СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: " Мастер и Маргарита. Своеобразие жанра. Особенности композиции "

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: " Мастер и Маргарита. Своеобразие жанра. Особенности композиции "»



Министерство образования и науки

Луганской Народной Республики



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«АНТАЦИТОВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



Урок по литературе

Тема: " Мастер и Маргарита. Своеобразие жанра.

Особенности композиции "










Подготовил(а):

преподаватель русского языка

и литературы

Дубинская Н.А.











г. Антрацит

2021 год

Тема урока: «Мастер и Маргарита. Своеобразие жанра. Особенности композиции»

Цели урока: 

- познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа Булгакова, отметив многоплановость;

- определять авторскую позицию по отношению к героям произведения;

- вызвать интерес к личности и творчеству писателя.

Задачи: определить художественные особенности романа, выявить уровень восприятия произведения. Оборудование: учебники, произведения «Мастер и Маргарита», рабочие тетради. Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний. Основной дидактический метод:  беседа, повторение и анализ основных факторов, событий, явлений. Ход урока: Организационный момент. Преподаватель: Сегодняшний урок посвящен бессмертному творению писателя – роману «Мастер и Маргарита». На предыдущих уроках мы уже с вами вели речь о данном произведении: разработали ершалаимские главы, поговорили о сатирическом изображении Москвы 30-х годов, о Воланде и его свите. Эпиграф: Роман ошеломлял и заставлял искать не только житейские соответствия своих образов, а осмыслять сами эти образы, ища их художественный смысл. (Эдуард Безносов)

II. Проверка домашнего задания.

Вступительное слово преподавателя: Вы уже знаете, что роман «Мастер и Маргарита» стал главным в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова и необычным для традиционной литературы. Не зря его называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение поистине необыкновенное.

Роман «Мастер и Маргарита» можно одновременно считать и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим. Булгаков дает нам «роман в романе» и оба они объединены одной идеей — поисками нравственной истины и борьбой за нее.

Как и предшествовавшие роману фантастические повести, «Мастер и Маргарита» - произведение, в котором объединены реальность и фантастика. Недаром Булгаков говорил о себе: «Я – мистический писатель»[7,109].

Прежде всего, отметим, что Булгаков упорно стремился преодолеть евангельскую легенду, но в то же время влияние традиционных евангельских текстов на роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова очевидно.

Беседа по вопросам:

Преподаватель: Объясните, почему Булгаков выбрал такое название?

Обучающийся: Современным читателям, название кажется закономерным – а разве мог роман «Мастер и Маргарита» называться по-другому? Мог! И даже известны варианты первоначальных названий книги – от «Чёрного мага» и «Жонглёра с копытом» до «Гастроли (Воланда)», «Великого канцлера» и «Сатаны». Но все эти названия Булгаков придумывал к первым версиям романа, в которых еще не было ни Мастера, ни Маргариты. Или они уже появились, но пока еще не заняли того положения в книге, которое нам по окончательному тексту известно. Вот и роман уже назван именно в честь этой парочки, а не самого Воланда, загадочного и могущественного.

Преподаватель: Каковы особенности композиции романа?

Обучающийся: Композиция романа многоплановая: это “роман в романе”. В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.


Преподаватель: Какой композиционный приём использует автор в своём произведении?

Обучающийся: М.А. Булгаков использует особый композиционный прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую.


Преподаватель: Чем определяется система образов романа?

Обучающийся: Система образов романа определяется сюжетными линиями романа. (Сообщения учащихся о героях романа).


Преподаватель: Какие средства художественной выразительности использует Булгаков, описывая жизнь москвичей?

Обучающийся: В ершалаимских главах все точно, каждое слово употреблено в его прямом значении. В романе о Мастере речь персонажей изобилует вульгаризмами, газетными штампами. (“Входила милиция в числе двух человек”, “ В руках имелся примус” и другие). Некоторые изречения стали афоризмами.

Жизнь москвичей Булгаков изображает сатирически, используя такие приемы как гротеск и фантастику. (Таинственное перемещение Степы Лиходеева в Ялту, История с валютой, костюм председателя комиссии, подписывающий документы и другие).


2. Выборочное чтение эпизодов романа (глава 2, 3 ).

Обучающиеся делятся своими впечатлениями от прочитанного.



3.Литературная викторина по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Вспомни, подумай, открой для себя»

1. Цвет глаз Воланда.  (Один черный, другой - зеленый.)

2. Возраст Маргариты.  (Тридцать лет.)

3. Вопрос, который испортил москвичей.  (Квартирный.)

4. Алкогольный напиток, которым был наполнен бассейн на балу у Воланда.  (Шампанское.)

5. Дирижер оркестра на балу у Воланда.  (Иоганн Штраус.)

6. Транспортное средство, которым воспользовалась Маргарита, чтобы попасть на бал к Воланду.  (Половая щетка.)

7. То, чего лишился Варенуха после «контакта» с нечистой силой.  (Тень.)

8. Жидкость, в которой совершала омовение перед балом Маргарита.  (Кровь.)

9. Из какого металла были изготовлены зубные коронки иностранца - Воланда?

(С одной стороны из платины, с другой - из золота.)

10. Предмет, который подают Фриде в наказание за грехи. (Платок.)

11. Игра, в которую играли Воланд и Бегемот накануне бала. (Шахматы.)

12. Немецкий философ, которого, по-мнению Ивана Бездомного, следовало бы отправить на Соловки.  (Кант.)

13. В приведенных предложениях на место точек следует поместить эпитет, использованный Булгаковым:

а) Она несла в руках отвратительные… желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве (тревожные).

б) В пустынном… переулке поэт оглянулся, ища беглеца, но того нигде не было. Тогда Иван твердо сказал самому себе:

– Ну конечно, он на Москве-реке! Вперед (безотрадном).

в) Занявшись… котом, Иван едва не потерял самого главного из трех – профессора (паскудным).



III. Обобщение и систематизация понятий, ведущих идей романа  


Знакомство с художественными особенностями романа.

1. Беседа (выяснение жанрового своеобразия произведения).

– Вы уже прочитали произведение Булгакова. О чем этот роман? (О Понтии Пилате? О явлении Воланда и его свиты москвичам? О великой силе любви Маргариты? Роман отличается многоплановостью, все переплетено как в жизни.)

– Я вам предлагаю определить жанр романа. (Это роман и бытовой, в котором воспроизведены картины жизни Москвы 30-х годов, и фантастический, и философский, и любовно-лирический, и сатирический, и автобиографический.)

Самостоятельная работа (работа с учебником)

Ответить на вопросы (устно)

– В чем новаторство Булгакова?

Найдите ответ на этот вопрос в статьях учебника (с. 66–68)



Заполнение таблицы «Знаю, узнал, хочу знать»

Знаю

Узнал

Хочу знать






Преподаватель: Предлагает обучающимся карточки с текстом и определяет задания. Графическими значками пометьте +знал, - не понятно,* -не согласен, могу дополнить.

Текст

1.Булгаков читал роман «Мастер и Маргарита» сначала  своим знакомым, причем роман, отличавшийся большой политической остротой, произвел большое впечатление на слушателей. В первой редакции роман имел варианты названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын Велиара», «Гастроль Воланда». Но этот вариант был сожжен самим писателем, остались одни корешки рукописи. Когда возобновилась работа, в черновых набросках появились Маргарита и ее спутник – будущий Мастер. Из-за работы в Большом театре Булгаков не успевал выправлять написанный текст, и у него возникла мысль оставить работу в театре. Роман признавался главным делом жизни, призванным определить судьбу писателя. «Дописать, прежде чем умереть!» - записывает Булгаков на полях одной из страниц, чувствуя приближение роковой болезни – нефросклероза.

       2.Уже в ранних редакциях романа действие начиналось со сцены на Патриарших прудах, был и сеанс черной магии, и сцена с фантастическими деньгами, и похороны Берлиоза. При подготовке к написанию романа Булгаков много читал: Библию, русскую и зарубежную классику, «Жизнь Иисуса» Э.Ренана, Ф.Фаррара «Жизнь Иисуса Христа», А.Мюллера «Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи и судья Иисуса из Назарета», Д.Штрауса «Жизнь Иисуса», словарь Брокгауза и Эфрона, работы по демонологии, изучал работы художников. Исследователями подсчитано, что всего в романе 506 персонажей. Первый вариант Булгаков завершил в 1934 году, а последний – в 1938г. При жизни писателя роман не публиковался, хотя в течение 20 лет жена писателя Елена Сергеевна предпринимала 6 попыток пробиться через цензуру. В конце 1966г. журнал «Москва» все-таки публикует роман, при этом было изъято 12% текста. Появление романа, который прочитали далеко не все, пусть даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие. Издавать произведения Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы XXв.

      3.Роман пользуется огромной популярностью, вниманием, как со стороны читателей, так и со стороны критиков-литературоведов.

Слово учителя:

      4.Роман «Мастер и Маргарита» имеет очень сложную композицию. Литературоведы выделяют в нем три разных мира: ершалаимский времен Иисуса Христа, современный автору - действие происходит в Москве, вечный надмирный потусторонний.



3. Проводится дискуссия по вопросам:

1.Какие человеческие качества осуждаются в романе?

2.Какие проблемы, поднятые в романе, Вы считаете актуальным сегодня?

3.Чем интересен лично Вам роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Преподаватель (заключение)

Композиция романа столь же оригинальна, как и жанр - роман в романе. Один о судьбе Мастера, другой о Понтий Пилате. С одной стороны, они противопоставлены друг другу, с другой - как бы образуют единое целое. Этот роман в романе собирает в себя глобальные проблемы и противоречия. Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. В конце романа, можно заметить, как Москва соединяется с Ершалайм; то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную линию.

Читая произведение мы находимся сразу в двух измерениях: ЗО-е годы XX века и 30-е годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами.

На примере Маргариты Булгаков показал, что каждый человек должен делать свой личный выбор, не прося помощи у высших сил, не ждать милостей от жизни, человек сам должен делать свою судьбу.

Итоги урока.

Преподаватель: Какие выводы можно сделать по итогам урока?

Обучающийся: Исследователями неоднократно отмечалось, что роман “Мастер и Маргарита” - двойной роман. Он состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе самого Мастера. Эти романы, во-первых, противопоставлены, а во-вторых, образуют такое органическое единство, которое и выводит “Мастера и Маргариту” за пределы собственно романного жанра.

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” – это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…

Такие рукописи действительно не горят!..

Рефлексия.

1.Каковы Ваши личные впечатления о прочитанном произведении?

2.Кто из героев Вам понравился и почему? Кто Вам неприятен?

3.Что в романе оказалось трудным для понимания?

Подведение итогов урока. Выводы. Оценки.

Домашнее задание:

Собрать материал к сочинению и написать в черновик по одной из предложенных тем:

1.«Почему роман о Сатане М. Булгаков назвал «Мастер и Маргарита»? (читательское размышление) ;

2.«Мастерство Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» (аналитические заметки читателя).

Тему сочинения обучающийся выбирает самостоятельно.