ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕЖДУНАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА АСТАНА
Начальное отделение
Кафедра педагогики, психологии и частных методик
Леконцева Валентина Андреевна
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЕЁ ИЗГОТОВЛЕНИЯ.
Курсовая работа
Научный руководитель
А.Ж. Тукенова преподаватель
педагогики и психологии
Астана, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ К НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЕЁ ИЗГОТОВЛЕНИЯ.
1.1.Понятие интереса к народной игрушке…6
1.2.Создание системы работы к народной игрушке в процессе ее изготовления…9
1.3.Методическая разработка по формированию интереса к народной игрушке у младших школьников в процессе ее изготовления во время учебного процесса и внеклассных мероприятий…12
ГЛАВА II. ОПЫТНО–ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЕЁ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
2.1. Констатирующий этап…15
2.2. Формирующий этап…18
2.3. Контрольный этап…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…27
ГЛОССАРИЙ…30
ПРИЛОЖЕНИЕ…33
ВВЕДЕНИЕ
Цель исследования-изучить формирование интереса к народной игрушке у младших школьников в процессе ее изготовления,для понимания методов и приемов, которые могут способствовать развитию.
Задачи:
Изучить литературу по проблеме исследования;
Сформировать у учащихся новые навыки, используя определенные методы и приемы;
Выявить методы и приемы, способствующие развитию интереса к народной игрушке в процессе её изготовления.
Гипотеза:
Учитель будет развивать у учеников интерес к народной игрушке у младших школьников в процессе ее изготовления.
Объект:
Уроки труда в начальных классах.
Предмет исследования:
Интерес к народной игрушке в процессе ее изготовления.
ГЛАВА II. ОПЫТНО–ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
2.1. Констатирующий этап
Цель данной опытно-практической работы — формирование интереса к народной игрушке у младших школьников путем вовлечения их в процесс её изготовления.
1. Диагностика интереса к народной игрушке
- Проведение анкетирования среди учащихся для выявления их знаний о народных игрушках и интереса к ним.
- Опрос родителей о том, знакомы ли они с народными игрушками и хочется ли им передать эти знания детям.
2. Изучение уровня знаний и навыков
- Проведение беседы о народных игрушках, их значении и истории.
- Оценка умений детей в работе с различными материалами (дерево, текстиль, глина).
3. Анализ результатов
- Систематизация полученных данных и выявление проблемных зон (недостаток знаний, отсутствие интереса).
- Определение необходимости проведения дополнительных занятий по теме народной игрушки.
2.2.Формирующий этап
1. Организация обучения
- Проведение тематических уроков и мастер-классов, посвященных изготовлению народных игрушек.
- Ознакомление детей с различными техниками (лепка, шитье, роспись) и материалами.
2. Практические занятия
- Проведение занятий по изготовлению простых народных игрушек (например, куклы, игрушки из ткани).
- Вовлечение детей в процесс творчества: выбор материалов, создание эскизов, работа с инструментами.
3. Создание проекта
- Разработка группового проекта по изготовлению народной игрушки, включающего все этапы — от идеи до презентации готовой работы.
- Презентация готовых игрушек, обсуждение процесса их создания, демонстрация знаний о народных традициях.
4. Формирование интереса через культуру
- Проведение выставки народных игрушек, где дети могут показать свои работы.
- Организация праздника или мастер-класса, на который приглашаются родители и другие классы.
2.3. Контрольный этап
1. Оценка результатов
- Проведение повторного анкетирования для определения изменений в интересе и знаниях детей о народной игрушке.
- Оценка качества изготовленных игрушек по заранее установленным критериям (творческий подход, аккуратность, соответствие традициям).
2. Обратная связь
- Проведение обсуждения с детьми о том, что они узнали, что им понравилось, и что можно улучшить в дальнейшем.
- Опрос родителей о том, изменилось ли их восприятие народной игрушки и желания участвовать в подобных мероприятиях.
3. Документация и анализ
- Систематизация полученных данных и составление отчета о проведенной работе.
- Анализ успешности проекта, выявление сильных и слабых сторон, планирование дальнейших мероприятий по популяризации народной игрушки.
III.Заключительная часть:
Опытно-практическая работа по формированию интереса к народной игрушке у младших школьников в процессе ее изготовления позволяет не только углубить знания детей о культуре и традициях, но и развивает их творческие способности, приучает к ручному труду и укрепляет связь между поколениями.
Список источников:
1.https://core.ac.uk/download/pdf/333602219.pdf
2."«развитие интереса к народной игрушке у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей». | Проект (младшая группа): | Образовательная социальная сеть"
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/03/23/razvitie-interesa-k-narodnoy-igrushke-u-detey-mladshego
3.
https://infourok.ru/formirovanie-interesa-shkolnikov-k-tradicionnoj-tekstilnoj-russkoj-igrushke-5637736.html
4."Формирование у младших школьников интереса к народной культуре на уроках изобразительного искусства (на примере глиняной игрушки)"
https://nauchkor.ru/pubs/formirovanie-u-mladshih-shkolnikov-interesa-k-narodnoy-kulture-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva-na-primere-glinyanoy-igrushki-5c1a75037966e104f6f85a6e
5."Влияние народной игрушки на духовно-нравственную культуру и ее использование в дошкольном образовании – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка"
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-narodnoy-igrushki-na-duhovno-nravstvennuyu-kulturu-i-ee-ispolzovanie-v-doshkolnom-obrazovanii
6."Формирование представлений об эстетике народной игрушки у детей старшего дошкольного возраста. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру"
https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-predstavlenii-ob-yestetike-narodnoi-igrushki-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
7."Значение народной игрушки в развитии личности дошкольника" https://www.psiholog-pyatashova.ru/index.php/dlya-vas-pedagogi/konsultatsii/307-znachenie-narodnoj-igrushki-v-razvitii-lichnosti-doshkolnika
8.https://mcoip.ru/blog/2023/01/05/narodnaya-igrushka-kak-sredstvo-vospitaniya-naczionalnoj-kultury-starshego-doshkolnika/
9."Значение народной игрушки в жизни современных детей | Интерактивное образование" https://io.nios.ru/articles2/57/10/znachenie-narodnoy-igrushki-v-zhizni-sovremennyh-detey
10.https://www.dissercat.com/content/esteticheskoe-vospitanie-shkolnikov-sredstvami-narodnoi-igrushki
Глоссарий:
1.Народная игрушка - изделие, созданное вручную, обычно из традиционных материалов, которые отражают культурные особенности и фольклорные мотивы народа. Народные игрушки часто служат не только для игры, но и для передачи традиций и ценностей.
2. Куклы- игровые объекты, сделанные в форме людей, животных или фантастических существ. Куклы могут использоваться в ролевых играх, театре и как элементы декора, а также выступают в роли культурных символов.
3. Знания- информация, понимание и навыки, которые человек приобретает через опыт, обучение и образование. Знания формируют базу для критического мышления и принятия решений.
4. Способности - врожденные или приобретенные качества и навыки, которые позволяют человеку успешно выполнять определенные задачи или виды деятельности. Способности могут быть связаны как с умственной (например, аналитическое мышление), так и с физической (например, ловкость) деятельностью.
5. Аккуратность - качество, проявляющееся в внимательном и тщательном выполнении задач, что отражает организованность и внимание к деталям. Аккуратность важна во многих сферах, включая искусство, ремесло и повседневные задачи.
6. Культура - совокупность материальных и нематериальных ценностей, традиций, обычаев, норм, искусства, языка и знаниевых систем, присущих определенной группе людей или обществу в целом. Культура формирует идентичность и поведение людей.
7. Недостаток интереса - состояние, при котором человек не проявляет мотивации или стремления к определенной деятельности или теме. Это может быть связано с отсутствием увлечения или недостатком эмоциональной связи с предметом.
8. Отсутствие знаний- ситуация, когда человек не обладает необходимой информацией или пониманием по определенной теме, что может ограничивать его возможности в обучении и принятии решений.
9. Шитье- процесс создания или ремонта текстильных изделий с помощью иглы и нитки, часто включает в себя изготовление одежды, аксессуаров и предметов интерьера. Шитье может быть выполняем как вручную, так и на швейной машине.
10. Традиции - устоявшиеся обычаи, нормы и практики, передающиеся из поколения в поколение в рамках определенной культуры или общества. Традиции часто отражают исторические, социальные и культурные аспекты жизни людей.