Урок Победы,
посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
Тема «Моабитская лирика Мусы Джалиля»
Цели: формировать у семиклассников высокое патриотическое сознание, верность Отечеству; расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля; формировать умения и навыки исследовательской работы; выяснить, что такое «Моабитские тетради»; способствовать сохранению памяти о Победе в Великой Отечественной войне.
Задачи:
1. Воспитание гордости за Российское государство; укрепление любви к родине.
2. Увековечивание памяти воинов, погибших при защите Отечества в годы ВОВ.
3. Воспитание чувства уважения к героическим поступкам в военное время.
Универсальные учебные действия:
Межпредметные связи:
Связь с предметами «История», «Музыка»
Метапредметные:
учиться высказывать своё предположение;
способствовать развитию познавательного интереса обучающихся;
создать условия для развития всех типов восприятия информации.
совершенствовать навыки совместной деятельности;
Личностные:
развивать нравственно-личностные качества (любовь к своей Родине, чувство патриотизма и гордости за историческое прошлое своего народа, чувство толерантности);
совершенствовать навыки выступления перед аудиторией.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеосюжет «Начало Великой Отечественной войны», слова Ю. Левитана, фонограмма взрывов, видео «Наступление фашистов», презентация урока.
Тип урока: урок новых знаний с элементами исследования
Парты расставлены так, чтобы дети могли работать в группах «Историки», «Литературоведы», «Теоретики», «Биографы».
Ход урока
«Цель жизни в этом и заключается жить так, чтобы и после смерти не умирать»
(М. Джалиль)
Вступительное слово учителя
- В эти весенние теплые дни, когда природа благоухает и цветет, когда приближается великий праздник Победы, хочется обратить ваше внимание на творческий и жизненный подвиг нашего замечательного татарского поэта М. Джалиля. Он совершил подвиг, достойный подражания. Его имя стало олицетворением гуманизма, символом мужества. Он прожил короткую, но яркую жизнь, наполненную кипучей деятельностью.
Каждый год 15 февраля, в день рождения Мусы Джалиля в Государственном музее Республики Татарстан выставляются подлинники «Моабитских тетрадей». С каким волнением и сердечным трепетом рассматривают посетители эти крохотные, размером с детскую ладошку, блокнотики с пожелтевшими от времени страницами! Ведь они хранят тепло рук поэта, жар его сердца. Им Джалиль поверил «свое вдохновение, жаркие чувства и слез чистоту». Их прятал от гитлеровцев во время повальных обысков…
Это чудо, что тетрадки эти, пройдя через десятки рук дошли до нас. Миллионы людей пропали без вести, как в воду канули. А стихи сохранились…
Сегодня наш урок посвящен знакомству с Моабитской лирикой Мусы Джалиля.
– А сейчас запишем число и тему урока.
- Я думаю, что вы дома с тревогой и волнением прочитали «Моабитские стихи» М. Джалиля, попытались понять, подумать над теми проблемами, которые волновали автора и его лирического героя. Сегодня на уроке проведем небольшое исследование «Моабитских тетрадей» Джалиля, цель которого – выяснить, о чем же заставляют задуматься стихи, созданные в фашистской тюрьме, выявить основную тематику моабитского цикла.
Юные исследователи помогут нам, они подготовили к нашему уроку свои исследования по теме.
Презентация исследовательских работ учащихся
- Вспомним жизненный и творческий путь поэта. Слово предоставляется исследователю-биографу (рассказывает и показывает презентацию).
Работа в группах
Муса родился 15 февраля 1906 году в деревне Мустафино , в Оренбургской области. Муса Джалиль (Залилов) был шестым ребенком в семье. Его мать была дочерью муллы. Писать он начал стихи с восьми лет, до начала войны опубликовал 10 поэтических сборников. Когда учился на литературном факультете МГУ, то жил в одной комнате с ныне известным писателем Варламом Шаламовым, который описал его в рассказе «Студент Муса Залилов».
Звучат слова Ю. Левитана, сообщение о начале войны:
«Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!»
«ИСТОРИКИ» тоже подготовили свои исследования по теме «Джалиль в годы войны»
22 июня 1941 года он собирался с семьей к другу на дачу, когда по радио объявили о начале войны. 13 июля 1941 года Джалиль получает повестку. Муса Джалиль ушел на фронт защищать родную землю от врагов. Поэт сражался на передней линии огня. Оружием его были и солдатская винтовка, и писательское перо. Поэт твердо верил в победу над врагом, призывал сражаться за Отчизну, не жалея жизни. Об этом он писал во фронтовых стихах. Но не увидел Муса Джалиль светлый день нашей победы, не увидел и победное знамя, водруженное на берлинском рейхстаге. Летом 1942 года на Волховском фронте Муса был тяжело ранен. Все дороги были отрезаны. Поэт думает, что страшнее смерти – плен. Раненого, измученного Мусу Джалиля привезли со скованными руками в Берлин и бросили в Моабитскую тюрьму.
Слово предоставляется ЛИТЕРАТОРАМ. «Джалиль в плену»
Исследования «ЛИТЕРАТОРОВ» «Джалиль в плену»
Мусса Джалиль, будучи тяжело раненым, попал в плен. В концлагере вел активную подпольную работу. Был брошен фашистами в тюрьму Моабит, за участие в тайной политической организации среди пленных Мусу Джалиля фашисты жестоко пытали, грозили смертью, но не могли остановить голоса поэта. Он продолжал писать стихи. Это «Моабитские тетради» Джалиля – последние стихи поэта. Из обрывков бумаги он сшил два блокнота. Чтобы скрыть от врага, он назвал «Турецко-немецким словарем» и хранил в складках своей убогой тюремной одежды. – В Моабите Муса много писал, чуть ли не ежедневно создавал новые замечательные стихотворения. Никогда еще в своей жизни он не работал так искренне и глубоко. По многим стихам моабитского цикла видно, как нелегко приходилось Джалилю, Муса любил жизнь, был общительным, был привязан к друзьям, жене Амине, дочурке Чулпан. Нет, не физические страдания, даже не близость смерти угнетали Джалиля , а разлука с Родиной. Он пишет в это время не только патриотические стихи. В его словах – тоска по родине, родным людям и ненависть к нацизму. Незадолго до казни он видит во сне свою дочь Чулпан. После долгого заточения, через год, 25 августа 1944 года, его казнили. Перед казнью Муса передал блокноты бельгийскому партизану Андре Тиммермансу. Он был заключен в тюрьме вместе с Мусой Джалилем. По окончании войны, Андре Тиммерманс передал блокноты со стихами Джалиля в советское консульство в Брюсселе. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» удостоен Ленинской премии…
Слово учителя
Ребята, дома вы прочитали стихотворение Мусы Джалиля «Варварство» из цикла «Моабитская тетрадь». Теперь приступим к выполнению заданий. У вас на столах лежат путевые листочки.
1 задание
Соотнесите близкие по значению слова
Соотнесите близкие по значению слова
Слова | Синонимы |
Варвар | человек, которому суждена гибель |
Варварство | лицо, приводящее в исполнение приговор о смертной казни |
Кучка | грубый, невежественный, дикий человек |
Бездна | небольшая группа людей |
Хмельной | печальный |
Окинул | осуждение |
Обречённый | нижний край платья |
Скорбный | посмотрел |
Подол | пространство, имеющее большую глубину |
Проклятье | грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям |
Палач | находящийся в состоянии опьянения |
– Давайте проверим, как вы справились с заданием.
Следующее задание: Какие выразительные средства языка помогают нам почувствовать настроение стихотворения? Группа «ТЕОРЕТИКОВ» находит в тексте эпитеты, «БИОГРАФЫ» - сравнения, «ИСТОРИКИ» - вам нужно найти в тексте стихотворения анафору, «ЛИТЕРАТОРЫ» - олицетворения.
Заполните таблицу, приводя примеры из текста
Художественный прием | Пример из текста |
Олицетворение | |
Эпитет | |
Сравнение | |
Анафора | |
Ответ:
– Приступим к проверке второго задания. Молодцы!
Художественный прием | Пример из текста | |
Олицетворение | «плакали, как дети, реки…», «солнце скорбное… детей поцеловало…», «И в ярости рыдала мать-Земля…», |
Эпитет | «бессильных женщин», «мутный дождь», «солнце скорбное», «мощный дуб», |
Сравнение | «Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи», |
Анафора | «Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь!». |
3.Опишите героев. Передайте по тексту стихотворения действия и чувства персонажей
Кто готов ответить? (Сейчас я хочу послушать ваши ответы)
Образ матери | Образ ребёнка | Образ природы |
Ещё нестарой женщины. | Мальчуган больной | Плакали реки. |
Смотрела, ужаса полна. | Головку спрятал в складках платья | И в ярости рыдала мать-земля. |
Как не лишиться ей рассудка. | Малютка. | Солнце в последний раз детей поцеловало. |
Дитя ей всего дороже. | Плачет. | Лес обезумел. |
Прижала к сердцу, против дула прямо... | ...сдержать не может дрожи. | Гром грянул. |
| Спрячь. | Ветер свистнул. |
| Я жить хочу! | Заплакала земля... |
| И страшен плач, и голос тонок. | |
- Какова главная мысль, идея этого стихотворения? Послушаем исследования теоретиков.
Исследования «ТЕОРЕТИКОВ»
Стихотворение Мусы Джалиля «Варварство» – очень сильное и эмоциональное произведение. Оно вызывает такие чувства, которые просто трудно передать словами. Это страх, печаль, боль. Чувства гнетущей несправедливости и нечеловеческой жестокости, от которых перехватывает дыхание.
Муса Джалиль знаком с жестокостью фашистов не понаслышке, на его глазах происходила расправа над невинными людьми, попавшими в плен, поэтому, читая это стихотворение, любой человек может реально представить перед своими глазами все те события, которые пришлось видеть автору.
Муса Джалиль доносит до своего читателя то отчаяние, с которым приходилось жить мирным людям. Каждая строка стихотворения пропитана страхом и тревогой людей, которых заставляют самим себе рыть могилы. Но страшнее всего то, что эти люди – дети и их мамы.
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили…
Конечно же, это отчаяние не передалась бы нам, читателям, без сюжета, где представлены сцены предстоящего расстрела невинных жителей, их предсмертные думы и тревоги. Они не оставляют читателя равнодушным. Свое отношение к происходящему Муса Джалиль начал выражать с названия. Вслушайтесь: «Варварство»… Варварство – в первую очередь, это грубость, жестокость и бесчеловечность.
Но в кульминации стиха, на пике человеческого сострадания, стоит сцена, где главными героями являются мать и ее ребёнок. Они видятся в последний раз, они обнимают друг друга в последний раз. Материнское сердце не может этого принять, но всё прекрасно понимает и в последние минуты отдаёт всю себя, чтобы успокоить своего ребёнка, ведь ребенку чуждо чувство скорой смерти. И вот их последний диалог:
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
Автор описывает связь ребенка с матерью как величайшую силу любви, но сейчас мать дарит эту любовь своему сыну в последний раз:
— Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи.
Сейчас не будет больно.
…И вот настал конец… И каждый читатель понимал, чем это всё закончится, как понимали это и герои произведения. Но от этого понимания
нам, читателям, не становится легче:
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Мне кажется, что автор ставит силу материнской любви выше силы смерти, и это чувство важно для каждого человека. Мать – это символ всепобеждающей любви.
В завершении стихотворения автор призывает Родину бороться против врагов, зла и жестокости:
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
Слово учителя
Испытав все ужасы фашистского концлагеря, не покорившись страху сорока смертей, был привезен в Берлин. Его присудят к смертной казни. Он умрет… Но у него останется 93 стихотворения, написанных в заточении. Он беспокоится за них. Если эта тетрадь попадет в твои руки… сбереги ее и после войны сообщи в Казань… Это – мое завещание. Такое завещание оставил поэт перед смертью. Не все стихи Мусы Джалиля вернулись на Родину и дошли до нас. В условиях фашистской тюрьмы не все свои песни мог он записать. Они погибли вместе с поэтом. Но немало их осталось и в памяти друзей поэта. Стихи Мусы ходили среди пленников: узники лагеря их заучивали, знали на память.
Его стихи, всемирно знаменитая «Моабитская тетрадь» – еще один памятник: и памятник себе, созданный самим поэтом-героем, и памятник всем погибшим в великой войне с фашизмом.
Об этом нам расскажет Янгаева Ольга.
ИССЛЕДОВАНИЯ «ИСТОРИКОВ»
Тюрьма Моабит среди фашистских заведений подобного рода выделяется тем, что за все годы ее существования отсюда не совершено ни одного побега. И усиленная охрана, и сложная система сигнализации, и строгий тюремный распорядок – все было направлено на то, чтобы в зародыше растоптать в узнике мысль о возможности спасения. Знаменитая бессмертная “Моабитская тетрадь”… Это, собственно, две маленькие записные книжки, “размером с детскую ладошку” – 93 стихотворения и два отрывка. Не все дошло до нас. Но то, что мы теперь читаем, казалось бы, с гораздо большей вероятностью могло исчезнуть , погибнуть . Не погибло ! Такой сильный заряд в этих листочках.
Слово учителя. Рефлексия.
– Чудом уцелевшие крохотные тетради, исписанные убористым почерком, стали прекрасными книгами, и нет числа все новым и новым изданиям: татарского поэта Мусу Джалиля сегодня читают на всей планете, по его книгам проверяют себя, учатся любить человечество и ненавидеть его врагов.
- Мы выслушали представителей всех групп, и пришло время подвести итог.
Итог урока. Рефлексия
- Над чем заставляет нас задуматься стихотворение «Варварство»?
- Почему именно поэзия оказалась необходима тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу? (Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. Связь с домом, уверенность, что защищаешь свою семью, что тебя ждут, давали силу воевать и верить в победу).
В 1956 году Джалилю посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Джалиль писал, что надо «жить так, чтобы и после смерти не умирать». Жить не ради жизненного соблазна, славы или богатства. И если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил другую жизнь – «жизнь после смерти».
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть понравившегося отрывка из стихотворения «Варварство»
7