Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.
Тема: «Коми изба. Развивающие дидактические игры.».
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Основная образовательная область: Познание
Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Художественно- эстетическое».
Форма проведения: Фронтально.
Цель: Изучение быта коми народа, развитие интереса к прошлому.
Образовательные:
Познакомить детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного коми быта.
Обогатить словарь детей новыми словами (дар, рач, пань, тасьтi, сов доз, туис).
Развивающие:
Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций и народных игр.
Развивать интерес к коми фольклору.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту коми народа, бережное отношение к старинным вещам.
Методы: игровые, словесные, практические, наглядные.
Приемы: рассказ, вопросы, дополнения, худ. слово.
Наглядные средства обучения: предметы старинного коми быта (пач, чугунок, ухват, самовар, дар, рач, пань, тасьтi, сов доз, туис,); мультимедийная установка, слайды с изображением коми быта;, лента для проведения народной игры. Коми костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: Чтение коми народных сказок. Разучивание коми народных игр и песен.
Ход занятия.
Воспитатель входит в зал с детьми, рассаживаются на стульчики.
Хозяйка в избе, под коми музыку , зажигает свечу расставляет тарелки и ложки на столе.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель: Хозяюшка, мы пришли побеседовать с вами о коми быте, как жили наши предки в деревне.
Хозяйка: Что ж, садитесь поудобнее.
Коми народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)
Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Воспитатель: Наши дети знают стихотворение про русскую печь.(найти про коми печку или загадку пусть загадает воспитатель)
Ребёнок: Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Воспитатель: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли.
Хозяйка: Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает. (печь)
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (ухват).
У нас в печурочки,
Золотые чурочки. (дрова в печи)
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок)
Чёрный конь,
Скачет в огонь. (кочерга).
Выпускает жаркий пар,
Древний чайник…(самовар).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра…(коромысло).
Из избы идут пляшут,
А в избу идут – плачут. (вёдра).
Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны. (стол).
Сама не ест,
А людей кормит. (ложка).
Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею. (веретено).
Стригли, щипали, а после чесали.
Чисто, пушисто – к доске привязали. (прялка).
Ходит каток,
По паре порток. (утюг).
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (лапти).
Хозяйка: Ребята, вам понравились мои загадки?
Воспитатель: Может какую-то коми игру разыграть…?Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть.
А игра наша называется «Игра с лентой».
(Под коми музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу. Дети идут хороводом и поют.
Вышел Костя погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:
«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).
Хозяйка: Ребята, есть у меня чудесное блюдечко и наливное яблочко. Покатим яблочко по блюдечку и увидим, как жили на Руси.
(Просмотр презентации. Презентацию коментируют дети).
1 слайд:
Заголовок (Коми-керка).
2 слайд:
В старину люди строили избы из дерева. Жили в деревянных избах- коми-керках
3 слайд:
Самое главное в избе – это печь.Она давала людям тепло, в печи готовили пищу.А еще над ней сушили грибы и ягоды на зиму. Пространство возле печи называлось «бабье место».
5 слайд:
«Красный угол» всегда находился наискосок от печи .Здесь всегда горел «небесный»огонь – лампада.Это самое почетное место в доме.Здесь усаживали дорогого гостя, здесь беседовал отец с сыном.
6 слайд-8 слайд-просмотр картинок
9 слайд:
В сенях хранились различные хозяйственные инструменты (слева висят ножницы для стрижки овец, скребки для ошкуривания бревен, чесала, сито, трещетка).
10 слайд:
Интерьер зимней половины. Кухонная утварь.
11 слайд:
Зимняя половина. Вся мебель ручной работы мастеров. В следующей комнате виден ткацкий стан, на котором, помимо тканых полотен изготавливали также и половики.
12 слайд-15 слайд:просмотр картинок
15 слайд-- а теперь поиграем.
16 слайд- Узнай, какая посуда спрятана. Назови по коми.
17 слайд-найди отличия
18 слайд- ответы
19 слайд- игра «Ыджыд-Дзоля». Подбери маленькие картинки к большим. Найдите пары.
20-21 слайд- игра «Расшифруй слова с помощью рисунков»
22-28 слайд- Загадки ( сундук, пач, круг, скамейка, пызан, доз)-найти на коми или русском языке и вставить сюда!
Воспитатель: Ребята, а давайте покажем хозяюшке, что мы тоже много знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало»
(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)
Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
Хозяйка: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.
Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.
Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»
Хозяйка: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем.
А я для вас хлеб испекла, пышный да румяный. А теперь мне так хочется вас угостить вкусным хлебушком, да чайком из самовара.
(Под весёлую музыку Хозяйка угощает детей хлебом и наливает чай из самовара).