СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема "Формирование речевого дыхания, правильного звукоподражания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы лекции по теме "Формирование речевого дыхания, правильного звукоподражания"

Просмотр содержимого документа
«Тема "Формирование речевого дыхания, правильного звукоподражания"»


Тема: «Формирование речевого дыхания, правильного звукоподражания»

Ключевые вопросы: речевое дыхание; правильное звукоподражание.

Основные понятия: речевое дыхание, типы речевого дыхания, этапы работы, игры для развития речевого дыхания и правильного звукоподражания.


Одно из важнейших условий правильной речи – правильное речевое дыхание. Дыхание в процессе речи по сравнению с физиологическим дыханием имеет существенные отличия - для него характерен короткий вдох и плавный, длительный выдох.

Правильное речевое дыхание является основой речи. Именно оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается одновременно с развитием речевой функции. Его становление в норме завершается к 10 годам.

Различают три типа дыхания:

Верхнее дыхание. Участвует только верхняя часть легких, при вдохе поднимаются ребра, ключицы и плечи.

Среднее дыхание. Воздухом наполняется средняя часть легких.

При таких способах дыхания невозможно добиться длительного выдоха и слитного произнесения даже короткой фразы.

Нижнее дыхание («глубокое»). Его считают наиболее сильным, легкие вбирают больше воздуха и отсюда длительный выдох.

Правильное речевое дыхание – основа для правильного звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание дыхательным упражнениям.

Несовершенства речевого дыхания у воспитанников дошкольного возраста:

- Слабый вдох и выдох, как следствие – тихая речь.

- Слабый выдох, воздушная струя направлена неправильно – искажение звукопроизношения.

- Неравномерное распределение выдыхаемого воздуха – не договаривает слово до конца, «проглатывает» окончание.

- Произнесение фраз на вдохе, торопливо.

- Неравномерный выдох – речь звучит то тихо, то громко.

Работа над правильным речевым дыханием осуществляется в три этапа:

1. Постановка нижнего («глубокого») типа дыхания, формирование длительного ротового выдоха.

Для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы:

«Лопнула шина»

Дети разводят руки перед собой, изображая круг – «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3; выдох: 4-5-6-7-8 до 15).

2. Дифференциация ротового и носового выдоха.

Работа разделена на три этапа:

  • Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований.

  • Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований.

  • Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи.

3. Формирование речевого дыхания и воздушной струи.

Работа проводится в следующей последовательности:

- игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи;

- дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков;

- дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков;

- дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов;

- дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале предложений и фраз.

Техника выполнения упражнений:

воздух набирать через нос;

плечи не поднимаются вверх;

выдох должен быть длительным и плавным;

необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

Игры для развития речевого дыхания:

«Футбол»

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

«Бабочка»

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

«Буря в стакане»

Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции, их подвижности, гибкости, силы и точности. Поэтому необходимо упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка; на подвижность губ, челюстей, щек.

Речевое подражание или звукоподражание - это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Работа проводится с использованием дидактических игр, игровых упражнений с включением речевого материала: чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы, загадки, рассказы. Хорошо использовать в этой работе речь с движением. Такие упражнения активизируют процесс отработки произносительных навыков.

Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса).

Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. Активным приемом являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.

На занятиях может использоваться образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний (игровая ситуация) служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала.

Игры на звукоподражание

«Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др.

Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др.

Вопросы и задания:

  1. Изготовить дидактическое пособие, которое можно использовать для формирования правильного речевого дыхания воспитанников дошкольного возраста.

  2. Оформить картотеку игр на звукоподражание, чистоговорок.

  3. Выполните задание, перейдя по ссылке - https://learningapps.org/display?v=p21130j3c20 или сканируйте QR код