СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по ПМ 04 "Технология изготовления ортодонтических аппаратов"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Изготовление кламмера Адамса"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по ПМ 04 "Технология изготовления ортодонтических аппаратов"»

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Лабинский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края


Методическая разработка практического занятия

Специальность 31.02.05 «Стоматология ортопедическая», группа 3 ЗТ

Тема: «Изготовление кламмера Адамса».


Рассмотрено цикловой комиссией

«___»__________2019г.

Председатель__________Боглай Г.Н.

Составитель:Алиева Д.М.

Преподаватель ПМ 04 «Изготовление

ортодонтических аппаратов»

МДК 04.01. «Технология изготовления

ортодонтических аппаратов».




г.Лабинск, 2019г.

Содержание



п/п

Название разделов

Страница

1.

Пояснительная записка


3

2.

Мотивация (актуальность) темы


4

3.

Методические рекомендации


5

4.

Технологическая карта практического занятия:

-цели занятия (образовательная, развивающая, воспитательная) ;

-образовательные технологии;

-оснащение занятия;

-межпредметные и внутрипредметные связи;

-список литературы;

-хронологическая карта занятия;

-определение исходного уровня знаний;

-план самостоятельной работы на занятии.


6

5.

Приложения


9

6.

Материалы для контроля исходного и конечного уровнейусвоения


14

7.

Фотографии практического занятия

17

8.

Критерии оценки


21

9.

Домашнее задание


21

10.

Оценочный лист


22

11.

Список использованной литературы


23






Пояснительная записка



Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта среднего специального образования по специальности 31. 02. 05. «Стоматология ортопедическая», очная форма по дисциплине МДК 04.01. «Технология изготовления ортодонтических аппаратов».

Методическая разработка структурирована и содержит:

- методический блок: определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для самостоятельной работы и внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия;

- информационный блок включает тестовый контроль на выбор правильного ответа, с эталонами ответов;

- блок контроля знаний включает контрольные задания, самостоятельная работа (работа с моделями, заполнение кроссворда).

С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной системы (презентации по данной теме).

Методическая разработка создана с целью оказания методической помощи преподавателю по эффективному формированию знаний у студентов третьего курса.

Предлагаемый в методической разработке материал может быть использован, как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщение ранее полученных знаний по данной теме.







Мотивация (актуальность) темы


На сегодняшний день в практике находят широкое применение съемные конструкции ортодонтических аппаратов. Таким образом, каждый студент должен владеть техникой изготовления и областью применения различных деталей съемных ортодонтических аппаратов.

Все съёмные ортодонтические аппараты должны хорошо

фиксироваться в полости рта. Это достигается применением кламмеров.

В переводе с немецкого языка кламмер - это крючок, зажим для фиксации съёмных ортодонтических аппаратов и протезов. Кламмер готовят

из металла, не окисляющегося в полости рта и хорошо пружинящего. Для

этих целей используют ортодонтическую проволоку из нержавеющей стали

Х18 НОТ, ЭЯ1Т-95 марок, диаметром 0,6, 0,8, 1,0, 1,2 мм.

В кламмере различают три части: плечо, прижимающее

ортодонтический аппарат к зубу; тело, обусловливающее работу кламмера;

отросток, фиксирующий кламмер в базисе аппарата. В зависимости от конструкции кламмера в нём может быть различное количество частей.

Существует множество кламмеров, которые можно проклассифицировать, разделив их на 3 группы:

I группа - кламмеры с плоскостным прикосновением плеча к коронке зуба. Эту группу составляют гнутые, ленточные кламмеры и литые кламмеры.

II группа - кламмеры с линейным прикосновением плеча к коронке зуба (круглый, перекидной Джексона, Дуйзингса, рамочный и др.)

III группа - с точечным прикосновением плеча к коронке зуба (кламмер Адамса, стреловидный кламмер, Шварца, пуговчатый).

Самое широкое распространение получил круглый одноплечий

удерживающий кламмер. Он состоит из плеча, тела, отростка.

Главным преимуществом этого кламмера является то, что его легче

оградить от окклюзионного контакта. Однако посвоим фиксирующим

качествам он несравним с кламмером Adams.

Кламмер Адамса - наиболее универсальный и эффективный.Его готовят как на одиночно стоящие зубы, так и на зубы, расположенные в зубном ряду. Точечное прилегание кламмеров к вестибулярной поверхности коронки в её пришеечной области обеспечивает надёжную фиксацию аппарата. Полуготовые кламмеры доступны в свободной продаже, в дальнейшем кламмер необходимо формировать индивидуально для каждого отдельного случая.


Методические рекомендации к практическому занятию



Практическое занятие № 1




Тема: «Изгибание кламмера Адамса»

Содержание:

Изготовление проволочных деталей аппарата, фиксация деталей на модели.


Формируемые компетенции


  1. ПК 4.1. Изготавливать основные элементы ортодонтических аппаратов.

  2. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявить к ней устойчивый интерес.

  3. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  4. ОК 3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

  5. ОК 4.Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных состояниях.

  6. ОК 5. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.





Технологическая карта практического занятия № 1

Дисциплина: Технология изготовления ортодонтических аппаратов

Специальность: Стоматология ортопедическая

Курс 3Семестр 6

Тема: Изготовление кламмера Адамса

Группы/подгруппы: 3 ЗТ 1/2

Преподаватель: Алиева Д.М.

Продолжительность 270 мин. Место проведения ауд. 21

Цели учебного занятия:

Образовательная: обеспечить знание обучающимися понятий: расширяющая пластинка, кламмер Адамса;

Развивающая: овладеть технологией изгибания кламмера Адамса.

Воспитательная: привить студентам необходимые навыки в работе при изгибании кламмера Адамса; воспитывать требовательность к качеству выполненной работы.

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Знать: виды и конструктивные особенности ортодонтических аппаратов; планирование и моделирование восковой композиции ортодонтического аппарата.

Уметь: изгибать кламмер Адамса.

Иметь практический опыт: применять правила изгибания кламмера Адамса.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядно - практический.

Средства обучения: видео иллюстрации

Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал; Технические средства обучения: ПК

Электронные ресурсы (мультимедийные презентации, обучающие программы).

Литература:

Основные учебные издания:«Зубопротезная техника» учебник под ред. М.М. Расулова, Т. И. Ибрагимова, И.Ю Лебеденко.


Хронологическая карта занятия

Этапы учебного занятия

Время (минуты)

1.

Организационный момент.

5

2.

Постановка целей, начальная мотивация.

5

3.

Определение исходного уровня знаний.

10

4.

Вводный инструктаж.

20

5.

Самостоятельная работа.

160

6.

Заключительный инструктаж.

20

7.

Заполнение дневников и др.

30

8.

Подведение итогов.

10

9.

Задания для самостоятельной работы студентов.

5

10.

Уборка рабочего места.

5


Организационный момент:

Проверка посещаемости: отмечаются отсутствующие. Контролируется готовность к проведению занятия.

Постановка целей, начальная мотивация:

Формулировка темы практического занятия. Характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, постановка целей занятия. Изложение плана занятия.

Определение исходного уровня знаний:

Фронтальный опрос:

  1. Виды аномалий зубочелюстной системы?

  2. Классификация зубочелюстных аномалий по Калвелису?

  3. Классификация зубочелюстных аномалий поЭнглю?

  4. Классификация зубочелюстных аномалий по ВОЗ?

  5. Классификация ортодонтических аппаратов?

  6. Общие принципы конструирования ортодонтических аппаратов?

  7. Группы кламмеров?

Вводный инструктаж:

Инструктаж выполнения заданий,правила работы с информационными источниками и оформление результатов работы.

Просмотр презентаций на тему: «Изготовление кламмера Адамса».

Самостоятельная работа:

1.Работа с моделями для изготовления ортодонтической пластинки. Обучающиеся изгибают кламмер Адамса.

2.Решение кроссворда (Приложение №1).

3.Решение ситуационных задач (Приложение №2).


Заключительный инструктаж:

-ответы на вопросы, вызвавшие затруднения;

- исправление ошибок;

- правильность оформления дневника.

Заполнение дневников: оформление дневника практического занятия

Контроль конечного уровня знаний:

- выполнение заданий в тестовой форме (приложение №3)

Подведение итогов:

оценивается работа каждого обучающегося и группы в целом, проводится разбор ошибок, отмечаются лучшие работы,

каждому выставляется оценка и комментируется вслух.












Приложение 1.

Кроссворд на тему «ортодонтические аппараты»

По горизонтали

1. Заболевание детей грудного и раннего возраста с расстройством костеобразования и недостаточностью минерализации костей

3. Взаимоотношение зубных рядов при максимальном контакте и полном смыкании зубов верхней и нижней челюстей

6. Выступание верхней челюсти вперед по сравнению с нижней вследствие ее чрезмерного развития

10. Прикус при котором моляры могут быть расположены правильно, но имеются различные виды зубных аномалий: диастемы или наоборот скученность зубов, резцовое перекрытие и т.д

12. Аномалия низкого положения зубного ряда

14. Переходный прикус от молочного к постоянному с 4-5 летнего возраста

16. Впервые провел расширение зубных дуг в 1889 году

17. Различного рода морфологические и функциональные отклонения от нормального количества, размера, формы, цвета, положения, сроков прорезывания, структуры тканей зубов


По вертикали

1. Фронтальные зубы наклоненны орально

2. Щель между любыми зубами на верхней и нижней челюстях, кроме центральных резцов

4. Аномалия развития челюстных костей, которая характеризуется выступанием нижней челюсти вперед

5. Фронтальные зубы наклоненны вестибулярно

7. Неправильное положение зубов, при котором зубы меняются местами

8. В 1728 году описал зубочелюстные дефекты и челюстно-лицевые аппараты

9. Аномалия высокого положения зубного ряда

11. Щель между центральными резцами

13. Основоположник ортодонтии

15. Пружины которая состоит из округлой части и 2 фиксирующих отростков, чем круглее тем сильнее

17. Полное или частичное отсутствие зубов, возникающее вследствие их потери или аномалии развития зубочелюстной системы















Эталоны ответов

Кроссворд





















Приложение 2.

Ситуационная задача №1.

В клинику обратилась пациентка 23 лет, со жалобами на неправильное

положение зубов на верхней челюсти. При объективном обследовании

выявлено: внешний осмотр без особенностей.

17161514131211⊥2122232425262728

47464544434241⊥3132333435363738

Верхняя зубная дуга перекрывает нижнюю зубную дугу на 1/3 высоты

коронок нижних резцов. Соотношение первых постоянных моляров за

первым классом Энгля. Резцовий контакт сохранен. Срединные линии

между резцами совпадают, в боковых участках нижняя зубная дуга

перекрывает верхнюю зубную дугу на ширину щечного бугра. На верхней

челюсти положение зубов правильное. 12, 22 зубы имеют коническую

форму.


Задания.

1. Поставьте диагноз по классификации Калвелиса.

а. Микродентия 12, 22

б. Макродентия 12, 22

в. Ретенция 12, 22

г. Аномалии формы зубов 12, 22

д. Аномалия сроков прорезывания 12, 22.



2. Какой метод исследования необходимо использовать дляуточнения диагноза:

а. Рентгенограмму в прикус

б. ТРГ

в. ОПТГ

г. Зонографию

д. МРТ




Ответ: 1-г, 2-в.



Ситуационная задача №2.

В клинику обратились родители с ребенком 7 лет со жалобами на

отсутствие у ребенка постоянных зубов в переднем участке верхней челюсти.

Из анамнеза выяснено, что прорезывание первых временных зубов началось

в возрасте 11 месяцев. При объективном обследовании выявлено: внешний осмотр без особенностей. Прикус временных зубов. Определяются физиологическиедиастемы и тремы, прямой резцовый контакт.


Задания.

  1. Поставьте предварительный диагноз по классификации Калвелиса:


а. Адентия

б. Ретенция

в. Запоздалое прорезывание

г. Дистопия

д. Гипоплазия



2. Какой метод исследования необходимо использовать для уточнения

диагноза:

а. КТ

б. ТРГ

в. ОПТГ

г. Зонография

д. МРТ






Ответ: 1-в, 2-в.









Приложение 3.

Тестовый контроль

Выберите один правильный ответ

1. Аппарат относится к:

1) лечебным

2) профилактическим

3) ретенционным

4) комбинированным

5) функциональным

2. По способу фиксации аппарат:

1) съемный

2) несъемный

3) комбинированный

4) сочетанный

5) внеротовой

3. По месту расположения аппарат:

1) головной

2) вестибулярный

3) затылочный

4) внутриротовой

5) внеротовой

4. По конструкции аппарат:

1) пластиночный

2) капповый

3) блоковый

4) каркасный

5) дуговой

5. По способу и месту действия аппарат:

1) одночелюстной

2) двухчелюстной

3) одночелюстной, межчелюстного действия

4) двухчелюстной, одночелюстного действия

5) двухчелюстной, межчелюстного действия

6. Фиксирующим элементом в аппарате является:

1) кламмер Адамса

2) лигатура

3) пружина

4) кольца

5) дуга

7. Аномалия окклюзии в направлении:

1) сагиттальном

2) трансверсальном

3) вертикальном

4) сочетанном

5) вестибулооральном

8. Представлена аномалия:

1) обратная резцовая окклюзия

2) прямая окклюзия

3) вестибулокклюзия

4) обратная резцовая дизокклюзия

5) палатиноокклюзия

9. Представлена аномалия зубов:

1) количества

2) размера

3) положения

4) сроков прорезывания

5) развития

10. Причина диастемы:

1) сверхкомплетный зуб

2) неправильная форма зубов

3) микродентия

4) нарушение цвета зубов

5) нарушение формы

11. Представлена аномалия зубов:

1) количества

2) сроков прорезывания

3) формы

4) размера

5) положения

12. Представлена аномалия зубов:

1) положения

2) формы

3) сроков прорезывания

4) размера

5) количества

13. Аномалия челюстных костей:

1) верхняя макрогнатия и нижняя микрогнатия

2) верхняя микрогнатия и нижняя макрогнатия

3) верхняя прогнатия

4) нижняя ретрогнатия

5) нижняя микрогнатия

14. Аномалия положения 12 зуба:

1) вестибулярное

2) оральное

3) мезиальное

4) тортоаномалия

5) транспозиция

15. Аномалия положения 11 зуба:

1) вестибулярное

2) оральное

3) инфраположение

4) супраположение

5) транспозиция

16. Аномалия положения 13 зуба:

1) вестибулярное

2) оральное

3) инфраположение

4) транспозиция

5) тортоаномалия

17. Аномалия окклюзии фронтальных зубов:

1) вертикальная дизокклюзия

2) глубокая дизокклюзия

3) обратная окклюзия

4) обратная дизокклюзия

5) сагиттальная резцовая дизокклюзия

18. Аномалия окклюзии фронтальных зубов:

1) вертикальная дизокклюзия

2) сагиттальная дизокклюзия

3) обратная окклюзия

4) обратная дизокклюзия

5) сагиттальная резцовая дизокклюзия



Эталоны ответов:

1-1; 2-1; 3-1; 4-4; 5-3; 6-2; 7-4; 8-4; 9-3; 10-1; 11-1; 12-1; 13-2; 14-2; 15-2; 16-1; 17-5; 18-3.


Объяснения преподавателя


















Обучающиеся группы 3 ЗТ























Самостоятельная работа обучающихся группы 3 ЗТ






Критерии оценки



Оценка «5» ставится, если студент:

1) полно и аргументировано отвечает по содержанию задания; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно.

Оценка «4» ставится, если студент:

ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.

Оценка «3» ставится, если студент:

ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.

Оценка «2»ставится, если студент:

ставится, если студент обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Домашнее задание

Задания для самостоятельной работы студентов:

«Зубопротезная техника» учебник под ред. М.М. Расулова, Т. И. Ибрагимова, И.Ю Лебеденко. Стр. 421.







Оценочный лист



Ф.И.О. студента

Дом.

задание

Фронт.

опрос

Ответы

у доски

Ситуац

задачи

Работа

с муляж.

Самост

работа

Тестовый контроль

Итоговая

оценка

Анисимова Т.









Беретарь Б.









Бойченко А.









Дривинская О.









Зайцев М.









Иванов И.









Лысенко О.









Маргосян Л.









Пафов М.









Таймазов Г.









Шабадинов Р.

























Список использованной литературы


  1. «Зубопротезная техника» учебник под ред. М.М. Расулова, Т. И. Ибрагимова, И.Ю Лебеденко.

  2. Лекционный материал.