СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема "М.Ю. Лермонтов. Личность поэта. «Песня про …купца Калашникова»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема "М.Ю. Лермонтов. Личность поэта. «Песня про …купца Калашникова»"»

М.Ю.Лермонтов. Личность поэта.«Песня про …купца Калашникова»

25.11.19 Дерусова Е.П.

Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: свободен ли человек в выборе своей судьбы?

Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

Планируемые результаты:

Личностные:

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

Метапредметные:

• умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;

владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

умение видеть культурологические связи

Предметные:

• понимание литературы как особого способа познания жизни,

• формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия


Ход урока

Оргмомент

Мотивация

1. Слово учителя

М.Ю. Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, романов, создал целую эпоху в литературе.

Работа с тезисным планом по вступительной статье Презентация

М.Ю. Лермонтов и история с. 137-140 учебника. Слайд 1

(проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырского духа, ярких личностей, которых так не хватало среди его современников. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них было мало достойных людей, героев, поэтому поэт искал их в русской истории. Тема истории отразилась, в частности, в стихотворении «Бородино» и в «Песне про купца Калашникова»).

История создания 1837 г. Слайд 2

«Песня...» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе — «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты» (свидетельство А.А. Краевского). Так, не выходя из комнаты. Поэма приближена к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, «перехваты», повторы.

«Песня...» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного, «бездну ужасов тиранства» (Н.М. Карамзин). Слайд 3

Сообщение ученика.  Историческая справка о времени правления Ивана Грозного. Слайд 4

(XVI век - один из самых ярких и трагических периодов в истории России. За годы царствования Ивана Грозного страна изменилась: почти в полтора раза увеличилась её территория, были завоёваны Казань, Астрахань, Сибирь. Но Иван Грозный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены, гнев тирана падал на целые семьи. Дружины опричников, с притороченными к седлам собачьими головами и метлами, наводили ужас на русские города. Слайд


Прихотливый нрав его искал развлечений, новых ощущений: то внезапно поражал он сановников своей опалой, то так же неожиданно миловал их. Он словно тешился, словно играл своею властью; ему любо было чувствовать свою силу и в гневе, и в милости)...

Словарная работа Слайд 5

(Опричники — члены особого царского войска, созданного Иваном Грозным в годы, когда ожидался конец света. Всего опричников было шесть тысяч человек. Главой опричников был приближённый царя Малюта Скуратов. Расскажем, что опричнина продолжалась семь лет, но на века осталась в народной памяти, потому что опричники принесли очень много горя русским людям. Опричникам было позволено всё. Оскорбить опричника означало оскорбить самого царя).

Сообщение. «Домострой» Слайд 6 ( Читает подготовленный ученик)

(Домострой XVI века стал одной из первых книг, посвященных быту, хотя и включал в себя религиозный раздел. Практические советы касались разных сфер жизни: как вести себя в гостях, как солить грибы, ухаживать за скотиной, ремонтировать сани и домашнюю утварь. В тексте упоминался даже этикет деловых отношений — как закупать продукты и расплачиваться с лавочниками.

Слово «домострой» сегодня ассоциируется прежде всего с патриархальным укладом. Фактически замужняя женщина из народа жила взаперти, занималась лишь домашней работой. Нормы Домостроя устанавливали, что жена должна быть «чиста и послушна», выполнять свои обязанности — вести хозяйство и воспитывать детей. Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем. При этом супруг как глава дома должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда «все будет споро, и всего будет полно»).


  Чтение «Песни про... купца Калашникова» учителем

 Беседа по первой части поэмы.

-        Какое чувство возникает после чтения поэмы? Понравилось ли вам это произведение? (После чтения поэмы остаётся чувство, что мы прослушали историческую народную песню, пропетую сказителем).

- Почему Лермонтов называет своё произведение  «Песней...»?

-        Прочитайте вступление к поэме от имени гусляров.?  (...Мы сложили её на старинный лад, Мы певали её под гуслярный звон  И причитывали да присказывали).

- Кто главные герои поэмы? Слайд 7-8

Записывая героев, сразу поговорим о сюжете произведения.

  1. часть — Иван Грозный, Кирибеевич /Экспозиция. Завязка.

  2. часть — Алёна Дмитревна, Калашников / Развитие действия.

  3. часть — Иван Грозный, Кирибеевич, Калашников Развязка. Эпилог.


Выясним, какие из этих героев являются историческими личностями:

Какие исторические детали использованы автором для того, чтобы передать эпоху Ивана Грозного? (Расскажем, что воля царя считалась проявлением воли Бога на земле, что царь стоял выше всякого суда и следствия).

- Можем ли мы сказать, что Кирибеевич был исторической личностью?

(В документах человек с таким именем не упоминается, но мы, читая поэму, верим, что такой человек был. Почему? Он поступает так, как могли поступать опричники).

-        Можно ли назвать купца Калашникова и его молодую жену Алёну Дмитревну историческими личностями?

(Степан Парамонович и Алёна Дмитревна — не исторические личности, но нам кажется, что именно так и должны были поступать купец и его жена в подобной ситуации.

Проблемы в произведении? Слайд 9

(Главной проблемой поэмы можно назвать проблему долга и чести. Лермонтов обратился к истории России, видимо потому, что в современной ему жизни 1830-х годов не было жизненного материала, который дал бы ему возможность создать ситуацию, раскрывающую эту нравственную проблему. Свое поколение Лермонтов характеризовал так: «Перед опасностью позорно малодушны и перед властию - презренные рабы»).

 Итоги урока

«Песня про купца Калашникова» - это историческая поэма, написанная в фольклорной традиции. Лермонтов показывает суровую эпоху царя Ивана Грозного. Именно здесь поэт находит образец для подражания в лице Степана Калашникова. Калашников мог бы уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остаётся в наших глазах победителем.

Образ царя Ивана Васильевича отвечает исторической истине. С одной стороны, он демон, свирепый тиран. Но с другой - не лишён справедливости, щедр с любимцами. Он воздаёт должное купцу, но казнит его, а семье даёт привилегии.


Лермонтов обращается к истории, описывая сильные личности, которые, по его мнению, должны были явиться примером для его современников.


Рефлексия

- Что мы узнали на уроке?

-Что, на ваш взгляд, было интересным?

- Что вы хотели бы узнать?


Д/З с. 158 «Размышляем о прочитанном» ответить на вопросы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!