СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Коррупция как социальное явление» Тип урока: комбинированный

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема коррупции в России и борьбы с ней в нашем обществе — остроакту­альная. Из сообщений СМИ учащиеся узнают о многочисленных фактах кор­рупции в разных областях жизни и уси­лиях, предпринимаемых государством для искоренения этого зла.

Занятие проводится в старших клас­сах как междисциплинарное — в форме сдвоенного урока либо внеклассного мероприятия.

Просмотр содержимого документа
«Урок Коррупция как социальное явление»

Телепень Валентина Константиновна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5

г. Углегорска Сахалинской области


Предмет: обществознание, история

Класс: 10




Тема: «Коррупция как социальное явление»

Тип урока: комбинированный


Цели занятия:

  • способствовать формированию зна­ний о корнях, причинах коррупции, основных направлениях борьбы с ней; выработке у учащихся негативного отно­шения к данному явлению.

З а д а ч и:

  • специальное занятие поможет уче­никам лучше понять причины данного явления, глубже осознать его пагубность для общества.

О б о р у д о в а н и е и м а т е р и а л ы:

  • таблицы, раздаточные материалы, словари, компьютер, проектор


Тема коррупции в России и борьбы с ней в нашем обществе — остроакту­альная. Из сообщений СМИ учащиеся узнают о многочисленных фактах кор­рупции в разных областях жизни и уси­лиях, предпринимаемых государством для искоренения этого зла.

Занятие проводится в старших клас­сах как междисциплинарное — в форме сдвоенного урока либо внеклассного мероприятия.

Подготовка к занятию ведется зара­нее. За неделю до его проведения учащи­еся получают домашнее задание:

— найти в различных словарях толкование слова «коррупция»;

- одни школьники — под­готовить краткие сообщения о развитии коррупции в России,

другие — сделать подборку материала о коррупции в Рос­сии на современном этапе.

Рассмотрим возможную методику изучения данной темы.

План:

1. Актуализация знаний: толкование слова «коррупция»; исторические корни коррупции в России.

2. «Круглый стол» на тему «Корруп­ция в России: современное состояние».

1. Значение понятия «коррупция».

Учащиеся, заранее поработавшие со словарем, дают различные определения понятия.

Коррупция это:

подкуп должностных лиц (Словарь РАН, Л.П.Крысин);

продажность политических деятелей и чиновников (Большой толковый словарь современного русского языка, Д.И.Ушаков);

совращение, подкуп; порча, повреждение; упадок (Словарь латинских слов и выражений);

гниение, искажение, извращение; про­дажность (Словарь Мюллера);

взяточничество, т.е. противозаконная передача денежных или других средств от одного лица другому с целью получения льгот, привилегий, протекции и т.п. (Словарь совре­менных заимствований);

злоупотребление государственной вла­стью в личных целях, т.е. продажность госу­дарственных служащих (от лат.corruptio — подкуп);

преступная деятельность в сфере полити­ки, заключающаяся в использовании долж­ностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обо­гащения (Политология.Энциклопедический словарь);

преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения (Советский энциклопедический словарь).

Приводятся также русские синонимы слова — лихоимство, мздоимство, поборы

Учащимся предлагается выбрать из всех определений наиболее существен­ные признаки данного понятия.

Затем рассматриваются исторические корни коррупции в России.

Учащиеся выступают с заранее под­готовленными сообщениями, относящи­мися к двум различным эпохам. Приве­дем примеры сообщений.

Допетровская Русь.

Мздоимство на Руси упоминается в лето­писях уже в XIII в. В тексте Псковской грамо­ты внеправовые действия со стороны долж­ностных лиц обычно сопровождались угро­зой Страшного Суда во время «второго при­шествия Христа».

Впервые закон, определивший наказание за подкуп судей, появился в «Судебнике» 1497 г.

В Соборном уложении (1649) названы должностные преступления и преступления против порядка управления: взятка, вынесе­ние ложных приговоров, подделка докумен­тов, лжеприсяга, нарушение порядка судо­производства и т.д. За них предусматривались штрафы, телесные наказания и тюремное заключение.

Эпоха Петра I.

2 марта 1711 г. был учрежден Правитель­ствующий Сенат как хранитель государствен­ных интересов. Через несколько дней после учреждения Сената, 5 марта 1711 г., была вве­дена должность фискалов, на них лежала обязанность «над всеми делами тайно надсма­тривать», проведывая и обличая на суде «вся­кие преступления, взятки, кражу казны и про­чее, також и прочие безгласные дела, иже не имеют челобитника о себе».В 1714 г. — издан указ «О воспрещении взяток и посулов», которым было отменено поместное обеспе­чение чиновников и повышено их денежное содержание. В акте было отмечено, что взя­точничество приносит государству «вред» и «убыток» и квалифицировалось как. К борьбе с коррупцией Петр I пытался привлечь все население страны. Разрешалось доносить лично ему о лихоимстве, за что доносчик получал вознаграждение. Были учреждены Майорские розыскные канцеля­рии, формировавшиеся из лично известных Петру I боевых офицеров. Но их работа не являлась стабильной, так как офицеры не были освобождены от службы в армии.

В целях предупреждения взяточничеств! Петр I ввел новый порядок прохождения государственной службы для воевод: они не могли находиться на данной службе более двух лет, если не было письменной просьба жителей города о том, чтобы это должност­ное лицо продолжало исполнять свои обя­занности.

2. Учащимся предлагается высказать самостоятельно суждения о причинах коррупции в наши дни.

Среди этих причин могут быть названы: экономические трудности; политическая нестабильность; несовершенство законода­тельства; неразвитость властных институ­тов и институтов гражданского общества; слабость демократических традиций; «непрозрачность» деятельности власти низкий уровень заработной платы в госу­дарственном секторе по сравнению с част­ным; зависимость граждан от чиновников; монополия государства на определенные услуги.

Учитель корректирует и дополняет ответы учащихся. Затем список при­чин коррупции выводят на интерак­тивную доску, ученики записывают их в тетради.

На экране появляется текст — выска­зывания современных руководителей Российского государства:

«Хватит ждать! Коррупция превратилась в системную проблему» (Дмитрий Медведев, Председатель правительства);

«Коррупция деморализует общество, раз­лагает власть и госаппарат» (Владимир Путин, Президент РФ).

Предлагается вопрос для обсуждения: почему в наши дни так выросло внима­ние к этой проблеме?

Важно в ходе обсуждения акцен­тировать внимание учащихся на двух аспектах:

1.рост коррумпированности чинов­ников;

2.тяжелые последствия этого явле­ния.

Первый аспект можно проиллюстри­ровать материалами из СМИ.

Послед­ствия коррупции могут быть представле­ны в виде схемы.


Последствия коррупции

Экономические

Расширяется теневая экономика; нарушает­ся рыночная конку­ренция; неэффективно используется бюджет; теряется доверие к вла­стям


Социальные

Уменьшается возмож­ность решать социальные проблемы; растет бед­ность; увеличивается имущественное неравен­ство; укрепляется орга­низованная преступность


Политические

Уменьшается доверие к власти; падает престиж страны на международ­ной арене; возникает угроза разложения демо­кратических институтов


Задача учителя — формироватьлич­ностное негативное отношение учащих­ся к данному явлению.

Можно использовать следующее проблемное задание: объясните, как вы понимаете слова Солона.

Когда Солона — древнегреческого законо­дателя и уважаемого государственного деяте­ля — спросили, какие меры можно было бы принять, чтобы уничтожить преступность в государстве, он ответил: «Несправедливых поступков можно избежать только тогда, когда те, кого они не задели, будут возмущены не меньше тех, кому был причинен ущерб».

Задача учителя — формировать спо­собность учащихся не только иметь свою точку зрения, но и уметь ее аргументи­ровать.

При изучении темы уместно обра­титься к пословицам. На экране появля­ются пословицы:

Не подмажешь, не поедешь.

Сухая ложка — рот дерет.

У него руки с ящичком.

Речист, да на руку нечист.

У него карманы больно емки.

Приказчик — грош в ящик, пятак в сапог.

Краденая кобыла не в пример дешевле купленной обойдется.

Учащимся предлагается объяснить их смысл и показать связь с изучаемой темой.

Можно использовать также высказы­вания известных людей. (Тексты следует распечатать на отдельных листах и поло­жить на каждую парту.)

«Ты ищешь причину зла. Она только в тебе» (Ж.Ж.Руссо).

«Чтобы научить людей любить справедли­вость, надо показать им результаты неспра­ведливости» (Адам Смит).

«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами «Все так делают» (Л.Н.Толс­той).

«Никакая власть не должна превышать закона» (латинское изречение).

«Дурное употребление материальных благ является вернейшим путем к величайшим невзгодам» (Д.Дидро).

«Что-то с нашей страной становится?.. Мне хотелось бы в каждой области — интен­сификацию совести» (А.Вознесенский).

«Жадность до денег, если она ненасытная, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше потребностей они порождают» (Демокрит).

«Ни один народ не может считаться циви­лизованным, пока у него остается различие между кражей власти и кражей кошелька» (Т.Рузвельт).

Ученикам предлагается выбрать те высказывания, которые могут послужить эпиграфом к занятию.

Каждому школьнику вручается Памятка с таким текстом

Какою мерою даете, такой воздастся вам.

Чувство благодарности приносит благодать.

Мудрость рождается из ошибок: смотрите на свои ошибки и учитесь.

Хорошая репутация дороже денег.

Никогда не делайте того, за что вам при­дется казнить себя.

Честность – лучшая политика.

Прощение полезно и дающему, и получающему.

Кто творит добро, тот процветает.

Благодарение открывает дверь духовному росту

Дома ребята могут поработать с при­веденной ниже анкетой. Результаты анкетирования обсуждаются на следую­щем уроке.

Анкета «Отношение к коррупции


1.Коррупция — создание противоправ­ной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц в целях незаконного полу­чения материальных благ

А как вы относи­тесь к коррупции?

Б .иногда вынужден участвовать сам

В.не вижу ничего плохого

Г.осуждаю

2.По каким причинам чиновники берут взятки? (не более трех вариантов)

А. взяточничество остается безнаказан­ным

Б.вынуждены брать, так как у них самая низкая зарплата

В.низкий моральный уровень

Г.снисходительное отношение общества к фактам взяточничества

Д.это всех устраивает

Е.круговая порука взяточников

3.Как вы думаете, кто более опасен для нашего общества — взяткодатель или взятко­получатель а) тот, кто дает взятку, более опасен

Б.тот, кто получает взятку, более опасен

В.одинаково опасны

Г.вообще не представляют опасности

4.Что вы знаете о фактах проявления кор­рупции?

А.я и члены моей семьи лично сталкива­ются с такими фактами

Б.знаю о таких фактах из рассказов людей, заслуживающих доверие

В.слышал о таких фактах от малознако­мых людей, из сообщений прессы, телевиде­ния, радио

Г.ничего не знаю о таких фактах

5.Как, на ваш взгляд, большинство граж­дан относятся к коррупции?

А.равнодушны

Б.иногда вынуждены участвовать сами

В.не видят в этом ничего плохого

Г.осуждают

6.Скажите, что вы думаете о коррупции в России?

А. коррупция — острая проблема, и меня это очень беспокоит

Б.коррупция — острая проблема, но меня лично это не касается

В.коррупция вообще не является острой проблемой

7.Как вы думаете, какое место занимает Россия по масштабам коррупции?

А.среди самых коррумпированных стран

Б.в середине списка всех стран

В.одна из наименее коррумпирована стран

Г.не знаю

8.Какие виды коррупции имеют у и наибольшее распространение?

А.индивидуальная

Б.организованная

В.подчиненные делятся доходами с начальниками

Г.начальники делятся доходами с подчиненными

9.Каковы, на ваш взгляд, причины коррупции в России? (не более 5 вариантов)

А.коррумпированность руководителей в центре и на местах

Б.низкая заработная плата чиновники всех уровней

В.зависимость судебных органов о: исполнительной власти

Г.несовершенство законов

Д.отсутствие общественного контроля

Е.неразвитость института частной соб­ственности

Ж.неэффективность механизма государ­ственной власти

З.моральная деградация

И.круговая порука взяткодателей и взят­кополучателей

К. другие (укажите какие)

10.Какие чувства вызывают у вас произ­ведения современной литературы, кино, публикации в СМИ на тему борьбы с корруп­цией?

А.создают ощущение безнадежности (бороться бесполезно, преступный мир сильнее)

Б.порождают оптимизм (зло всегда будет наказано, органы правопорядка вызывают уважение)

В.никаких чувств не вызывают

11.Как относятся органы государствен­ной власти к коррупции?

А.борются с коррупцией

Б.мирятся с коррупцией

В.создают условия для коррупции

Г.не знаю

12.Какие уголовные меры могли бы повлиять на коррупционеров? (не более двух вариантов)

А.введение расстрела (как в Китае)

Б.конфискация имущества и заключение под стражу на длительный срок

В.запрет в дальнейшем работать в госу­дарственных органах

Г.главное — не суровость наказания, а его неизбежность

13.Каковы, по вашему мнению, ближай­шие перспективы борьбы с коррупцией?

А.начнется борьба с коррупцией

Б.инициатива заглохнет


Литература

Власов В.И. История государства и права в России. Ростов-на-Дону, 2003.

Плешаков Б.Г. Русь. Россия. Россий­ская империя. М., 1997.

Даль В.И. Пословицы и поговорки рус­ского народа. М., 1984.

Пресняков А.Е. Российские само­держцы. М., 1990



































Просмотр содержимого презентации
«Коррупция»

Коррупция со времен Гоголя и до наших дней…- явление неискоренимое?

Коррупция

со времен Гоголя и до наших дней…- явление неискоренимое?

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию.

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию.

????? ЗАДАНИЕ! Подберите 5 слов, которые у вас вызывают ассоциацию со словом коррупция .

?????

ЗАДАНИЕ!

Подберите 5 слов, которые у вас вызывают ассоциацию со словом коррупция .

- Коррупция - от латинского corumpere – портить, растлевать, разъедать ржавчиной.   По толковому словарю С.И.Ожегова,

- Коррупция - от латинского corumpere – портить, растлевать, разъедать ржавчиной. По толковому словарю С.И.Ожегова, " Коррупция это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами. Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки ,злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Давно ли появилась коррупция?

Давно ли появилась коррупция?

  • Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина — шумерский царь города-государства Лагаша.
  • Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты ( Индия ) в IV веке д. н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».
  • «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых»; «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран)
Коррупция в России имеет давние традиции

Коррупция в России имеет давние традиции

  • Российские источники упоминают мздоимство еще в XIII в. Начиная с Ивана III, известны попытки законодательного ограничения коррупции. Первой попыткой можно считать Белозерскую уставную грамоту, которая установила твердые «нормы» для наместников и их аппарата.
Закон — дышло: куда захочешь, туда и воротишь. Взятка – это административный восторг (Ф.М. Достоевский). Не подмажешь – не поедешь! Не бойся закона, бойся судьи.
  • Закон — дышло: куда захочешь, туда и воротишь.
  • Взятка – это административный восторг (Ф.М. Достоевский).
  • Не подмажешь – не поедешь!
  • Не бойся закона, бойся судьи.

Формы коррупции

Формы коррупции

  • Взятка – плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего
  • РАСТРАТА — хищение чужого имущества, вверенного виновному (ст. 160 УК РФ). Одно из преступлений против собственности.
  • МОШЕННИЧЕСТВО - преступление, состоящее в получении на счет другого имущественной выгоды посредством обмана.
  • ВЫМОГАТЕЛЬСТВО — не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей.
Что приводит к коррупции?

Что приводит к коррупции?

Корни зла

Корни зла

  • низкий уровень правовой культуры населения ;      согласно данным фонда «Общественное мнение», 54 процента россиян не осуждают тех, кто берет взятки. При этом наибольшую терпимость к взяточникам проявляют москвичи – 63 процента жителей столицы. Осуждают взяточников 37 процента россиян.
  • несовершенство законодательства;
  • специфика преступлений ; коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер. Как правило, такие действия не влекут за собой жалоб, так как взаимовыгодны.
  • переходный этап экономического развития;
  • низкий уровень жизни и оплаты труда .
Чем опасна коррупция?

Чем опасна коррупция?

  • экономика; нарушается механизм конкуренции: выживает не лучший, а давший большую взятку; растут цены; несправедливо распределяются доходы. Было подсчитано, что в Италии после проведения операции "Чистые руки", направленной против коррупции, государственные затраты на строительство дорог сократились на 20%.
  • политика; смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок, коррупционеры вывозят капиталы за рубеж и предают интересы страны, народ перестает доверять власти.
  • социальная сфера; мерой всего в обществе становятся деньги, несправедливое перераспределение жизненных благ в пользу узких олигархических групп; формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.

" Коррупция в России процветает, без взяток ничего нельзя сделать. И власть никак не решится что-то по-настоящему предпринять. Почти все институты действуют вольно, ненаказуемо. А элиты пекутся не о стране, а о собственном доходе, собственной шкурной выгоде. Лишь изменение политической системы в стране принесет какие-то реальные плоды". (Михаил Горбачев, первый президент СССР)

Что же нам делать?

Что же нам делать?

Что же нам делать?

Что же нам делать?

  • необходимо совершенствовать действующее законодательство;
  • одним из главных принципов борьбы с коррупцией и организованной преступностью должны быть гласность и прозрачность деятельности органов судебной и исполнительной власти, средств массовой информации, граждан и общественных формирований;
  • создание обстановки нетерпимости, осуждения, аморальности любого факта проявления коррупции.
повысить зарплату не только чиновникам; сделать стабильным социальный пакет; прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство и др.;  а обычные россияне, у которых эти взятки вымогают, должны научиться их не давать; честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности; проводить встречи, менять сознание людей, ориентировать их на положительные поступки и т.д. раз и навсегда запрещать работать с людьми лицам, которые хотя бы один раз были замечены в получении взятки; ужесточить законы страны в отношении взяточников, чтобы страх перед наказанием был сильнее соблазна; воспитывать в людях внутренний регулятор под названием совесть
  • повысить зарплату не только чиновникам;
  • сделать стабильным социальный пакет;
  • прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство и др.;
  • а обычные россияне, у которых эти взятки вымогают, должны научиться их не давать;
  • честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности;
  • проводить встречи, менять сознание людей, ориентировать их на положительные поступки и т.д.

раз и навсегда запрещать работать с людьми лицам, которые хотя бы один раз были замечены в получении взятки;

  • ужесточить законы страны в отношении взяточников, чтобы страх перед наказанием был сильнее соблазна;
  • воспитывать в людях внутренний регулятор под названием совесть
Ну, и начните с себя! Просто перестаньте давать взятки. Из принципа! Конечно, дискомфорт у Вас будет, не все проблемы можно будет быстро решить. Но, если так сделаете ВЫ, завтра еще сто человек, а через неделю сто тысяч, то через год в стране коррупции станет меньше в разы

Ну, и начните с себя! Просто перестаньте давать взятки. Из принципа! Конечно, дискомфорт у Вас будет, не все проблемы можно будет быстро решить. Но, если так сделаете ВЫ, завтра еще сто человек, а через неделю сто тысяч, то через год в стране коррупции станет меньше в разы".

Коррупция - страшное социальное зло, оно многолико Борьба с коррупцией – дело каждого !

Коррупция - страшное социальное зло, оно многолико

Борьба

с коррупцией –

дело каждого !