Министерство образования Калининградской области
государственное автономное учреждение
Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»
(ГАУ КО ПОО КСТ)
Методическая разработка
открытого урока
МДК 01.02: Тарифное регулирование
Специальность: 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)
ТЕМА: Формирование рыночной цены в сфере сервисных и туристических услуг
Преподаватель Козлова Валентина Николаевна
2023
ТЕМА: «Формирование рыночной цены в сфере сервисных и туристических услуг»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Дидактическая:
Углубить знания по формированию рыночной - равновесной цены.
Развивающая
Развитие экономического мышления в условиях рыночной экономической системы.
Воспитательная
Формирование этикета в профессиональной деятельности и бизнесе.
ТИП ЗАНЯТИЯ:
Повторения, обобщение и закрепление знаний.
ВИД ЗАНЯТИЯ:
Деловая игра с использованием групповой работы
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ:
Словесные, наглядные и практические.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
Дисциплина: Математика, Обществознание.
ОБОРУДОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ (средства обучения):
Плакаты:
1. «Таблица спроса и предложения».
2. «Таблица учета сделок».
3. «График спроса и предложения».
Раздаточный материал:
1. «Карточки покупателя».
2. «Карточки продавца».
3. «Лист учета результатов игры».
Презентация:
Правила игры «Рынок кофе».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы закрепляем знания по теме «Формирование рыночной цены в сфере сервиса и туристических услуг».
2. Актуализация познавательной деятельности (3 мин)
Исходя из специфики специальности «Сервис на транспорте» и учебного заведения «Колледж сервиса и туризма», наша миссия в обучении помнить о том, что транспорт, сервис и туризм неотъемлемые спутники. Главная задача специалистов в области сервиса предоставить максимальный спектр услуг потребителям, благодаря которым организация получает доход. Важной составляющей процесса предоставления услуг является установление цены, которая удовлетворяет как покупателя, так и продавца. Но, проблема в том, что часть покупателей недовольна ценой, считая ее завышенной, а продавцы считают, что покупатели малоактивны и видят ценность товара ниже реальной.
И только профессионалы понимают, как формируется рыночная цена.
Тема Спрос, предложение и равновесная цена была пройдена во время изучения дисциплины «Обществознание». В рамках дисциплины «Экономика» и МДК 01.02 «Тарифное регулирование» были рассмотрены понятия виды и методы ценообразования. Сегодня предстоит расширять знания и получить практические навыки по формированию рыночной цены.
В современных условиях эта тема является весьма актуальной, т.к. каждый из нас может и выступает в роли, как покупателя, так и продавца. Результатом взаимодействия покупателя и продавца становится сделка купли-продажи.
Изучение механизма формирования цены сделки есть задача сегодняшнего занятия.
Цели занятия:
Образовательная:
формирование цены в условиях рыночной экономики;
Воспитательная:
формирование общих компетенций:
ОК 3 - Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
ОК 6 - Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
3. Повторение изученного материала (5 мин.)
Упражнение в стиле «Синквэй» в начале занятия позволяет выявить наличие знаний по заданной теме. Это же упражнение в конце занятия показывает результат освоения. | К слову «Цена» необходимо подобрать: - 2 прилагательных - 3 глагола - фразу, ассоциацию с этим словом - синоним |
Пример упражнения «Синквей» Налоги Косвенные, прямые Собирают, формируют, уплачивают Налоги являются основой для формирования бюджета Пошлина (мзда, подать, оброк ...) |
Вопросы преподавателя: Кто на рынке спрашивает товар? (покупатель). Кто предлагает на рынке товар? (продавец). Кто формирует спрос на рынке, а кто предложение? (покупатель, продавец). А кто больше влияет на величину цены покупатель или продавец? Отсюда начнется спор. Одни студенты будут утверждать, что цену ставит продавец и только он на нее влияет. Другие могут возражать и приводить доводы о том, что покупатель тоже может не согласиться с установленной ценой. Преподаватель: Для выяснения кто больше влияет на величину цены проведем деловую игру «Рынок кофе». Почему кофе? Кофе любимый напиток в сфере услуг на транспорте. В поезде, самолете или в придорожном кафе - кофе традиционный напиток. |
4. Закрепление знаний
Таблица 1 - Последовательность проведения игры и ее хронометраж
№ п/п | Последовательность проведения игры | Время/ минут |
1 | Объявить название игры и четко сформировать цели ее проведения | 3 мин |
2 | Ознакомить с содержанием игры | 5 мин |
3 | Разделить обучающихся на две равные группы | 3 мин |
4 | Раздать карточки покупателей и продавцов | 2 мин |
5 | Раздать листы для подсчета результатов | 3 мин |
6 | Рассказать правила игры, что игра состоит из пяти раундов по 5 минут, роли в ходе игры не меняются | 5 мин |
7 | Проведение игры (перерыв между раундами 1-1,5 минут) | 30 |
8 | Подсчет прибыли и убытков по результатам торгов и занесение в лист учета результатов | 6 |
9 | Обсуждение игры | 6 |
10 | Построение графиков спроса и предложения, определение равновесной-рыночной цены | 6 |
11 | Анализ хода и результатов игры | 5 |
12 | Награждение лучших покупателей и продавцов | 3 |
13 | Рефлексия | 3 |
14 | Домашнее задание | 2 |
| ИТОГО: | 82 |
Подведение итогов
В результате деловой игры была сформирована равновесная – рыночная цена всеми участниками группы. Были получены навыки работы на товарной бирже. Изучен на практике механизм формирования рыночной цены.
Самым эффективным покупателю и продавцу оценка отлично и приз. Самым активным покупателю и продавцу оценка отлично и приз. Остальные оценки будут выставлены согласно следующим критериям:
Отлично – 5: Верные расчеты прибыли и убытков по результатам игры. Аккуратное заполнение бланка. Все партнеры по сделкам записаны. Все результаты стоят в правильных графах бланка как написано в инструкции. График спроса и предложения построен с верными данными из шкалы спроса и предложения. Масштаб в графике выбран верно, в соответствии с данными. На графике отмечены оси координат, единицы измерения, подписаны кривые спроса и предложения, обозначена точка рыночного равновесия, выделена равновесная цена, равновесное количество. График начерчен простым карандашом, надписи сделаны ручкой с синими чернилами.
Хорошо – 4: В расчетах прибыли и убытков допущено не более 2х ошибок по результатам игры. Аккуратное заполнение бланка. Все партнеры по сделкам записаны. Все результаты стоят в правильных графах бланка как написано в инструкции. График спроса и предложения построен с верными данными из шкалы спроса и предложения. Масштаб в графике выбран верно, в соответствии с данными. На графике не отмечены оси координат, или единицы измерения, подписаны кривые спроса и предложения, обозначена точка рыночного равновесия, выделена равновесная цена, равновесное количество. График начерчен аккуратно без исправлений и помарок ручкой, надписи сделаны синими чернилами.
Удовлетворительно – 3: В расчетах прибыли и убытков допущено 3 ошибки по результатам игры. В бланке помарки, зачеркивания, перепутаны данные, партнеры по сделкам записаны не все. График спроса и предложения построен с верными данными из шкалы спроса и предложения. Масштаб в графике выбран неэффективно. На графике не отмечены оси координат, или единицы измерения, подписаны кривые спроса и предложения, обозначена точка рыночного равновесия, выделена равновесная цена, равновесное количество. График начерчен аккуратно без исправлений и помарок ручкой надписи сделаны синими чернилами.
Неудовлетворительно – 2: В расчетах прибыли и убытков допущено от 4х ошибок по результатам игры. В бланке помарки, зачеркивания, перепутаны данные, партнеры по сделкам записаны не все. График спроса и предложения построен с ошибками. Масштаб в графике выбран неэффективно. На графике не отмечены оси координат, и/или единицы измерения, не подписаны кривые спроса и предложения, не обозначена точка рыночного равновесия, не выделена равновесная цена, равновесное количество. График начерчен с исправлениями и помарками ручкой надписи сделаны синими или другими чернилами.
Домашнее задание
Выполнить упражнение «Синквей» с использованием полученных знаний на занятии. Ключевое слово Цена.
Фаза рефлексии:
ход игры и поведение игроков
Сравнение игровой модели с ежедневной действительностью
Критика модели и ее изменение
Измененная исходная ситуация т. е. расширенные или измененные правила, материалы, данные
Наблюдение игры
Фаза рефлексии:
ход игры и поведение игроков
Сравнение игровой модели с ежедневной действительностью
Критика модели и ее изменение
И далее игры и рефлексии
Рисунок 1 - Схема структуры протекания игры
Замечания: для проведения игры преподавателю потребуются три ассистента для заполнения таблиц спроса и предложения, учета сделок, раздачи карточек. От ассистентов не требуется никакой специальной подготовки, кроме внимательности и быстроты действий. Потребуется четыре маленький приза либо канцелярские принадлежности, либо сладкие изделия для награждения самых активных и эффективных продавцов и покупателей за наибольшее количество совершенных сделок и, за наибольшую прибыль.
М
*
3
2
есто
П
роведения
1

торгов
- таблица учета результатов (первый ассистент)
- таблица спроса и предложения (второй ассистент)
- разграничительный барьер из нескольких парт, звездочкой отмечено место, на котором лежат стопки новых карточек и третий ассистент
- играющие
У – учитель
- направление движения играющих после заключения очередной сделки
Рисунок 2 - Возможная организация игрового поля.
Приложение 1
Правила игры
Название игры «Рынок кофе»
Каждый будет играть роль оптового покупателя или продавца пшеницы.
Цель игры: Установление равновесной (рыночной) цены.
Цель продавцов:
Получить наибольшую прибыль путем, оптовой продажи кофе по наиболее высокой цене.
Цель покупателей:
Получить наибольшую прибыль путем, покупки оптовой партии кофе по наиболее низкой цене.
Начало и конец игры по свистку и команде: «Рынок открыт», «Рынок закрыт». Пояснение, что игра состоит из 5 раундов по 5 минут, перерыв между раундами 1-1,5 минут.
Деление студентов произвольно на две группы, продавцов может быть меньше, чем покупателей если неравное количество в группах;
В течение всей игры роли участников не меняются. Цена на карточках является коммерческой тайной и не подлежит разглашению.
Раздача карточек покупателей и продавцов.
Раздача листов учета результатов игры, объяснение их заполнения.
Проведение игры
А) После объявления «Рынок открыт» участники идут на место торгов, где ищут партнеров для заключения сделки о купле-продаже партии кофе. После того, как покупатель и продавец пришли к соглашению о взаимоприемлемой цене и решили совершить сделку, они регистрируют ее, после чего получают новые карточки.
Б) Необходимо обратить особое внимание на имеющийся в ограниченном количестве ресурс – время. Распоряжаться им нужно особенно рационально.
В) В функции преподавателя входит контроль над соблюдением правил игры и этикета бизнеса.
Г) Расположение таблиц осуществляется с учетом встречных потоков из играющих, так чтобы не мешали друг другу.
После игры подводятся итоги их трудовой деятельности. В листе учета результатов подсчитывается величина прибыли, убытков и количество сделок.
Определяются победители игры – продавец и покупатель, получившие наибольшую прибыль и выгоду. Отмечаются наиболее активный продавец и покупатель за наибольшее количество совершенных сделок. Просьба поделиться свом секретом успеха.
Обсуждение:
Кто из игроков был в более выгодном положении? (равны).
Кто определял рыночную цену: покупатели или продавцы? (взаимно).
Чем отличается игровая ситуация от реального рынка? (объемом сделки один контейнер).
Строятся графики спроса и предложения. Проводится обсуждение, что обозначает точка пересечения графиков спроса и предложения? (Рыночное равновесие. По оси ОХ равновесное количество, при котором отсутствует дефицит или избыток товара. По оси ОУ равновесную - рыночную цену).
Анализируется ситуации, при которых может измениться рыночная цена в большую или меньшую сторону. (Возможен избыток или дефицит товара).
Объясняются некоторые категории покупателей, например равнодушный, не реагирующий на падение цены. Или продавец, неэффективный, не успевающий среагировать на спрос.
Приходим к выводу о том, что в результате торгов появилась цена, которая удовлетворяет большее число покупателей и продавцов - она и есть равновесная, рыночная, свободная. При такой цене продавец и покупатель получает наибольший эффект в виде прибыли от сделки.
Приложение 2
Пример карточки покупателя и продавца
Карточка покупателя Вы являетесь оптовым покупателем кофе. Ваша цель – купить один контейнер. Постарайтесь купить по НАИБОЛЕ НИЗКОЙ цене. Если Вы согласитесь на цену ВЫШЕ 1$ , Вы понесете убытки | Карточка покупателя Вы являетесь оптовым покупателем кофе. Ваша цель – купить один контейнер. Постарайтесь купить по НАИБОЛЕ НИЗКОЙ цене. Если Вы согласитесь на цену ВЫШЕ 2$, Вы понесете убытки |
Карточка продавца Вы являетесь оптовым продавцом кофе. Ваша цель – продать один контейнер. Постарайтесь купить по НАИБОЛЕ ВЫСОКОЙ цене. Если Вы согласитесь на цену НИЖЕ 8$ , Вы понесете убытки | Карточка продавца Вы являетесь оптовым продавцом кофе. Ваша цель – продать один контейнер. Постарайтесь купить по НАИБОЛЕ ВЫСОКОЙ цене. Если Вы согласитесь на цену НИЖЕ 9$ , Вы понесете убытки |
Приложение 3
Лист учета результатов игры
Ф.И.___________________________________________покупатель / продавец
(подчеркнуть выпавшую роль)
Группа ________________________________________
№ сделки | Фамилия партнера по сделке | Цена на карточке $ | Цена сделки $ | Величина прибыли $ | Величина убытков $ |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Итог игры: | Величина прибыли-величина убытков = $ |
Приложение 4
Шкала спроса и предложения
Величина спроса Quantity demanded Qd (штук) | Цена, $ Price | Величина предложения Quantity supply Qs (штук) |
| 1 | |
| 2 | |
| 3 | |
| 4 | |
| 5 | |
| 6 | |
| 7 | |
| 8 | |
| 9 | |
| 10 | |
График спроса и предложения
Price $ | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | |
1 | | | | | | | | | | | | | | | |
0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 |
| | | | | | | | | | | | Qs и Qd (штук) |
Краткий самоанализ
Тип урока - деловая игра
Вид урока - практическое занятие
Организационные моменты: перекличку не производилась с целью экономии времени т. к. отсутствующие будут выявлены при проверке бланков учета результатов игры
Опрос по пройденному материалу
Метод опроса - с места, комбинированный
Форма опроса - фронтальная письменная проверка, выборочно устно
Формулировка опроса четкая
Изложение материала
Информация изложена полностью в доступной форме
Связь с жизнью живая, высокая
Речь преподавателя – доходчивая, логичная, богатая
Обеспечение обратной связи
Применяя классификацию деловых игр по Эбергу, «Рынок кофе» относится к категории:
Специальных игр, которые имитируют специфику и проблемы определенных отраслей, в данном случае торговую биржу в условиях конкуренции.
Жестких игр, так как игроки имели в распоряжении только ограниченное количество заданных вариантов решения проблем. Так у оптовых покупателей появилась идея объединить капитал и купить недоступную по цене партию кофе. Но в правилах игры такой вариант действий отсутствовал, и решить проблему таким способом не удалось.
Открытых игр потому, что игроки устанавливали непосредственный контакт друг с другом.
Очных – участники и руководство присутствовали совместно в одном и том же месте.
Наглядность
Количественный анализ достаточный
Вид наглядности – плакаты, бланки, карточки, презентация
Эффективность высокая
Список литературы
Кожевников, Ю. Н. Ценообразование и тарифная политика на железнодорожном транспорте : учебное пособие / Ю. Н. Кожевников, А. Н. Кожевникова. - Москва : РУТ (МИИТ), 2018. - 129 с. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1896147 (дата обращения: 21.09.2023). – Режим доступа: по подписке.
Кожевников, Ю. Н. Ценообразование на рынках разных типов : учебно-методическое пособие по выполнению индивидуального задания по дисциплине «Основы ценообразования» / Ю. Н. Кожевников, М. В. Дунаев. - Москва : РУТ (МИИТ), 2022. - 47 с. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1896148 (дата обращения: 21.09.2023). – Режим доступа: по подписке. ЭБС «Znanium»: Бардовский, В. П.
Фридман, А. М. Экономика организации. Практикум : учебное пособие / А.М. Фридман. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2023. — 180 с. — (Среднее профессиональное образование). — DOI: https://doi.org/10.29039/01830-9. - ISBN 978-5-369-01830-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1894754 (дата обращения: 21.09.2023). – Режим доступа: по подписке.
19