Министерство образования и науки
Луганской Народной Республики
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АНТАЦИТОВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Урок по литературе
Тема: " Мастер и Маргарита. Своеобразие жанра.
Особенности композиции "
Подготовил(а):
преподаватель русского языка
и литературы
Дубинская Н.А.
г. Антрацит
2021 год
Тема урока: «Мастер и Маргарита. Своеобразие жанра. Особенности композиции»
Цели урока:
- познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа Булгакова, отметив многоплановость;
- определять авторскую позицию по отношению к героям произведения;
- вызвать интерес к личности и творчеству писателя.
Задачи: определить художественные особенности романа, выявить уровень восприятия произведения. Оборудование: учебники, произведения «Мастер и Маргарита», рабочие тетради.
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний. Основной дидактический метод: беседа, повторение и анализ основных факторов, событий, явлений. Ход урока: Организационный момент
. Преподаватель: Сегодняшний урок посвящен бессмертному творению писателя – роману «Мастер и Маргарита». На предыдущих уроках мы уже с вами вели речь о данном произведении: разработали ершалаимские главы, поговорили о сатирическом изображении Москвы 30-х годов, о Воланде и его свите.
Эпиграф: Роман ошеломлял и заставлял искать не только житейские соответствия своих образов, а осмыслять сами эти образы, ища их художественный смысл. (Эдуард Безносов) II. Проверка домашнего задания.
Вступительное слово преподавателя: Вы уже знаете, что роман «Мастер и Маргарита» стал главным в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова и необычным для традиционной литературы. Не зря его называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение поистине необыкновенное.
Роман «Мастер и Маргарита» можно одновременно считать и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим. Булгаков дает нам «роман в романе» и оба они объединены одной идеей — поисками нравственной истины и борьбой за нее.
Как и предшествовавшие роману фантастические повести, «Мастер и Маргарита» - произведение, в котором объединены реальность и фантастика. Недаром Булгаков говорил о себе: «Я – мистический писатель»[7,109].
Прежде всего, отметим, что Булгаков упорно стремился преодолеть евангельскую легенду, но в то же время влияние традиционных евангельских текстов на роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова очевидно.
Беседа по вопросам:
Преподаватель: Объясните, почему Булгаков выбрал такое название?
Обучающийся: Современным читателям, название кажется закономерным – а разве мог роман «Мастер и Маргарита» называться по-другому? Мог! И даже известны варианты первоначальных названий книги – от «Чёрного мага» и «Жонглёра с копытом» до «Гастроли (Воланда)», «Великого канцлера» и «Сатаны». Но все эти названия Булгаков придумывал к первым версиям романа, в которых еще не было ни Мастера, ни Маргариты. Или они уже появились, но пока еще не заняли того положения в книге, которое нам по окончательному тексту известно. Вот и роман уже назван именно в честь этой парочки, а не самого Воланда, загадочного и могущественного.
Преподаватель: Каковы особенности композиции романа?
Обучающийся: Композиция романа многоплановая: это “роман в романе”. В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.
Преподаватель: Какой композиционный приём использует автор в своём произведении?
Обучающийся: М.А. Булгаков использует особый композиционный прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую.
Преподаватель: Чем определяется система образов романа?
Обучающийся: Система образов романа определяется сюжетными линиями романа. (Сообщения учащихся о героях романа).
Преподаватель: Какие средства художественной выразительности использует Булгаков, описывая жизнь москвичей?
Обучающийся: В ершалаимских главах все точно, каждое слово употреблено в его прямом значении. В романе о Мастере речь персонажей изобилует вульгаризмами, газетными штампами. (“Входила милиция в числе двух человек”, “ В руках имелся примус” и другие). Некоторые изречения стали афоризмами.
Жизнь москвичей Булгаков изображает сатирически, используя такие приемы как гротеск и фантастику. (Таинственное перемещение Степы Лиходеева в Ялту, История с валютой, костюм председателя комиссии, подписывающий документы и другие).
2. Выборочное чтение эпизодов романа (глава 2, 3 ).
Обучающиеся делятся своими впечатлениями от прочитанного.
3.Литературная викторина по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Вспомни, подумай, открой для себя»
1. Цвет глаз Воланда. (Один черный, другой - зеленый.)
2. Возраст Маргариты. (Тридцать лет.)
3. Вопрос, который испортил москвичей. (Квартирный.)
4. Алкогольный напиток, которым был наполнен бассейн на балу у Воланда. (Шампанское.)
5. Дирижер оркестра на балу у Воланда. (Иоганн Штраус.)
6. Транспортное средство, которым воспользовалась Маргарита, чтобы попасть на бал к Воланду. (Половая щетка.)
7. То, чего лишился Варенуха после «контакта» с нечистой силой. (Тень.)
8. Жидкость, в которой совершала омовение перед балом Маргарита. (Кровь.)
9. Из какого металла были изготовлены зубные коронки иностранца - Воланда?
(С одной стороны из платины, с другой - из золота.)
10. Предмет, который подают Фриде в наказание за грехи. (Платок.)
11. Игра, в которую играли Воланд и Бегемот накануне бала. (Шахматы.)
12. Немецкий философ, которого, по-мнению Ивана Бездомного, следовало бы отправить на Соловки. (Кант.)
13. В приведенных предложениях на место точек следует поместить эпитет, использованный Булгаковым:
а) Она несла в руках отвратительные… желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве (тревожные).
б) В пустынном… переулке поэт оглянулся, ища беглеца, но того нигде не было. Тогда Иван твердо сказал самому себе:
– Ну конечно, он на Москве-реке! Вперед (безотрадном).
в) Занявшись… котом, Иван едва не потерял самого главного из трех – профессора (паскудным).
III. Обобщение и систематизация понятий, ведущих идей романа
Знакомство с художественными особенностями романа.
1. Беседа (выяснение жанрового своеобразия произведения).
– Вы уже прочитали произведение Булгакова. О чем этот роман? (О Понтии Пилате? О явлении Воланда и его свиты москвичам? О великой силе любви Маргариты? Роман отличается многоплановостью, все переплетено как в жизни.)
– Я вам предлагаю определить жанр романа. (Это роман и бытовой, в котором воспроизведены картины жизни Москвы 30-х годов, и фантастический, и философский, и любовно-лирический, и сатирический, и автобиографический.)
Самостоятельная работа (работа с учебником)
Ответить на вопросы (устно)
– В чем новаторство Булгакова?
Найдите ответ на этот вопрос в статьях учебника (с. 66–68)
Заполнение таблицы «Знаю, узнал, хочу знать»
Преподаватель: Предлагает обучающимся карточки с текстом и определяет задания. Графическими значками пометьте +знал, - не понятно,* -не согласен, могу дополнить.
Текст
1.Булгаков читал роман «Мастер и Маргарита» сначала своим знакомым, причем роман, отличавшийся большой политической остротой, произвел большое впечатление на слушателей. В первой редакции роман имел варианты названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын Велиара», «Гастроль Воланда». Но этот вариант был сожжен самим писателем, остались одни корешки рукописи. Когда возобновилась работа, в черновых набросках появились Маргарита и ее спутник – будущий Мастер. Из-за работы в Большом театре Булгаков не успевал выправлять написанный текст, и у него возникла мысль оставить работу в театре. Роман признавался главным делом жизни, призванным определить судьбу писателя. «Дописать, прежде чем умереть!» - записывает Булгаков на полях одной из страниц, чувствуя приближение роковой болезни – нефросклероза.
2.Уже в ранних редакциях романа действие начиналось со сцены на Патриарших прудах, был и сеанс черной магии, и сцена с фантастическими деньгами, и похороны Берлиоза. При подготовке к написанию романа Булгаков много читал: Библию, русскую и зарубежную классику, «Жизнь Иисуса» Э.Ренана, Ф.Фаррара «Жизнь Иисуса Христа», А.Мюллера «Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи и судья Иисуса из Назарета», Д.Штрауса «Жизнь Иисуса», словарь Брокгауза и Эфрона, работы по демонологии, изучал работы художников. Исследователями подсчитано, что всего в романе 506 персонажей. Первый вариант Булгаков завершил в 1934 году, а последний – в 1938г. При жизни писателя роман не публиковался, хотя в течение 20 лет жена писателя Елена Сергеевна предпринимала 6 попыток пробиться через цензуру. В конце 1966г. журнал «Москва» все-таки публикует роман, при этом было изъято 12% текста. Появление романа, который прочитали далеко не все, пусть даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие. Издавать произведения Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы XXв.
3.Роман пользуется огромной популярностью, вниманием, как со стороны читателей, так и со стороны критиков-литературоведов.
Слово учителя:
4.Роман «Мастер и Маргарита» имеет очень сложную композицию. Литературоведы выделяют в нем три разных мира: ершалаимский времен Иисуса Христа, современный автору - действие происходит в Москве, вечный надмирный потусторонний.
3. Проводится дискуссия по вопросам:
1.Какие человеческие качества осуждаются в романе?
2.Какие проблемы, поднятые в романе, Вы считаете актуальным сегодня?
3.Чем интересен лично Вам роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Преподаватель (заключение)
Композиция романа столь же оригинальна, как и жанр - роман в романе. Один о судьбе Мастера, другой о Понтий Пилате. С одной стороны, они противопоставлены друг другу, с другой - как бы образуют единое целое. Этот роман в романе собирает в себя глобальные проблемы и противоречия. Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. В конце романа, можно заметить, как Москва соединяется с Ершалайм; то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную линию.
Читая произведение мы находимся сразу в двух измерениях: ЗО-е годы XX века и 30-е годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами.
На примере Маргариты Булгаков показал, что каждый человек должен делать свой личный выбор, не прося помощи у высших сил, не ждать милостей от жизни, человек сам должен делать свою судьбу.
Итоги урока.
Преподаватель: Какие выводы можно сделать по итогам урока?
Обучающийся: Исследователями неоднократно отмечалось, что роман “Мастер и Маргарита” - двойной роман. Он состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе самого Мастера. Эти романы, во-первых, противопоставлены, а во-вторых, образуют такое органическое единство, которое и выводит “Мастера и Маргариту” за пределы собственно романного жанра.
Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” – это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…
Такие рукописи действительно не горят!..
Рефлексия.
1.Каковы Ваши личные впечатления о прочитанном произведении?
2.Кто из героев Вам понравился и почему? Кто Вам неприятен?
3.Что в романе оказалось трудным для понимания?
Подведение итогов урока. Выводы. Оценки.
Домашнее задание:
Собрать материал к сочинению и написать в черновик по одной из предложенных тем:
1.«Почему роман о Сатане М. Булгаков назвал «Мастер и Маргарита»? (читательское размышление) ;
2.«Мастерство Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» (аналитические заметки читателя).
Тему сочинения обучающийся выбирает самостоятельно.