Телепень Валентина Константиновна,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5
г. Углегорска Сахалинской области
Предмет: обществознание, история
Класс: 10

Тема: «Коррупция как социальное явление»
Тип урока: комбинированный
Цели занятия:
З а д а ч и:
О б о р у д о в а н и е и м а т е р и а л ы:
таблицы, раздаточные материалы, словари, компьютер, проектор
Тема коррупции в России и борьбы с ней в нашем обществе — остроактуальная. Из сообщений СМИ учащиеся узнают о многочисленных фактах коррупции в разных областях жизни и усилиях, предпринимаемых государством для искоренения этого зла.
Занятие проводится в старших классах как междисциплинарное — в форме сдвоенного урока либо внеклассного мероприятия.
Подготовка к занятию ведется заранее. За неделю до его проведения учащиеся получают домашнее задание:
— найти в различных словарях толкование слова «коррупция»;
- одни школьники — подготовить краткие сообщения о развитии коррупции в России,
другие — сделать подборку материала о коррупции в России на современном этапе.
Рассмотрим возможную методику изучения данной темы.
План:
1. Актуализация знаний: толкование слова «коррупция»; исторические корни коррупции в России.
2. «Круглый стол» на тему «Коррупция в России: современное состояние».
1. Значение понятия «коррупция».
Учащиеся, заранее поработавшие со словарем, дают различные определения понятия.
Коррупция — это:
подкуп должностных лиц (Словарь РАН, Л.П.Крысин);
продажность политических деятелей и чиновников (Большой толковый словарь современного русского языка, Д.И.Ушаков);
совращение, подкуп; порча, повреждение; упадок (Словарь латинских слов и выражений);
гниение, искажение, извращение; продажность (Словарь Мюллера);
взяточничество, т.е. противозаконная передача денежных или других средств от одного лица другому с целью получения льгот, привилегий, протекции и т.п. (Словарь современных заимствований);
злоупотребление государственной властью в личных целях, т.е. продажность государственных служащих (от лат.corruptio — подкуп);
преступная деятельность в сфере политики, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения (Политология.Энциклопедический словарь);
преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения (Советский энциклопедический словарь).
Приводятся также русские синонимы слова — лихоимство, мздоимство, поборы
Учащимся предлагается выбрать из всех определений наиболее существенные признаки данного понятия.
Затем рассматриваются исторические корни коррупции в России.
Учащиеся выступают с заранее подготовленными сообщениями, относящимися к двум различным эпохам. Приведем примеры сообщений.
Допетровская Русь.
Мздоимство на Руси упоминается в летописях уже в XIII в. В тексте Псковской грамоты внеправовые действия со стороны должностных лиц обычно сопровождались угрозой Страшного Суда во время «второго пришествия Христа».
Впервые закон, определивший наказание за подкуп судей, появился в «Судебнике» 1497 г.
В Соборном уложении (1649) названы должностные преступления и преступления против порядка управления: взятка, вынесение ложных приговоров, подделка документов, лжеприсяга, нарушение порядка судопроизводства и т.д. За них предусматривались штрафы, телесные наказания и тюремное заключение.
Эпоха Петра I.
2 марта 1711 г. был учрежден Правительствующий Сенат как хранитель государственных интересов. Через несколько дней после учреждения Сената, 5 марта 1711 г., была введена должность фискалов, на них лежала обязанность «над всеми делами тайно надсматривать», проведывая и обличая на суде «всякие преступления, взятки, кражу казны и прочее, також и прочие безгласные дела, иже не имеют челобитника о себе».В 1714 г. — издан указ «О воспрещении взяток и посулов», которым было отменено поместное обеспечение чиновников и повышено их денежное содержание. В акте было отмечено, что взяточничество приносит государству «вред» и «убыток» и квалифицировалось как. К борьбе с коррупцией Петр I пытался привлечь все население страны. Разрешалось доносить лично ему о лихоимстве, за что доносчик получал вознаграждение. Были учреждены Майорские розыскные канцелярии, формировавшиеся из лично известных Петру I боевых офицеров. Но их работа не являлась стабильной, так как офицеры не были освобождены от службы в армии.
В целях предупреждения взяточничеств! Петр I ввел новый порядок прохождения государственной службы для воевод: они не могли находиться на данной службе более двух лет, если не было письменной просьба жителей города о том, чтобы это должностное лицо продолжало исполнять свои обязанности.
2. Учащимся предлагается высказать самостоятельно суждения о причинах коррупции в наши дни.
Среди этих причин могут быть названы: экономические трудности; политическая нестабильность; несовершенство законодательства; неразвитость властных институтов и институтов гражданского общества; слабость демократических традиций; «непрозрачность» деятельности власти низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным; зависимость граждан от чиновников; монополия государства на определенные услуги.
Учитель корректирует и дополняет ответы учащихся. Затем список причин коррупции выводят на интерактивную доску, ученики записывают их в тетради.
На экране появляется текст — высказывания современных руководителей Российского государства:
«Хватит ждать! Коррупция превратилась в системную проблему» (Дмитрий Медведев, Председатель правительства);
«Коррупция деморализует общество, разлагает власть и госаппарат» (Владимир Путин, Президент РФ).
Предлагается вопрос для обсуждения: почему в наши дни так выросло внимание к этой проблеме?
Важно в ходе обсуждения акцентировать внимание учащихся на двух аспектах:
1.рост коррумпированности чиновников;
2.тяжелые последствия этого явления.
Первый аспект можно проиллюстрировать материалами из СМИ.
Последствия коррупции могут быть представлены в виде схемы.
Последствия коррупции
Экономические
Расширяется теневая экономика; нарушается рыночная конкуренция; неэффективно используется бюджет; теряется доверие к властям
Социальные
Уменьшается возможность решать социальные проблемы; растет бедность; увеличивается имущественное неравенство; укрепляется организованная преступность
Политические
Уменьшается доверие к власти; падает престиж страны на международной арене; возникает угроза разложения демократических институтов
Задача учителя — формироватьличностное негативное отношение учащихся к данному явлению.
Можно использовать следующее проблемное задание: объясните, как вы понимаете слова Солона.
Когда Солона — древнегреческого законодателя и уважаемого государственного деятеля — спросили, какие меры можно было бы принять, чтобы уничтожить преступность в государстве, он ответил: «Несправедливых поступков можно избежать только тогда, когда те, кого они не задели, будут возмущены не меньше тех, кому был причинен ущерб».
Задача учителя — формировать способность учащихся не только иметь свою точку зрения, но и уметь ее аргументировать.
При изучении темы уместно обратиться к пословицам. На экране появляются пословицы:
Не подмажешь, не поедешь.
Сухая ложка — рот дерет.
У него руки с ящичком.
Речист, да на руку нечист.
У него карманы больно емки.
Приказчик — грош в ящик, пятак в сапог.
Краденая кобыла не в пример дешевле купленной обойдется.
Учащимся предлагается объяснить их смысл и показать связь с изучаемой темой.
Можно использовать также высказывания известных людей. (Тексты следует распечатать на отдельных листах и положить на каждую парту.)
«Ты ищешь причину зла. Она только в тебе» (Ж.Ж.Руссо).
«Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости» (Адам Смит).
«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами «Все так делают» (Л.Н.Толстой).
«Никакая власть не должна превышать закона» (латинское изречение).
«Дурное употребление материальных благ является вернейшим путем к величайшим невзгодам» (Д.Дидро).
«Что-то с нашей страной становится?.. Мне хотелось бы в каждой области — интенсификацию совести» (А.Вознесенский).
«Жадность до денег, если она ненасытная, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше потребностей они порождают» (Демокрит).
«Ни один народ не может считаться цивилизованным, пока у него остается различие между кражей власти и кражей кошелька» (Т.Рузвельт).
Ученикам предлагается выбрать те высказывания, которые могут послужить эпиграфом к занятию.
Каждому школьнику вручается Памятка с таким текстом
Какою мерою даете, такой воздастся вам.
Чувство благодарности приносит благодать.
Мудрость рождается из ошибок: смотрите на свои ошибки и учитесь.
Хорошая репутация дороже денег.
Никогда не делайте того, за что вам придется казнить себя.
Честность – лучшая политика.
Прощение полезно и дающему, и получающему.
Кто творит добро, тот процветает.
Благодарение открывает дверь духовному росту
Дома ребята могут поработать с приведенной ниже анкетой. Результаты анкетирования обсуждаются на следующем уроке.
Анкета «Отношение к коррупции
1.Коррупция — создание противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц в целях незаконного получения материальных благ
А как вы относитесь к коррупции?
Б .иногда вынужден участвовать сам
В.не вижу ничего плохого
Г.осуждаю
2.По каким причинам чиновники берут взятки? (не более трех вариантов)
А. взяточничество остается безнаказанным
Б.вынуждены брать, так как у них самая низкая зарплата
В.низкий моральный уровень
Г.снисходительное отношение общества к фактам взяточничества
Д.это всех устраивает
Е.круговая порука взяточников
3.Как вы думаете, кто более опасен для нашего общества — взяткодатель или взяткополучатель а) тот, кто дает взятку, более опасен
Б.тот, кто получает взятку, более опасен
В.одинаково опасны
Г.вообще не представляют опасности
4.Что вы знаете о фактах проявления коррупции?
А.я и члены моей семьи лично сталкиваются с такими фактами
Б.знаю о таких фактах из рассказов людей, заслуживающих доверие
В.слышал о таких фактах от малознакомых людей, из сообщений прессы, телевидения, радио
Г.ничего не знаю о таких фактах
5.Как, на ваш взгляд, большинство граждан относятся к коррупции?
А.равнодушны
Б.иногда вынуждены участвовать сами
В.не видят в этом ничего плохого
Г.осуждают
6.Скажите, что вы думаете о коррупции в России?
А. коррупция — острая проблема, и меня это очень беспокоит
Б.коррупция — острая проблема, но меня лично это не касается
В.коррупция вообще не является острой проблемой
7.Как вы думаете, какое место занимает Россия по масштабам коррупции?
А.среди самых коррумпированных стран
Б.в середине списка всех стран
В.одна из наименее коррумпирована стран
Г.не знаю
8.Какие виды коррупции имеют у и наибольшее распространение?
А.индивидуальная
Б.организованная
В.подчиненные делятся доходами с начальниками
Г.начальники делятся доходами с подчиненными
9.Каковы, на ваш взгляд, причины коррупции в России? (не более 5 вариантов)
А.коррумпированность руководителей в центре и на местах
Б.низкая заработная плата чиновники всех уровней
В.зависимость судебных органов о: исполнительной власти
Г.несовершенство законов
Д.отсутствие общественного контроля
Е.неразвитость института частной собственности
Ж.неэффективность механизма государственной власти
З.моральная деградация
И.круговая порука взяткодателей и взяткополучателей
К. другие (укажите какие)
10.Какие чувства вызывают у вас произведения современной литературы, кино, публикации в СМИ на тему борьбы с коррупцией?
А.создают ощущение безнадежности (бороться бесполезно, преступный мир сильнее)
Б.порождают оптимизм (зло всегда будет наказано, органы правопорядка вызывают уважение)
В.никаких чувств не вызывают
11.Как относятся органы государственной власти к коррупции?
А.борются с коррупцией
Б.мирятся с коррупцией
В.создают условия для коррупции
Г.не знаю
12.Какие уголовные меры могли бы повлиять на коррупционеров? (не более двух вариантов)
А.введение расстрела (как в Китае)
Б.конфискация имущества и заключение под стражу на длительный срок
В.запрет в дальнейшем работать в государственных органах
Г.главное — не суровость наказания, а его неизбежность
13.Каковы, по вашему мнению, ближайшие перспективы борьбы с коррупцией?
А.начнется борьба с коррупцией
Б.инициатива заглохнет
Литература
Власов В.И. История государства и права в России. Ростов-на-Дону, 2003.
Плешаков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. М., 1997.
Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 1984.
Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990