СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Метод проектов – технология развивающего обучения»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

     Метод проектов как технология развивающего обучения позволяет  педагогам иначе       взглянуть на образовательный процесс, понять смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления.

В методической разработке драссмотрен пример составления паспорта проекта "Мобильный телефон.Вред или польза?"

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Метод проектов – технология развивающего обучения»»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Приморский профессиональный техникум»









Методическая разработка


Тема: «Метод проектов – технология развивающего обучения»












Разработал преподаватель Логвиненко С.В.













П.Приморский,2024 .



Содержание


Разделы

Стр.

1

Введение.

3

2

Цели и задачи.


4

3

3.Теоретическое рассмотрение вопроса «Метод проектов – технология развивающего обучения».


4

4

.Историческая справка.


6

5

.Цели и особенности проектного обучения.


7

6

Методика работы над проектом.

7

7

Роль педагога в проектной деятельности.


8

8

Правила успешности проектной деятельности.


9

9

. Умения и навыки, формируемые в проектной деятельности.


9

10

.Основные требования к использованию метода проектов

10

11

Методические рекомендации.


10

12

Методическая разработка паспорта проекта: «Мобилный телефон. Вред или польза?»

11

14

Заключение


14

15

Список используемых источников информации

15




.
















1. Введение


В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности обучающихся, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.

В СПО требуется такие методы обучения, которые:

- Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в обучении;

- Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные:

- Формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности:

- Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающегося:

- Реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Метод проектов как технология развивающего обучения позволяет педагогам иначе взглянуть на образовательный процесс, понять смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления.




2. Тема: «Метод проектов – технология развивающего обучения»


Цель: формирование представления о методе проектов как одном из видов развивающих технологий.

Задачи:

  1. сопоставить понятия «метода» и «педагогической технологии»;

  2. выявить наиболее существенные черты современных трактовок «метода проектов».

Актуальность выбранной темы:

  1. технология метода проектов – это технология развивающего обучения;

  2. технология метода проектов - это технология, способствующая активизации познавательной деятельности обучающихся;

  3. технология метода проектов - технология, способствующая формированию личностных качеств;

4) технология метода проектов - технология, развивающая умения работать в коллективе, в группе.

3.Теоретическое рассмотрение вопроса «Метод проектов – технология развивающего обучения»


У Л.С. Выготского есть такие слова: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идёт впереди развития» Эти слова выдающегося психолога означают: процесс обучения должен давать результат, который необходим не столько сегодня для решения сиюминутных задач, сколько ориентируется на будущее, определяет стратегию всей последующей жизни ребёнка. Эту мысль Л.С. Выготского прекрасно развивает Д.Б. Эльконин, который утверждает, что обучение не должно опираться на «уже созревшие плоды», иначе оно будет топтаться на месте, наполнять голову ученика, а не совершенствовать качества, необходимые для любой успешной деятельности. Здесь возникает главная идея теории развивающего обучения – в процессе обучения ученик должен выступать как субъект деятельности. Сравним позиции школьника как «субъекта» и «объекта» деятельности.

«Объект» – принимает от учителя без колебания цель деятельности и инструкции к её выполнению; действует точно по образцу; решает типовые задачи практические и учебные; старается дословно запомнить и воспроизвести правило, закон, факты; контроль и оценку своей деятельности не совершает сам.

«Субъект» – самостоятельно ставит перед собой цели, осознаёт их; предполагает возможные пути построения алгоритма решения учебной задачи, может перевести практическую задачу в учебную; владеет приёмами решения нестандартных задач; любую задачу стремиться решить творчески; осуществляет самоконтроль и самооценку.










Слайд №6

В этой связи возникает новая функция педагога как ведущего дидактический процесс: он должен организовывать поисковую деятельность учащихся, став одним из её участников.

«Метод проектов – технология развивающего обучения»


У Л.С. Выготского есть такие слова: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идёт впереди развития» Эти слова выдающегося психолога означают: процесс обучения должен давать результат, который необходим не столько сегодня для решения сиюминутных задач, сколько ориентируется на будущее, определяет стратегию всей последующей жизни ребёнка. Эту мысль Л.С. Выготского прекрасно развивает Д.Б. Эльконин, который утверждает, что обучение не должно опираться на «уже созревшие плоды», иначе оно будет топтаться на месте, наполнять голову ученика, а не совершенствовать качества, необходимые для любой успешной деятельности. Здесь возникает главная идея теории развивающего обучения – в процессе обучения ученик должен выступать как субъект деятельности. Сравним позиции школьника как «субъекта» и «объекта» деятельности.

Постановка учебной (а не практической) задачи


Организация поиска способов её решения








Коллективная (индивидуальная) оценка целесообразности найденного способа







Выполнить эти задачи помогает метод проектов. Он позволяет реализовать развивающее обучение, развивая теоретическое мышление и воображение, даёт возможность обучать групповому взаимодействию.




Интеллектуальные:

  • умения работать с информацией;

  • умение выделять главную мысль, вести поиск новой информации;

  • анализировать информацию, делать обобщения и выводы;

  • умение работать со справочным материалом

Творческие:

  • умения разрабатывать идеи (высокая компетентность);

  • умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы;

  • умение прогнозировать последствия того или иного решения;







Коммуникативные:

  • умение вести дискуссию;

  • умение слушать и слышать собеседника;

  • отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами;

  • умение находить компромисс с собеседником;

  • умение лаконично излагать свою мысль


Подготовительная работа в системе – суть развивающего, личностно-ориентированного обучения















Метод – это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания

Технология – это совокупность приёмов, позволяющих в определённой их последовательности (диктуемой логикой познавательной деятельности и особенностями используемого метода) реализовать данный метод на практике












4. Историческая справка


Метод проектов возник ещё в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Её решение требовало знаний из различных областей. Именно поэтому первоначально метод проектов назывался проблемным. Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.

Метод проектов нашёл широкое распространение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые.








5. Цели и особенности проектного обучения


Цели

Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии






Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий, вдохновлять детей на развитие коммуникабельности



Развивать исследовательские умения








Цели достигаются через «способностные» особенности





6.Методика работы над проектом

Этапы работы над проектами.


Этапы


Содержание работы


Деятельность обучающегося


Деятельность педагога



1. Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

Уточняют информацию. Обсуждают задание.

Мотивирует учащимся. Объясняет цели проекта. Наблюдает.


2. Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.

3. Исследование

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта.

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследования и работают над проектом. Оформляют проект.

Наблюдает. Консультирует. Советует.




4. Защита проектов.

Подготовка доклада;

Обоснование процесса проектирования, объединение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

5. Рефлексия.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели.


Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Наблюдает. Направляет процесс анализа.

6. Презентация.

Рассказ о понимании проекта, о выбранном пути ее решения. Демонстрация продукта работы над проектом.

Выбирают вид и форму презентации проекта. Кратко, но достаточно полно рассказывают о постановке и решении задач проекта.


Наблюдает, обобщает, резюмирует.


Подготовка к защите включает себя:


  1. оформление материала на стендах из ватмана или картона (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);

  2. подготовка устной презентации проекта (5-6 человек могут принимать участие в изложении сути найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, видеофильмом и прочими техническими средствами);

  3. подготовка команды для ответов на каверзные и серьёзные вопросы оппонентов (для этого предусматриваются тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству);

  4. создание специальной папки документов (портфолио), в котором полно и доказательно представлена логика работы над проектом.

Вывод: каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участника проекта, возбудить любопытство, вызвать интерес, пробудить творчество.

Критерии оценки проектов

К критериям оценки проектов следует отнести:

1) социальное значение проблемы;

2) актуальность и важность поставленных проблем;

  1. самостоятельность разработки проекта;

  2. реалистичность;

  3. экономичность;

  4. перспективность;

  5. результат.


7. Роль педагога в проектной деятельности

  1. Преподаватель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.

  2. Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

  3. Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта:

  4. Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели

  5. Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях. Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

  6. Консультант, помогающий организовать работу

  7. Руководитель, помогающий планировать работу по времени

  8. "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы.

  9. Координатор группового процесса

  10. Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта


8. Правила успешности проектной деятельности:


  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

  2. Команды не соревнуются.

  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров»

  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание

К списку правил работы внутри группы при системном использовании проектного метода необходимо добавить важность ротации – перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранной документации, составителя портфолио-папки документов.

9. Умения и навыки, формируемые в проектной деятельности

1.Рефлексивные умения:

1)умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;

2)умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

1)умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

2)умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;

3)умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

4)умение находить несколько вариантов решения проблемы;

5)умение выдвигать гипотезы;

6)умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

1) навыки коллективного планирования;

2)умение взаимодействовать с любым партнером;

3)навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;

4)навыки делового партнерского общения;

5)умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

4.Менеджерские умения и навыки:

1)умение проектировать процесс (изделие);

2)умение планировать деятельность, время, ресурсы;

3)умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

4)навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

В настоящее время можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного и проектного подхода.




10. Основные требования к использованию метода проектов

(по Е.С.Полат)


1) Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для её решения.

2) Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

  1. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

  2. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

  3. Использование исследовательских методов, что предполагает:

  4. определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;

  5. выдвижение гипотезы их решения;

  6. обсуждение методов исследования;

  7. оформление конечных результатов;

  8. анализ полученных данных;

  9. подведение итогов;

  10. корректировка;

  11. получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проекта и т.д.)


11. Методические рекомендации



  1. При работе над проектом всегда существует опасность переоценить его результаты и недооценить сам процесс.


  1. При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат. Недопустимо создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей. Проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику.


  1. Не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем.


  1. Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности: основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии, они должны быть "прожиты".

12.Методическая разработка

Опыт исследовательской деятельности – необходимый компонент  подготовки обучающихся к решению многообразных учебных, впоследствии – жизненных задач. Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, правильно оценивать достигаемые результаты. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность.

Использую темы проектов по учебной дисциплине «Экология»:

1.«Мобильный телефон. Вред или польза?»

2.«Как избежать экологических проблем в Черном море»

3. «Как решить проблему разлива нефти в Керченском проливе»

4. «Как не допустить экологической катастрофы озера Аджиголь?»

Этапы работы над проектом:

«Мобильный телефон. Вред или польза?»



Основные этапы работы

Действия обучающегося

1-й этап – погружение в проект.


Цели и задачи:

Определить цель исследования - значит, ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.


Цель проекта: познакомиться с положительными и отрицательными свойствами воздействиями сотового телефона на здоровье человека. Разработать правила правильного использования сотового телефона в повседневной жизни.


Задачи описывают основные шаги исследователя.


Задачи проекта:

  • Преимущества мобильной связи;

  • Положительное и отрицательное воздействие сотового телефона на жизнь и здоровье человека;

  • Провести анкетирование студентов ГБПОУ РК «ППТ» по теме «Популярность мобильного телефона»

  • Разработать советы по правильному использованию мобильного телефона.


2-й этап – организация деятельности.


Аналитический

  • анализ имеющейся информации;

  • сбор и изучение информации;
  • поиск оптимального способа достижения цели проекта;

  • построение алгоритма деятельности;

  • составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

  • анализ ресурсов.



3-й этап – осуществление деятельности


  • выполнение запланированных технологических операций;

  • текущий контроль качества;

1)Охарактеризуйте негативное воздействие мобильного телефона на здоровье человека ( на иммунную систему, сон, память, внимание, на появление онкологических заболеваний.

2)Необходимо провести анкетирование студентов ГБПОУ РК «ППТ» по теме «Популярность мобильного телефона»

  • 1.Длительность пользования студентами мобильного телефона.

  • 2..Длительность пользования студентами мобильного

  • 3.Какой марки у вас мобильный телефон?

  • 4.Сколько времени Вы проводите с мобильным телефоном?

2)Разработайте советы по использованию мобильного телефона.

3)Сделайте выводы.

Укажите практическую значимость полученных результатов, перспективы дальнейшего исследования темы проекта.


4-й этап – презентация:


  • Подготовка презентационных материалов;
  • Презентация проекта.

Защита строится на основе чтения (еще лучше – пересказа) заранее подготовленных основных пунктов твоего проекта в кратком изложении, т.е. в виде тезисов. По времени оно должно занять не более 10-15 минут.

В своей речи избегай длинных запутанных формулировок и повторов. В речи делай паузы. Они нужны для того, чтобы слушатели могли осмыслить информацию.


5-й этап – контрольный.

  • Анализ результатов выполнения проекта;

  • Оценка качества выполнения проекта.



Литература.













Интернет-ресурс

  1. 1.Эльдар Муртазин. От «кирпича» до смартфона. Удивительная эволюция мобильного телефона.—М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 234

  2. 2.Чижиков Дмитрий, CBOSS, 2004 «Функции мобильного телефона в будущем»

  • http://domohozjaiki.ru/polza-i-vred-sotovyx-telefonov/

  • http://ladyvenus.ru

  • https://otravlenye.ru


Памятка для обучающихся при подготовке к публичной рефлексии.

Общие рекомендации.

1.Продумайте план выступления. Он должен включать: актуальность работы, цель, задачи и методы работы, гипотезу, основную часть (теоретическую и практическую) и вывод. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.

2.Составьте выступление так, чтобы по времени оно занимало 7-8 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием наглядности.

3.Используйте терминологию понятную для большинства слушателей.

4.Выступление должно быть рассказом, а не чтением.

2.Подготовка к выступлению.

1.Составьте краткий конспект своего выступления.

2.Проведите репетицию своего выступления и и доведите его до продолжительности 7-8 минут.

3.Приготовьте компьютерное сопровождение своего выступления.

4.Проведите тренировочные выступления перед друзьями.

3.Выступление.

1.Начните свое выступление с приветствия, представьтесь.

2.Назовите тему вашей работы.

3.Не забывайте об уважении к слушателям в течение свое

выступления, поблагодарите слушателей за внимание.


13. Заключение


Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в коллективе, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

14. Список используемых источников информации


1. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. - М.: Директор школы, 1995, №6 с.39-47.

2. Муравьёв Е.М. Творческие проекты по технологию. – М.: Школа и производство, 2002, с.21.

3. Павлова М… Проектный подход в обучении технологии. – М.: Школа и производство, 2003, с.11.

4. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. – М.: Завуч, 2003, №6 с.96-111.

5. Громыко Ю. В. Исследование и проектирование в образовании /  Школьные технологии. – 2005.  №2. С. 66.

6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.- 192 с. – С.17.

Интернет-ресурсы:

7.https://www.pressfoto.ru/blog/how-to-design-cool-brochure-tips-and-examples/

8. http://www.iteach.ru

9. http://ru.wikipedia.org

10. www.dmitrsc.narod.ru/doc/proekt.doc



































3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!