Дидактическая карточка по развитию
функциональной грамотности
«Ориентирование на местности»
Задание на формирование естественнонаучной грамотности
Прочитайте текст и выполните задания
Старые сосны в лесу под напором ветра склоняли свои кроны к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шёл турист. Встречный ветер грозил снести уму шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя, некоторое расстояние он вышел на лесную поляну. Сделав, несколько шагов он наткнулся на пень, возле которого возвышался муравейник. Здесь он повернул налево и продолжал свой путь перпендикулярно пройденной дороге. Через некоторое время турист вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компаса он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90 градусов, так как решил, что западное направление именно это. Стемнело. На небе появились звёзды. Турист продолжал свой путь в лагерь.
1. Для решения ситуации ученик должен:
знать, что такое ориентирование на местности; уметь различать стороны горизонта; уметь ориентироваться на местности по компасу и местным природным признакам.
понимать информацию, переводить информацию, осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.
организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.
2. В ходе решения ситуации ученик освоит:
вспомнить и применять соответствующие естественно-научные знания;
оценивать с научной точки зрения предлагаемые способы изучения данного вопроса;
анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.
3. Характеристика ситуации:
Задание 1. Правильно ли определил направление пути турист?
Напишите в ответе “да” или “нет” и обоснуйте свою точку зрения
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетентностная модель: умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: высокий
Формат ответа: развернутый ответ
Задание 2. Как определить по муравейнику стороны горизонта? Свой ответ обоснуйте.
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетентностная модель: умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: средний
Формат ответа: развернутый ответ
Задание 3
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетентностная модель: Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: средний
Формат ответа: развернутый ответ
Задание 4. Выберите один вариант ответа
В каком направлении двигалась группа туристов, если Полярную звезду они видели справа от себя:
А. На юго-запад
Б. На север
В. На восток
Г. На запад
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетентностная модель: понимание особенностей естественнонаучного исследования
Уровень сложности: средний
Формат ответа: выбор одного правильного ответа (одиночный выбор)
4. Информация для проверки ответов заданий к ситуации:
Задание 1. Правильно ли определил направление пути турист?
Критерии оценивания:
2 балла Правильный ответ.
Ветер дул с востока на запад. Турист шёл против ветра – на восток, потом повернул налево и пошёл на север. Сделав ещё поворот направо, он зашагал на восток вместо нужного ему западного направления. Следовательно, турист ошибся.
1 балл Указано только то, что турист ошибся. Обоснования нет
0 баллов Другие ответы.
Задание 2. Как определить по муравейнику стороны горизонта? Свой ответ обоснуйте.
Критерии оценивания:
1 балл Правильный ответ. Муравьи строят свои жилища преимущественно рядом с пнём или отдельным деревом и всегда располагают их к югу от этих предметов.
0 баллов Другие ответы.
Задание 3. Как должен турист определить направление своего пути по Полярной Звезде?
Критерии оценивания:
1балл Правильный ответ. На звёздном небе в созвездии Малой Медведицы есть яркая Полярная Звезда, которая сохраняет почти неизменное положение. Эта звезда указывает направление на Север и широту места наблюдения, приблизительно равное высоте Полярной Звезды над горизонтом.
0 баллов Другие ответы.
Задание 4. Выберите один вариант ответа
В каком направлении двигалась группа туристов, если Полярную звезду они видели справа от себя:
А. На юго-запад
Б. На север
В. На восток
Г. На запад
Критерии оценивания:
1 балл Ответ Г
0 баллов Другие ответы.
5. Рекомендации по включению ситуации в образовательный процесс:
Предмет География Тема изучения :" Ориентирование на местности" ,
Класс: 5
6. Рекомендуемое время выполнения: 20 минут.
7. Интернет – урок ЦОС МЭО, в котором содержится ситуация:
Занятие 15 Ориентирование. Интернет – урок №1 Стороны горизонта. Ориентирование по небесным светилам и местным признакам
Ссылка:
https://k06ui.mob-edu.ru/ui/#/bookshelf/course/53/topic/2737/lesson/5927