Конспект урока по русскому языку для 6-го класса "Главные члены предложения"
Цели урока: 1) актуализация знаний учащихся о предложении, формирование представлений о подлежащем и сказуемом, способах их выражения; 2) развивать умение работать в группе; 3) развивать умение графически оформлять текстовый материал.
Ход урока 1. Орг. момент. 2. Стадия вызова.
Лесенка. По каким ступенькам русского языка мы уже подняли
– Сегодня мы говорим о синтаксисе. У вас на столах лежат карточки с лингвистическими терминами. Я прошу внимательно их перечитать и подчеркнуть только те, которые относятся к синтаксису.
Приставка, согласный, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, орфограмма, формообразующие, главные члены, гласный, окончание, глагол, фонетический разбор.
– Что у вас получилось?
– Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока? Запишите её в тетрадь.
3. Стадия осмысления.
– Что вам уже известно о главных членах предложения? Можете ли вы определить их в предложении?
Откройте упр. 81 на с. 75 в рабочей тетради. (Приложение 1) Подчеркните подлежащее и сказуемое в 1,2,3 отрывках.
Проверка.
– А кто знает, как по–другому называются главные члены предложения?
На доске написано определение, взятое из словаря С.И.Ожегова:
Основа – внутренняя опорная часть предметов, остов; источник; главное, на чём строится что-нибудь.
– Почему главные члены предложения называют его грамматической основой?
Давайте посмотрим, может быть, сегодня мы узнаем что-то новое об этом понятии.
– Откройте стр. 132 в учебнике. (Приложение 2) Представьте содержание параграфа в виде схемы.
Проверка.
– Закрепим знания, выполнив упр. 355 в учебнике. (Приложение 3) У вас 5 предложений. Из каждого я прошу выписать только грамматическую основу и указать, какими частями речи выражены главные члены.
Проверка.
– Что общего во всех выписанных вами основах? (Построены по схеме сущ.(мест.)+гл.)
Выпишите из текста предложения, где грамматическая основа построена по схеме:
1) сущ. (мест) + прил.
2) сущ. (мест) + сущ.
Во сне Алёша увидел росистый луг. Трава на лугу густая и сочная. Роса сияет на ней дрожащими огнями.
Мчится по лугу тонконогий жеребёнок. Он сильный и смелый. Он словно летит над землёй. Этот чудесный сон – самое светлое воспоминание Алеши о раннем детстве.
– Почему в последнем предложении стоит тире? Попробуйте сформулировать правило.
– Посмотрим, правы ли вы. Прочитаем правило на стр. 136 учебника.
Задание: составьте предложения по схеме сущ. – сущ. о цветах, розе, бабочке. Постарайтесь, чтобы ваши высказывания позволили взглянуть на эти предметы по-другому. Например: Месяц – это серебряный шар со свечою внутри. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Проверка.
4. Рефлексия.
Укажите верные и неверные высказывания.
Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме винительного падежа.
Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи.
Сказуемое – это всегда глагол, который отвечает на вопрос что делает предмет?
В предложении Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! есть только подлежащее.
В предложении Наш класс посетил директор подлежащее подчёркнуто правильно.
В предложении Листья падали дни и ночи сказуемое выражено глаголом в прошедшем времени.
В предложении
и пахуча весна в лесусказуемое подчёркнуто правильно.
В предложении Заморозки затянули ледком лужицы нужно поставить тире.
В предложении
грамматическая основа подчёркнута правильно.
В предложении Мой брат – футболист знаки препинания расставлены правильно.
5. Домашнее задание: с.133-136, упр. 365.
Приложения
Приложение 1. Упражнение 81 в рабочей тетради.
Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и выделите соответствующие морфемы.
1) По Росси_ морозы
Ра_пустили деревья
И рисуют на стёклах
Лебединые перья. (А.Чепуров)
2) Выр_сли
На стёклах
Снежные цветы. (Л.Мартынов)
3) Снег опускает_ся с берёз
В дремотной тишине.
К_ртины летние мороз
Рисует на окне. (Е.Русаков)
Приложение 2. Главные члены предложения.
1. Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме именительного падежа.
2. Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? (Солнце всходит.); каков предмет?(Денёк сегодня хорош.); что такое предмет? кто он такой? (Солнце – это яркая звезда. Волк– это хищный зверь.)
Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным и существительным.
Приложение 3. Упражнение 355.
1) Белой ноч_ю мес_ц красный выплывает в с_неве. 2) В минуты музыки п_чальной я предст_вляю жёлтый плёс. 3) Об_гнула зелёный холм г_лубая по_кова озера. 4) Ябл_ками мочёными пахн_т тающий март. 5) Л_тят перелётные птицы в осенней д_ли г_лубой.
Отзыв о посещенном уроке русского языка учителя русского языка и литературы Агабековой Рейхан Казимовн
Дата проведения: 15.11.2017 г
Место проведения: МКОУ «Аглобинская СОШ »
Класс: 6 «Б »
Тема урока: «Главные члены предложения»
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация на тему «Главные члены предложения», набор карточек.
Урок Агабековой Рейхан Казимовны, учителя русского языка и литературы, организован и проведен на достаточно высоком профессиональном уровне.По своему типу урок изучения нового материала с элементами систематизации и обобщения материала.Все этапы урока четко спланированы и выдержаны. Стиль урока доброжелательный, создающий творческую атмосферу делового сотрудничества.Актуализация базовых знаний была осуществлена с помощью таких форм работы как фронтальная работа по вопросам теоретического материала и индивидуальная работа по карточкам.На протяжении всего урока учитель использовала мультимедийную презентацию, что позволило сэкономить время урока в ходе объяснения нового материала, а так же при первичном закреплении материала.Подведение итогов урока показал, что дети хорошо усвоили материал по данной теме.Урок Агабековой Рейхан Казимовны, является инновационным, интересным, познавательным, показал что учитель в своей работе активно применяет элементы информационно-коммуникативной, здоровьесберегающей, личностно-ориентированной технологий.Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.
Директор МКОУ »Аглобинская СОШ»__________________Курбанов К.Г.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ______Тагиров С.Т.
Председатель ШМО учителей русского языка и литературы__________________________________________Исламова С
Отзыв об уроке русского языка для аттестации
Прослеживалась четкость, последовательность этапов урока. Так же на уроке велась словарная работа, где дети активно подбирали родственные слова и придумывали предложения.
Урок построен на методе сравнения различных текстов.
Елена Викторовна спланировала и построила урок таким образом, что ученики сами сформулировали тему и задачи урока. Во время урока была атмосфера доверия и доброжелательности.
Каждый ученик высказывал свою точку зрения, доказывал её и умел выслушать мнения своих одноклассников. На протяжении всего урока осуществлялся контроль над деятельностью обучающихся как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников.
На уроке была использована физкультминутка для снятия напряжения с мышц глаз, рук и спины.
Для повышения работоспособности проводилась смена видов деятельности. Каждый ученик понимал свою роль на уроке. Дети данного класса умеют работать в группах самостоятельно.
В начале урока учитель сообщила тему, а цель урока поставила как проблемную ситуацию, дав возможность учащимся самостоятельно поставить цели урока, тем самым создала благоприятный психологический микроклимат, настрой на четкую и организованную работу.
Стиль урока доброжелательный, создающий творческую атмосферу делового сотрудничества. Актуализация базовых знаний была осуществлена с помощью таких форм работы как фронтальная работа по вопросам теоретического материала и индивидуальная работа по карточкам.
Этапы урока логичны. Наглядность и доступность изучаемого материала обеспечивается эффективностью использования ИКТ на различных этапах урока.
Содержание заданий для закрепления материала подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли ориентироваться в своей системе знаний и имели возможность самооценки собственной работы.
В течение урока наблюдается хорошее учебное сотрудничество, способствующее развитию умения слышать и слушать ученику – учителя, учителю – ученика. Урок Шахпазовой Э.М. является инновационным, интересным, познавательным.
На примере данного урока была показана системность обучения, которая имела место в методике учителя. В процессе урока была проведена физкультминутка для снятия усталости и перехода к закреплению изучаемого материала.
На всех этапах урока Эльвира М.