СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема любви в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема любви в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»»

Тема любви в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цели урока:

Образовательные: проанализировать образ Маши Мироновой, понять, почему роман назван её именем;

Развивающие: развивать навыки выборочной работы с художественным текстом; развивать навыки выразительного чтения наизусть и по ролям;

Воспитательные: воспитание понятий скромности, чести, целомудрия и возвышенной любви; прививать любовь к русской литературе; интерес к историческому прошлому своей страны; формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).

Задачи урока: способствовать развитию навыков интерпретации; анализа художественного текста.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация.

Ход урока

Роман о чуде, совершаемом любовью.

(Т. Алпатова) (Слайд 1)

I. Вступительное слово учителя.


Тема любви — одна из любимейших тем пушкинского творчества. У А.С. Пушкина создано много произведений, посвященных этой теме. Большинство стихотворений были положены в основу музыкальных произведений. Послушайте одно из них: романс на стихи А.С. Пушкина, музыка – Глинка, «Я помню чудное мгновение».

Это чувство для поэта всегда было священным. Оно всегда связывалось с такими понятиями, как чистота, благородство, святость. Сам Пушкин не раз был влюблён, и всегда это чувство вносило в его жизнь свет и вдохновение. Подробнее вы можете узнать об этом в книгах Агнии Кузнецовой «А душу твою люблю…», «Моя Мадонна». Даже безответная любовь была полна для поэта очарования и светлой печали. Состояние влюблённости было для Пушкина естественным. Это точно выражено в строчках:

И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может. 
(Слайд 2)

(Слайд 3)В пушкинском творчестве создана целая галерея прекрасных женских образов: это и адресаты его любовной лирики, и героини произведений — Татьяна Ларина, Маша Троекурова, Лиза Муромская, Земфира и т.д. Список тех, кто может продолжить этот ряд, бесконечен. Завершает эту галерею Маша Миронова. Так получилось, что это последний женский образ в творчестве Пушкина.

- С особенной теплотой в повести нарисован образ Маши Мироновой – дочерью погибшего русского офицера. (Слайд 4)



II. Работа по теме урока.

Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела? (Слайд 5)

(Слайд 6) Какой предстаёт перед нами Маша в главе «Крепость»? Найдите описание её внешности.

Скромная, застенчивая, боязливая, робкая, не отличающаяся броской красивой внешностью. Василиса Егоровна даже называет её трусихой. Кроме того, сказано, что Маша — бесприданница. (Слайд 6)

— Надо сказать, что все любимые героини Пушкина не отличались яркой внешностью. Их красота в другом. (рисунок образа Маши Мироновой, подготовила ученица 8 класса Сёмина Наталья)

(Слайд 7)Сразу ли возникает у Петруши Гринёва чувство любви к Маше? Проследите по роману, как возникает и развивается это чувство.

Сначала Пётр отнёсся к Маше с предубеждением, настроенный отрицательным отзывом Швабрина. Но во время разговора за столом ему стало жалко Машу, так как её мать очень бесцеремонно о ней говорила. Затем Петруша, познакомившись с девушкой поближе, обнаружил, что она “благоразумна и чувствительна”. Но это ещё не любовь, хотя Гринёву уже неприятно слушать колкие замечания Швабрина о Маше. Сочинённое стихотворение вряд ли было посвящено Маше.(Слайд 8) Будь это так, вряд ли Пётр стал бы показывать его Швабрину. Но он выносит его на суд, ожидая похвалы. Имя Маши в стихах оказалось, скорее всего, случайно. Но грязные намёки Швабрина взбесили Гринёва. Он вступился за честь девушки, так как ему это велел долг дворянина, рыцаря. Швабрин, пытаясь отвратить Гринёва от Маши, добивается прямо противоположного — Петруша взглянул на Машу по-новому. Разговор с Машей и её признание, что Швабрин сватался за неё, а она отказала, довершил дело — Пётр влюбился.(Слайд 9)Когда же Маша ухаживала за раненым Гринёвым, у него созрело решение жениться на ней. (Он пожалел девушку-бесприданницу. Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринёва к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.)

— Маша с первых же строк предстала перед нами робкой и застенчивой, но значит ли это, что она бесхарактерная? (Слайд 10)

Нет. Отказ Швабрину свидетельствует о твёрдом характере и стойких принципах. Она не хочет выходить замуж за нелюбимого человека, даже рискуя остаться в старых девах на всю жизнь.

Да, это надо понять: представьте себе девушку, живущую в глухой деревне, куда никто не приезжает. У девушки к тому же нет приданого. Такой офицер, как Швабрин, по тогдашним представлениям, был единственным её шансом устроить свою судьбу. Но она отвергает его, так как не любит. Это говорит не только о твёрдом характере, но и о смелости, ведь в XVIII веке у женщины было единственное предназначение: выйти замуж и заботиться о муже, детях, вести домашнее хозяйство. Других поприщ не было.

— Какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать кульминационным? (Слайд 10)

Объяснение после получения письма отца Гринёва, в котором он запрещает сыну жениться.(Слайд 11)

(Подготовленные заранее учащиеся читают по ролям диалог Маши и Гринёва в главе «Любовь».) (Слайд 12)

— Как вы думаете, почему Маша, почтя это письмо, отказывается венчаться с любимым? О ком в этот момент она заботится? (Слайд 12)

(Ответы учащихся.)

— У Пушкина есть чудесное стихотворение, написанное еще в 1829 году. Послушайте его и скажите, перекликается ли оно с этой сценой из романа? (Слайд 13)

(Ученик читает наизусть стихотворение Пушкина «Я вас любил..».)

— Какие строчки диалога созвучны стихотворению? (Слайд 13)

(Слайд 14) Значит, и Маша Миронова свято хранит честь, готова отказаться от личного счастья ради сохранения чести. И речь идёт не только о девичьей чести, но и о человеческой.

Давайте обратимся к Толковому словарю русского языка Сергея Ивановича Ожегова, в котором можно увидеть, что входит в объём понятия “честь”? (Слайд 15)

  1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.

  2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.

  3. Целомудрие, непорочность.

  4. Почёт, уважение.

Какой можно сделать ВЫВОД?

- Все четыре значения можно отнести к Маше Мироновой.

А как же повел себя Пугачёв в отношении П. Гринёва и М.Мироновой? (Слайд 16)

(Отнесся серьезно к их чувству. «Возьми себе свою красавицу, вези её куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!»(Слайд 16)

Почему же роман назван не «Гринёв» — по имени главного героя, не «Пугачёв» — по имени предводителя народного восстания, а по имени Маши — «Капитанская дочка»? (Слайд 17)

Видимо потому, что именно главная героиня становится центром лирического сюжета романа. Несмотря на свою скромность и незаметность, она становится предметом любви и обожания всех, кто встретится с нею. Из-за Маши сражаются на дуэли Гринёв и Швабрин. Из-за неё Гринёв отправляется в ставку Пугачёва на верную смерть, из-за Маши Пугачёв проявляет царскую милость. Именно Маша потом вызволит Гринёва из тюрьмы.

(Слайд 18) «Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И борьба эта была лишена эгоистического начала. Поэтому Пушкин и назвал свою повесть именем Маши Мироновой- «Капитанская дочка», - писал исследователь пушкинского творчества Георгий Пантелеймонович Макогоненко.

(Слайд 19) Маша Миронова – нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).

Эпиграф ко всей повести («Береги честь смолоду»), (Слайд 20) который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.

Обратимся к финальной сцене романа. Где происходит встреча Маши с императрицей? (Слайд 21) Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке.

(У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания. Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась бы в официальной обстановке, вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о сути дела.)

Что просит Маша у государыни?

Милости, а не правосудия”. (Слайд 21)

— Почему именно “милости”, а не “правосудия”?

Потому что с точки зрения закона Гринёв был виновен: вошёл в сотрудничество с бунтовщиком, странным образом был пощажён и отпущен. Тем более Гринёв не стал называть подлинных причин своих поступков, чтобы сохранить доброе имя Маши Мироновой. Поэтому Гринёв осуждён вполне справедливо, и спасти его может именно милость государыни.

— Почему Екатерина Вторая при помиловании произносит фразу: “Я в долгу перед дочерью капитана Миронова”? (Слайд 21) В каком долгу?

Капитан Миронов не изменил своей присяге императрице. Из-за этого Маша осталась сиротой, и государыня платит этот долг тем, что не оставляет Машу без покровительства. Пугачёв как-то сказал Гринёву: “Долг платежом красен”. Этому же следует и Екатерина Вторая.

Подберите определения, характеризующие Машу Миронову. Какой мы её увидели в начале повести и в конце?

(Пушкин изображает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.)

IV. Подведение итогов урока.

(Слайд 22) Профессор Т.Алпатова пишет, что «Капитанская дочка» — “это первый русский реалистический роман о том, чего могло не быть, и просто — быть не могло. Роман о чуде, совершаемом любовью”. Да, всего этого на самом деле, скорее всего, не могло быть. Но гуманистическая мысль Пушкина заставляет и владык мира снисходить к бедам маленьких людей и, преклоняясь перед силой любви, творить добро.

V. Сообщение домашнего задания.

Домашнее задание: (Слайд 23)

1. Письменный ответ на вопрос:

Докажите, почему Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина?

2. Вам представлен план романа, в котором даны названия глав и эпиграфы к ним. Скажите, в каких главах романа появляется Маша Миронова? Почему к главам, в которых появляется Маша Миронова, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц?

Домашнее задание:

1. Письменный ответ на вопрос:

Докажите, почему Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина?

2. Вам представлен план романа, в котором даны названия глав и эпиграфы к ним. Скажите, в каких главах романа появляется Маша Миронова? Почему к главам, в которых появляется Маша Миронова, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц?




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!