СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «История жизни Печорина, написанная им самим». (Анализ главы «Княжна Мэри»).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

За что они все меня ненавидят? Желчь моя взволновалась. Я начал шутя – и кончил искренней злостью… Григорий Печорин (М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»).

Просмотр содержимого документа
«Тема: «История жизни Печорина, написанная им самим». (Анализ главы «Княжна Мэри»).»

Тема: «История жизни Печорина, написанная им самим». (Анализ главы «Княжна Мэри»).

Тема: «История жизни Печорина, написанная им самим». (Анализ главы «Княжна Мэри»).

За что они все меня ненавидят? Желчь моя взволновалась. Я начал шутя – и кончил искренней злостью…   Григорий Печорин (М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»).

За что они все меня ненавидят? Желчь моя взволновалась. Я начал шутя – и кончил искренней злостью… Григорий Печорин (М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»).

Пятигорск. Дворянское «водяное общество» – та социальная среда, к которой принадлежит Печорин. Почему деятельный Печорин любуется пейзажем и с такой любовью описывает его? Молодой человек  в душе поэт. Печорин даёт точные и меткие характеристики людям на водах. Как это характеризует Печорина? Характеризует его как человека наблюдательного, умного, хорошо разбирающегося в людях.

Пятигорск. Дворянское «водяное общество» – та социальная среда, к которой принадлежит Печорин.

  • Почему деятельный Печорин любуется пейзажем и с такой любовью описывает его?
  • Молодой человек в душе поэт.
  • Печорин даёт точные и меткие характеристики людям на водах. Как это характеризует Печорина?
  • Характеризует его как человека наблюдательного, умного, хорошо разбирающегося в людях.
На водах Печорин впервые изображается в толпе людей. Есть ли у него друзья? Грушницкий мечтает о славе, об офицерских эполетах, но ведь кто об этом не мечтает в столь молодые годы? Да, он наивный, недалёкий человек, но и это ему можно простить. То, с чем Печорин не может примириться, - это его некоторая похожесть на этого глупого юнца. Григорий Печорин действительно переживает чувство глубокого разочарования в жизни, которое для юнкера лишь поза. Грушницкий насквозь фальшив, а фальши, неискренности наш герой не выносит. Да, есть. Почему Печорина раздражает Грушницкий?
  • На водах Печорин впервые изображается в толпе людей. Есть ли у него друзья?
  • Грушницкий мечтает о славе, об офицерских эполетах, но ведь кто об этом не мечтает в столь молодые годы? Да, он наивный, недалёкий человек, но и это ему можно простить. То, с чем Печорин не может примириться, - это его некоторая похожесть на этого глупого юнца. Григорий Печорин действительно переживает чувство глубокого разочарования в жизни, которое для юнкера лишь поза. Грушницкий насквозь фальшив, а фальши, неискренности наш герой не выносит.
  • Да, есть.
  • Почему Печорина раздражает Грушницкий?
Почему, на ваш взгляд, Печорин сошелся с Вернером?   В докторе его привлекает скептицизм и материализм, а также то, что в душе тот поэт.  Конечно, Печорину нравятся эти качества Вернера, ведь они по сути являются лучшими чертами его собственного характера . Однако у доктора есть и главное отличие от молодого человека: у него есть дело, ведь он врач. Можно ли эти отношения назвать дружбой?

Почему, на ваш взгляд, Печорин сошелся с Вернером?

 

В докторе его привлекает скептицизм и материализм, а также то, что в душе тот поэт. Конечно, Печорину нравятся эти качества Вернера, ведь они по сути являются лучшими чертами его собственного характера . Однако у доктора есть и главное отличие от молодого человека: у него есть дело, ведь он врач.

Можно ли эти отношения назвать дружбой?

Оказывается, нет. Во-первых, как говорит сам Печорин, к дружбе он не способен, потому что «из двух друзей всегда один раб другого».  Во-вторых, по словам молодого человека, он (да и доктор) относится к людям, которые «по правде... ко всему довольно равнодушны кроме самих себя». А такие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы.

Оказывается, нет.

Во-первых, как говорит сам Печорин, к дружбе он не способен, потому что «из двух друзей всегда один раб другого».

Во-вторых, по словам молодого человека, он (да и доктор) относится к людям, которые «по правде... ко всему довольно равнодушны кроме самих себя». А такие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы.

Дневник Печорина  напоминает «Думу» Лермонтова: читая  роман, убеждаешься в правильности строк:   К добру и злу  постыдно равнодушны...  ...И ненавидим мы, и  любим мы случайно,  Ничем не жертвуя ни  злобе, ни любви.

Дневник Печорина напоминает «Думу» Лермонтова: читая роман, убеждаешься в правильности строк:

К добру и злу постыдно равнодушны... ...И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

Способен ли Печорин на настоящую любовь? Вера - его давняя любовь. Однако же любит он её «для себя»,  не думает о ней, о том, что мучит её.

Способен ли Печорин на настоящую любовь?

Вера - его давняя любовь. Однако же любит он её «для себя», не думает о ней, о том, что мучит её.

Если он любит Веру, то зачем ухаживать за  Мери? 16 мая молодой человек делает в своём журнале следующую запись:  «В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись». Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь он даже сам не понимает, зачем он это делает.

Если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери?

16 мая молодой человек делает в своём журнале следующую запись: «В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись».

Что же это за дела?

Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь он даже сам не понимает, зачем он это делает.

Главный герой верен  себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека . «Из чего же я хлопочу?» - спрашивает он себя и отвечает: «Есть  необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!»

Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека . «Из чего же я хлопочу?» - спрашивает он себя и отвечает: «Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!»

Лермонтов сатирически изображает дворянское общество. Приехавшая московская знать, степные помещики, местная элита, приезжие офицеры – разнородное «водяное общество» Пятигорска. Многочисленные романы и увлечения, сплетни, карты, прогулки, балы – вот то, что интересует светское общество Пятигорска.

Лермонтов сатирически изображает дворянское общество. Приехавшая московская знать, степные помещики, местная элита, приезжие офицеры – разнородное «водяное общество» Пятигорска. Многочисленные романы и увлечения, сплетни, карты, прогулки, балы – вот то, что интересует светское общество Пятигорска.

На «фоне» этих господ ярко выступает умный и решительный Печорин. Он презирает и московскую знать, и пятигорское дворянское общество. Конфликт между Печориным и обществом неизбежен.

На «фоне» этих господ ярко выступает умный и решительный Печорин. Он презирает и московскую знать, и пятигорское дворянское общество. Конфликт между Печориным и обществом неизбежен.

Лермонтов убеждает, что такое лицемерное и пустое общество не способно выдвинуть из своей среды настоящих героев. В Печорине же постоянно идёт напряжённая работа мысли, он настойчив, сам анализирует свои поступки, симпатии и антипатии, стремится «дойти до сути».

Лермонтов убеждает, что такое лицемерное и пустое общество не способно выдвинуть из своей среды настоящих героев. В Печорине же постоянно идёт напряжённая работа мысли, он настойчив, сам анализирует свои поступки, симпатии и антипатии, стремится «дойти до сути».

Анализ эпизода дуэли. Каким предстаёт перед читателями Печорин в эпизоде дуэли?

Анализ эпизода дуэли.

Каким предстаёт перед читателями Печорин в эпизоде дуэли?

Григорий Александрович  Печорин - человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: «Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то, и другое будет ложно». И действительно, повесть показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность) и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм) . И действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим.

Григорий Александрович Печорин - человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: «Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то, и другое будет ложно». И действительно, повесть показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность) и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм) . И действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим.

Расскажите о Грушницком.  За что его презирает Печорин?  Какие меткие характеристики дают ему Печорин и автор?

Расскажите о Грушницком. За что его презирает Печорин? Какие меткие характеристики дают ему Печорин и автор?

Грушницкий – «позёр». «Его цель – сделаться героем романа». «Производить эффект – его наслаждение». «Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собой». «В их душе много добрых свойств. Но ни на грош поэзии».

Грушницкий – «позёр». «Его цель – сделаться героем романа». «Производить эффект – его наслаждение». «Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собой». «В их душе много добрых свойств. Но ни на грош поэзии».

 СЦЕНА ДУЭЛИ.   1. Что послужило причиной ссоры?  2. Хотел ли Печорин дуэли и смерти Грушницкого?  3. Мог ли он поступить иначе?  4. Ночь перед дуэлью. Какие стороны души Печорина открываются читателям? Чем объясняется ненависть Грушницкого к Печорину?  5. Как раскрываются характеры Печорина и Грушницкого в сцене дуэли?  6. Похожа ли эта дуэль на дуэль между Онегиным и Ленским?

СЦЕНА ДУЭЛИ. 1. Что послужило причиной ссоры? 2. Хотел ли Печорин дуэли и смерти Грушницкого? 3. Мог ли он поступить иначе? 4. Ночь перед дуэлью. Какие стороны души Печорина открываются читателям? Чем объясняется ненависть Грушницкого к Печорину? 5. Как раскрываются характеры Печорина и Грушницкого в сцене дуэли? 6. Похожа ли эта дуэль на дуэль между Онегиным и Ленским?

По словам В. Г. Белинского, Грушницкий представляет собой эталон «идеальных фразёров», встречавшихся «на каждом шагу». Во всём контрастируя с Печориным, он в своих ведущих особенностях олицетворяет модную в 30-е годы ХIХ века разочарованность, ложный романтизм.

По словам В. Г. Белинского, Грушницкий представляет собой эталон «идеальных фразёров», встречавшихся «на каждом шагу». Во всём контрастируя с Печориным, он в своих ведущих особенностях олицетворяет модную в 30-е годы ХIХ века разочарованность, ложный романтизм.

Портрет Грушницкого не даётся в статике, а постоянно меняется в зависимости от душевного состояния героя. Недалёкий по уму, завистливый и тщеславный, весь «сотканный» из фальши, Грушницкий предпочитает естественным движениям ложную позу. Для него главное – производить эффект, казаться трагическим и загадочным.

Портрет Грушницкого не даётся в статике, а постоянно меняется в зависимости от душевного состояния героя. Недалёкий по уму, завистливый и тщеславный, весь «сотканный» из фальши, Грушницкий предпочитает естественным движениям ложную позу. Для него главное – производить эффект, казаться трагическим и загадочным.

Люди, подобные Грушницкому, по словам Печорина, под старость «делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда тем и другим».

Люди, подобные Грушницкому, по словам Печорина, под старость «делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда тем и другим».

Но до старости Грушницкий не дожил. Он запутался во лжи и интригах и был убит на дуэли с Печориным. В последнее мгновение в Грушницком «происходила борьба», проявившаяся в подавленности и смущении, в признании своей неправоты. Он ушёл из жизни со словами: «Я себя презираю».

Но до старости Грушницкий не дожил. Он запутался во лжи и интригах и был убит на дуэли с Печориным. В последнее мгновение в Грушницком «происходила борьба», проявившаяся в подавленности и смущении, в признании своей неправоты. Он ушёл из жизни со словами: «Я себя презираю».

Печорин оставлял противнику «возможность мирного исхода». Он выстрелил тогда, когда Грушницкий выкрикнул: «Нам на земле вдвоём нет места». Но рад ли Печорин такому исходу? Никакой радости и торжества победителя нет. Душевное состояние Печорина тяжело. У него «на сердце.. камень» . Но в то же время – в Печорине скрытые силы, способность перенести осуждение людей и остаться самим собой.

Печорин оставлял противнику «возможность мирного исхода». Он выстрелил тогда, когда Грушницкий выкрикнул: «Нам на земле вдвоём нет места». Но рад ли Печорин такому исходу? Никакой радости и торжества победителя нет. Душевное состояние Печорина тяжело. У него «на сердце.. камень» . Но в то же время – в Печорине скрытые силы, способность перенести осуждение людей и остаться самим собой.

Почему же повесть «Княжна Мэри» играет центральную роль в восприятии образа Печорина? Эта глава позволяет нам самим (без каких-либо посредников, как в первых двух повестях) проследить развитие характера главного героя, узнать о формировании его натуры, «себялюбивой и сухой», как сказал бы А.С. Пушкин. Об этом мы узнаём из его исповеди Мери: молодой человек признаётся ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него «нравственного калеку». Видно, что эта «болезнь» прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества всё больше овладевает главным героем.

Почему же повесть «Княжна Мэри» играет центральную роль в восприятии образа Печорина?

Эта глава позволяет нам самим (без каких-либо посредников, как в первых двух повестях) проследить развитие характера главного героя, узнать о формировании его натуры, «себялюбивой и сухой», как сказал бы А.С. Пушкин. Об этом мы узнаём из его исповеди Мери: молодой человек признаётся ей, что такое вот общество

Грушницких сделало из него «нравственного калеку». Видно, что эта «болезнь» прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества всё больше овладевает главным героем.

«Княжна Мери» показывает нам истинную трагедию Григория  Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не трагично?! Все основные вопросы романа - социальные, психологические и  философские - поднимаются в этой повести (вот почему она занимает  центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу «Фаталист».

«Княжна Мери» показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не трагично?!

Все основные вопросы романа - социальные, психологические и философские - поднимаются в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу «Фаталист».

Домашнее задание:   1. Прочитать повесть «Фаталист».  2. Подготовить сообщения об отношении Печорина к Мэри, Вере.

Домашнее задание: 1. Прочитать повесть «Фаталист». 2. Подготовить сообщения об отношении Печорина к Мэри, Вере.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!