СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Использование методических приёмов в урочной и внеурочной деятельности на уроках истории, ОПК, кубановедения".

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование методических приёмов в урочной и внеурочной деятельности на уроках истории, ОПК, кубановедения.

Основная задача школы - создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, умения применять их в повседневной жизни. Большую роль играет здесь способность учителя заинтересовать ученика. С этой целью в своей работе регулярно использую блочно-модульную, проектную, информационную,  кейс технологии, игровые.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Использование методических приёмов в урочной и внеурочной деятельности на уроках истории, ОПК, кубановедения".»

13

Использование современных образовательных технологий

в учебном процессе и внеурочной деятельности

Кушнаревой Татьяны Анатольевны,

учителем истории, обществознания, кубановедения, ОПК

МБОУСОШ №4

г.Апшеронска


Состояние современного образования таково, что процесс обучения проходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности использования современных образовательных технологий в организации учебного процесса по различным дисциплинам. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и профессионализма и компетентности учителя.

Образование – непрерывный и динамичный процесс и основная задача школы - создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, умения применять их в повседневной жизни. Большую роль играет здесь способность учителя заинтересовать ученика. С этой целью в своей работе регулярно использую блочно-модульную, проектную, информационную, кейс технологии, игровые.

Инновационный процесс в образовании тесно связан с исследовательской деятельностью. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским и проектным методам обучения. Как развить у ребенка потребность и способность искать новое? Как научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определение понятиям? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Я согласна с мнением Александра Ильича Савинкова, что используя различные варианты включения в собственную исследовательскую деятельность или проектирование, школьник сам научится тому, как вести исследовательский поиск. И если специально не развивать его исследовательские способности, то взяться им будет просто неоткуда.

Главный принцип проектных технологий: ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.

Социальное проектирование – особый вид деятельности подростка. Я согласна с мнением некоторых авторов, что это ведущий вид деятельности подростка, в ходе которого и благодаря которому происходит его наиболее интенсивное развитие. Я считаю, что именно социальное проектирование позволяет подростку решать основные задачи возраста: формировать свои Я-концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

  • социальные явления («социальные негативы» - курение, сквернословие, алкоголизм);

  • социальные отношения (отношение к старикам, молодежи; отношение к клиенту, потребителю, заказчику и др.);

  • социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

  • социальная среда: ландшафт (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.).

Социальное проектирование и проектная деятельность в целом – цельное комплексное явление, и её элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики – проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности – преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития – те критерии.

Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятельность подростка, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения. В 5 классе (с учетом возрастных особенностей учащихся) на начальном этапе работы предлагается построение «Дерева идей», которое позволяет в доступной форме разрабатывать тему проекта, основываясь на ассоциациях.. Также в оформлении работ различны требования к учащимся 5-7 и 8-9 классов, что позволяет переходить на новый качественный уровень в проектной деятельности.

Так как предметом деятельности на этапе пробы является информация, то продуктом может быть действие по применению этой информации (круглый стол, пресс-конференция), материальный носитель информации (аналитическая справка, материал для печати, Web- страничка). План действий, таким образом, описывает шаги по получению информации, которая может быть преобразована в «продукт». Также в план действий включаются те мероприятия, которые учащиеся предполагают осуществить на этапе анализа полученной информации (пресс-конференция, круглый стол и т.п.)

Формирование групп. Основанием для распределения ребят по разным группам можно считать направленность интересов конкретного подростка (что ему интересно делать) и конкретные социальные навыки, которыми он владеет. Способы группового взаимодействия бывают различны, я отдаю предпочтение таким видам как «Пирамида», «Весы», «Звезда».

Этап действий. Это те реальные, конкретные шаги, которые предпринимают подростки, собирая и анализируя информацию. Такими формами организации этапа практических действий могут быть:

  • экскурсия (Например, экскурсионный проект. Более характерна данная форма для учащихся 5-6 классов. Каждая экскурсия – проект детально планируется. Перед ребятами ставятся конкретные вопросы, итоги обязательно обсуждаются. Цель – поиск ответа на один конкретный вопрос: Как проводятся выборы в школьные советы? Почему построили Иверскую часовню в Дантовом ущелье? и т.п.);

  • интервью;

  • встреча с компетентным представителем;

  • анкетирование;

  • пресс-конференция, круглый стол (в основном данная форма используется по результатам проведенной работы);

  • наблюдение (проект – наблюдение. Наблюдения за природой можно связать с историей города, края, страны. Например, зима – «стихийное бедствие с интересным результатом». Никто не говорит «летушко – лето», но часто мы слышим - «зимушка-зима». А почему? В чем красота зимы для современного человека? Что говорит о зиме русский фольклор? Зимние праздники, игры в древности и современности, что общего? Таким образом, создается достаточно интересный и многогранный проект);

  • социологическое исследование или исследование исторической направленности.

Важно, чтобы придуманы они были сами подростками, какими бы примитивными, простыми и, наоборот, нереальными, чрезмерно усложненными ни казались вам их предложения. Например, у учащихся вызвал большой интерес уже ранее озвученное мнение, что минеральная вода – вода из-под крана. Было принято решение более подробно познакомиться с производством минеральной воды. Была организована экскурсия на предприятие (ОАО «Завод минеральных вод «Горячеключевской»), посещены лаборатории, при ребятах был проведен анализ минеральной воды (образец предоставили сами ребята). В ходе общения с работниками завода (интервью) учащимися были сделаны определенные выводы, которые впоследствии были оформлены в виде стенгазеты, и обсуждение данного исследование было на «круглом столе», посвященном недели «Качества».

Групповое обсуждение – это этап групповой рефлексии своей деятельности в рамках социальной пробы. В это время предметом обсуждения становится не содержание социального объекта (темы действий подростков, их эффективность, отношение к совершенным шагам и полученным результатам. Также необходимо обязательно проведение обсуждения по итогам работы в группе. Для этого учащиеся следуют правилам групповой работы и общения.

Позиция обучения – предметом взаимодействия учителя с подростком становится содержание понятия «социальная проба» и содержание деятельности в рамках социальной пробы. Учащиеся 5, 6, 7 классов должны уметь различать (именно различать, но ещё не реализовывать самостоятельно) разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла. Психолого-педагогические особенности возраста учащихся 7-9 классов позволяют отрабатывать технологии и способы деятельности в отрыве от конкретного содержания. Поэтому набор модулей для учащихся разных возрастов отличается. То есть в некоторых случаях учащимися более старшего возраста нужно освоить базовые для работы над проектами способы деятельности, причем они сразу могут сделать это на более высоком (по сравнению с младшими школьниками) уровне.

Позиция поддержки в рамках социальной пробы выражается в готовности и способности учителя к обсуждению действий подростка в рамках социальной пробы.

Целью этого обсуждения является не оценивание деятельности по критериям «правильно – неправильно», а выражение мнения учителя о шагах подростка, совместное определение его эффективности, выявление проблемных, трудных вопросов, определение перспектив. Проведение экспертизы деятельности подростов на различных этапах социальной пробы является одной из форм осуществления взрослым поддержки. Помимо позиции поддержки-обучения, учитель в ходе социальной пробы стоит на позициях организатора и внешнего координатора.

Примером социальной пробы может служить работа учащихся, например, по таким направлениям – «Убивает ли капля никотина лошадь?» (по проблеме подросткового курения, «Детское адвокатское бюро» (права детей).

Социальный проект – вид социального проектирования, наиболее сложная форма организации социального действия. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта, который является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно-значимая, и потребностью личности.

Сейчас встречается очень разное понимание проектной деятельности. На мой взгляд, одна из обязательных отличительных черт – исследовательская деятельность учащихся сопровождается использованием имеющихся школьных знаний и поиском необходимо новых. На конкретных примерах механизм работы над проектом можно представить следующим образом: на начало учебного года ребятам предлагаются различные проектные темы, в течение месяца создаются группы. Обычно в состав проектной группы входит от 6-7 учеников до 15-17. Уточняются формулировки тем, добавляются новые названия. Группа обсуждает возможный ход работы, планируемый результат, форму презентаций, распределяют роли. Так, в проекте «Пифагор – философ и ученый» «Архимед и развитие науки в Древней Греции», «Письмо солдата» ключевой идеей была идея поиска взаимосвязей, связанных с различными направлениями.

В принципе, проектная деятельность начинается на уроках истории в 5 классе. Здесь используется технология А.И. Савенкова, с учетом возрастных особенностей ребят.

Обучение проходит по определенной схеме. Так, например, в начале ребятам предлагается знакомство с видами тем исследований. Все возможные темы можно условно разделить на три группы:

- фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах, явлениях;

- экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений,

- теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов,

Результатам этой деятельности также становится презентация работы перед учащимися. Поэтому же принципу строится и работа в группах.

В среднем звене (5-8 классы) проектная деятельность постепенно усложняется с учетом возрастных особенностей учащихся. Проекты на базе информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) являются интегрированными и ведутся совместно с учителем информатики. Такая форма работы наиболее продуктивна для учащихся старших классов (9-11 кл.) Учащиеся имеют возможность выбрать конкретное содержание в рамках целостной темы, на базе которого должно проходить освоение информационных технологий. Ребята сами могут выбрать предметную область (история, обществознание). Обязательным для всех является поисковая составляющая работы, обзор информационных ресурсов с аннотированием, создание текстового материала и публичная защита с презентацией.

Опыт преподавания с использованием проектных технологий показал, что этот вид обучения имеет преимущества. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их обществоведческое сознание.

Занимаясь проектной деятельностью, я для себя установила, что проектный метод в процессе обучения позволяет: развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем…и т.д.); коммуникативный потенциал школьников; · решать информационные задачи; · организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса; · создавать комфортные условия обучения; · активизировать мыслительную деятельность школьников; · снимать нервную нагрузку (релаксация). - анализ эффективности использования проектного метода позволяет сделать вывод, что на уроках истории и обществознания у 88% школьников повышается активность. -85% детей утверждают, что на таких уроках им значительнее интереснее, чем на обычных.

Блочно - модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения. Модульная технология известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения» (Каунас, 1989 г.). Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе. Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:

• содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки);

• учитель общается с учениками, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально;

• каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.

Использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:

1) активизация учебного процесса;

2) повышение уровня усвоения изучаемого материала;

3) мотивация учения;

4) развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке;

5) развитие навыков сотрудничества и делового общения.

И как ожидаемый результат – это способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их.

Модульное обучение даёт возможность индивидуализации содержания и процесса обучения с точки зрения рационализации.

Суть рационализации:

- индивидуализированное содержание обучения;

- выбор учащимися путей и темпа усвоения;

-возможность постоянной коррекции процесса обучения с помощью контроля и самоконтроля.

Каждый ученик – активный субъект своей собственной деятельности. Позиция ученика – это позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит динамическое развитие во взаимодействии: учитель – ученик – класс. Функция педагога – от информационно-контролирующей идёт к консультативно–координирующей. Взаимодействие ученик – учитель идёт с помощью модуля.


Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех вместе дают определенные преимущества такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.

Планирование системы уроков по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображен в его результатах.

При изучении материала крупными блоками необходимы условия:

1. Четкая организация всего учебного процесса;

2. Постановка целей и задач обучения для всего блока;

3. Сочетание словесных, наглядных методов;

4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности;

5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль;

6. Вера учителя в способности ученика.

В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей:

1 модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;

2 модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют. На этом этапе провожу уроки-практикумы, конференции, игры, презентации;

3 модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение темы.

4 модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.

Проводить модульные уроки, а главное готовить их, конечно же, не просто. Требуется большая предварительная работа.

Во-первых, я тщательно прорабатываю весь учебный материал темы для каждого урока в отдельности; выделяю главные основополагающие идеи и формулирую для учащихся интегрирующую цель, где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять и т.д.

Во-вторых, тщательно определяю содержание, объем и последовательность учебных элементов, указав время, отводимое на каждый учебный элемент, и вид работы.

В-третьих: подбираю дополнительный материал, наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты, исторические диктанты для учеников.

Затем пишу методическое пособие для учащихся, которое необходимо размножить в количестве, соответствующем количеству учеников в класс.

Методическое пособие для учащихся – это технологическая карта (тест) урока. Она включает в себя:


- целевой план действий для учащихся (планирование результатов деятельности для учащихся на уроке);

- содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса;

- руководство по усвоению материала (виды деятельности учащихся, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы);

- указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на уроке;

- блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков;

- самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается в подсчете заработанных баллов и самооценке, согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в зависимости от сложности и объема материала и на каждом уроке может быть разным;

- рефлексия дает возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой.

Общий план проведения блочно - модульного урока

1) Тема модуля разбита на семь учебных элементов (УЭ). На работу с каждым учебным элементом отводится определенное время. Учащиеся должны помнить о времени, ценить время, отведенное уроку.

2) К каждому УЭ поставлена цель и разработаны задания по изучению учебного материала, даются рекомендации по усвоению учащимися учебного материала (виды деятельности учащегося, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы).

3) Уровень знаний по каждому УЭ учащиеся оценивают (промежуточный контроль) по пятибалльной шкале или по схеме отмеченной в тесте модуля, что дает возможность учащимся учиться избегать недооценки или переоценки своих возможностей. Таким образом, каждый ученик вместе с учителем осуществляет управление обучением, а, работая на доверии, учащиеся объективно оценивают свою работу. Оценку за работу по каждому УЭ учащиеся выставляют в лист учета знаний.

4) Ставится интегрирующая цель. Цель содержит в себе не только указание на объем изучаемого материала, но и на уровень его усвоения. Цель имеет два уровня: 1) усвоение материала; 2) ориентация его использования на практике. Проводится мотивационная беседа. Цель мотивационной беседы в том, чтобы направить учащихся на рабочий лад, заинтересовать или создать какую-либо проблемную ситуацию.


5) Перед изучением модуля проводится входной контроль знаний, умений и навыков учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся.

6) Далее идет основной этап урока – изучение темы модуля и закрепление знаний.

7) После завершения работы с модулем проводится выходной контроль, который должен показать уровень усвоения темы модуля.

8) Последний этап – подведение итогов и рефлексия. Здесь же дается разноуровневая информация о домашнем задании.

Прежде, чем внедрить в практику своей работы блочно- модульную технологию я в течение 2 лет проводила среди учащихся 5 – 9 классов анкету и выясняла, в чём причины трудностей на уроке.

Причины трудностей на уроке

1. Недоступность учебного материла

2. Неумение самостоятельно работать с книгой

3. Отсутствие приемов учебной деятельности

4. Неверие в свои силы

5. Увлечение другими делами

6. Плохие взаимоотношения с родителями

7. Плохие взаимоотношения с учителями

8. Плохие домашние условия

9. Плохое состояние здоровья

10. Потеря интереса к учению

11. Плохие способности

12. Плохие учебники

13 Низкая квалификация учителей

14. Оторванность обучения от жизни

15. Отсутствие уважения в школе к учащимся

16. Отсутствие дружбы в классе

17. Отсутствие порядка в школе

18. Собственная лень

Проанализировав данные, с целью повышения мотивационного аспекта в учении в 2006 году стала использовать блочно- модульную технологию и отдельные её элементы.

В качестве опытного «полигона» для апробации, я выбрала учащихся 9 классов. Перед началом запуска проекта проанализировала качество знаний по истории в этом классе, уровень овладения учащимися общеучебными умениями и навыками, а также специальными с целью отслеживания динамики изменений.

Использование на занятиях блочно-модульной технологии, построение урока от ученика, вовлечение каждого участника учебно-воспитательного процесса в деятельность по овладению новых знаний, посильная нагрузка и дозированность домашнего задания, все это отразилось на качестве преподавании истории в 9 классе.

Что же дает модульное обучение? Мои выводы базируются на наблюдениях, мониторинговых исследованиях и анкетировании учащихся. Значение блочно-модульной технологии для учеников, включенных в технологию модульного обучения, среди которых и проводилось анкетирование по вопросам:

Что дают мне модульные уроки?

Отвлекаюсь ли я на уроке?

Хотели бы вы, чтобы так работали все учителя?

97% учащихся одобрили внедрение модульной технологии. Анализ информации позволил сделать вывод о том, на уроках остается высокий сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа стала для этих учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам предоставляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной, позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. Ученики в анкетах пишут, что на модульных уроках они в большей степени могут само реализоваться, и это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.

Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач, а это очень важно при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена

Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. К кейс технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:

-метод инцидента;

-метод разбора деловой корреспонденции;

-метод ситуационного анализа.

Метод инцидента

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Например, для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века можно предложить учащимся следующее сообщение:

«2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек».

(«Аргументы и факты»)

Вопросы к тексту:

  • в чем заключается проблема?

  • как государство ее решает?

  • какие способы решения проблемы вы можете предложить?

На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.

Метод разбора деловой корреспонденции

Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Например: Гражданин М. заказал в частной фирме «Пластбург» новые окна которые должны быть установлены в течение трёх дней. Однако фирма приняв заказ не выполнила его в назначенный срок.

Вопросы:

  • Какое право нарушено?

  • Кем нарушено?

  • На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?

  • Что нужно сделать для его восстановления?

  • Кто обязан это сделать?


Метод ситуационного анализа

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Например, при изучении темы «Экономическая политика СССР в 1953–1964 гг.» ученики анализируют отрывки из докладной записки в Президиум ЦК КПСС Хрущева Н. С.

«В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны…Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна…Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и целинных землях в Казахстане, Западной Сибири…Серьезным тормозом в развитии колхозного производства является неправильное планирование государственных заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению».

Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему:

  • В чем заключается проблема?

  • Какие причины ее возникновения указаны в тексте?

  • Как вы можете объяснить возникшие трудности?

  • Как предлагает решить проблему Н.С. Хрущев?

  • Перечислите другие возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.

В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.

Я использую и готовые кейсы, и создаю собственные разработки. Источники кейсов по предметам обществоведческого цикла могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы, научная информация, экспозиции музеев, опыт учащихся.

Остановимся на разработке учебного кейса.

Учебный кейс - это кейс с формированием проблемы, выведенной из конкретной ситуации.

Например:

В городе Б. химический завод осуществил выброс химикатов в воздушную среду. Вечером того же дня жители города Б. почувствовали признаки удушья, головную боль и другие признаки химического отравления.

Учащиеся изучают ситуацию в подробностях и выводят проблему.

Схема выглядит следующим образом: кейс состоит из четырёх “П” .

Ситуация – описание

Причины проблемы

Проблема

План решения проблемы

Преимущества плана

1)Научно-технический прогресс.

2)Экономическая производственная деятельность человека.

3)Отсутствие законов, регулирующих данную проблему.

Экономическая проблема.


Загрязнение окружающей среды.



Киотский протокол.

Страны, подписавшие киотский протокол повышают уровень безопасности граждан своей страны.


Разработку кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:

  1. Знакомства (поиск) какой-либо ситуации, её особенностями

  2. Выделение основной проблемы

  3. Предложение концепции или и темы для мозгового штурма. Выявление причин проблемы.

  4. Решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (составление плана решении проблемы).

  5. Анализ последствий принятого решения преимуществ плана.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы с учебной ситуацией могут быть представлены как в письменной, так и в устной форме. Презентация кейсов также может быть индивидуальной или групповой. Так называемый “сильный” кейс должен быть кратким, четким, понятным. Значимой, сильной стороной кейса является развёрнутая, обстоятельная статистика, подтверждающая актуальность существующей проблемы. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания).

Примерный алгоритм действий:

1. Домашнее задание учащегося

- Определение сроков выполнения домашнего задания

-Ознакомление учащегося со структурой кейса и системой оценивания кейса

-Определение формы урока.

-Проведение консультаций

2. Работа в кейсе на уроке

- вступительное слово учителя, постановка основных задач урока

- распределение учащихся по группам (4-5 человек)

- организация работы учащихся в группах, определение выступающих

- организация презентаций с элементами дискуссий

- обобщение выступлений учащихся, анализ урока

- оценивание работы учащихся

Кейс представляет собой результат научно-методической деятельности учителя. Прежде чем взяться за внедрение данной технологии в свою деятельность, учитель должен ответить на следующие вопросы:

Для кого и для чего пишется кейс?

Чему должны научиться учащиеся?

Какие уроки они из этого извлекут?

Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:

- Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.

- Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.

- Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.

- У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

- Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

- В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

- Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у учителя и учеников.

Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Другими направлениями моей деятельности является использование информационно - коммуникационных технологий на уроках обществоведческого цикла.


Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей ученика. Компьютер используется как самое совершенное информационное средство, на уроках гуманитарного цикла, наряду с использованием книги, телевизора, видеомагнитофона. Компьютер - средство связи ученика с учителем, другими учениками.

Особо актуален вопрос использования информационных технологий на уроках истории, т.к. историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами. Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений.

К настоящему времени мною накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях.

Первоначально компьютер дал возможность систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам, учебные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах, учебниках.

В дальнейшей работе в практику работы были включены программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, Интернет-ресурсы.

Применение компьютерных программ в преподавании истории и обществознания позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. А также, использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, проблемно-поисковый.

На уроках с применением ИКТ продолжается работа по закреплению учебных навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую деятельность.

Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

- критическое осмысление информации,

- выделение главного в информационном сообщении,

- систематизирование и обобщение материала,

- грамотное представление имеющейся информации.

В своей практической деятельности я применяю следующие информационные технологии.

1) "Лекции" — это видеоряд, который может быть представлен текстом, рисунками, видеоматериалами, необходимыми картами, схемами и диаграммами. Такие лекции применяются при блочно-модульном планировании. Так например при изучении темы Смутное время в русской истории изучение нового материала строилось следующим образом:

1) проблемная лекция с мультимедиа сопровождением;

2) практическое занятие, основанное на анализе исторических источников;

3) защита созданных учащимися мультимедиа проектов;

4) компьютерное тестирование по теме.

2) "Домашние работы", которые содержат необходимую информацию, вопросы и задания для работы с ней. Они позволяют ученикам ликвидировать пробелы, вызванные пропуском занятий. Их можно использовать при индивидуальном или дистанционном обучении учащихся.

Основные направления презентаций, самостоятельной работы с ПК следующие:

- создание архивов уроков – для самостоятельной доработки учебного материала; 2) подготовке к экзаменам и зачётам;

- проектные задания – в группах или самостоятельно, при использовании проектного метода в обучении.

3) "Экскурсии" и "галереи", которые позволяют школьникам приобщиться к шедеврам мировой художественной культуры, более глубоко изучить вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах.


4) " Задачники и тренажеры", которые содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности.

5) Применение электронных учебных пособий позволяют оптимизировать учебный процесс, т.к. сокращается время, которое на традиционных уроках, особенно в 5 – 6 классах, тратится на чтение текста учебника. Кроме того, электронные учебные пособия, которые мною активно применяться на уроках истории и обществознания, зачастую содержат более расширенную информацию по теме, чем традиционный учебник, к тому же, она бывает представлена в более наглядной форме. В этой связи хочется отметить мультимедийные учебники: «Обществознание. Практикум» (ООО «Марис»), «Всеобщая история 5 – 6 класс» (ООО «Кордис & Медиа»), «История Нового времени.7 класс» (ООО «Кордис & Медиа»), Компьютерный учебник «История России XX век» (КЛИО-СОФТ) и «Компьютерный задачник «История Древнего Мира. Загадки Сфинкса». (МедиаХауз).

6) Использование электронной почты и Интернет – ресурсов. Используя Интернет – ресурсы учащиеся скачивают множество интересного материала не только с «исторических» сайтов, но и с сайтов политических партий (предвыборные программы, фотографии, мнения о кандидатах), органов власти субъектов РФ (структуру местных органов власти, насущные проблемы и варианты их решений), центров изучения общественного мнения.

Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с компьютером, но мои наблюдения показали, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке. Таким образом, ИКТ помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность. Для меня как учителя применение ИКТ привело к сокращению затрат времени на подготовку к уроку, повышению интенсивности урока через создание системы мотивационных приёмов и школьной мультимедиатеки.

Для человека живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания

Школа будущего – это школа «информационного века».  Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и, в конечном итоге, к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.






Учитель Т.А.Кушнарева