22.12.21 г. А – 10 Проверила замдир по УВР Асанаева С. М.
Тема: Электрическое напряжение.
Цели урока: организовать деятельность по восприятию, осмысление и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме: «Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерения напряжения».
Задачи урока:
- обеспечить ознакомление учащихся с понятием напряжения и единицами его измерения ;
- создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности;
- обеспечить формирование умений выделять главное, составлять план, вести конспекты, наблюдать, развивать умения частичной – поисковой деятельности, выдвижение гипотезы и её решение
Оборудование и средства обучения: компьютер, лампочки , ключ, источник тока, вольтметр, соединительные провода
Ход урока:
1. Организационный этап
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие целей урока и плана его проведения.
2. Проверка домашнего задания
Тестирование 2 варианта по 6 заданий
Тест по теме: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока»
В-1
1. Сила тока — это физическая величина, равная...
а) ...электрическому заряду, прошедшему по электрической цепи за время ее работы.
б) ...электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника.
в) ...электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника за 1 с.
г) ...электрическому заряду, перемещенному за 1 с от положительного полюса источника тока к отрицательному.
2. Как названа единица силы тока?
а) Джоуль (Дж). б) Ватт (Вт). в) Кулон (Кл). г) Ампер (А).
3. Переведите в миллиамперы силы тока, равные 0,05 А и 500 мкА.
а) 50 мА и 0,5 мА. б) 500 мА и 5 мА.
в) 500 мА и 0,5 мА. г) 50 мА и 5 мА.
4. Какова сила тока в цепи, если в течение 4 мин сквозь ее поперечное сечение прошел заряд 120 Кл?
а) 30 А. б) 0,5 А. в) 5 А. г) 3 А.
5. Силу тока измеряют...
а) ...гальванометром. б) ...гальваническим элементом.
в) ...амперметром. г) ...электрометром.
6. По показанию амперметра № 2 сила тока в цепи равна 0,5 мА. Какую силу тока зарегистрируют амперметры № 1 и № 3?
а) № 1- меньше 0,5мА, № 3 - больше 0,5 мА.
б) № 1 - больше 0,5 мА, № 3 - меньше 0,5 мА.
в) № 1 и № 3, как и № 2, - 0,5 мА.
В-2
1. По какой формуле определяют силу тока?
а) N = A/t. б) I = q/t. в) m = Q/λ. г) m = Q/L.
2. Выразите силы тока, равные 0,3 А и 0,03 кА, в миллиамперах?
а) 30 мА и 3000 мА. б) 300 мА и 30 000 мА.
в) 300 мА и 3000 мА. г) 30 мА и 30 000 мА.
3. Чему равны в амперах силы тока 800 мкА и 0,2 кА?
а) 0,008 А и 200 А. б) 0,0008 А и 20 А.
в) 0,0008 А и 200 А. г) 0,008 А и 20 А.
4. В проводнике, включенном в цепь на 2 мин, сила тока была равна 700 мА. Какое количество электричества прошло через его сечение за это время?
а) 8,4 Кл. б) 14 Кл. в) 1,4 Кл. г) 84 Кл.
5. Силу тока в какой лампе показывает включенный в эту цепь амперметр?
а) В № 1.
б) В № 2.
в) В № 3.
г) В каждой из них.
6. На каком участке цепи, в которой работают электролампа и звонок, надо включить амперметр, чтобы узнать силу тока в звонке?
а) До звонка (по направлению электрического тока).
б) После звонка.
в) Возле положительного полюса источника тока.
г) На любом участке этой цепи.
Ответы
В-1
В-2
3. Актуализация субъектного опыта учащихся
1. О силе тока можно судить по показаниям амперметра, либо по действию тока (чем больше накалена нить, тем больше сила тока)
Вопрос: от чего зависит сила тока?
Демонстрация: увеличение показаний амперметра, при увеличении количества источников тока.
Ответ: сила тока зависит от какой-то величины, связанной с источником тока.
2. Источник тока создает электрическое поле, за счет совершения работы по разделению электрических зарядов.
4. Изучение новых знаний и способов деятельности
Работу электрического поля, создающего ток, называют работой тока.
А-работа тока
Чем сильнее электрическое поле, тем больше скорость движения заряженных частиц, тем больше перенесенный заряд, тем больше электрический ток.
Электрическое поле характеризуется величиной, называемой напряжением электрического поля.
Напряжение электрического поля – это физическая величина, характеризующая действие электрического поля на заряженные частицы.
U – напряжение электрического поля.
U = [ В ]
U = А/q – напряжение показывает какую работу совершает электрическое поле по перемещению единицы заряда на данном участке цепи.
Безопасное напряжение 42 В.
Единицу напряжения называют вольта. Обозначают 1 В, кроме вольта применяют дольные и кратные ему единицы: милливольт(мВт) и киловольт(кВ)
1В= 1Дж/Кл
Дольные и кратные единицы силы тока:
1мВ= 0,001В 1кВ= 1000В Вольтметр – это прибор для измерения напряжения.
Вольтметр подключают к тем точкам цепи, между которыми надо измерить напряжение (параллельно), причем плюс к плюсу, а минус к минусу.
5. Первичная проверка понимания изученного
Вопросы:
1. Что называют работой тока? (Работу электрического поля, создающего ток)
2. Что называют электрическим напряжением? (Физическая величина, характеризующая действие электрического поля на заряженные частицы)
3. Обозначение и единицы измерения напряжения. (U, вольты)
3. Как называют прибор для измерения напряжения? (Вольтметр)
4. Как включают вольтметр в цепь? (Подключают к тем точкам цепи, между которыми надо измерить напряжение (параллельно), причем плюс к плюсу, а минус к минусу)
6. Этап закрепления изученного
Работа по сборнику задач по физике (В.И. Лукашик, Е.В. Иванова) № 1265, 1266-устно.
7. Этап обобщения и систематизации
Решите задачи:
1. Определите напряжение на участке цепи, если при прохождении по нему заряда в 15 Кл током была совершенна работа в 6 кДж.
U = A/q = 6000 Дж/15 Кл = 400 В.
2. При переносе 60 Кл электричества из одной точки электрической цепи в другую за 12 мин совершенна работа 900 Дж. Определите напряжение и силу тока в цепи.
U = A/q = 900 Дж/60 Кл = 15 В
I = q/t = 60 Кл/720 с = 0,08 А.
8. Рефлексия
Рефлексия. - Что нового вы узнали на уроке? (Обозначение напряжения, формулу для её вычисления, единицы измерения, способ измерения. Учились измерять напряжения тока в цепи).
- Для чего нужно уметь измерять напряжения в цепи? Знать о напряжении тока? (В повседневной жизни нас окружают электроприборы, мы ими пользуемся, поэтому необходимо знать, какой должна быть напряжения в электрической цепи, чтобы приборы работали в нормальном режиме).
Составить «синквейн» со словом вольтметр.
1. Одно существительное, выражающее главную тему «cинквейна».
2. Два прилагательных, выражающих главную мысль.
3. Три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4. Фраза, несущая определенный смысл.
5. Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Например: 1. Вольтметр
2. Демонстрационный, лабораторный
3. Показывает, измеряет, взаимодействует
4. Измеряет напряжения в цепи
5. Прибор
9. Итоги, домашнее задание п.36; стр.290 ( подг. к ЛР)