СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Финикийские мореплаватели».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Финикийские мореплаватели».

Цели урока: ознакомление с важнейшими изобретениями финикийцев и их достижениями в области культуры.

Задачи:

- Дать представление о месторасположении и природных условиях Финикии.

- Определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев в хозяйстве и в области культуры.

- Формировать умения работать с картой, учебником, извлекать информацию из разных источников, анализировать получаемую на уроке информацию.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта, презентация, раздаточный материал.

Оформление доски: число, месяц, тема урока, домашнее задание, основные понятия.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Финикийские мореплаватели».»

Тема: «Финикийские мореплаватели».

Цели урока: ознакомление с важнейшими изобретениями финикийцев и их достижениями в области культуры.

Задачи:

- Дать представление о месторасположении и природных условиях Финикии.

- Определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев в хозяйстве и в области культуры.

- Формировать умения работать с картой, учебником, извлекать информацию из разных источников, анализировать получаемую на уроке информацию.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта, презентация, раздаточный материал.

Оформление доски: число, месяц, тема урока, домашнее задание, основные понятия.

ХОД УРОКА

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.


Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм.

2.Актуализация знаний

Вопросы для беседы с классом.

Слайд:

Работа с картой: найдите Вавилонское царство при Хаммурапи и определите его местоположение.

-Какой город стал главным в Древнем Двуречье? Почему? (Вавилон, он располагался в центре Двуречья, где реки Тигр и Евфрат близко подходят друг к другу. Здесь находился перекресток речных и сухопутных дорог. Имея такое выгодное расположение, Вавилон стал крупным торговым центром)

-Дайте определение понятию «закон». В каком году были обнаружены законы Хаммурапи? Назовите ученого, открывшего законы Хаммурапи? (Закон - это правила поведения, установленные государством (правителем) и обязательные для всех жителей государства. В 1901 году законы Хаммурапи были найдены французским ученым Жаком де Морганом при раскопках в городе Сузы. Законы были нанесены клинописью на черный базальтовый столб. Сейчас он хранится в музее Лувра в Париже)

-Что означает выражение «око за око, зуб за зуб»? Дайте определение принципу талиона. (Не причиняй другому такой обиды, которую сам не хочешь испытать. Это главная идея законов Хаммурапи. Принцип талиона - принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»)

-Кто такие ростовщики? Чем отличалось положение вавилонянина отрабатывающего долг, от положения раба-чужеземца? (Ростовщики - это те люди, которые давали имущество «в рост», под проценты. Вавилонянин отличался от раба тем, что он являлся свободным человеком, поэтому отрабатывал долг три года, а не пожизненно как раб-чужеземец, и его нельзя было убить или продать)

Отвечают на вопросы.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение.

3.Постановка учебной задачи

Сегодня мы познакомимся с народом, отношение к которому было двойственным. Одни хвалили и прославляли этот народ, а другие только проклинали. Мы постараемся разобраться, почему отношение к нему было неоднозначным.

Сообщение темы урока: «Финикийские мореплаватели».

Слайд: План изучения нового материала:

1. Географическое положение Финикии и ее природные условия.

2.Занятия финикийцев.

3.Древнейший алфавит.

Сегодня на уроке мы узнаем, чем природа Финикии отличалась от природы Египта и Вавилонии; определим основные занятия финикийцев; выясним, что открыли или изобрели финикийцы и какие существовали преимущества и недостатки финикийского алфавита.

Формулируют тему, определяют цель урока.

Записывают число и тему в тетрадь.

Знакомятся с планом урока.

Слушают учителя; получают проблемное задание.

Регулятивные: 

принимают учебную задачу, сформулированную учителем.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.


1. Географическое положение Финикии и ее природные условия.

Слайд:

Рассмотрите карту в учебнике на с. 33, прочитайте текст на с.73.

Вопросы.

-Где расположена Финикия? (На восточном побережье Средиземного моря на узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор)

-Чем географическое положение и природа Финикии отличалась от Египта и Месопотамии? (Не было крупных рек и долин с плодородными почвами, в Финикии – горы и возвышенности, следовательно, образ жизни у финикийцев был совершенно другим, чем у египтян и вавилонян)

-Какие крупные города существовали в Древней Финикии? (Библ, Сидон, Тир)

Запишем: Финикия находилась на восточном побережье Средиземного моря. Города Библ, Сидон, Тир.


Открываем рабочие тетради, задание №60, заполняем контурную карту.

- Закрасьте кружочки, обозначающие финикийские города и напишите их названия.

- Напишите название моря, по которому финикийцы проложили торговые пути.


Слайд:

Работаем в парах с раздаточным материалом. Прочитайте текст в учебнике на с. 73-74 и дополнительный материал на раздаточных листах (Приложение 1).

Вопросы:

1.Назовите занятия финикийцев? Виноградство, оливководство, кораблестроение, мореплавание, торговля.

Запишем: основные занятия финикийцев – кораблестроение, мореплавание, торговля, виноградство, оливководство.


2.Дополните предложение:

Финикийские купцы вывозили из страны ….

ткани, выкрашенные пурпурной краской, сосуды и бусы из стекла, ювелирные украшения, брёвна из ливанского кедра, оливковое масло и виноградное вино. Запишем это в тетрадь.


Слайд:

3.Какие изобретения сделали финикийцы? Пурпур – краска, добытая из раковин моллюсков. Открыли способ получения стекла. Запишем в тетрадь.


4.Название «Финикия» происходит от греческого слова «Phoinix»- «красный». Как вы думаете, почему? Финикийцев так называли, потому что они изготавливали дорогую пурпурную краску из раковин морского моллюска иглянки.


Слайд:

Прочитайте текст в учебнике на с. 74-76, пункты 2 и 3, затем дополнительный материал. Ознакомьтесь с картой на с. 75.

Вопросы:

1. Что такое колония, и с какой целью их основывали финикийцы?

В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать поселения – колонии. Жители колоний завязывали отношения с населением окружающих земель и добывали нужные им товары. А когда корабли из Финикии приходили в благоустроенную гавань, шёл обмен с соплеменниками.


Запишем: Колонии – это поселения, основанные финикийцами для ведения торговли.


2. Откройте учебник стр. 75, на карте найдите колонии финикийцев, определите их местоположение. Колонии финикийцев расположены на островах Кипр, Сицилия, Сардиния, на побережье Северной Африки и Испании.


3.В каком веке жители Тира основали в Северной Африке город Карфаген, ставший главным города крупного государства? В 9 веке до н.э.

Запишем: Карфаген – известная финикийская колония, основан в IX (9) веке до н.э. в Северной Африке.


Откройте рабочие тетради, задание № 60.

-Закрасьте берега, захваченные и колонизированные финикийцами.

-Закрасьте кружочек, обозначающий колонию финикийцев, основанную ими в 9 веке до н.э. Напишите название города.

-Напишите название океана, по которому плавали финикийские корабли.


4.Какие путешествия совершили финикийские мореходы?

Финикийские мореходы путешествовали не только по Средиземному морю. Они первыми обогнули Африканский материк. И первыми в истории совершили путешествие вдоль Восточной Африки. Также финикийские мореплаватели вышли в Атлантический океан и совершали плавания к берегам Великобритании и Ирландии.


5.Дополните предложение:

Финикийские купцы привозили из других стран ….

зерно, папирус, ткани, оливковое масло и виноградное вино, сосуды и бусы из стекла, брёвна из ливанского кедра, медь и олово, ювелирные изделия. Запишем в тетрадь.

3.Древнейший алфавит.

Слайд:

Прочитайте текст на с. 76, п.4, дополнительный материал.

Вопросы:

1.В чем преимущества финикийского письма перед письменностью Египта и Двуречья?

2.В чем недостаток финикийского алфавита.

Преимущества финикийской письменности перед египетской письменностью и письменностью Двуречья: простота написания слов, финикийский алфавит состоит из букв, а не из множества рисунков и иероглифов, как в египетской письменности или письменности Двуречья. Недостатки финикийской письменности - это отсутствие гласных в алфавите, так как алфавит состоит только из согласных букв, что мешает пониманию многих слов в этой письменности.

Запишем: около 3 тысяч лет назад финикийцы начали использовать алфавит, в котором было 22 знака (согласные буквы).


Слайд:

Но, финикийцы имели и дурную славу, как пираты и разбойники, торговцы людьми.

Финикийцы высаживались на берег и грабили беззащитные поселения. Людей, застигнутых врасплох, похищали и продавали в рабство.

Рабов-военнопленных очень мало (финикийцы почти никогда не вели завоевательных войн). Нет сведений и о рабах-должниках. Поэтому купля-продажа чужеземцев и незаконное порабощение доверчивых людей, которых финикийцам удавалось заманить на свои корабли, практиковались весьма охотно.

На с. 76 учебника дан рассказ документа «Как финикийцы похитили женщин».


Слайд:

Итак, Финикия была приморской страной. От внутренней части материка Финикию отделяли высокие труднопроходимые горы, поэтому финикийцы обратились к морю. Таким образом, природные условия плюс пересечение морских торговых путей определили основные занятия древних финикийцев - морская торговля и ремесло. Они также прославились как отважные мореплаватели и отличные кораблестроители. Известно, что самые первые дальние путешествия были совершены именно финикийцами. Они по праву считались лучшими мореплавателями Древнего Востока. Многие народы мира благодарны финикийцам за бесценный подарок: почти все существующие сегодня алфавиты имеют финикийское происхождение.

Характеризуют условия, которые позволили финикийцам стать лучшими мореплавателями Востока.


На основе работы с текстом раздаточного материала рассказывают об основных занятиях финикийцев; объясняют, какой вклад внесли финикийцы в мировую культуру; описывают торговлю финикийских купцов и выявляют причины основания колоний и дальних путешествий финикийских мореходов.



Работают с картой, с текстом учебника, отвечают на вопросы.

Записывают новые термины в тетрадь.












Познавательные: 

овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные:

принимают учебную задачу, сформулированную учителем; организовывают свою учебную деятельность.

Коммуникативные:

работают

в малых

группах с

раздаточным материалом; формулируют собственное мнение и позицию.


5. Обобщение полученных на уроке знаний.




Слайд

Задача: какие условия позволили финикийцам стать лучшими мореплавателями Востока?

1. Удобные природные условия Финикии.

2. Расположение Финикии на перекрестке торговых путей.

3. Занятия финикийцев ремеслом и торговлей.

4. Умение строить отличные торговые и боевые корабли.

5. Изобретение алфавита, которое упрощало ведение торговли. Запишем в тетрадь.

Слайд: выполнение теста.

Решают задачу.

Отвечают на вопросы.




Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

6.Домашнее задание.

Выучить записи и термины в тетради, в учебнике читать параграф 15. На стр. 77 ответить устно на вопросы 1-3. В рабочих тетрадях задание №59, 61, 66.

Дать развернутый письменный ответ на вопрос:

«Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей Финикии?»

Запись д/з в дневнике.

Принимают цель, содержание и способы выполнения дом. задания.


Приложение 1.

1. Финикийцы – торговцы и изобретатели.

Важным занятием финикийцев было кораблестроение и мореплавание. Они являлись выдающимися мореходами своего времени, строили разные типы кораблей – военные и торговые.

Военные корабли назывались галерами. В носовой части (спереди) у них располагался таран, обитый медью. Галеры были длинными и узкими. Их скорость зависела от числа гребцов. Чаще всего гребцами были рабы, прикованные цепями к скамейкам.

Торговые суда были широкими (их называли «пузатыми») с полукруглыми бортами. На таких судах мало гребцов, и шли эти корабли неспешно и только в дневное время. К носу корабля крепился большой сосуд из обожженной глины для хранения питьевой воды. Финикийцы путешествовали по нескольку недель и месяцев.

Финикийцы были не только кораблестроителями и мореплавателями. Еще они были изобретателями. Но все изобретения были так или иначе связаны с морем.

Однажды финикийский корабль, вез груз соды. Он пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости.

Так был открыт способ получения стекла.

Финикийские ремесленники научились окрашивать ткани особой пурпурной краской. Пурпур - одна из древнейших известных человечеству красок органического происхождения. Добывали его из раковин морского моллюска иглянка, которого во множестве находили на финикийском побережье Средиземного моря.

Раковины пойманных моллюсков открывали и находящиеся в их полости железистые тельца извлекали наружу. Они содержат беловатые выделения – исходный материал для процесса крашения. Чтобы добыть эту жидкость… моллюски… давили каменным «прессом» и три дня выдерживали под консервирующим воздействием соли. Затем следовал отстой и сгущение жидкости путём десятидневного выпаривания в металлических котлах на слабом огне. Потом подлежащей окраске материал пропитывали еще беловатым красителем и сушили на солнце… Благодаря различным способам получения и обработки исходного красящего вещества… финикийцы достигали широкой гаммы оттенков от ярко-красного до тёмно-фиолетового.

Это была замечательная пурпурная краска. Владельцы ткацких мастерских давали за маленький сосудик, наполненный такой краской, слиток серебра весом в два сикля (8,4 грамма). Одежда, окрашенная в пурпур, сверкала на солнце. Если краску замешивали погуще, ткань становилась лиловой, если пожиже – она алела, как будто обрызганная кровью. Можно было стирать пурпурную одежду каждый день в речной и морской воде, в холодном, как лёд, горном ручье и в котле с бурлящим кипятком, а она не линяла; казалось, что её только вчера покрасили. Такую одежду охотно покупали цари и князья, жрецы и военачальники.

Пурпур - царская краска финикийцев. Название же Финикия этой стране дали греки. «Финикийцы» по-гречески означает «красноватые», или, точнее, «красящие в багряный цвет».

Жители Финикии были ловкими и умелыми купцами. Склады их товаров находились как на острове Кипр, так и в Вавилоне. Во многих странах славились ювелирные изделия финикийцев, ткани, выкрашенные пурпурной краской, сосуды и бусы из стекла, брёвна из ливанского кедра, оливковое масло и виноградное вино.

Военные корабли Торговые корабли


Вопросы:

1.Назовите занятия финикийцев?

2.Дополните предложение:

Финикийские купцы вывозили из страны ….

3.Какие важные изобретения сделали финикийцы?

4.Название «Финикия» происходит от греческого слова «Phoinix»- «красный». Как вы думаете, почему?


2.Финикийцы – путешественники. Основание колоний.

Жители Финикии были ловкими и умелыми купцами.

В тех странах, в которых постоянно бывали финикийцы, они стали основывать поселения – колонии. Жители колоний завязывали отношения с населением окружающих земель и добывали нужные им товары.

Финикийцы основали много поселений, по всему Средиземноморью. В 9 веке до н.э. жители Тира основали в Северной Африке Карфаген.

Корабли из Финикии приходили в благоустроенную гавань, и шёл обмен с соплеменниками. Финикийские купцы привозили из других стран зерно, папирус, ткани, оливковое масло и виноградное вино, сосуды и бусы из стекла, брёвна из ливанского кедра, медь и олово, ювелирные изделия.

Чтобы их путешествия были благополучными, финикийцы молились богу водной стихии Мелькарту - покровителю мореплавателей. Финикийцы были религиозными и поклонялись различным богам, как и жители Египта, Двуречья.

Финикийские мореходы путешествовали не только по Средиземному морю. Во-первых, они первыми обогнули Африканский материк. Финикийские корабли отплыли из Красного моря в Индийский океан и взяли курс на юг. Это было первое в истории путешествие вдоль Восточной Африки. Оно началось в 596 году до нашей эры по заказу египетского фараона Нехо и длилось два с половиной года, пока отважные мореходы не вошли в Средиземное море через Гибралтарский пролив.

Во-вторых, финикийцы уже знали, что где-то далеко Средиземное море зажато между двумя скалами, которые они называли «Столбами Мелькарта». (Гибралтарский пролив). Там расположена удивительная страна, где есть золото и серебро. Путь туда труден, страна лежит на краю света и простирается за безбрежный океан. Финикийские мореплаватели вышли в Атлантический океан в поисках неизведанной земли, но не нашли ее и решили, что это море безбрежно. Также они совершали плавания к берегам Великобритании и Ирландии и назвали эти острова Оловянными. Финикийцы привозили оттуда олово, поскольку собственных полезных ископаемых у них не было.


Вопросы:

1.Что такое колония, и с какой целью их основывали финикийцы?

2. Откройте учебник стр. 75, на карте найдите колонии финикийцев, определите их местоположение

3.В каком веке жители Тира основали в Северной Африке город Карфаген, ставший главным города крупного государства?

4.Какие путешествия совершили финикийские мореходы?

5.Дополните предложение:

Финикийские купцы привозили из других стран ….


3.Финикийцы – учёные.

Более трёх тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие-долгие годы. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники, едва начав учиться – проходило каких-нибудь несколько недель, - могли записать и прочитать несложный текст.

В Финикии придумали очень простую систему письма. Не было в ней таких значков, которые выражали бы целое слово или слог.

Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой.

Поэтому и запомнить все значки было легче, чем сотни иероглифов, - их было всего 22. Но букв для гласных звуков финикийцы не изобрели.

Финикийские буквы – зеркальное отражение букв нашего алфавита. Дело в том, что финикийцы писали справа налево, а греки, которые заимствовали их алфавит, изменили направление письма, а заодно «перевернули» и буквы. От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.

Вопросы:

1.В чем преимущества финикийского письма перед письменностью Египта и Двуречья?

2.В чем недостаток финикийского алфавита.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!