СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Тема малой родины в творчестве поэта - земляка Сергея Ивановича Еськина "

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я бывал  во многих городах и посёлках, но, когда возвращаюсь в родное село, ощущаю душевное спокойствие, мне становится приятно и радостно.

     Родина  - это  не только место ,где ты родился, но дом, улица, и люди,которые окружают  тебя.

Просмотр содержимого документа
«" Тема малой родины в творчестве поэта - земляка Сергея Ивановича Еськина "»


Тема малой Родины в творчестве поэта – земляка Сергея Ивановича Еськина



























Оглавление.

I. Введение.

II. Основная часть.

1.Детство и юность.

2. Родной край.

3. Учителя.

4. Книга Ю. Шляпугина.

5. Сборник "С любовью к родному краю".

6. Берёза.

7. Ива.

8. " Есть сёла".

9. " Сарме".

10. Пейзажные зарисовки.

11.Первый снег.

12. Осень.

13.Сенокос.

14.Изобразительно- языковые средства.

III. Заключение.

IV. Источники.

V. Приложения.










Введение

Место, в котором мы родились, выросли несравнимо ни с чем другим. Это наша малая родина. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы.

Удивителен и загадочен край, в котором я живу. Невозможно описать словами бескрайние поля и луга, реки, озёра, леса. Каждый уголок его прекрасен и щедр.  Это моё родное село – Мотызлей.

Не менее удивительны люди, которые живут рядом со мной. В нашем мире большое количество легендарных людей, о которых мы слышали на уроках истории, в новостях или читали о них книги. Наряду с известными личностями, также существуют и те герои, чьи имена знает лишь небольшое количество людей, а ведь они тоже создавали историю. И важно знать таких людей и помнить о них. В любой местности жители гордятся своими именитыми земляками. Моя земля воспитала многих замечательных людей. Среди них есть учёные, военные, поэты, педагоги и люди других профессий. Людям полезно знать эти имена.

Жизни и творчеству одного такого человека, моему знаменитому земляку, Еськину Сергею Ивановичу, посвящена моя работа.

Проблема исследования. Важно изучать историю родного края, жизнь знаменитых людей, чтобы иметь представление об особенностях своей малой родины, гордиться своим краем.

Актуальность исследования. В каждом городе, районе, селе есть свои герои, «сыны» Родины, которые прославили нашу страну. К сожалению, мы очень мало знаем о жизни наших знаменитых земляков, о людях, которые жили или живут рядом с нами. Поэтому данное исследование актуально.

Цель: определить, какое место в творчестве Еськина С.И. занимает тема родины и природы.

Задачи исследования:

- Собрать информацию о творчестве и биографии поэта, побеседовать с односельчанами, лично знавшими его.

- Определить место темы Родины и природы в лирике поэта.

- Ознакомиться с разными источниками:  отдельные номера газеты «Колхозный путь ».

- Познакомиться с творчеством поэта. Раскрыть своеобразный мир поэта и привлечь внимание к его творчеству.

Место и сроки проведения исследования: с.Мотызлей,2022-2023гг.

Методика исследования

1. Беседа с местными жителями.

2.Работа с газетными источниками, книгами.
2. Осмысление собранного материала.
3. Уточнение фактов (в школьном архиве).
4. Интервьюирование.
5. Обработка полученной информации сравнительно – аналитическим методом.

Основная часть

Детство и юность

Еськин Сергей Иванович родился 3 марта 1973 года в семье крестьянина. Его отец Иван Николаевич работал в совхозе трактористом ,Мария Васильевна ,мама поэта , - дояркой. Всего детей в семье пять. У него 2 старших брата и 2 сестры. Жили небогато, но имели всё необходимое. У Сергея Ивановича сложились тёплые отношения с родителями.

Сергей охотно учился. Под влиянием учителя литературы пристрастился к чтению. В детстве и юности много читал, особенно книги русских классиков : Пушкина, Тютчева, Некрасова. Очень нравился Есенин. Стихи начал писать с 9-ти лет, а с 17-ти увлекся и прозой. В средних классах был членом редколлегии класса и школы. Незадолго до окончания учебы в школе стал печататься в газете «Колхозный путь».

Вот одно из ранних произведений "Зима".

Вот и зима потихоньку подкралась,

И в ноября мне открытку прислала:

Белый листок ,а на нём нет ни строчки,

Белы поля ,а вокруг только кочки.

Сергей Иванович закончил 10 классов, поступил в ПТУ в р.п. Вознесенское .Затем служил 2 года в армии в Подмосковье. В 1995 году семья по семейным обстоятельствам переехала в город Мелихово Владимирской области, и он стал работать токарем на заводе. Его одноклассники помогли с ним встретиться , и вот что он рассказал.

Родной край

Моя родина – село Мотызлей. Оно очень красивое и дорого мне по-настоящему. По – моему, это самый лучший населённый пункт в нашем районе. Село со всех сторон окружено лесами, лугами и полями. Я очень люблю ходить в лес во все времена года. Но считаю, что очень необыкновенно и сказочно там бывает только зимой. Вот какая картина предстала передо мной, когда я ходил с друзьями на лыжах в лес.

Красив лес зимой! Тихо потрескивает легкий морозец, дует, завывая, холодный ветер. На небе ни одного облачка, а солнце спряталось за горизонт. Около села дорога тянется гладкая, но ближе к лесу идёт ухабами, которые оставил после себя неповоротливый трактор. Вдоль неё тянулись бескрайние поля, и неподалёку тёмные кусты казались огромными кучами хвороста. Снега очень много. Весь он рассыпчатый, как песок, весело скрипит под ногами, манит, чтобы с ним поиграли. Лес окружил село со всех сторон своей плотной стеной. Он в тумане издалека похож на тёмно – сиреневый длинный ковёр.

В родном краю всё кажется более красивым, чистым. Именно родная природа дарит нам самые светлые чувства. Родные места вселяют радость и успокоение в душу, придают уверенность, вдохновляют на хорошие дела.

Я бывал во многих городах и посёлках, но, когда возвращаюсь в родное село, ощущаю душевное спокойствие, мне становится приятно и радостно.

Родина - это не только место ,где ты родился, но дом, улица, и люди,которые окружают тебя.

Учителя

Что для тебя учитель? Какую роль он сыграл в твоей жизни? И как много значит он для тебя? Мне кажется, если эти вопросы задать людям разного возраста, то ответы будут схожи. Если спросить у ребенка лет девяти, то он ответит с небольшой усмешкой. В детстве мы еще четко не понимаем, зачем появляются в нашей жизни учителя. Ребенок посмеется, но все же задумается и скажет: «Для того чтобы нас учить». Если задать эти вопросы учащемуся старшего звена, он скажет: «Учитель занимает огромное место в жизни каждого из нас. Он учит, воспитывает, помогает нам». А ведь учитель – это просто человек, но этот человек как будто спустился к нам откуда-то с небес. Человек с большой буквы с огромной, чистой душой. Человек, который отдает нам часть своей жизни, отдает ее каждому и при этом ни капли не жалеет. Учитель – это незаменимый человек в твоей судьбе.

Книга Ю.Шляпугина

В 2001 году выпущена книга " Вот близится закат…Не дождётесь!" В ней фотографии Юрия Шляпугина и стихи поэтов Вознесенского района. В предисловии автор рассуждает об окружающем мире." Вот ты видишь поле, дерево, собаку, человека у костра - и всё остановилось, сердце защемило. Перед тобой мир, и ты чувствуешь себя его частицей." И каждый талантливый человек должен о нём рассказать как –то особенно. И я считаю, что Еськину это удалось , поэтому его стихи и напечатали. Природа в его произведениях волнует своей неповторимостью и напоминает : не губите красоту вокруг себя.

Сборник " С любовью к родному краю"

В 2001 году опубликован сборник «С любовью к родному краю», в котором напечатали 4 произведения Сергея Ивановича Еськина . Конечно, его стихи не идеальны, но они написаны от чистого сердца, с душой. Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к природе с её лесами и полями пронизывает всё творчество поэта.

Берёза

Немало стихов Сергей Иванович посвящает родной природе. Он любуется её красотой и силой. Природа у него неотделима от человека, от его настроения, радостей и тревог, она помогает улавливать и передавать самые нежнейшие оттенки переживаний и настроений, которые возникали в его душе. Поэт воспевает берёзу и убеждает в том ,что нет дерева прекраснее. Оно очаровательно в разные времена года.

Ива

И ещё нимало стихотворений написано о другом очень распространённом в нашей местности дереве, об иве ( " Предрассветный час"," Одинокая ива"," Капризная ива").Да, хорошо укрыться от июльского зноя под ним и насладиться неповторимостью окружающего мира. Сергей Иванович тонко чувствует красоту родной природы. Она дорога и мила сердцу поэта.

" Есть сёла"

Самые задушевные строки поэт посвящает Родине. Стихотворение «Есть сёла» написано после окончания школы.

Автор с большой любовью описывает родной край и переживает за него. Произведение проникнуто чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. Стихотворение пробуждает в нас лучшие человеческие чувства.

Процесс вымирания деревни, начавшийся в конце прошлого века ,продолжается с ещё большей силой. Расположенные возле городов поселения превращаются в дачные посёлки ,а глухие ,далёкие деревушки просто вымирают и пустуют. Исчезает исконная опора и житница России.

" Сарме"

Читая его произведения обратила внимание на стихотворение "Сарме", в котором нет никакого позёрства или декларативности, нет ничего фальшивого. В нём - сыновняя бережность, теплота, благодарность, любовь, сопереживание, и, может быть, немного чувства вины. Автор тонко чувствует гармонию в природе и дисгармоничную человеческую жизнь. Поэтому его стихи несут на себе печать трагедийности ,горечи и рвущей душу тоски .Он крайне редко пользуется "розовыми "красками ,показывая правдивую жизненную картину. Размышляя о кровной связи человека и природы, Сергей Иванович преисполнен чувства любви и сострадания ко всему живому на земле. А вот- настоящий крик души: люди, воистину не ведаете ,что творите!

Была когда-то ты рекой

Глубокой и красивой.

Ну а теперь ты лишь ручей…

Пейзажные зарисовки

Пейзажные зарисовки Еськина проникнуты глубокой и нежной любовью к родному краю, чувством родной земли, отчего дома. Они восхищают нас своей красотой, дарят нам тихую радость общения с природой, поселяют в душе гармонию и покой. Поэт одушевляет, очеловечивает природу, умело используя такие художественные приёмы, как эпитет, метафору, олицетворение. Природа воспринимается поэтом одухотворённой, способной сочувствовать и сопереживать человеку в его радостях и печалях, сливаться с его чувствами и переживаниями. Природа и человек в стихах тесно слиты воедино: человек глядится в природу и познаёт свои законы и возможности, вечные тайны жизни.

Вдоль дороги на пригорке

Есть проталинка -весна.

Ей бы солнышка побольше ,

Чтобы выросла она.

"Первый снег"

Сергей Иванович пишет обо всех временах года, и каждое прекрасно по –своему. Выпал первый снег. И что случилось с миром? Он стал белым, волшебным, новым. И люди радуются переменам, потому что первый снег очень к лицу земле. Вот какую картину рисует поэт.

Выпал первый снег-

Нет его белей!

Нежен ,словно пух!

Осень

Поэт много писал о зиме ,также воспел и красоту осени.

Пришла осенняя пора.

Холодный ветер дует с силой,

Денёк погожий был вчера-

Сегодня - пасмурный, унылый.

Сергей Иванович , используя очень простые, доступные образы, создаёт незабываемый эмоциональный настрой. Возникает ощущение тихой грусти, одиночества.

Описание природы позволяет лучше понять переживания человека. Здесь контраст и гармония. Эти строки хочется переложить на музыку и одновременно изобразить на холсте. Это произведение и другие формируют в человеке любовь к родной природе, уважение к отчему дому. А ведь с этого начинается любовь к Родине.

Сенокос

Сергей Иванович вырос в многодетной семье . Родители получали небольшую зарплату и поэтому имели большое хозяйство. Летом почти два месяца готовили сено на зиму. И об этой тяжёлой поре он пишет в стихотворении «Что такое сенокос?»

Прочитав стихотворение , представила такую картину : поют косы, шелестят травы и листья, щебечут птицы, жужжат насекомые .Данное произведение — это настоящий гимн и родной природе, и мирной жизни, и трудолюбивым людям.

Изобразительно – выразительные средства языка

Автор с большой любовью описывает природу. Поэт часто пишет стихи

ямбом , который придает речи плавность, пластичность. Произведения насыщены изобразительно – выразительными средствами языка. Они служат целям создания художественного образа, выражению образности как одного из главных признаков художественного стиля речи.

Сергей Иванович использует прием олицетворения ("ива смотрит"," ветер спит"), который помогает ярко изобразить явление, придать изображаемому определенную эмоциональную окраску, выразить мысль о единстве мира и человека, эпитеты( " красивая река","сказочная ива") создают яркие запоминающиеся зрительные образы, помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают радостное настроение, сравнения ("как соловьиная песня", "словно море"," принцессой") помогают нарисовать явление, увидеть его по-новому и передать чувство восхищения, инверсия( "ждёт она"," навеяла луна") в его произведениях помогает выделить наиболее значимое слово, а также создать эмоциональную окраску текста.

Заключение

В ходе своей исследовательской работы я открыла для себя много нового и интересного .

Творчество Сергея Ивановича неразрывно связано с его жизнью, он искренен, когда пишет о том, что его волнует. Стихотворения близки мне по своей тематике, нравятся своей красотою, задушевностью. Темы природы, Родины, любви являются главными в его лирике, следовательно, изучение его творчества способствует воспитанию чувства любви к Родине Я испытываю чувство гордости за то, что в нашем селе родился и жил такой человек, на которого можно равняться и брать с него пример. Считаю, что культурное наследие, связанное с именем Сергея Ивановича Еськина , надо возрождать и сохранять, и тогда каждый человек будет гордиться своим краем, селом.

Приходишь к выводу: поэт с помощью созданных произведений напрямую вмешивается в общественную и духовную жизнь каждого из нас. Он умеет убеждать, разъяснять, давать оценку, формирует мировоззрение человека, помогает увидеть прекрасное рядом, воспитывает в нас бережливое отношение к природе, любовь к родной земле. Главная цель — это стремление своим творчеством помочь людям стать духовно богаче.

Считаю, что необходимо продолжить поисковую работу по выявлению интересных судеб наших земляков, ведь история села складывается из истории жизни каждого человека живущего в нем. Нам нужно научиться любить свой родной край. А для этого, прежде всего, надо хорошо знать его.











































Список литературы

1. Сборник стихов «С любовью к родному краю», 2001 г.

2. Книга " Вот близится закат…Не дождётесь",2001г.

3 Отдельные номера газеты" Колхозный путь".




























С.И.Еськин









"Учитель"

Хоть не на что жить Вам ,учитель,

И мукам не видно конца,

Но в школу всё также спешите,

Чтоб разум зажечь и сердца.

Пусть Вас задавили проблемы ,

Пусть школьник пропустит урок,

Но манят привычные стены,

Зовёт голосистый звонок.

Берёза

Белая берёза

На опушке леса

Средь других деревьев

Выглядит принцессой.

Пряди её листьев

Блещут позолотой.

Дерева прекрасней

Вряд ли вы найдёте.

Ива

Листья цвета изумруда.

Это сказочная ива

Смотрит в воду молчаливо.

Высотой - в четыре метра.

Ждёт она порыва ветра,

Чтоб стряхнуть остатки сна,

Что навеяла луна.

Только ветер крепко спал,

И поэтому не знал

Он желанья этой ивы.

( В ранний час ветра ленивы).

Есть сёла

Среди неглубоких речушек,

Между незаросших полей

Есть села, где много старушек,

Одно из таких – Мотызлей.

Не хочется видеть, как гибнет

Родное село средь идей,

Которых могло не возникнуть,

Измученных жалко людей.

Я верю, оно не погибнет:

Ведь есть на кого опереться.

Частичка Великой России

Не может так быстро стереться.







Учителя Мотызлейской школы







Сборник произведений