СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: И.А.Бунин "Цифры"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: И.А.Бунин "Цифры"»

Урок литературы в 7 классе по теме «Сложность взаимоотношений взрослых и детей» по рассказу  И.А. Бунина « Цифры» Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Борагангечувская СОШ» Османова Джамиля Вахаевна

Урок литературы в 7 классе по теме «Сложность взаимоотношений взрослых и детей» по рассказу И.А. Бунина « Цифры»

Выполнила учитель русского языка и литературы

МБОУ «Борагангечувская СОШ»

Османова Джамиля Вахаевна

Цель урока:   Разобраться в прочитанном.   Выявить особенности композиции и раскрыть организацию рассказа для понимания идеи рассказа.

Цель урока:

  • Разобраться в прочитанном.

  • Выявить особенности композиции и раскрыть организацию рассказа для понимания идеи рассказа.

Содержание урока  1. Вступительное слово учителя.  2. Презентация « Биография И.Бунина».  3. Знакомство с темой и целью урока.  4. Работа с репродукциями В. Серова.  5. Анализ композиции, её особенности.  6. Анализ образов героев произведения.  7. Творческая работа.  8. Дискуссия.  9. Тест на толерантность.  10.Подведение итогов.  11.Домашнее задание.

Содержание урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Презентация « Биография И.Бунина».

3. Знакомство с темой и целью урока.

4. Работа с репродукциями В. Серова.

5. Анализ композиции, её особенности.

6. Анализ образов героев произведения.

7. Творческая работа.

8. Дискуссия.

9. Тест на толерантность.

10.Подведение итогов.

11.Домашнее задание.

Ф. Васильев «На закате»

Ф. Васильев «На закате»

И. Левитан

И. Левитан

Тема: Сложность взаимоотношения детей и взрослых ( по рассказу И. Бунина «Цифры»)

Тема: Сложность взаимоотношения детей и взрослых ( по рассказу И. Бунина «Цифры»)

В. Серов «Мики Морозов»

В. Серов

«Мики Морозов»

Поразмышляем От чьего имени ведет-  ся рассказ? Почему? Какова тема рассказа? Почему произошла ссора? Какие чувства возникли у вас после прочтения?

Поразмышляем

  • От чьего имени ведет-

ся рассказ? Почему?

  • Какова тема рассказа?
  • Почему произошла ссора?
  • Какие чувства возникли у вас после прочтения?
Композиция рассказа 1 глава «Когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как…» Заключение - 1 глава «Дядечка, прости меня, я больше не буду…» Развязка - 2 глава «Ты в этот день проснулся с новой мечтой…» Завязка –

Композиция рассказа

1 глава «Когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как…»

Заключение -

1 глава «Дядечка, прости меня, я больше не буду…»

Развязка -

2 глава «Ты в этот день проснулся с новой мечтой…»

Завязка –

Кульминация –  2 глава --«Царский день. Великий грех»  3 глава «Вот тебе и цифры…»  5 глава – «И мы сделали вид, что забыли о тебе…» 4 глава – «Но ты всё кричал…»

Кульминация –

2 глава --«Царский день. Великий грех»

3 глава «Вот тебе и цифры…»

5 глава – «И мы сделали вид, что забыли о тебе…»

4 глава – «Но ты всё кричал…»

Развязка – 7 глава «Дядечка!– сказал ты мне, обессиленный борьбой за счастье..»

Развязка –

7 глава «Дядечка!– сказал ты мне, обессиленный борьбой за счастье..»

Особенности композиции Рассказ от лица героя Нарушение хронологии (последовательности) изображения событий Разное количество кульминаций

Особенности композиции

  • Рассказ от лица героя
  • Нарушение хронологии (последовательности) изображения событий
  • Разное количество кульминаций
Главные герои произведения Дядя  Женя Расскажите, какова манера, поступки, речь, отношение к себе главных героев

Главные герои произведения

  • Дядя Женя
  • Расскажите, какова манера, поступки, речь, отношение к себе главных героев
Манера держаться, характер героев  Дядя:  Женя: «… хотел после всех своих преступлений показаться особенно деликатным, особенно приличным и кротким… » сдержанный, твердый в своих решениях, спокойный, справедливый, строгий;

Манера держаться, характер героев

  • Дядя:

Женя:

«… хотел после всех своих преступлений показаться особенно деликатным, особенно приличным и кротким… »

сдержанный, твердый в своих решениях, спокойный, справедливый, строгий;

Речь героев Дядя: Женя: в зависимости от ситуации речь его то тихая, то протяжная; то он начинает кричать, вопить, то говорит шепотом; то восклицал страстно, то злобно кричал; то горячо, поспешно, то радостно. говорит он спокойно, рассудительно, порой твердо; говорит холодно, небрежно, раздраженно; но возникла ситуация, когда он даже «рявкнул» на племянника; но все больше речь к мальчику наполнена любовью и нежностью;

Речь героев

  • Дядя:
  • Женя:

в зависимости от ситуации речь его то тихая, то протяжная; то он начинает кричать, вопить, то говорит шепотом; то восклицал страстно, то злобно кричал; то горячо, поспешно, то радостно.

говорит он спокойно, рассудительно, порой твердо;

говорит холодно, небрежно, раздраженно;

но возникла ситуация, когда он даже «рявкнул» на племянника;

но все больше речь к мальчику наполнена любовью и нежностью;

Отношение героев к себе Дядя  Женя  Смирился Я очень умный дядя Совершаю великий грех

Отношение героев к себе

  • Дядя Женя

Смирился

Я очень умный дядя

Совершаю великий

грех

Почему нет описания внешности, портретов героев? Что важно показать писателю?
  • Почему нет описания внешности, портретов героев? Что важно показать писателю?
Психологический портрет -- Это совокупность черт характера человека, мир его душевных переживаний, который показан с помощью жестов, мимики.

Психологический портрет --

  • Это совокупность черт характера человека, мир его душевных переживаний, который показан с помощью жестов, мимики.
Поразмышляем Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях ? Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми? Признал ли дядя свою неправоту?

Поразмышляем

Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях ?

Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми? Признал ли дядя свою неправоту?

Какие уроки на взрослое будущее вы извлекли, прочитав рассказ И.А. Бунина?

Какие уроки

на взрослое будущее

вы извлекли,

прочитав рассказ

И.А. Бунина?

УРОКИ НА ВЗРОСЛОЕ БУДУЩЕЕ! Взрослые должны помнить, какими они были в детстве! Быть внимательными по отношению к детям. Нельзя озлобляться! Взрослые всегда должны быть мудрыми. Нельзя обижать людей, тем более близких тебе. Это больно.

УРОКИ НА ВЗРОСЛОЕ БУДУЩЕЕ!

  • Взрослые должны помнить, какими они были в детстве!
  • Быть внимательными по отношению к детям.
  • Нельзя озлобляться!
  • Взрослые всегда должны быть мудрыми.
  • Нельзя обижать людей, тем более близких тебе. Это больно.
ТЕСТ Часто ли вы ссоритесь с родителями? 1 - нет 2 - бывает 3 - да

ТЕСТ

  • Часто ли вы ссоритесь с родителями?
  • 1 - нет
  • 2 - бывает
  • 3 - да
Признаёте ли вы свои ошибки? 1 – всегда 2 -- с трудом 3 – я всегда прав(а)
  • Признаёте ли вы свои ошибки?
  • 1 – всегда
  • 2 -- с трудом
  • 3 – я всегда прав(а)
Часто ли вы проводите досуг с родителями? 1 – часто 2 – иногда 3 – никогда
  • Часто ли вы проводите досуг с родителями?
  • 1 – часто
  • 2 – иногда
  • 3 – никогда
Умеете вы прощать обиды? 1 – стараюсь прощать 2 – долго помню обиду 3 – никогда не прощаю
  • Умеете вы прощать обиды?
  • 1 – стараюсь прощать
  • 2 – долго помню обиду
  • 3 – никогда не прощаю
Итоги теста Если вы набрали от 4 до 6 баллов, то вы просто идеал: добры, внимательны, отзывчивы. Если вы набрали от 7 до 9 баллов, то вы достаточно доброжелательны, любите родителей. Если вы набрали от 10 до 12 баллов, то вам надо серьёзно задуматься над вашим отношением к родным и друзьям.

Итоги теста

  • Если вы набрали от 4 до 6 баллов, то вы просто идеал: добры, внимательны, отзывчивы.
  • Если вы набрали от 7 до 9 баллов, то вы достаточно доброжелательны, любите родителей.
  • Если вы набрали от 10 до 12 баллов, то вам надо серьёзно задуматься над вашим отношением к родным и друзьям.
Для кого и почему написан рассказ?
  • Для кого и почему написан рассказ?
Домашнее задание 1. стр.18, вопрос 1, 2. 2. сочинение- миниатюра «Что нужно сделать, чтобы взрослым и детям достичь взаимопонимания?» * 3. индивидуальные сообщения 4. читать стр. 22– 38.

Домашнее задание

  • 1. стр.18, вопрос 1, 2.
  • 2. сочинение- миниатюра «Что нужно сделать, чтобы взрослым и детям достичь взаимопонимания?» *
  • 3. индивидуальные сообщения
  • 4. читать стр. 22– 38.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!