы и методы экспериментальной работы:
-методы эмпирического исследования (наблюдение, анкетирование, собеседование, тестирование и др.)
-педагогический эксперимент: проведение тематических родительских собраний, проведение мастер - классов», «Учусь создавать проекты»; вовлечение учащихся в разные виды проектной и исследовательской деятельности.
-обобщение и распространение опыта работы учителя на разных уровнях; статистические методы обработки данных эксперимента.
Психолого –педагогическое обоснование эксперимента: Большинство исследователей отмечают, что полноценная познавательная деятельность выступает в обучении главным условием развития инициативы у детей, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации из различных источников, включая интернет, все эти качества личности формируются у школьников только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого рода заданий-проектов, приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Овладение умениями:
Самостоятельно ( в начале с небольшой помощью взрослых) находить и использовать различные источники для получения и анализа необходимой информации, в том числе по проекту;
-анализировать ситуацию и потребности, обусловливающие проектную работу, прогнозировать ее развитие, аргументированно формулировать цель и задачи проекта, обоснованно подбирать методы проектирования;
-планировать как собственную, так и коллективную деятельность, управлять и контролировать ее
Ожидаемые результаты:
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей:
-знакомство с основами теории проектирования; методологией проектирования;
-практическая реализация проектов различного вида;
-приобретение опыта в разработке проекта и его представлении
Этапы эксперимента:
Первый этап - подготовительный (сентябрь 2021 – апрель 2023)
В процессе наблюдения я отмечала наличие у младших школьников таких проявлений: активность, самостоятельность, отвлекаемость ,диагностировались исходные данные учащихся, задействованных в исследовании (метод наблюдения, анкетирование, индивидуальные беседы с учащимися). Анализ результатов диагностики показал, что основная масса обучающихся- 13 человек, имеют средний уровень познавательной активности, а для 4 человек характерен низкий уровень, 2 ученика имеют высокий уровень познавательной активности, использовала программу мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе ( на основе Асмолова)
Были сделаны выводы о том, что специальные умения и навыки как элементы проектной деятельности находятся на начальном этапе в процессе работы над проектом. В это время все проекты по учебным предметам, а их достаточно много даже в 1 –ом классе ребята выполняли под руководством учителя и с помощью родителей ( в основном именно родители готовили проект) но хочется отметить, что большинству ребят нравилось защищать проект перед всем классом
Второй этап-практический.( май2022- ноябрь2023год) Этот этап связан с апробацией методики формирования познавательных способов деятельности учащихся на основе технологий проектной и исследовательской деятельности.
Были сформулированы основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности;
проблематизация: умение формулировать проблему после рассмотрения, какой либо ситуации или явления;
-целеполагание как умение формулировать цель деятельности;
-планирование (планировать этапы, формулировать задачи, предполагаемые результаты, исполнителей, сроки и т.д)
-анализ результатов и рефлексия (анализ результатов по соответствию цели)
-презентация и защита проектов;
В результате проведенной работы каждый из учеников 2 –го класса ( 19), нашли интересные темы для проектов, с помощи родителей и учителя создали презентацию к проекту, делали поделки и как результат защитили в конце года свой проект перед всем классом
Вот темы некоторых проектов:
Мы – мыловары
Мой попугай Кеша
Для чего Зебре нужны полоски?
Лисица – рыжая сестрица
Путешествие в зоопарк
Что за чудо – это апельсин? Проект был успешно представлен на районной конференции
Космос – глазами детей
Чудесное явление природы - облака» был представлен на районной конференции
Третий этап-аналитико-обобщающий. (май 2023год)
С 2021 по 2023уч.г. работа над проектами проходила не только во внеурочной деятельности, но и на уроках. Это проекты «Моя семья», проект «Мыловары», Проект «Рассказ о слове», Проект «Семья слов», «Имя прилагательное в загадках», «Задачи-расчёты» и многие другие. Я провела открытый урок - проект по русскому языку для коллег по теме «Тайна моего имени»
Осуществлен анализ полученных результатов; определены показатели изменения уровня познавательной активности учащихся, участвующих в эксперименте, сформулированы выводы, описан и представлен опыт на конкурсе учитель года, на педсовете, на метод объединении учителей начальных классов
И САМАЯ ГЛАВНОЕ – ЭТО ЗАЩИТА ЕЖЕГОДНО ДЕТСКИХ ПРОЕКТОВ. В апреле 2023 года прошла защита проектов,.Тема проектов была разнообразная, особенно удался проект «Мое родное село», где ребята представили рассказ о своем родном селе, историю села и знаменитых людях села
Афганская война глазами детей; Вот она моя морковка!; Испеку хлеб своими руками и…..
Удивительное оригами; Профессия врача глазами детей….
Результаты экспериментальной деятельности
1.Были выявлены основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности:
умение формулировать проблему после рассмотрения, какой либо ситуации или явления
-целеполагание как умение формулировать цели деятельности
-планирование (планировать этапы, формулировать задачи, предполагаемые результаты, сроки, исполнителей
-анализ результатов и рефлексия (анализ результатов по соответствию цели)
-презентация и защита проектов;
2.Апробировались основные виды деятельности, направленные на формирование специальных проектных умений:
: выдвижение идеи, целеполагание, формулирование задачи, выдвижение гипотезы, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
построение устного доклада, выбор способов и форм наглядной презентации, изготовление предметов наглядности, защита проекта, оценка и самооценка проекта.
слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
: находить нужную информацию, формулировать ключевые слова
структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
К положительным факторам использования технологии проектной деятельности можно отнести:
-повышение мотивации учащихся
-развитие способности к более активной практической деятельности
-создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса.
-привлечение к проектной деятельности в урочной и внеурочной работе способствует повышению уровня развития познавательной активности у обучающихся начальных классов.
Согласно полученным результатам, можно сделать выводы, что уровень сформированности познавательной активности у младших школьников напрямую зависит от умения учителя организовать проектную деятельность на уроке и во внеурочное время.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что применяемые мною методы и приемы в формирующем эксперименте эффективны для развития и формирования познавательной активности младших школьников. Более 75% обучающихся улучшили умение работать с информацией, находить информацию в тексте, презентовать полученную информацию в различных формах, оценивать результат. Более 70% улучшили свои коммуникативные умения: слушать и понимать других, выражать себя, взаимодействовать внутри группы, работать в команде.
Таким образом, в ходе анализа уровней познавательной активности младших школьников можно сделать вывод о том, что проведение работы, которая заключалась в развитии познавательной активности, имеет положительную динамику.
В процессе проведения эксперимента детьми моего класса были получены результаты:
-100% обучающихся класса вовлечены в различные виды проектной деятельности. В следующем учебном году планируем работу над социальным проектом «Моя малая родина»
Приложение 1
Диагностика уровня познавательной активности обучающихся
(по Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой)
Уровни познавательной активности | Психолого-педагогические особенности учащихся |
Нулевой уровень | Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога. |
Низкий уровень | Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?». |
Средний уровень | Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. |
Высокий уровень (творческий) | Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. |
Приложение 2
Возрастные особенности развития
познавательных универсальных учебных действий
у младших школьников
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• умение структурировать знания;
• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятия, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей;
• построение логической цепи рассуждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций —
умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии
Технологическая карта формирования познавательных УУД
Вид УУД | Нормативные показатели | класс | Уровни сформированности | диагностика |
низкий | средний | высокий | педагог | психолог |
Общеучебные универсальные действия | Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное | 1 | Большинство умений не сформированы | Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога | Выполняет самостоятельно | наблюдение | |
Рекомендации: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении | Рекомендации: Побуждение к действию, стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя | Рекомендации: Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности |
Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях | 2 | Большинство умений не сформированы | Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога пересказывать и работать с информацией | Выполняет самостоятельно | Наблюдение опрос Выделять самостоятельность мышления | |
Рекомендации: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении | Рекомендации: Побуждение к действию, стимулирование Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов | Рекомендации: Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания |
Самостоятельно предполагать, информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. | 3 | Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом | Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера | Выполняет самостоятельно | Наблюдение, опрос, контрольные задания | |
Рекомендации: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении | Рекомендации: Побуждение к действию. Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов | Рекомендации: Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания |
Самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Составлять сложный план текста. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). | 4 | Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом | Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера | Выполняет самостоятельно | Наблюдение, опрос, контрольные задания, тесты | |
Рекомендации: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении | Рекомендации: Составлять сложный план текста по заданному алгоритму. Привлечение к работе с разными источниками информации, а также к проектно- исследовательской деятельности. | Рекомендации: Проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности. |
Логические учебные действия | Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков | 1 | Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена | Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков | Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков | | «Найди отличия» (сравнение картинок) |
Рекомендации: Консультации специалистов Коррекционная работа по выявленным нарушениям | Рекомендации: Коррекционная работа по выявленным нарушениям | Рекомендации: составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов |
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу | 2 | Не сформированы логические операции | Владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам | Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности | | Выделение существенных признаков |
Рекомендации: Консультации специалистов Коррекционная работа по выявленным нарушениям | Рекомендации: Коррекционная работа по выявленным нарушениям | Рекомендации: Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах. |
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | 3 | Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей | Умеет анализировать устанавливает закономерности, но делает с ошибками. Требуется больше времени на выполнение подобных заданий. | Умеет анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения различных задач | | Тест «Логические закономерности» |
Рекомендации: Консультации специалистов Коррекционная работа по выявленным нарушениям | Рекомендации: Коррекционная работа по выявленным нарушениям, с отработкой навыков | Рекомендации: Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах |
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | 4 | Логические связи устанавливать не может. Недостаотчно развита аналитико- синтетическая деятельность. | Логические связи устанавливает с трудом. Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе. | Логические связи устанавливает. Умеет сравнивать, группировать. Мыслит самостоятельно | | «Исследование словесно-логического мышления младших школьников |
Рекомендации: Консультации специалистов Коррекционная работа по выявленным нарушениям | Рекомендации: Коррекционная работа по выявленным нарушениям | Рекомендации: Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах |
Постановка и решения проблем | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела | 1 | Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела Рекомендации: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении | Ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. Задает много вопросов Рекомендации: Побуждение к действию, задания проблемно-поискового характера | самостоятельно ориентируется в учебнике. Рекомендации: Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность. | Задания проблемно-поискового характера | |
Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы | 2 | Самостоятельно не может определять круг своего незнания. Не может делать самостоятельные выводы | Не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках. | Хорошо ориентируется в изученном материале. Может самостоятельно найти нужный источник информации. Умеет самостоятельно наблюдать и делать простые выводы. | Самостоятельные и практические работы | |
Рекомендации: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении | Рекомендации: Необходимы алгоритмы работы с источниками дополнительной информации и умения наблюдать и делать выводы. | Рекомендации: Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания, участие в олимпиадах |
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.), для решения проблем планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | 3 | Делать самостоятельно не может | Делает частично самостоятельно, частично с помощью | Делает самостоятельно | Самостоятельные и практические работы. Творческие задания | |
Рекомендации: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении | Рекомендации: Стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности | Рекомендации: Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания |
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | 4 | Делать самостоятельно не может | Делает частично самостоятельно, частично с помощью | Делает самостоятельно | Самостоятельные и практические работы. Творческие задания. Проекты | |
Рекомендации: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении | Рекомендации: Стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности | Рекомендации: Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания |
Список методик для мониторинга
«Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).
Выделение существенных признаков (2 класс).
Логические закономерности (3 класс).
Исследование словесно- логического мышления (4 класс).