СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕМА"Начать с себя!" По рассказу А.Платонова "Юшка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

-помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, постичь художественный мир писателя;

-развивать навык анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;

-воспитывать высокие нравственные качества, интерес к произведениям А. Платонова.

-Выявить нравственные законы ,определяющие отношение человека с человеком

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА"Начать с себя!" По рассказу А.Платонова "Юшка"»

МКОУ ОРТАТЮБИНСКАЯ СОШ

Оразова Ф.С.,учитель русского языка и литературы

ТЕМА"Начать с себя!" По рассказу А.Платонова "Юшка" (7-й класс)

Цели:

-помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, постичь художественный мир писателя;

-развивать навык анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;

-воспитывать высокие нравственные качества, интерес к произведениям А. Платонова.

-Выявить нравственные законы ,определяющие отношение человека с человеком

ОФОРМЛЕНИЕ:

портрет А. Платонова (1899-1951),

иллюстрации детских рисунков.

Словарь литературоведческих терминов

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы. (С.И. Ожегов)

Побеждай зло добром. (Библия.)

Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может…? (совершить зла) (Ю. Никулин)

Ход урока

Звучит мелодия песни « Дорогою добра»

1.Вступительное слово учителя

Друзья мои, на уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. Сегодня мы войдем в художественный мир А. Платонова, анализируя его рассказ “Юшка”.Тема нашего урока – “Начать с себя”.Мы уже знакомы с жизнью и творчеством А. Платонова. Автор многих рассказов, он в большинстве произведений предстает перед нами как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства. Именно об этом и идет речь в его рассказе “Юшка”, где художник слова прикасается к самому острому и чувствительному нерву жизни – взаимоотношению человека с человеком.

2.Начнем урок с эксперимента

.У меня на руках камешки ,возьмите пожалуйста( отдаю детям)Вы сможете бросить эти камешки в человека ?А в больное животное ?.Почему ?.К сожалению ,на свете есть люди ,которые ,не задумываясь ,бросят камень зла в человека .Но в наших с вами руках повлиять на то ,чтобы таких людей было меньше .Давайте попытаемся вытеснить то зло ,которое ,увы ,может быть в каждом человеческом сердце .И поможет нам в этом главный герой рассказа Юшка ,удивительный человек ,который умел побеждать зло добром .

3.- Какова, на ваш взгляд, тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми).

- А идея? (Побеждай зло добром)

Да, именно эти слова из Библии и являются одним из эпиграфов к нашему уроку. Вот на примере жизни героев Платонова и попытаемся доказать, что добро побеждает зло.

4.Давайте составим словарь темы, чтобы нам было легче решить поставленную цель урока.

На доске и в тетради:

добро зло

любовь жестокость

терпение насилие

искренность грубость

чуткость черствость

трудолюбие лень

На основании слов, подобранных к теме, скажите, каков, на ваш взгляд, основной прием построения рассказа? (Антитеза) Приведите примеры из текста.

Мы видим, что этот прием просматривается и в поведении героев, и в их описании, и в лексике.

В “Юшке” Платонов воспевает добро, подчеркивая, что оно всегда побеждает зло.

Как этой мысли подчинена композиция рассказа? Вспомните начальную и финальную сцены. Перекликаются ли они? (Перекликаются. В начале произведения автор говорит о Юшке, о его доброте и трудолюбии, а в заключительной сцене – о доброте девушки-врача, которая бесплатно лечила людей от туберкулеза. Ее все знали, как дочь доброго Юшки).

Такой прием, ребята, называется обрамление. Он помогает Платонову полнее раскрыть сущность нравственной связи между людьми: добро Юшки продолжила девушка, которой он помог получить образование.

Одна из несомненных удач Платонова – главный герой рассказа “Юшка”.

- Найдите описание Юшки.

- Платонов – мастер детали. Какая деталь помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа? (Глаза, в которых всегда стояла влага).

Да, глаза – зеркало души. Душа Юшки плачет. Разумом мы мыслим, а именно душой сострадаем, любим, ненавидим.

- Какие эпизоды, связанные с Юшкой, произвели на вас особенно сильное впечатление? (Отношение детей к Юшке; отношение взрослых; минуты, проведенные Юшкой на природе; похороны Юшки).

- Давайте поработаем над эпизодом “Отношение детей к Юшке

1.Как относились дети к Юшке.Почему

2.Но почему Юшка не сердился на детей,

3.Любят ли дети Юшку на самом деле.

4.Почему они не умеют любить человека

А теперь, ребята, давайте в тетради и на доске запишем своеобразный “психологический этюд” поведения, а главное – чувств, состояния героев.

Дети

…переставали играть, бежали, кричали

…поднимали ветки и бросали…

…снова окликали, бросали, трогали и толкали

…опять толкали и кидали комья земли

…сильнее толкали…кричали вокруг Юшки

…делали слишком больно

радовались

Юшка

…ничего не отвечал и не обижался

…шел тихо и не закрывал лицо

…шел и молчал

…не трогал и не отвечал

…говорил

радовался

Дети и Юшка ведут себя в этом “психологическом поединке” по-разному, а вывод одинаковый – радовались.

- Почему? (Дети радовались, что с ним можно делать все, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его).



- Каким предстает перед вами Юшка? (см. словарь темы) А дети? (Юшка – добрый, терпеливый. Дети – злые, жестокие, грубые).

- Каковы стилистические особенности этого эпизода? (Многократное употребление глаголов показывает действие и состояние детей и Юшки).

Внимание! А теперь вопрос личностного характера: вообразите себя незримым свидетелем того, как “…дети кидали в Юшку комья, толкали старика и кричали вокруг него”. Как бы поступили вы?

- А как относились взрослые к Юшке? (Плохо. Они очень жестокие люди).

- Почему же Юшка не обижался на взрослых? (Текст) (Он был уверен, что народ его любит, только любит без понятия. Сердце в людях бывает слепое).

- А были ли, на ваш взгляд, счастливые мгновения в жизни Юшки? (Да, это минуты, проведенные на природе).

- Перескажите, соблюдая стиль автора, эпизод, повествующий о минутах, проведенных Юшкой на природе.

- Что нового мы узнаем о Юшке? (Очень любит природу. Среди природы ему лучше, чем среди людей. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой).

КЛАСТЕР Добрый человек

- Какие художественные средства использует автор, чтобы открыть нам тайны душевного состояния героя? (Олицетворения – рождающиеся, умирающие, бормочущие; эпитеты – светлая теплота, сладкий воздух).

- А как часто бывал Юшка наедине с природой? (Раз в год, когда ходил к девочке-сироте и относил ей деньги на учебу).

- Как это характеризует Юшку? (Как доброго, жалостливого, бескорыстного, чуткого к чужому несчастью человека).

- Так кому же помешал Юшка, никогда никому не приносивший зла, никогда никого не обидевший? (Веселому прохожему)

5.Инсценирование эпизода “Встреча веселого прохожего и тихого, безропотного Юшки”.

- Чем закончилась встреча прохожего и Юшки?

Прохожий толкнул Юшку и ушел домой пить чай Юшка упал и более не шевелился

- Каким предстает прохожий? (Жестоким и черствым человеком. Даже зверем!)

- А Юшка? (Жил тихо и умер тихо, незаметно).

Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было – нельзя все время терпеть.

6.Минута релаксации

Сядьте поудобнее,расслабтесь ,закройте глаза и представьте себе ДОБРО.У всех оно разное.Уменя оно как солнышко.А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру.Вот оно…Такое нежное,ласковое,теплое как руки матери.Все дотянулись.Возьмите в руки его.Приятно держать добро в руках.А теперь медленно опустите руки,прижмите их к сердцу и откройте глаза.Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится.Побеждайте зло добром.

7.- Зачитайте сцену похорон. (Музыка).

- Почему людям без Юшки стало грустно? (Текст стр. 235).

- Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем? (Потому, что появился человек, который любил Юшку и продолжал его дело – творить добро).

- Было ли, на ваш взгляд, что-то общее в облике и характере Юшки и молодой девушки-врача? (Да. Глаза, грустные, словно готовые вот-вот наполниться слезами, но в то же время, добрые к людям).

- И вновь вопрос личностного характера: – Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа? (Конечно. Нужно всегда помнить о других и не причинять никому зла. Нужно быть добрым)

8.Ребята, мне невольно вспоминаются слова Ю. Никулина, написанные на доске, закончите их: “Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла”.

Проверка дом.зад.Я дала задание написать письмо –прощение от имени всех жителей.)чтение неск.писем)Наверно,будет правильно ,если мы попросим у Юшки прощение за тех людей,кто причинил ему зло.Присоединимся к словам одного из героев рассказа ,столяра,»Прости нас всех,забраковали тебя люди, а кто тебе судья…»

Обобщая сказанное, хочу подчеркнуть, что сегодняшний урок – это лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому каждый из нас должен думать о том, как надо жить, чтобы не ранить, не обидеть человека. В нашем обществе еще много грустного, горького, жестокого. Хочешь изменить эту жизнь? Начни с себя! Ведь улица, ведущая к миру, дружбе и счастью, проходит через нашу собственную душу.

Друзья мои! Давайте с нынешнего дня

Начнем с себя!

Научимся людей любить,

По нравственным законам жить.

А чтобы поняли тебя –

Начни с себя!

Домашнее задание 1. Сочинение-миниатюра “По нравственным законам жить…” (Как я понимаю смысл этих слов).

2.Досадно мне ,когда невинных бьют.3.Все могло бы сложиться иначе…