Тема: «Кожа – наружный покровный орган»
Цель: изучить общий план строения кожи и ее производных, изучить функции кожи
Задачи: Образовательная – сформировать понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, ознакомиться с производными кожи и их функциями
Развивающая – развивать логическое мышление, внимательность, умение сравнивать и обобщать, работать в заданном темпе; развивать умение устанавливать связи между строением и функциями, анализировать и делать выводы;
Воспитательная – воспитывать бережное отношение учащихся к собственному телу, заинтересовать и побудить к поиску дополнительной информации.
Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, таблица «Строение кожи», тесты.
Ход урока:
Организационный момент.(На экране – слайд 1)
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим с вами очередной урок биологии.
На прошлом уроке мы закончили изучать тему «Обмен веществ и энергии в организме человека», и для того, чтобы выяснить, как каждый из вас эту тему усвоил, мы проведем самопроверку знаний.
Контроль знаний (самопроверка)
Для этого вы поработаете с тестами, которые лежат у вас на партах. В каждом тесте всего 5 вопросов. Вам необходимо выбрать по одному правильному из приведенных трех вариантов ответа. Время работы 2 мин. Приступаем.
А теперь, используя ключ к тесту, проверяем себя. Неправильно выбранные ответы просто зачеркиваем. (слайд 2)
Актуализация знаний: Итак, вы знаете, что процесс обмена веществ очень важен для нашего организма.
А из каких процессов он складывается? (ответы учащихся)
И в этом участвуют практически все органы человеческого тела.
С одним из таких органов мы познакомимся сегодня на уроке.
Изучение нового материала: постановка учебной темы.
Посмотрите на эти высказывания (слайд 3) (ребята читают на экране)
Как вы думаете, о каком органе человеческого тела идет речь?
Итак, тема сегодняшнего урока «Кожа – наружный покровный орган» (запись в тетради) (слайд 4)
Мы узнаем: из чего состоит кожа, познакомимся с некоторыми функциями кожи и, конечно же, пополним свои знания некоторыми интересными сведениями.
Постановка учебной проблемы
В Италии в 1646 году в роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел «золотой мальчик». Тело его сплошь было покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.
Что же случилось с мальчиком? (предположения учащихся), использование методики Финк-Райт-раунд-робин.
Попробуем ответить на этот вопрос чуть позже.
Из чего же состоит кожа – «одежда нашего тела»?
поговорим о строении кожи и роли, которую играет кожа в жизни человека.
- Итак, очень внимательно послушайте факты и объясните, какие функции выполняет кожа в организме человека.
1. Человек, у которого в результате ожога поражена большая площадь кожи может погибнуть, если не удалось пересадить чужую живую кожу. (Слайд 5)
2. В зависимости от t тела кожа то бледнеет, то краснеет, потоотделение то усиливается, то ослабевает. (Слайд 6)
3. Незрячий человек может читать и различать монеты пальцами. (Слайд 7)
- Итак, давайте разбираться.
1. Так почему же человек погибает, у которого большая часть площади кожи поражена в результате ожога? (Проникают болезнетворные бактерии)
Какую же функцию выполняет кожа? (Защитную)
2.Во втором случае кровеносные сосуды сужаются, расширяются. Кожа то краснеет, то бледнеет, то есть какую функцию она выполняет? (Участвует в терморегуляции)
3. Если потоотделение усиливается, то что же происходит с организмом? (Он охлаждается). При потоотделении происходит удаление из организма воды (98%) и продуктов обмена (2%). Какая же это функция кожи? (Выделительная)
4. Если незрячий человек может читать и различать монеты пальцами, что это за функция? (Орган чувств, рецепторная функция)
- Какие же основные функции выполняет кожа в нашем организме? Запишите в тетрадь.
Функции кожи: (Слайд 8)
1. защитная;
2. теплорегуляционная;
3. выделительная;
4. рецепторная.
5.эндокринная и метаболическая
6.участие в дыхании
7.
- Мы знаем, что функциям соответствует строение. Так как же строение позволяет выполнять эти функции? Чертим таблицу и по ходу объяснения заполняем её. (Слайд 9)
Кожа, ее строение и функции
Слои кожи человека | Ткань, образующая слой | Строение каждого слоя | Функции каждого слоя |
Эпидермис | образован эпителиальной тканью | 1.чешуйки 2. пигмент 3 живые клетки | Защитная роль |
Дерма | Образована соединительной тканью; | Рецепторы; Сальные и потовые железы; Волосяные сумки | Кожа- один из органов чувств Выделительная, терморегуляторная дыхательная. |
Гиподерма | Образована жировой соединительной тканью | Запасные жиры организма | Защитная, терморегуляторная Запасающая |
- В коже выделяют три слоя: (Слайд10)
1) эпидермис;
2) собственно кожа или дерма;
3) подкожная жировая клетчатка или гиподерма.
Остановимся на строении каждого слоя.
- Эпидермис.( слайд 11)
Эпидермис образован эпителиальной тканью.
Что вы знаете о строении эпителиальной ткани? (Клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточное вещество практически не выражено.)
Но ведь клетка может жить только в жидкой среде. Чем же образована эта жидкая внутренняя среда? (Кровь, межклеточная жидкость, лимфа)
А как же клетки эпидермиса. Они же соприкасаются с воздушной средой, а не с жидкостной. Ведь эти клетки – барьер, непроницаемый для твердых частиц и почти не пропускающий жидкостей и газов из окружающей среды. Поэтому наружный слой – мертвые клетки.
Так какую же функцию они выполняют? (Защитную)
Эти клетки все время стираются и слущиваются, например при купании.
Почему же наша кожа не истончается (Потому что под слоем мертвых клеток находятся живые, которые делятся, приближаются к поверхности и заменяют слущивающиеся клетки.)
В живых клетках содержится пигмент меланин, от которого зависит цвет нашей кожи: белая, смуглая. Количество пигмента может изменяться. При загаре пигментация кожи может изменяться.
Какую же роль играет этот пигмент?
Послушайте два примера.
Пример 1. В мае месяце стояла жаркая погода. Вы целый день провели на пляже. К концу дня у вас на теле образовался ожог.
Пример 2. Вы постепенно в течение лета загорали. Ваша кожа становилась все смуглее и смуглее. И в один из дней вы с утра до вечера провели на пляже.
Будет ли у вас на теле ожог? (Нет) Почему? Какую роль играет пигмент меланин? (Защищает от ожогов)
То есть, защищает организм от губительного воздействия ультрафиолетовых лучей.
Итак, мы рассмотрели эпидермис. А теперь все внесем в таблицу. (Слайд 12)
Более подробно о цвете кожи нам расскажут (фамилии обучающихся)
Сообщения о цвете кожи разных рас (Слайд 13), альбинизме(Слайд 14).
-Веснушки на коже говорят о том, что в организме снижен уровень меланина и кожа чрезвычайно уязвима к ультрафиолету. Чаще всего веснушки появляются у подростков, а с возрастом могут просто исчезнуть. (Слайд 15)
-Дерма или собственно кожа (Слайд 16).
Дерма образована соединительной тканью. Что характерно для соединительной ткани? (Клетки далеко друг от друга) Межклеточное вещество состоит из упругих волокон, они придают коже эластичность.
Проведем самонаблюдение: Распрямите кисть руки и рассмотрите состояние кожи на суставах. Что можно сказать? (имеются складки). А теперь сожмите кисть в кулак и вновь распрямите. Что произошло?
Если оттянуть кожу, например на тыльной стороне кисти рук, то она растягивается, но, как только её отпустить, она возвратиться в прежнее положение. Благодаря своей эластичности не препятствует движениям, совершаемым человеком.
В дерме много кровеносных сосудов, нервных волокон и их окончаний (рецепторов холода, тепла, боли, легких прикосновений и т. д.).
У человека на 1 кв. см около 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела до 8 млн, из них 1 млн.болевых рецепторов и 1,5 млн. осязания.
Самонаблюдение. Давай проверим работу наших рецепторов. (слайд ):
1. Дохните себе на руки. Что вы чувствуете? (Тепло.)
2. Теперь дуйте себе на руки. Что вы чувствуете? (Холод.)
3. Дотроньтесь до волос ручкой. Что чувствуете? (Прикосновение.)
4. Возьмите зубочистку, дотроньтесь до тыльной стороны кисти, что ощущаете? (Боль.)
Также в ней содержатся железы:
сальные, потовые железы, волосяные сумки, кровеносные и лимфатические сосуды.
Итак, давайте посмотрим на строение потовой железы. Что собой представляет эта железа? (Внизу клубочек и проток на поверхность.)
Скажите, одинаковое ли количество потовых желез располагается на разных участках тела? Какие части тела больше потеют? (Лоб, кожа над верхней губой, внутренняя сторона ладони, подошва ног) Значит сюда выходят протоки потовых желез.
А тыльная сторона ладони? (Нет) Значит, протоки потовых желез сюда не выходят.
Что же такое пот. Пот на 98% состоит из воды и 2% веществ, подлежащих удалению.
Почему же внизу клубочек оплетен со всех сторон капиллярами? (Т.к. кровь приносит продукты распада, избыток солей, воду, которые выводятся в окружающую среду.)
Как вы думаете, пот имеет запах? Нет, сам по себе секрет потовых желез не пахнет. Запах появляется в результате деятельности бактерий, живущих на поверхности кожи.
Сальные железы выделяют кожное сало – жир. Одни сальные железы имеют проток на кожу, но чаще всего открываются в основании волоса.
Какую роль будет играть кожное сало? (Смягчает кожу, не пропускает внутрь тела воду и другие жидкости, которые могут быть вредны для организма. Они скатываются по смазанной жиром поверхности кожи.)
Сальные железы предназначены для жировой смазки тела. Больше всего сальных желез на голове, лице, верхней части спины. На ладонях и подошвах они отсутствуют. Сальные железы выделяют 300 граммов сала за неделю. Самонаблюдение: возьмите салфетку и накройте ей лицо, слегка прижмите. Что у вас получилось?
Волосы и ногти – роговые образования кожи.( слайд 17)
Волос лежит в волосяной сумке, Туда же подходят кровеносные сосуды и нервы. Какую роль выполняют кровеносные сосуды? (Питают волос) Присутствие нервных окончаний мы можем наблюдать, когда чувствуем болезненные ощущения при расчесывании волос. Вокруг волоса располагаются мышцы, благодаря которым положение волоса может изменяться. Например, при понижении температуры положение мышц изменяется, мышцы вокруг волоса натягиваются и возникает «гусиная кожа». Аналогичное явление происходит при сильном страхе. У человека, находящегося в состоянии ужаса, волосы на голове встают дыбом.
Сообщения о волосах (Слайд 18) и ногтях (Слайд 19).
Итоги заносят в таблицу. (Слайд 20)
Если бы размер частей нашего тела соответствовал числу расположенных на нем рецепторов, то мы напоминали бы вот такое существо. (слайд21 ) Где на теле человека больше всего находится рецепторов?
-Подкожная жировая клетчатка( слайд 22)
Под дермой или собственно кожей лежит подкожная жировая клетчатка. Почему она так называется? (Это депо жира)
Он состоит из рыхлой соединительной ткани, а также большого количества жировых клеток. В нем находятся кровеносные сосуды и нервные волокна.
Какие функции будет выполнять подкожная жировая клетчатка? (Защищать от переохлаждения, смягчать удары, жир – запасной источник энергии)
Итоги заносят в таблицу. (Слайд 23)
Итак, действительно строение и функции кожи взаимосвязаны.
А теперь послушайте такой факт истории.
Перед большими сражениями, в частности перед Бородинским сражением русские солдаты купались и надевали на себя чистые рубахи. (Слайд 24)
Почему они это делали? (Чистая кожа уничтожает микробы) (Слайд 25)
Почему необходимо следить за чистотой кожи? Как надо осуществлять уход за кожей, волосами и ногтями? Это вы узнаете, прочитав 1 и 2 пункты параграфа 41. (Работа с книгой
Д/З ( Слайд 26)
Возвратимся к вопросу, который был поставлен в начале урока.
Кто же теперь сможет объяснить, что произошло с мальчиком, когда краска непроницаемой пленкой закрыла всю его кожу?(слайд 26)
( Ответы учащихся) Разрешил вопрос эксперимент, проведённый в Германии в XIX веке. Двоих подопытных взрослых мужчин покрыли лаком: одного на сутки, другого на 8 суток. У обоих не было замечено никаких вредных последствий для здоровья. Однако подопытным было трудно переносить холод. Это объяснили следующим образом: раздражение кожи лаком вызвало резкое расширение её кровеносных сосудов, как следствие возросла теплоотдача, соответственно температура тела снизилась. Таким образом, к смерти “Золотого мальчика” привело переохлаждение, вызвавшее снижение защитных функций организма, следовательно открывшее дорогу опасному заболеванию.
3)Рефлексия: Давайте посмотрим, насколько хорошо вы усвоили новую тему (слайд 27)
1. Они находятся в волосяных фолликулах.
2. Его приобретает кожа под влиянием солнечного света.
3. Внутренний слой кожи.
4. Покровы тела человека состоящие из кожи и её производных.
5. Жидкость, в которой содержится некоторое количество поваренной соли, мочевины и других веществ, придающих ей солёный вкус и специфический запах.
6. Процесс, когда при высокой температуре окружающей среды теплоотдача в организме возрастает, а при низкой – уменьшается.
7. Нервные окончания воспринимающие тепло, холод, давление, боль.
8. Наружный слой кожи.
9. Кожные роговые образования «встающие дыбом» при испуге.
10. Собственно кожа.
11. Функция кожи.
12. Кожные роговые образования.
4)Домашняяя работа
Домашнее задание: параграф 41
Интересные факты о коже.
Правила ухода за разными типами кожи.