СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Коми изба. Развивающие дидактические игры.».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Изучение быта коми народа, развитие интереса к прошлому.

Образовательные:

  • Познакомить детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного коми быта.
  • Обогатить словарь детей новыми словами (дар, рач, пань, тасьтi, сов доз, туис).

Развивающие:

  • Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций и народных игр.
  • Развивать интерес к коми фольклору.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту коми народа, бережное отношение к старинным вещам.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Коми изба. Развивающие дидактические игры.».»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.

Тема: «Коми изба. Развивающие дидактические игры.».

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Основная образовательная область: Познание

Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Художественно- эстетическое».

Форма проведения: Фронтально.

Цель: Изучение быта коми народа, развитие интереса к прошлому.

Образовательные:

  • Познакомить детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного коми быта.

  • Обогатить словарь детей новыми словами (дар, рач, пань, тасьтi, сов доз, туис).

Развивающие:

  • Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций и народных игр.

  • Развивать интерес к коми фольклору.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту коми народа, бережное отношение к старинным вещам.

Методы: игровые, словесные, практические, наглядные.

Приемы: рассказ, вопросы, дополнения, худ. слово.

Наглядные средства обучения: предметы старинного коми быта (пач, чугунок, ухват, самовар, дар, рач, пань, тасьтi, сов доз, туис,); мультимедийная установка, слайды с изображением коми быта;, лента для проведения народной игры. Коми костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: Чтение коми народных сказок. Разучивание коми народных игр и песен.

Ход занятия.

Воспитатель входит в зал с детьми, рассаживаются на стульчики.

Хозяйка в избе, под коми музыку , зажигает свечу расставляет тарелки и ложки на столе.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель: Хозяюшка, мы пришли побеседовать с вами о коми быте, как жили наши предки в деревне.

Хозяйка: Что ж, садитесь поудобнее.

Коми народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)

Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Воспитатель: Наши дети знают стихотворение про русскую печь.(найти про коми печку или загадку пусть загадает воспитатель)

Ребёнок: Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Воспитатель: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли.

Хозяйка: Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).

  1. Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает. (печь)



  1. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт. (ухват).



  1. У нас в печурочки,

Золотые чурочки. (дрова в печи)



  1. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит… (чугунок)



  1. Чёрный конь,

Скачет в огонь. (кочерга).



  1. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник…(самовар).



  1. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит вёдра…(коромысло).



  1. Из избы идут пляшут,

А в избу идут – плачут. (вёдра).



  1. Четыре братца под одной крышей живут,

Одним кушаком подпоясаны. (стол).



  1. Сама не ест,

А людей кормит. (ложка).



  1. Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею. (веретено).



  1. Стригли, щипали, а после чесали.

Чисто, пушисто – к доске привязали. (прялка).



  1. Ходит каток,

По паре порток. (утюг).



  1. Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят… (лапти).

Хозяйка: Ребята, вам понравились мои загадки?

Воспитатель: Может какую-то коми игру разыграть…?Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть.

А игра наша называется «Игра с лентой».

(Под коми музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу. Дети идут хороводом и поют.

Вышел Костя погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(дети останавливаются).

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись.

Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:

«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).

Хозяйка: Ребята, есть у меня чудесное блюдечко и наливное яблочко. Покатим яблочко по блюдечку и увидим, как жили на Руси.

(Просмотр презентации. Презентацию коментируют дети).

1 слайд:

Заголовок (Коми-керка).

2 слайд:

В старину люди строили избы из дерева. Жили в деревянных избах- коми-керках

3 слайд:

Самое главное в избе – это печь.Она давала людям тепло, в печи готовили пищу.А еще над ней сушили грибы и ягоды на зиму. Пространство возле печи называлось «бабье место».

5 слайд:

«Красный угол» всегда находился наискосок от печи .Здесь всегда горел «небесный»огонь – лампада.Это самое почетное место в доме.Здесь усаживали дорогого гостя, здесь беседовал отец с сыном.

6 слайд-8 слайд-просмотр картинок

9 слайд:

В сенях хранились различные хозяйственные инструменты (слева висят ножницы для стрижки овец, скребки для ошкуривания бревен, чесала, сито, трещетка).

10 слайд:

Интерьер зимней половины. Кухонная утварь.

11 слайд:

Зимняя половина. Вся мебель ручной работы мастеров. В следующей комнате виден ткацкий стан, на котором, помимо тканых полотен изготавливали также и половики.

12 слайд-15 слайд:просмотр картинок


15 слайд-- а теперь поиграем.
16 слайд-
Узнай, какая посуда спрятана. Назови по коми.

17 слайд-найди отличия
18 слайд- ответы
19 слайд- игра «Ыджыд-Дзоля». Подбери маленькие картинки к большим. Найдите пары.
20-21 слайд- игра «Расшифруй слова с помощью рисунков»
22-28 слайд-
Загадки ( сундук, пач, круг, скамейка, пызан, доз)-найти на коми или русском языке и вставить сюда!

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем хозяюшке, что мы тоже много знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало»

(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)

  1. Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)

  2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

  3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

  4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

  5. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)



Хозяйка: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.

Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.

Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»

Хозяйка: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем.

А я для вас хлеб испекла, пышный да румяный. А теперь мне так хочется вас угостить вкусным хлебушком, да чайком из самовара.

(Под весёлую музыку Хозяйка угощает детей хлебом и наливает чай из самовара).