СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Физика атома и атомного ядра. Радиоактивность.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок с применением технологии развития критического мышления

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: Физика атома и атомного ядра. Радиоактивность.»




Тема: Физика атома и атомного ядра. Радиоактивность.

УМК: Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9 класс.

Класс-комплект: 9классы

Раздел: Строение атома и атомного ядра.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Цель урока

Образовательные:

Формирование исследовательской культуры личности, развитие критического мышления у девятиклассников через осознание значимости явления радиоактивности в современной физической науке.

Развивающая: продолжать развитие проблемного мышления для решения познавательных задач; формировать представление о процессе научного познания; продолжить работу по овладению методами научного исследования. Развивать умения определять тему и цели урока, развивать критическое мышление, самостоятельность, любознательность и интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Воспитательные: формировать навыки поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде, осознанного отношения к своему здоровью.


Планируемые образовательные результаты

Предметные

По окончании изучения темы ученик: описывает опыты Резерфорда: по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения и по исследованию с помощью рассеяния α-частиц строения атома; объясняет состав атома; сравнивает состав различных химических элементов; объясняет физический смысл понятий: массовое и зарядовое числа; владеет знаниями о физическом явлении окружающего мира – радиоактивность; приводит примеры применения радиоактивности в технике и медицине; умеет строить модели строения атома.

Планируемые образовательные результаты. Метапредметные

Познавательные









Регулятивные
















Коммуникативные





По окончании изучения темы у ученика формируются:

умение описывать план проведения эксперимента,

умение объяснять полученные результаты;

умение сравнивать радиоактивные элементы, находить различие между ними по их характеристикам;

умение объяснять основные термины по теме: перечисляет элементы, называет отличительные признаки радиоактивных элементов, формулирует определение понятий, объясняет значение символов радиоактивных элементов:


По окончании изучения темы ученик:

управляет своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; умеет работать с источниками информации; формулирует проблему открытия радиоактивности ставит и формулирует гипотезу открытия новых элементов таблицы Менделеева.

По окончании изучения темы у ученика формируются: умение переводить текстовую информацию в кластер умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

По окончании изучения темы ученик осуществляют действия по заданному образцу и правилу;

устанавливает причинно-следственные связи;

умеет использовать таблицы, схемы, модели для получения информации, умеет принимать предложенный способ решения проблемы; принимать и сохранять учебную цель и задачу.


Сможет формулировать, аргументировать и отстаивать свое

мнение посредством диалога; умеет контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, характеризует работу друг друга, составляет план ответа на вопросы, задает вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, формулирует ответ. Участвует в рефлексии: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути их преодоления.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные

Формируются:

ответственное отношение к учению, убежденность в необходимости познания природы, уважительное отношение к научным открытиям,

коммуникативная компетентность в общении и

сотрудничестве со сверстниками и учителем

в процессе образовательной деятельности;


Образовательная технология

Технология развития критического мышления



Оснащение урока

Учебник ПерышкинА.В, Гутник Е.М., периодическая таблица Менделеева Д.И.(на форзаце учебника) компьютер, видеопроек-тор, презентация PowerPoint «Радиоактивность.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА Структура урока:

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

3) Постановка учебной задачи.

4) Закрепление опорных знаний

5) Физ. минутка.

6) Закрепление изученного.

7) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА (3 мин.)

Приветствие.

Проверка присутствующих проверяет готовность к уроку.

Создание в классе атмосферы

психологического комфорта.

Приветствуют учителя, проверяют

свою готовность к уроку.

коммуникативная компетентность в общении и

сотрудничестве со сверстниками и учителем

в процессе образовательной деятельности.

II. Актуализация знаний. Стадия « вызов» (10 мин.)

Тема на доске записана вопросом: «Для чего нужно знать о радиоактивности?(слайд 1)

Вступительное слово учителя:

Начало 20 века - пора рождения и становления новой, неклассической науки. Из того времени исходят две такие грандиозные ветви познания, как квантовая механика и теория относительности. С их помощью человек попытался ответить на одни из самых важных вопросов мироздания. А что самое малое на свете? А что самое большое? Как долго существует наш мир? Что с ним может произойти в будущем? Как заглянуть в глубины космоса? Можно ли путешествовать во времени? Почему светит Солнце? Ответы на вопросы часто получались такими, что сами ученые не могли поверить в то, что открыли. Окунемся в поток невероятных событий и фактов, добываемых наукой, и попробуем немного из него почерпнуть. (слайд 2)

Фактом является то, что…

1. Здоровый, взрослый мужчина, даже работая по 8 часов в день круглый год едва-едва вырабатывает 250 квт\ч энергии. Чтобы получить такое же количество электрической энергии, нужно сжечь в топке современной ТЭС 125 кг угля. Сожжение 30 г. Урана-235 оказалось вполне достаточно, чтобы в течении суток питать энергией электростанцию мощностью 5000 кВт, обычно сжигающую за это время около 100 т. угля. …

2. 6 августа 1945 года на японские города Хиросиму и Нагасаки были сброшены две бомбы. 200 тысяч человек погибли при взрыве, Еще больше после…, неужели бомба была такая большая, что разлетелась на тысячи осколков, которые еще долго летали в воздухе?

Что когда-то казалось странным и необъяснимым, сегодня стало привычным и, возможно, очень нужным.




Постановка учебной задачи.


Что мы должны сделать на уроке, чтобы ответить на вопрос: «Для чего нужно знать о радиоактивности??

Практическая работа: составление кластера Радиоактивность. Определим основные составляющие кластера (Где применяется, приносит ли вред, определение, виды, свойства, история открытия.) (слайд 3 Помогает в формулировании темы урока.

С чего начнем работу?

Предлагает выбрать из предложенных понятий знакомые и незнакомые (радио, активность, распад, радиоактивные превращения, альфа-распад, гамма-излучение, атом, уран)

Задает вопрос: используя свой жизненный опыт, продолжите, что такое по-вашему радиоактивность? Зачитайте свои определения. (2мин)

А как это определение записано в учебнике? Стр. 180 (слайд 4)

Итак, радиоактивность-это самопроизвольное излучение атомами некоторых химических элементов.

Совпало ваше определение с учебником?

Ответили мы на вопрос урока?

-еще нет


Формулируют проблему открытия радиоактивности, характеризуют работу друг друга, составляют план ответа на вопросы, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, формулируют ответ. Исходя из жизненного опыта пытаются ответить на вопрос. Приводят примеры из жизни

(слышали …, смотрели по телевизору-

в интернете…



Высказывают свое мнение, обсуждают в парах, отвечают фронтально

 Ответ учеников:

где применяется

приносит ли вред

определение

виды

свойства

история

открытия.

Записывают тему урока. Учувствуют

в формулировании целей и задач урока

Выбирают правильные, знакомые выражения.

Обсуждают в парах, отвечают фронтально. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

Сравнивают свое определение с определением учебника.

Умение вступать в диалог, умение принимать предложенный способ решения проблемы;

оформлять свои мысли в устной речи;



характеризовать работу друг друга, составлять план ответа на вопросы, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, формулировать ответ,

умение переводить текстовую информацию в кластер



Умение принимать предложенный способ решения проблемы; принимать и сохранять учебную цель и задачу.


СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»

Предлагает ответить на вопросы:


Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Есть ли элемент уран?

Это металл?

Полезное ископаемое или полученное экспериментально?

Есть применение урана?


Почему он так называется?

В чем разница между ураном и алюминием?

Что будет, если кусок солей урана положить в ящик стола на фотобумагу?

(слайд5)

Какое отношение уран имеет к нашей теме?

Такие вопросы кто мог задавать? Кто изучал уран?

Что значит в наше время быть ученым?

Он должен быть достаточно умен…

Но это все же как-то отвлеченно.

Так назовем же несколько имен.

Задание: Прочитать информацию об ученых, соотнести с вопросом. Вписать в кластер. (Слайд 6,7)

«Добавил новые лучи к славе своей династии. О ком могли так сказать?»

«Ведь вы физик и химик одновременно, проверьте, не имеется ли в этих излучающих телах примесей, которые могли бы играть особенную роль. С такой просьбой обратился Беккерель к одному из своих гостей в 1897 году. Кто мог быть этим гостем?»

Поэзия-

та же добыча радия.

В грамм добыча, -

В год труды.

Изводишь,

Единого слова ради,

Тысячи тонн Словесной руды.

Чья жизнь подсказала Маяковскому его известные строки?»

Аналитическая беседа о радиоактивных элементах «Уран», радий, полоний. Работа с таблицей Менделеева. Представляем радиоактивные элементы, даем характеристику элементов (можно одного) , (слайд 8) Z – зарядовое число, которое показывает число протонов в ядре (порядковый номер в таблице Менделеева)


А - массовое число, которое показывает число нуклонов в ядре A = N + Z , где N – число нейтронов в ядре

Работа с параграфом учебника «Радиоактивность»



Закрепление опорных знаний


Прием «ИНСЕРТ», заполняют таблицу(слайд 9)

V

+

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Физкультминутка

Закрепление изученного.

Мы ответили на вопрос урока? Что еще нужно узнать?

История радиоактивности не остановилась. Почти одновременно с тем, как еще при жизни ученого гравер выбивал буквы на стене дома Беккерелей на другом конце света писалась ее новая глава.

Во втором десятилетии XX века после открытия Э. Резерфордом ядерного строения атомов было твердо установлено, что радиоактивность – это свойство атомных ядер.

О каком же опыте идет речь? Описание опытов Резерфорда, по рисунку. (Слайд 10)

Что можно увидеть на рисунке? Стр189 соотнесите текст учебника с рисунком.

Что в этом опыте увидел Резерфорд?

Какова была цель опыта?

Какой вывод был сделан?

В магнитном поле пучок излучения распадался на 3 пучка. Две составляющие первичного потока отклонялись в противоположные стороны.

Как это можно объяснить?

Это определенно указывало на наличие у этих составляющих электрических зарядов противоположных знаков, то есть эти составляющие представляют поток положительных и отрицательных частиц (Сила Лоренца, правило левой руки).

Отрицательная компонента излучения отклонялась магнитным полем гораздо больше, чем положительная.

Как это можно объяснить? Либо разная величина заряда частиц, либо разная скорость движения (формула силы Лоренца).

Третья составляющая не отклонялась магнитным полем.

Как это можно объяснить? Эта составляющая нейтральна, то есть не является потоком заряженных частиц.

Положительно заряженная компонента получило название альфа-лучей, отрицательно заряженная – бета-лучи и нейтральная – гамма-лучи.






Оформляют свои мысли в устной речи.











Читают информацию об ученых, соотносят с вопросом. Вписывают информацию в кластер.






Перечисляет элементы, называют отличительные признаки радиоактивных элементов, формулируют определение понятий, объясняют значение символов радиоактивных элементов,


Фронтально

записывают в тетрадь характеристики элемента

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно).

Характеризуют работу друг друга, составляют план ответа на вопросы, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, формулируют ответ.

фронтально отвечают на вопросы основных элементов опыта, записывают выводы в тетрадь



Умение принимать предложенный способ решения проблемы; принимать и сохранять учебную цель и задачу.

умение сравнивать радиоактивные элементы, находить различие между ними по их характеристикам умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

вступать в диалог,





Объяснение основных терминов по теме. Формируется

убежденность в необходимости познания природы, уважительного отношение к научным открытиям

умение использовать таблицы, схемы, модели для получения информации,

устанавливает причинно-следственные связи; умение описывать план проведения эксперимента, объяснять полученные результаты

умеет принимать предложенный способ решения проблемы; принимать и сохранять учебную цель и задачу.


СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

Все ли мы узнали о радиоактивности?

(Слайд 11)

Завершаем заполнение кластера «Радиоактивность»

Обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания.

Все ли мы узнали о радиоактивности?

По плану. Что осталось неизученным?

Дома: польза, вред.

Биография Резерфорда. Согласны ли вы с высказыванием Эйнштейна: «Огонь и радиоактивность-

одинаково крупные вехи

в истории цивилизации.»


фронтально отвечают на вопросы

Заполняют бортовой журнал


Заполняют кластер

Записывают выводы в тетрадь.

Осуществляют действия по заданному образцу и правила

устанавливает причинно-следственные связи;

Формируется убежденность в необходимости познания природы, уважительного отношения к научным открытиям,

оформляют свои мысли в устной речи; Умение принимать предложенный способ решения проблемы; принимать и сохранять учебную цель и задачу. Умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

умеет использовать таблицы, схемы, модели для получения информации;

умение

вступать в диалог.

характеризуют работу друг друга,



V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

Оцениваем важность рассмотренного явления

Отмечаем активность учащихся

Взаимооценка устных ответов

Оценка работы обучающихся учителем

Определяем объем домашнего задания


составляют план ответа на вопросы, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, формулируют ответы, участвуют в рефлексии: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути их преодоления.

Умение вступать в диалог, характеризовать работу друг друга, составлять план ответа на вопросы, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, формулировать ответ.




Приложение 1.

Что значит в наше время быть ученым?

Он должен быть достаточно умен…

Но это все же как-то отвлеченно. Так назовем же несколько имен.

В о вторник 25 февраля казалось, что природа не имеет ничего против намерений французского физика. Но в среду все изменилось: солнце спряталось, стало хмуро и неуютно. Все готово к новому опыту, а ставить его не с чем- погасло дневное светило. Беккерель собрал приготовленные пластинки, кусочки урановой соли и сунул все это в ящик своего стола. В четверг 27 февраля лучшие времена не наступили. Было нечто символическое в том, что новый опыт Беккерель начинает 1марта. Весна атомной физики началась 1марта 1986 года. Беккерель взял пластинки и проявил их. И обомлел. На фотопластинках четко выделялись силуэты урановых образцов. Об этом Беккерель доложил на заседании академии наук 2 марта 1896 года. После многочисленных опытов с солями различных металлов, с чистым ураном, только после безуспешных попыток уничтожить невидимое излучение, Антуан Беккерель осенью 1896 года говорил на заседании академии впервые об урановых лучах, которые затем многие учёные стали называть беккерелевскими. Но открытое явление впоследствии получило название радиоактивности. И предпринимает один шаг, который оказался решающим для торжества его открытия и для рождения атомной физики.

Внешне это выглядело совершенно неприметно: он взял, да и спросил как-то раз одного своего гостя, которому демонстрировал излучение урановых образцов: «Ведь вы физик и химик одновременно, проверьте, не имеется ли в этих излучающих телах примесей, которые могли бы играть особенную роль?» Ну мало ли какие вопросы задает хозяин гостю, это ведь даже не просьба; совершенно не обязательно, что они должны иметь последствия; гостя может и не заинтересовать, в общем-то, мелкая частность, о которой говорит Беккерель. И, может, так и случилось бы, если бы этот гость не был Пьером Кюри и если бы у него не было жены Мари Кюри, урожденной Склодовской.

Маня Склодовская родилась в 1867 году в Варшаве, в семье преподавателя физики и математики. Училась она в русской гимназии и шестнадцати лет окончила ее с золотой медалью.

В двадцать шесть лет она оканчивает физический факультет и признается лучшей в выпуске; через год получает второй диплом — математика. На этот раз она вторая на факультете.

В этот долгожданный и радостный момент в ее жизни происходит еще одно событие, которое оказалось счастливым не только для нее лично, но и для всей науки, — она познакомилась с Пьером Кюри, тридцатипятилетним французским физиком.

Пьер был парижанин, сын врача. Он получил дома хорошее образование: уже в четырнадцать лет владел математикой, в шестнадцать кончил лицей, а в восемнадцать — университет.

В двадцать три года, став известным ученым, Пьер получает место преподавателя в парижском городском Институте физики и химии. Он с увлечением ведет практические занятия со студентами, много экспериментирует, но совершенно не думает о том, чтобы как-то добиться официального признания. Пьер остался таким же романтиком, каким был в детстве, и даже в то время, когда он познакомился с польской студенткой из Сорбонны, он еще не имел докторской степени, хотя давно должен был защитить диссертацию.

А дальше все было как в романах. Мария и Пьер полюбили друг друга, как говорится, с первого взгляда. 25 июля 1895 года они поженились, образовав союз, редкостный по общности интересов — жизненных, культурных, научных.

Он советует Мари познакомиться с открытием Беккереля. Оно сулило диссертанту прекрасные возможности: полное отсутствие ажиотажа вокруг — следовательно, никаких конкурентов, отсутствие спешки, — что и требуется для диссертационной работы.

На этом, правда, преимущества и кончаются. Как только Мари переходит к конкретным шагам, оказывается, что работать негде и нечем.

Сначала возникают трудности с помещением. Пьер пытался получить что-нибудь у своего директора, но единственное, чего смог добиться, — застекленной мастерской на первом этаже, служившей до этого машинным отделением и складом. Трудно было найти в Париже комнату, менее приспособленную для научной работы: сырость, теснота, холод, никакого оборудования и никаких удобств. Но Мари мало смущает это; максимум, чем она выражает свое недовольство, — ставит в своей записной книжке после регистрации данной температуры два восклицательных знака, и все. Никаких жалоб, никаких скандалов, работа продолжается. И продолжается успешно. Отсутствие элементарных условий не помешало ей уже через несколько месяцев открыть, что, кроме урана, радиоактивностью обладает и еще один элемент — торий

Читая ее записи, письма, относящиеся к 1898 году — великому году в ее жизни, поражаешься необычному сплаву женственности с, казалось бы, мужскими качествами: настойчивостью, упорством, физической выносливостью. И вместе с тем в это же самое время, между записями о походке дочери и ее зубках, она пишет знаменитый доклад в академию, где сообщает, что, по их предположениям, должен существовать еще один радиоактивный элемент, который они предлагают назвать радием. «Мы получили хлористые соли этого вещества, — сообщают Кюри, — они в 900 раз активнее чистого урана».

Когда успевает она все делать — следить за домом, за дочкой, за хозяйством, за новыми научными публикациями и одновременно работать, очень много, очень интенсивно, очень плодотворно? Секрет прост, она сама раскрывает его в одном из писем: «В течение всего года мы ни разу не были ни в театре, ни на концерте, мы ни к кому ни разу не сходили в гости».

Пока не было произнесено слово «радий», еще могли быть надежды на более или менее спокойную жизнь, но, высказав великую догадку. Мари и Пьер как бы выпустили из бутылки джинна. Ибо все их гипотезы, какими блестящими они ни казались, оставались недоказанными до тех пор, пока полоний и радий не станут реальностью — чтобы можно было не то что потрогать их рукой, но хотя бы определить их атомный вес.

Вы утверждаете, что радиоактивные элементы существуют — добудьте их, покажите их нам, говорят химики, а мы скажем тогда, что вы правы, только тогда.

В своем сообщении об открытии радия Кюри ссылаются на своего коллегу — химика Эжена Дэмарсе, который исследовал образец вещества, где, по их мнению, находился радий, и действительно обнаружил в нем с помощью спектрального анализа новую линию, не принадлежащую ни одному из известных элементов. И это было серьезным аргументом в пользу существования радия; можно даже сказать, что он, аргумент этот, убедил почти всех физиков, но самолюбие исследователя, гордость первооткрывателя не позволили Мари остановиться на полдороге, опереться только на косвенные доказательства. Она решила принять вызов химиков.

Я говорю именно о Мари, а не о Пьере, потому что его, как физика, более занимал вопрос о свойствах нового излучения; а желание химиков увидеть радий в пробирке его не очень волновало — хотите, добывайте сами. Но Мари уговорила мужа не поддаваться искушению пойти легким путем и не оставлять другим исследователям доделывать за них работу; они, только они должны пройти весь путь от начала до конца. Она, правда, не знала, где он, этот конец; и если б знала, что наступит он только через четыре года, может, и не начала бы ту титаническую работу, которая подсказала Маяковскому его известные строки:

Поэзия —

та же добыча радия.

В грамм добыча,-

в год труды.

Изводишь,

единого слова ради,

тысячи тонн

словесной руды.

Так вот, когда заканчивается сорок восьмой месяц их добровольного каторжного труда, на старом кухонном столе появляется ампула с одним дециграммом чистого радия. Не граммом даже — его десятой частью. Но этого уже достаточно, чтобы определить атомный вес элемента, угаданного ею четыре года назад. И когда она после подсчетов выводит в журнале цифру «225», она понимает, что вот только теперь исследование закончено.



Приложение 2

О каком же опыте идет речь?

Что можно увидеть на рисунке? Соотнесите текст учебника с рисунком.



  • К – свинцовый контейнер,

  • П – радиоактивный препарат,

  • Ф – фотопластинка,

  • В– магнитное поле.

Что в Этом опыте увидел Резерфорд?

Какова была цель опыта?

Какой вывод был сделан?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!