Тема: Функциональные стили речи (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный).
Цель: Раскрыть основные понятия: стилистика, функциональные стили речи, разговорный стиль речи, научный стиль речи, официально-деловой стиль речи, публицистический стиль речи, художественный стиль речи, текст как произведение речи, сложное синтаксическое целое, план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, повествование, описание, рассуждение.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
«Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» Георг Гегель
Теперь посмотрите видеосюжет и ответьте на вопрос «Почему мы так говорим?» (Видеосюжет: ералаш «Почему мы так говорим»)
- Так почему же мы так говорим?
- Послушайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная мысль (учитель читает стихотворение):
Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, -
Нужно стили речи знать!
ТЕМА: Стилистика. Функциональные стили языка.
Функциональный стиль – это исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в сфере человеческого общения. Каждый функциональный стиль характеризуется особенностями на всех уровнях языка, но определяющим является лексический и синтаксический уровень.
Составление кластера.
-Какие стили речи есть в русском языке?
Орфографическая минутка
Ст..листика, функц..ональные стили, л..т..ратурный язык, ст..листические сре..тва языка, ст..листическая (о,а)краска, ст..листическая с..ч..таемость, ст..листическая норма, ст..листическая оши..ка.
«Морфологический ящик»
-Расскажите об особенностях каждого стиля.
Стиль речи | | Сфера общения А | Цель общения Б | Жанры В | Стилевые черты Г | Языковые средства Д |
Научный | 1 | Агитационно-массовая деятельность, СМИ | Сообщение и передача официально-деловой информации | Эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, поэма, баллада, трагедия, комедия | Образность, эмоциональность | Разговорная и просторечная лексика, употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы. |
Официально- деловой | 2 | Художественное творчество | Сообщение и обмен мыслями, чувствами, впечатлениями | Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь | Точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста), отсутствие эмоциональности | Наличие терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики. |
Публицистический | 3 | Научная деятельность | Воздействие на мысли и чувства с помощью созданных образов | Законы, приказы, постановления, характеристики, протоколы, расписки и справки | Подчёркнутая логичность, доказательность, точность. | Наличие общественно-политической лексики |
Художественный | 4 | В быту | Передача и сообщение научной информации | Диалог, личные письма, личные записки, телефонные разговоры. | Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. | Наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, аббревиатур. |
Разговорный | 5 | Правовая, административно-общественная, производственная сферы деятельности | Воздействовать на мысли и чувства через призыв | Научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение | Эмоциональность, выразительность, живость и экспрессивность | Все языковые средства |
Ваша задача: работая в группе, определить стиль речи вашего варианта сказки и доказать свою точку зрения.
Текст для 1 группы
Колобо́к — персонаж одноимённой русской народной сказки, изображаемый в виде небольшого хлеба шарообразной формы жёлтого цвета.
Имеет аналоги в сказках многих других народов: американский пряничный человечек, английский Джонни-пончик, имеются похожие славянские, скандинавские и немецкие сказки, сюжет также встречается в узбекских, татарских сказках и других. Согласно классификатору сюжетов Аарне-Томпсона, сказка относится к типу 2025 — «убежавший блин».
Человек пожилых лет предложил своей законной жене испечь хлебобулочное изделие шарообразной формы (Колобо́к). Женщина пожилых лет согласилась и испекла хлебобулочное изделие шарообразной формы. Так как оно имело высокую температуру, то женщина поставила его совершать теплообмен с воздухом. Спустя некоторый промежуток времени хлебобулочное изделие шарообразной формы направилось к двери, а затем двигалось по дороге. Оно пересеклось с млекопитающим рода зайцев отряда зайцеобразных. Животное хотело употребить в пищу Колобо́к, но хлебобулочное изделие шарообразной формы настояло на своей неприкосновенности. То же самое произошло с хищным млекопитающим семейства псовых рода волков и хищным млекопитающим семейства медвежьих. Спустя промежуток времени хлебобулочное изделие шарообразной формы пересеклось с лисицой - хищным млекопитающим семейства псовых. Колобо́к настаивал на своей неприкосновенности, но лисица одержала верх в своей позиции и путем обманных маневров употребила его в пищу.
Текст для 2 группы
Дед Безымянный, проживающий по адресу: Тридесятое царство, Тридевятое государство, изба возле леса, предложил своей законной супруге - Старухе Безымянной выпечь на ужин сдобный продукт под названием "Колобок". Оценив обстановку, и учитывая отсутствие продуктов для приготовления сдобы, Старуха Безымянная дала отказ своему законному супругу. Гражданин Безымянный предложил гражданке Безымянной собрать остатки продуктов питания и приготовить запрашиваемый продукт из них.
Таким образом, гр-ка Безымянная, не вправе отказать своему законному супругу, исполняет процесс приготовления выпечки.
В целях понижения температуры испеченного продукта и облегчения процесса его потребления в пищу, гр-ка Безымянная оставляет выпечку в открытом помещении. Однако,вопреки всем законам физики, и имея целью обрести свободу, продукт питания, меняет местоположение и оказывается в лесу.
Вышеупомянутая гр-ка Безымянная не сразу обнаруживает пропажу, и поэтому не сообщает в соответствующие инстанции.
В это время, гр-нин Колобок встречает гр-нина Зайца. Гр-нин Заяц совершает покушение на ожившую сдобу.
Гр-нин Колобок успешно отвлекает внимание гр-нина Зайца, избегая тем самым дальнейших неправомерных действий со стороны нападающего на него. Аналогичная ситуация происходит и с гр-нином Волком и гр-нином Медведем.
Выбранная гр-нином Колобком тактика не срабатывает на гр-ке Лисе, которая введя в заблуждение гр-на Колобка исполняет свои угрозы, таким образом, нарушая статью 105 Уголовного Кодекса РК и подвергая себя наказанию в виде лишения свободы сроком от 6 до 15 лет.
Текст для 3 группы
Дорогие друзья! Перед нами стоит важная задача – правильное воспитание подрастающего поколения. Мы должны использовать все имеющиеся педагогические методы во благо поставленной цели. Ведь почему сбежал из дому Колобок? Вероятно, он был педагогически запущенным ребёнком, ему не хватало родительского внимания и заботы. Почему его без присмотра оставили остывать на окне одного? Почему родители не заняли своего ребёнка развивающими дидактическими играми, не уделили ему должного внимания? Где была общественность?
Колобок стремился расширить сферу жизни, того жизненного простора, в котором жил, но отсутствие жизненного опыта погубило его. О чём самом важном для себя и для других думал Колобок, когда бежал из дома в лес? Может быть, о том, что надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Педагогическая ошибка в воспитании Колобка заключалась в том, что никто не помог личности развиться. Решались бы проблемы по-новому методу, то и Колобок покатился бы не за околицу, на природу, в лес в поисках красоты, а пошёл бы в универсам, где многолюдно и безопасно для его жизни, и вернулся бы домой в целости и сохранности.
Вседозволенность Колобка привели его к непомерному хвастовству:он самонадеянно рассказывал всем, как обманул бабушку,дедушку,зайца,волка, медведя.
Так за что же наказан Колобок? Он наказан за наши педагогические ошибки! Мы не должны допустить такого впредь. Самая большая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем...
3. Игра-тест «Верю-не верю» 2 человека у доски. (отвечают да или нет).
Различаются 5 основных стилей речи
Научный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Публицистический стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке, служит для оформления документов.
Целью официально-делового стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.
Характерными чертами научного стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность).
Характерные черты публицистического стиля — логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
Отработка умений и навыков.
Работа в тетрадях.(Разделить страницу тетради на пять равных колонок. Под диктовку учителя записать словосочетания в соответствующий стиль речи).
Научный
Официально-деловой
Публицистический
-вопросы экологии, завершившийся эксперимент, библиографический указатель.
-судебное разбирательство, предстоящие переговоры, валютный коридор, парламентские дебаты
-по данным социологического опроса, светская хроника, защищать природу.
-пробуждающаяся природа, шорох ресниц, праздничное настроение, серебристый иней, лебедь белая.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Рефлексия.
1. Какие функции выполняет стилистика как раздел лингвистики?
2. 3.Назовите функциональные стили речи и их особенности.
4. Назовите основные признаки, сферу использования разговорного стиля.
3.Назовите основные жанры научного стиля.
4.Назовите признаки, назначение, жанры официально-делового стиля.
5. Назовите основные жанры публицистического стиля.
6. Основные признаки художественного стиля речи.