Тема: Форма государства. Право, 10 класс. № 23
Цель: сформировать представление учащихся о формах государственного устройства.
Задачи: образовательные: сформировать представление о формах государственного правления и территориального устройства; познакомить с сущностью понятия «гражданство»;
Развивающие: развивать умения учащихся по поиску, обработке и структурированию информации; работать с обществоведческими понятиями, формулировать собственные суждения и аргументы, применять знания в решении познавательных задач;
воспитательные: воспитывать политическую культуру учащихся.
Планируемые результаты: уметь отличать форму государственного устройства от формы правления, знать их основные виды; дать определение понятию «гражданство»; извлекать информацию в источниках различного типа; переводить информацию из одной знаковой системы в другую; иметь собственное суждение по теме урока.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, схема. Основная литература по теме урока:
Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – 41 — 66 с. – (Инновационная школа).
Ход урока
1.ОМ
2.Актуализация. проверка д.з.
3.Мотивация.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Что такое форма государства?
2. Каковы особенности государственного устройства современных государств?
3. Как реализуется политический режим государств?
4.Целеполагание. сформировать представление учащихся о формах государственного устройства. На уроке мы узнаем, что включает в себя понятие «Форма государства»
Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов формы государства, особенностей государственного устройства
Сможем раскрывать сущность основных понятий.
Глоссарий по теме:
Форма государства – особенности государств, связанные с порядком формирования органов власти, территориальной организацией власти, методами осуществления власти.
Форма правления – порядок формирования высших органов власти.
Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется монархом, передаётся по наследству и не предусматривает ответственности монарха перед населением.
Республика - форма правления, при которой верховная власть государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
Парламентская республика - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит парламенту.
Президентская республика - форма правления, при которой высшим должностным лицом в государстве является президент, наделенный властными полномочиями и функциями главы государства и главы правительства.
Смешанная республика – республика, сочетающая в себе черты парламентской и президентской республики.
Форма государственного устройства - способ территориальной организации государственной власти.
Унитарное государство - целостное государственное образование, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.
Федерация - сложное союзное государство, субъекты которого являются государственными образованиями и обладают признаками суверенитета.
Конфедерация - государственно-правовой союз суверенных государств.
Политический режим - совокупность способов и методов осуществления государственной власти.
Ключевые слова: Форма государства; форма правления; монархия; республика; парламентарная республика; президентская республика; смешанная республика.
5.Основное содержание урока
Форма государства – способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.
I. Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.
Основными формами правления являются монархия и республика.
1. Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;
Монархия может быть:
1. абсолютная (всевластие главы государства);
2. конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).
2. Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.
Республика может быть:
1. Парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
2. Президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом).
3. Смешанная - республика, сочетающая в себе черты парламентской и президентской республики.
II. Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.
По форме государственного устройства государства делят на:
1. Унитарные - это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.
Признаки унитарного государства:
1. Существование одноуровневой системы законодательства;
2. Подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
3. Существование только одного гражданства;
2. Федеративные - это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик). Примеры: США, Индия
Федерация облагает такими признаками:
1. Союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
2. Наличие двухуровневой системы государственных органов;
3. Двухканальная система налогообложения.
3. Конфедерации - временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.
Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.
Различают следующие виды конфедераций:
1. Межгосударственные союзы;
2. Содружества;
3. Сообщества государств.
Примеры: Содружество Независимых Государств, НАТО
III. Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.
Различают:
1. Демократический политический режим - основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы.
Признаки демократии следующие:
1. Выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
2. Разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
3. Гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
4. Равноправие - все имеют равные гражданские и политические
права и свободы, а также гарантии их защиты;
5. Плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
6. Согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.
Примеры: Референдум, многопартийность
2. Авторитарный политический режим - то недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.
Основные признаки авторитарного режима:
1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;
2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;
3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;
4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;
5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во вне политические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.
3. Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.
Признаки тоталитарного политического режима:
1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;
2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;
3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;
4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».
Расисткий, Фашисткий режимы
6.Закрепление. Разбор типового тренировочного задания или задание 5 с. 63-65
Восстановите хронологическую последовательность эволюции монархической формы правления:
Из предложенных вариантов определите, что относится к форме государства, решите ребус-соответствие:
7.рефлексия
8.оценивание
9.д.з. п.21 задание 2 с. 57 (5 стран)