СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическая карточка по развитию функциональной грамотности «Ориентирование на местности»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание на формирование естественнонаучной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая карточка по развитию функциональной грамотности «Ориентирование на местности»»

Дидактическая карточка по развитию

функциональной грамотности

«Ориентирование на местности»

Задание на формирование естественнонаучной грамотности


Прочитайте текст и выполните задания

Старые сосны в лесу под напором ветра склоняли свои кроны к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шёл турист. Встречный ветер грозил снести уму шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя, некоторое расстояние он вышел на лесную поляну. Сделав, несколько шагов он наткнулся на пень, возле которого возвышался муравейник. Здесь он повернул налево и продолжал свой путь перпендикулярно пройденной дороге. Через некоторое время турист вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компаса он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90 градусов, так как решил, что западное направление именно это. Стемнело. На небе появились звёзды. Турист продолжал свой путь в лагерь.

1. Для решения ситуации ученик должен:

  • знать, что такое ориентирование на местности; уметь различать стороны горизонта; уметь ориентироваться на местности по компасу и местным природным признакам.

  • понимать информацию, переводить информацию, осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.

  • организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.

2. В ходе решения ситуации ученик освоит:

  • вспомнить и применять соответствующие естественно-научные знания;

  • оценивать с научной точки зрения предлагаемые способы изучения данного вопроса;

  • анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

3. Характеристика ситуации:

Задание 1. Правильно ли определил направление пути турист?

Напишите в ответе “да” или “нет” и обоснуйте свою точку зрения

Содержательная область и тип знаниянауки о Земле и Вселенной, процедурное знание

Контекст: глобальный

Компетентностная модельумение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов

Уровень сложности: высокий

Формат ответа: развернутый ответ

Задание 2. Как определить по муравейнику стороны горизонта? Свой ответ обоснуйте.

Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание

Контекст: глобальный

Компетентностная модельумение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов

Уровень сложности: средний

Формат ответа: развернутый ответ

Задание 3

Содержательная область и тип знаниянауки о Земле и Вселенной, процедурное знание

Контекст: глобальный

Компетентностная модель:  Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов

Уровень сложности: средний

Формат ответа: развернутый ответ

Задание 4. Выберите один вариант ответа

В каком направлении двигалась группа туристов, если Полярную звезду они видели справа от себя:

А. На юго-запад

Б. На север

В. На восток

Г. На запад

Содержательная область и тип знаниянауки о Земле и Вселенной, процедурное знание

Контекст: глобальный

Компетентностная модель: понимание особенностей естественнонаучного исследования

Уровень сложности: средний

Формат ответа: выбор одного правильного ответа (одиночный выбор)

4. Информация для проверки ответов заданий к ситуации:

Задание 1. Правильно ли определил направление пути турист?

Критерии оценивания:

2 балла Правильный ответ.

Ветер дул с востока на запад. Турист шёл против ветра – на восток, потом повернул налево и пошёл на север. Сделав ещё поворот направо, он зашагал на восток вместо нужного ему западного направления. Следовательно, турист ошибся.

1 балл Указано только то, что турист ошибся. Обоснования нет

0 баллов Другие ответы.

Задание 2. Как определить по муравейнику стороны горизонта? Свой ответ обоснуйте.

Критерии оценивания:

1 балл Правильный ответ. Муравьи строят свои жилища преимущественно рядом с пнём или отдельным деревом и всегда располагают их к югу от этих предметов.

0 баллов Другие ответы.

Задание 3. Как должен турист определить направление своего пути по Полярной Звезде?

Критерии оценивания:

1балл Правильный ответ. На звёздном небе в созвездии Малой Медведицы есть яркая Полярная Звезда, которая сохраняет почти неизменное положение. Эта звезда указывает направление на Север и широту места наблюдения, приблизительно равное высоте Полярной Звезды над горизонтом.

0 баллов Другие ответы.

Задание 4. Выберите один вариант ответа

В каком направлении двигалась группа туристов, если Полярную звезду они видели справа от себя:

А. На юго-запад

Б. На север

В. На восток

Г. На запад

Критерии оценивания:

1 балл Ответ Г

0 баллов Другие ответы.

5. Рекомендации по включению ситуации в образовательный процесс:

Предмет География Тема изучения :" Ориентирование на местности" ,

Класс: 5 

6. Рекомендуемое время выполнения: 20 минут.

7. Интернет – урок ЦОС МЭО, в котором содержится ситуация:

Занятие 15 Ориентирование. Интернет – урок №1 Стороны горизонта. Ориентирование по небесным светилам и местным признакам

Ссылка:


https://k06ui.mob-edu.ru/ui/#/bookshelf/course/53/topic/2737/lesson/5927




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!