СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Наша Родина - Россия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: сформировать первоначальные представления о единстве и особенностях России; сформировать способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её познавательную ценность.

Задачи:

-Формировать представление о России как о великой стране.

-Способствовать самостоятельному определению целей своего обучения, умению ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, готовности к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе.

-Создать условия для высказывания собственного мнения и умения аргументировать свой ответ, задавать вопросы с целью получения нужной информации; способствовать осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений, проявлению способности к определению своей позиции.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта, презентация.

Оформление доски: число, месяц, тема урока, домашнее задание, основные понятия.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Наша Родина - Россия"»

Тема: «Введение. Наша Родина – Россия».

Цели урока: сформировать первоначальные представления о единстве и особенностях России; сформировать способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её познавательную ценность.

Задачи:

-Формировать представление о России как о великой стране.

-Способствовать самостоятельному определению целей своего обучения, умению ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, готовности к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе.

-Создать условия для высказывания собственного мнения и умения аргументировать свой ответ, задавать вопросы с целью получения нужной информации; способствовать осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений, проявлению способности к определению своей позиции.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта, презентация.

Оформление доски: число, месяц, тема урока, домашнее задание, основные понятия.


ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: познавательных,

регулятивных, коммуникативных, личностных)

1.Самоопределение к деятельности. Подготовка класса к работе.


Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

- Представление учителя; знакомство с учащимися; в журнале отметить отсутствующих на уроке ребят.

- Учитель объясняет учащимся правила поведения в кабинете: на перемене, на уроке.

- Учитель объясняет, что на уроках должны быть учебник, рабочая тетрадь, дневник, тетрадь 48 листов: тетрадь заводится на весь год обучения, записи в тетради будут краткие – это понятия, термины, даты и т.п., которые необходимо запоминать наизусть. Еще необходима тонкая тетрадь на 12 листов в клетку, где вы будете давать дома развернутые письменные ответы на вопросы по пройденным темам, писать эссе.


Настроить на рабочий лад, сконцентрировать внимание на учебном процессе.

2.Мотивационно-целевой

Учитель обращает внимание на электронную доску.

- Прочитайте высказывания двух великих людей.

1) «Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, как её Бог нам дал» (А. С. Пушкин).

2) «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя» (Сенека).


Ответьте на вопросы:

- Как вы поняли смысл данных высказываний?

- Что объединяет эти два высказывания? (Ответы учеников)


Учитель делает вывод:

Итак, во-первых, человек любит свою страну просто потому, что он здесь родился, с этой страной он связан духовными узами. Во-вторых, эти два высказывания объединены общим переживанием за судьбу своей Родины, в неравнодушном отношении к её истории и культуре.


Слайд

У каждого человека, народа – свой образ идеального Отечества.

Англичане говорят «Старая добрая Англия».

Французы – «Милая Франция».

А русские говорят? «Матушка Россия»

Отвечают на вопросы с обоснованием своего мнения.

Учатся структурировать знания.


3.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

В этом году вы начинаете изучать историю своей страны, своего государства.

Сообщение темы урока «Введение. Наша Родина – Россия».

Слайд: План изучения нового материала:

1.Наша Родина, наше Отечество. Для чего мы изучаем историю своего Отечества.

2. Влияние различных факторов на историю России.

3.Исторические источники и науки.

4.Знакомство со структурой учебника и формами работы.


Проблемный вопрос:

- Почему историю России называют коллективной памятью?


Слайд

Ребята, история для вас не новый предмет.

-Какие периоды истории вы изучали в 5 и начале 6 класса? (история Древнего мира, история Средних веков)

Верно. В 5 классе началось наше знакомство с Всеобщей историей - развитием человеческих обществ от возникновения до наших дней. И началось оно со знакомства с историей Древнего мира – вы изучили Первобытность - Древний Восток - Древнюю Греция - Древний Рим.

В 6 классе вы начали изучать Средние века - развитие человеческих обществ от Великого переселения народов до Великих географических открытий. Основное внимание там будет уделено событиям, произошедшим в зарубежных странах.


В 6 классе мы будем изучать ИСТОРИЮ РОССИИ – историю нашей Родины.

История России – неотъемлемая часть Всемирной истории и в своём развитии прошла общие этапы развития, присущие многим государствам, но при этом у неё свой, особенный, путь развития, свои особенности, с которыми мы познакомимся в ходе изучения курса «История России: 6 класс».


(Слайд)

На протяжении курса вы изучите период истории России с древних времён до начала 16 века.

Мы познакомимся с восточными славянами в древности, Древнерусским государством, с политической раздробленностью на Руси и становлением единого государства - Московская Русь.

Знакомятся с темой и планом урока.

Слушают учителя; получают проблемное задание.


4.Изучение нового материала.


1.Наша Родина, наше Отечество. Для чего мы изучаем историю своего Отечества.

Давайте вспомним, что такое история?


Слайд

(Ответы учеников, составление схемы)

Что такое история

Процесс развития общества

Прошлое, сохраненное в памяти человека

Рассказ о чем – либо

История – наука, изучающая прошлое человечества

с древнейших времен до наших дней.


Запишем. История - это наука, которая изучает в хронологической последовательности ход развития человеческого общества и его закономерности. С древнегреческого «история» переводится как рассказ о прошлом.


Вопрос классу: Зачем человеку необходимо изучать события прошлого?

Хочу привести вам высказывания русских историков и ученых:


(Слайд) «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». (Николай Михайлович Карамзин, историк, создатель

«Истории государства Российского» (тома 1-12) одного из первых обобщающих трудов по истории России)


(Слайд) «Изучая дедов, узнаем внуков, т.е., изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу». (Василий Осипович Ключевский, русский историк, профессор Московского университета, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук по истории и древностям русским, председатель Императорского Общества истории и древностей)


(Слайд) «Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир – мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность» (Дмитрий Сергеевич Лихачёв - филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических, профессор, председатель правления Российского фонда культуры, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, Член Союза писателей СССР с 1956 года.


Итак, зачем человеку необходимо изучать события прошлого? Ответы учеников.


(Слайд) Вывод: мы изучаем историю для того, чтобы:

-извлекать уроки – не повторять ошибок прошлого;

- знать историю своих предков, гордиться их достижениями, почувствовать себя наследниками великой культуры;

-осознавать свою причастность к событиям настоящего и осознавать свою ответственность перед потомками;

-история способствует накоплению духовности, да и вообще узнавать о жизни людей в другие эпохи чрезвычайно увлекательно.

Не знать историю своего государства - признак низкой культуры. Еще А.С. Пушкин писал, что «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».


Слайд

Россия – это наша страна с многовековой историей, богатым культурным наследием и щедрой природой.

Вопрос: Какие факты нам известны о Российской Федерации?

- Россия – самая большая страна в мире, её площадь 17 125 019 км²;

- население страны составляет 146 780 720 чел.;

- Столица — Москва, государственный язык-русский- язык мирового значения, один из шести официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций;

- Государственный строй — президентско-парламентская республика с федеративным устройством;

-В состав Российской Федерации входят 85 субъектов;

-Россия граничит с 16 государствами, омывается 12 морями;

- Россия — многонациональное государство с широким этнокультурным многообразием. Бо́льшая часть населения (около 75 %) относит себя к православию, что делает Россию страной с самым многочисленным православным населением в мире;

-Россия — ядерная держава; одна из ведущих промышленных и космических держав мира.


Слайд

Откуда возникли слова «Россия», «Русь»? Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, Солнца, добрых людей. Русских называют ещё росами, а страну, где они живут – Россией.

Первое письменное упоминание термина «Росия» (греч. Ρωσία) датировано серединой X века. Он встречается в сочинениях византийского императора Константина Багрянородного «О церемониях» и «Об управлении империей» как греческое название Руси. В XV-XVI веках название «Росия» закрепилось за той частью русских земель, которая была объединена в единое государство под началом Московского княжества. Официальный статус царства государство приобрело после процедуры венчания Ивана IV на царство в 1547 году. Современное написание слова — с двумя буквами «С» — появилось с середины XVII века и окончательно закрепилось при Петре I.


2. Влияние различных факторов на историю России.

Рассмотрим влияние географического, природно-климатического и национального факторов на специфику (особенности) исторического пути России.

Огромное влияние на развитие России оказало её географическое расположение и природа.


Работа по карте.

Наша страна расположена на материке Евразия и занимает территорию площадью в 17 миллионов квадратных километров, что превышает размеры Австралии или Антарктиды. Россия почти в 2 раза больше Канады, США и Китая.


Границы России проходят и по суше, и по морю. Соседи страны: Китай и Северная Корея на юго-востоке, Азербайджан, Грузия, Монголия и Казахстан на юге, Беларусь, Латвия, Норвегия, Эстония и Финляндия на западе. Российский анклав, Калининградская область, граничит с Литвой и Польшей.


На востоке страна омывается Охотским, Японским, Беренговым морями и Беренговым проливом; на севере — морем Лаптевых, Баренцевым, Чукотским, Карским и Восточно-Сибирским морями; на юге — Азовским и Чёрным морями; на западе — Балтийским морем и Финским заливом.


России – это уникальная природная кладовая. У нас огромные запасы нефти (чёрное золото) и газа. Есть алмазы, золото, никель, железо, медь, алюминий, уран. На территории России расположились великолепные горы Кавказа, древнейшие горы Урала. У нас есть нетронутая бескрайняя тайга, Камчатка с её вулканами и Долиной гейзеров. У нас потрясающее по красоте озеро Байкал, Волга, Иртыш, Ангара, Амур и сотни красивейших рек. А значит большие запасы пресной воды. У нас прекраснейшие заповедны леса и степи, наша страна отличается широким разнообразием животного и растительного мира. Но самое большое богатство – это люди, которые своим трудом и талантом преумножают богатство нашей России, вызывая чувство гордости за свою Родину и свой народ.


Слайд

Природа нашей страны определила особенности быта и народного хозяйства, наложило свой отпечаток на весь ход исторического развития общества.

Рассмотрим особенности, предопределившие хозяйственную деятельность народа:

Во-первых, равнинность нашей страны и обилие речных путей, идущих в разные стороны, содействовали широкому расселению славян и вызывали грандиозный процесс колонизации – освоение славянскими племенами огромных пространств земель. Колонизация – это, как мы помним, заселение, освоение пустующих земель.


Во-вторых, плодородная почва нашей страны и обилие лесов развивали земледельческие и лесные промыслы.


В-третьих, реки, вытекавшие из центра равнины во все четыре окраинных моря, содействовали зарождению и развитию торговли внутри страны и с соседними странами.

Обширные территории, непроходимые леса заставили наших предков объединиться, чтобы вместе преодолевать трудности.


Слайд

Ещё одним важным фактором, имеющим большое значение для всей истории России, является многонациональный состав её населения. Все эти земли, которые вы видите на карте, осваивались и присоединялись к России в течение многих столетий. На них испокон веков проживали различные племена и народы, которые относились к различным языковым семьям.

И на протяжении веков разные народы с разными культурами защищали Родину, работали на благо её процветания. Поэтому здесь необходимо изучение истории народов России, своего края, которая является частью нашей единой большой Родины – России.


Работа с таблицей на стр. 7 в учебнике.

- Рассмотрите таблицу, какие языковые семьи в ней представлены?

- На какие языковые группы делится каждая семья?

- Какие народы относятся к той или иной группе?


Работа по карте.

На северо-востоке Европы, в Зауралье, Западной Сибири стал складываться тип людей, которые стали предками финно-угорских народов.

В Восточной Сибири стали формироваться предки будущих монгольских и тюркских народов.

В районе Северного Кавказа стали складываться земледельческо-скотоводческие племена, которые стали предками будущих индоевропейцев; также там начали формироваться кавказские народы и складываться кавказские языки.

История народов, населяющих территорию России очень важна, ведь каждый из них вносил свой вклад в формирование российской цивилизации. Например, северокавказцы раньше, чем кто-либо освоили плавку металла и выделку металлических орудий, приручили лошадь, крупный рогатый скот и перешли к скотоводству. Они первыми освоили и колесные повозки. Уральские народы первыми спустили на воду лодки, изобрели лыжи, сани.


3.Исторические источники и науки – помощницы историка.

Откуда и как ученые узнают о далеких событиях нашей истории, о том, как люди жили в древности? (Ответы учеников)


Вы правильно вспомнили, что для определения достоверности событий прошлого ученые используют исторические источники. Именно с их помощью воссоздается портрет той или иной эпохи, выдвигаются гипотезы о причинах и следствиях различных событий.


Слайд

Запишем. Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.


Исторические источники весьма разнообразны. О многих из них вы говорили на уроках истории Древнего мира.

Исторические источники делятся на вещественные, письменные, устные. Запишем.


Слайд

Вещественные источники: орудия труда, предметы быта, одежда, украшения, монеты, оружие, архитектурные сооружения.


Слайд

Устные источники: предания, сказания, легенды, песни, мифы, былины.

Люди помнили наизусть десятки тысяч сказаний о происхождении своего народа, о борьбе с врагами, о древних героях, о переселении на новые земли.


Слайд

Письменные источники. Государственно-актовые: юридические нормы, сборники законов, приказные книги, договоры, постановления и др. Описательные: летописи, жития, письма, дневники, описания и др.

Со всеми с ними мы с вами познакомимся в 6 классе в процессе изучения истории нашей Родины. Главным источником, которым пользуются при изучении истории России 9 – 14 веков, являются летописи – это записи событий, составленные по годам. Рассказы о событиях начинаются со слов «в лето», то есть «в год». В летописях можно найти сведения о происхождении восточных славян, зачатках государственной власти, отношениях с другими народами. Здесь же в летописи можно прочитать предания, тексты законов и договоров.


Слайд

Кроме вышесказанных источников существуют еще - лингвистические источники (данные языка) - происхождение названий городов, рек, имен, фамилий, божеств и т.д.

- Например, у русских сел и городов названия, связанные с именами святых и с церковными праздниками, обычно произошли от названий храмов: Архангельск, Благовещенск, Воскресенск, Преображенское, Ильинское, Никольское.

- Городской житель также постоянно встречается с топонимами: это названия улиц, переулков, площадей, Например, в Кемерово, площадь Советов, площадь Пушкина, улица Дзержинского, улица Кирова, улица Ноградская и др.


Слайд

Этнографические источники: к ним относятся обряды и обычаи.

Вопрос: Какие вы знаете обряды и обычаи?

Встреча Нового года, Масленица (проводы зимы), Пасха, Крещение в церкви, свадьба, гадания в Святки на Рождество и др.


Слайд

Фото, видео и аудиоматериалы также относятся к историческим источникам.

Как исторический источник, они раскрывают исторические события и факты в виде статических или динамических зрительных образов. В отличие от письменных источников, кинофотовидеодокументы дают возможность исследователю увидеть историческую действительность в движении, в процессе, перенестись в прошлое. Объектив схватывает такие детали и нюансы, которые вряд ли могут быть зафиксированы в другом виде источников.


История – наука сложная, объемная, но даже ей необходимы помощники, и их у нее немало! Все эти специальные отрасли исторического знания называются вспомогательными историческими дисциплинами.

Запишем: вспомогательные исторические дисциплины – это отрасли исторической науки, которые изучают виды, формы и содержание исторических источников.

К ВИДам относятся – археология, этнография, нумизматика, метрология, сфрагистика, геральдика, генеалогия, лингвистика, фольклористика.


(Слайд) Как археология помогает истории воссоздавать прошлое? Давайте познакомимся с документом.

В окрестностях села Скорняково в начале 1860-х гг. были раскопаны два кургана, и один у села Засосенка, неподалеку от устья реки Сосны. Погребальные комплексы курганов относятся к эпохе бронзы и датируются серединой – третьей четвертью II тыс. до н.э. Находки из погребений – глиняный сосуд, бронзовые ножи, каменные наконечники стрел, костяные поделки – вместе с подробным описанием раскопок в 1886 г. были переданы в открывшийся в Москве Исторический музей.


Археологи имеют дело в основном с вещественными историческими источниками, которые скрыты от людей в различных местах земной поверхности. Археологи проводят раскопки на месте древних поселений, находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды, орудия труда и оружие, окаменевший хлеб или зерна ячменя и пшеницы, монеты, детские игрушки, произведения искусства. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в прошлом. Археологию еще называют «наукой лопаты», потому что археологам приходится искать исторические источники под землей.

Работает археолог, как мы говорили, с вещественными источниками. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях. Что делают археологи? Они проводят реконструкцию археологических памятников и делают исторические выводы. Отсюда возникает еще один вопрос: а что такое реконструкция?

Реконструкция - синоним слова восстановление. Реконструкция – это воссоздание облика человека, его жилища, орудия труда или иных предметов по сохранившимся остаткам и описаниям.


(Слайд) Как этнография помогает истории воссоздавать прошлое?

Жилище саами раньше представляло собой бревенчатую однокамерную «коробку» с плоской крышей и одним окном; временное летнее жилище строилось из кольев и досок в виде усеченной пирамиды.

Традиционная летняя одежда саами состояла из длинной подпоясанной рубахи (юпа) и суконных или сделанных из оленьей кожи штанов. Головным убором у мужчин был вязаный колпак, у замужних женщин – кокошник. Зимой носили глухую меховую одежду до колен, мехом наружу, а в сильный холод одевались в одежды мехом внутрь. Зимним головным убором служила суконная шапка на меху, обувью – пимы (сапоги из оленьего меха).

Саами были обращены в православие, но сохранили в пережиточной форме дохристианские верования: в частности, они поклонялись камням, напоминающим силуэты людей.


Исходя из вышеуказанного текста, мы можем сделать вывод, что этнографы помогают истории воссоздавать прошлое, изучая: жилища, одежду, орудия труда, произведения устного народного творчества различных народов, национальностей, проживающих на нашей планете и на территории нашей страны.

Итак, этнография – наука, изучающая жизнь и обычаи отдельных народов.

Кроме этого, существую такие вспомогательные исторические дисциплины, как:


Слайды

Фольклористика – наука, изучающая народное творчество.

Нумизматика - наука, изучающая монетное производство, надписи на монетах, денежное обращение.

Бонистика - наука, изучающая вышедшие из употребления бумажные деньги и боны (денежные знаки, не являющиеся деньгами).

Метрология - наука, изучающая различные меры длины, площади, объема, веса в их историческом развитии.

Геральдика - наука, изучающая родовые, городские, государственные гербы как исторический источник.

Топонимика - наука, изучающая происхождение географических названий.

Конечно, лучший дар природы нашему городу — это река Томь. Название многих рек земного шара имеют значение «река» или «вода»: Ганг, Евфрат, Инд, Нил, Рейн.

Относительно происхождения топонима «Томь» существуют различные гипотезы. В частности, известный лингвист и историк А. М. Кондратов пришёл к выводу, что речное имя восходит к языку ныне весьма малочисленного народа кетов. Ряд ученых указывают на возможное значения слова «Тоом» (Томь) как имя нарицательное: «река», а, по мнению А. П. Дульзона это слово означает «тёмный».

В Томске существует предание о татарской красавице по имени Тома, которая дала своё имя реке.



4.Знакомство со структурой учебника и формами работы.

Нашим навигатором в путешествие в мир знаний станет учебник истории. Учебник состоит из двух частей. Изучите оглавление и познакомьтесь со структурой учебника прочитав текст на стр.4.


Итак, материал учебника делится на главы (темы), которые в свою очередь поделены на параграфы. В каждой главе представлены материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности. Однако основной текст учебника не является единственным источником информации. Вам необходимо будет внимательно будет работать с вопросами, заданиями, дополнительными рубриками.

Вопросы:

-Скажите, какие значки представлены в учебнике и для чего они нужны?

- С какой целью используется раздел «Подведём итоги»?

- Может ли нам помочь иллюстративный материал? И Чем?

- Какое значение имеет рубрика «История в лицах: современники»?

- Какую роль в изучении истории играют документы?

-Какая рубрика направит ваше внимание на карту?

-Какова роль вспомогательных и справочных материалов в конце учебника?


В течение учебного года вам необходимо выполнить один исследовательский проект. Вы можете выбрать тему в учебнике, часть 2, стр. 117.

Вы можете выбрать тему исследовательского проекта, предложенную учителем (по рядам пустить лист с перечнем тем проектов и исследовательских работ). А можно самому сформулировать тему своего проекта.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Определяют роль археологических раскопок и значение письменных источников.


Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.


Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.


Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность

5. Рефлексия деятельности (итог урока)

Слайд:

Итак, мы начали знакомство с курсом «История России». Давайте вернемся к проблемному вопросу.

- Почему историю России называют коллективной памятью? (Ответы учеников)

Вывод:

-Историю России называют коллективной памятью, потому что это, в первую очередь, память народа о своём прошлом, которая передаются по наследству потомкам. При этом в каждом историческом событии участвует не один человек, а множество людей. Историю творит народ.


Слайд

- Ребята, выскажите свое мнение о знакомстве с курсом «История России», продолжив следующие фразы.

Я узнал (а)…

Я понял (а)…

Я хочу…

Что было самым трудным в ходе занятия?

Что было наиболее интересным в ходе занятия?

Развивают способности к самооценке.

Учатся прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

6.Домашнее задание

Выучить записи и термины в тетради, читать учебник стр. 6-8.

Принимают цель, содержание и способы выполнения дом. задания.