Мотивационно- организующий этап. Задачи: Обеспечить мотивацию учения, совместно сформулировать цели урока Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме. | - Обратите внимание на тему нашего урока. Уместно ли говорить о любви при изучении романа отцы и дети? Почему? В романе очень много людей, которые любят друг друга: Николай Петрович и Фенечка; Аркадий и Катя; Базаров и Одинцова; Павел Петрович и княгиня Р. Постановка проблемного вопроса. - Давайте сегодня на уроке поговорим о любви, о том, какой она может быть. Ф. Тютчев писал: Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной – Их единенье, сочетанье, И роковое их слиянье И… поединок роковой… - Как вы понимаете слова поэта? Какой может быть любовь? - Попробуйте определить цель нашего урока. | Отвечают на вопросы учителя, определяют тему и цели урока. | Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания»; желание приобретать новые знания; осознавать трудности и стремиться к их преодолению Регулятивные: самостоятельно определить цель урока, пути ее достижения; адекватно воспринимать ответы одноклассников Познавательные: осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью; адекватно оценивать речь |
Изучение нового материала Задачи: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися. | - Чья любовь в романе соответствует определению «союз души с душой родной»? Николай Петрович и Фенечка; Аркадий и Катя. Отчеты творческих групп: Первая группа. - Давайте вначале поговорим о Николае Петровиче и Фенечке. Как они познакомились? - Какие чувства испытывает Николай Петрович к Фенечке? - Как она относится к нему? - Почему можно сказать, что их души родные? И Николай Петрович, и Фенечка видят смысл своего существования в доступном им исполнении долга. Николай Петрович облегчает, согласно своему разумению, участь крестьян. Фенечка – домашняя хозяйка, чадолюбивая мать, в будущем – преданная жена и нянька супруга. Они счастливы вместе. Вторая группа. - Аркадий и Катя. Как они познакомились? - Когда он первый раз обратил внимание на Катю? - Почему назвал ее «добрым существом»? Почему ему было с ней хорошо? - Когда он понял, что его интересует Катя больше, чем ее сестра? - Что подтолкнуло Аркадия к признанию в любви? - Как изменились молодые люди за время своего общения? «Я теперь уже, говорит Аркадий Кате, - не тот заносчивый мальчик, каким я сюда приехал…; я по-прежнему желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе». Аркадий задумал «гнездо себе свить», уподобляясь галке – «почтенной, семейной птице». При этом он легко освобождается от влюбленности в Одинцову, предпочитая ее юную, но волевую, домовитую сестру. Аркадий и Катя тоже счастливы вместе. Аналитическая беседа - А чья любовь – «поединок роковой»? (Базаров и Одинцова). - Каковы взгляды Базарова на любовь? (примеры из текста: гл.7 стр.33, 34 гл.17 с.85) Они находятся в полном соответствии с его теорией: «Нравится тебе женщина – старайся добиться толку, а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась. - Что происходит с этой теорией Базарова? Сохраняет она свою силу до конца романа или разрушается? Она рушится при соприкосновении с жизнью. Базаров неожиданно обнаруживает, что попал в плен к тому, существование чего отрицал. - Зачитайте портрет Одинцовой (гл.14 с.68-69) - Расскажите ее историю - Как высказывается Базаров об Одинцовой при первой встрече? (примеры из текста: гл.14 с.68, с.70 гл.15 с.71 с.74) Первые высказывания Базарова нарочито циничные, поведение развязное. За ними он пытается спрятать свое смущение. Он, подобно Ситникову, использует нигилизм в качестве защитной маски. В дальнейшем мы узнаем, что он «как будто стыдился» Аркадия. - Чего стыдится Базаров? Он недавно иронизировал над подобной страстью Павла Петровича. И вот начинается поединок двух сильных людей. - Какие чувства испытывает Одинцова к Базарову? (гл.16. с 82 гл.17 с.86) - Какие происходят изменения в Базарове? (гл.17 с.84, 85, 86) Одинцова – умная женщина, которая не испытала любви, но чувствует любопытство, поэтому в беседах с Базаровым часто провоцирует его. Обратимся к сцене признания (глава 17 с.90 глава 18 с.96). https://my.mail.ru/bk/jiva.seva/video/38/2866.html - А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием? (С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать) - Почему Одинцова решила “не шутить”? (Анна Сергеевна испугалась. Она уже всё испытала в жизни. Грубость, необузданность Базарова её страшили. Одинцова привыкла к спокойной размеренной жизни. Даже заметила, что боится Евгения. Одинцова выбирает комфорт, прежний образ жизни для себя, покой: то равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.) - Чем заканчивается первый приезд Базарова к Одинцовой? - Какие чувства испытывает Базаров после отъезда? (Базаров - гл.19 с.103 - Почему же он снова приезжает к ней? Ведь он уже знает, что «толку» не добиться? Почему нарушает свой принцип? Базаров полюбил, и очень сильно. Возможно, тешил себя тем, что мог обмануться в ее холодности. - Что же происходит во время этой встречи? Почему Базаров пробыл здесь недолго? Он понял, что Одинцова не изменила своего отношения к нему. Эпизод разговора в кабинете гл.26 с.165 - А почему на следующий день после одной фразы, сказанной Базаровым, лицо Одинцовой «попеременно краснело и бледнело»? Что это была за фраза? Базаров высказался о возможности помолвки Кати и Аркадия: «партия во всех отношениях хорошая; состояние у Кирсановых изрядное…» И то, что Одинцова после этих его слов покраснела, обожгло Базарова догадкой: он попал в центр ее души, выявил сокровенное в ней – культ денег. Базаров наконец-то понял Одинцову. Он тут же говорит ей: «Прощайте. Желаю вам окончить это дело самым приятным образом». И жалко ей стало его, и с участием протянула она ему руку. Но и он ее понял. «Нет! – сказал он. – Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». - Теперь ясно, почему Одинцова краснела. Но почему бледнела? Ей было приятно видеть в Базарове льва у своих ног. Когда же этот лев показал когти, она испугалась. Но не самого льва, т.к. не считала себя слабее, а того, что своими поступками он застал ее врасплох, выявил ее отношение к нему как интригу, неискренность. Она не хотела отпускать Базарова. В данной ситуации они похожи на двух хищников, поэтому стоило ожидать мести. - В последний раз Базаров и Одинцова встречаются при трагических обстоятельствах. Глава 27 с.181 Почему Одинцова поцеловала умирающего от тифа Базарова, хотя испугалась за себя? Это снова поединок. Если бы Одинцова не поцеловала Базарова, он бы доказал, что сильнее ее. Она не позволила еще раз восторжествовать над собой, т.к. понимала. что это ее последний шанс утвердить свое душевное равновесие. - Вспомните последние слова Базарова? Если же говорить о Базарове, то и он не оставляет Одинцовой шансов на успех. Вот его последние слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Он умер в темноте, и никто не увидел его слабым – в предсмертной агонии. | Отчитываются о проделанной дома работе. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. | Личностные: желание приобретать новые знания; осознавать трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана решения проблем творческого и поискового характера; сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя; определять степень успешности своей работы; волевая саморегуляция. Познавательные: формулировать правила, понятия на основе выделения существенных признаков; выполнять задания; проводить сравнения, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения; строить логическую цепь рассуждений Коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление проблемы; поиск альтернативных способов разрешения конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью. |