Двенадцатое декабря
Классная работа
Девиз урока: «Учись слышать звуки слов: в них много тайн.»
Страна Фонетика
Тема: Фонетика. Звуки речи
- Цели урока : 1)узнать, что изучает фонетика ;
- 2)повторить , какие бывают звуки речи;
- 3)учиться выделять звуки в словах;
- 4)учиться различать звук речи и букву.
Словарная работа
Телефон, мегафон, микрофон,симфония,
диктофон, смартфон
- (аппарат, передающий звук, усилитель звука, музыкальное произведение, прибор для записи звука,
- вид телефона)
ФОН-(phonе—греч.) звук
наука
Фонетика
звуки речи
1.Замените первый звук в слове:
том, дом, лом, ром
сом
2.Выньте один звук в словах:
каска
слон
пол
тело
краска
склон
полк
тепло
3. Добавьте один звук:
стол
шар
укус
столб
шарф
уксус
Гласные
(голос)
Согласные
(голос+ шум)
Как образуются звуки?
Как вы думаете, какие звуки
важнее: гласные или согласные?
Расшифруйте фразу
1.Е у оиа ёоа , еу оа и а.
2.В лс рдлс лчк, в лс н жл.
Отгадайте, какие слова записаны?
йа
йэщ о
п и ш ы ц а
Звуки речи
(смыслоразличители)
Гласны е
Согласные
(голос)
(голос+шум)
Органы
речи
6
34 + Й
Звонкие и глухие
Твердые и мягкие
и,ы,о,у,э,а
Буква≠звук
Графика
(знаки письма)
Орфоэпия
(правила произношения)
Найди ошибку!
Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.
Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом.
Синеет море, перед нами летают майки над волнами.
Мы собирали васильки, на головах у нас щенки.
Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной».
Сколько звуков и букв в словах? Чем отличаются согласные в этих словах?
Мал- мял
Мил- мыл
Галка- галька
Ель- ел
Решение фонетических примеров : [ ж] - голос = [ ?] [г] – голос =[?] [п]+ голос= [?] [с]+ голос= [?]
объяснить решение, подобрать примеры слов, в которых встречаются данные звуки.
[ ж] - голос = [ш] [г] – голос = [к] [п]+ голос= [б] [с]+ голос= [з],
Колобок, волк, рыбка, мышь, лиса, медведь, Винни-Пух, царь.
Выбери и запиши имена героев сказок,
а) у которых все согласные твердые;
б) у которых букв больше, чем звуков;
в) у которых количество букв и звуков совпадает.
Ответы:
а)колобок, волк, рыбка, мышь
б)медведь, царь, Винни, мышь
в) Пух, колобок, рыбка, лиса,
«Русалка» М.Ю.Лермонтов
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной.
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
Какой звук несколько раз повторяет поэт, чтобы передать плеск волны?
Представьте себе, что на наш железнодорожный вокзал прибыл старинный паровоз. Какие звуки он может издавать? Переделайте предложение, вставьте слова, передающие эти звуки
К станции подъезжал большой паровоз.
К станции с шумом и свистом подъезжал большой и тяжелый паровоз.
Домашнее задание
Упр.141 стр.95 (1-3 задания); стр.92-95
Слайд-презентация «Что я знаю о фонетике»
Спасибо за урок!