Тема: «Науки о человеке. Методы изучения организма человека».
Цель урока: Формирование представлений у учащихся о науках, занимающихся изучением организма человека; научить устанавливать соответствие между науками, изучающими человека, и направлениями их работы; называть методы изучения организма человека.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Выявление отсутствующих.
2. Речевая зарядка, связанная с дежурным звуком и учебным материалом.
3. Актуализация знаний.
- Ребята, вспомним изученный материал: о чем вы узнали на прошлом уроке?
Что такое водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания.
4. Изучение нового материала.
До 1940 года считалось, что здоровье – это отсутствие болезней. Вы согласны с этим? Но вот пример: у человека ничего не болит, но у него плохая память. Так что же такое здоровье? Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
- Для чего необходимо изучение строения организма человека? (Для того, чтобы узнать, какие процессы и каким образом происходят внутри нас: как работает сердце, что ему необходимо для работы: что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье.)
- Необходимо знать, как устроен организм человека, как он работает, что для него полезно, а что вредно.
Науки о человека:
Гигиена человека – наука, изучает влияние природной среды, условий жизни и труда на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья людей.
Методы: - измерения (t, состав воды, воздуха, хим состав почвы и др), физиологические наблюдения (как человек приспосабливается к факторам среды), клинические гигиенические наблюдения (причины заболеваний), на основе этих методов разрабатываются нормы - СЭС – санитарное обслуживание населения.
Анатомия человека (латинск.анатоме - рассечение) — наука, изучает строение тела человека и его органов. Анатомия изучает внутреннее строение человека и внешние его особенности ( рост, вес, телосложение).
Методы: - вскрытие, рентген, УЗИ
Физиология человека ( гр. физис – природа + гр. логос - учение) наука, изучающая функции человеческого организма и его органов.
Методы: - наблюдения за людьми, эксперименты на животных, лабораторные исследования, ЭКГ, электроэнцефалограмма, функциональные пробы (анализы) .
Психология (гр. психо – душа + гр. логос - учение) - наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально – личностные свойства человека.
Методы: - наблюдение, эксперимент, самонаблюдение (субъективный метод).
Каждый человек отражает явления внешнего мира по-своему в зависимости от своих индивидуальных потребностей, у каждого складывается свой внутренний мир, поэтому каждый человек строит свои взаимоотношения с другими людьми согласно своим убеждениям, сам определяет свои поступки — эта душевная деятельность — психика.
Эмбриология человека (гр. эмбрион – зародыш + гр. логос - учение) – наука, изучающая внутриутробное развитие человеческого организма.
Антропология (гр. антропос – человек + гр. логос - учение) – наука, исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида.
Экология человека(гр. ойкос – дом, жилище + гр. логос - наука) – наука, изучающая взаимоотношения людей между собой и с окружающей средой.
Цитология (гр. китос -«клетка») – наука, изучающая строение, химический состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток.
Генетика (гр. генезис - происхождение) – наука, изучающая механизмы закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами.
4. Закрепление изученного.
Биологический диктант
«Анатомия, физиология, психология и гигиена человека»
«Анатомэ» - это ……………. .
Строение человеческого тела и его органов изучает ………….. .
Анатомия изучает не только внутреннее строение человека, но и ………………. .
Анатомические названия для всех стран даются на национальном и …………………. языках.
Наука, изучающая функции человеческого организма и его органов – это ……… .
«Физис» - это ………………… .
Наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства человека – это ………….. .
«Психо» - это ……………….. .
Методы психологии: …………….., ………………, ……………… .
Субъективный метод исследования – это ………………. .
Отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья людей – это ………. .
Гигиена использует наблюдение, измерение, эксперимент, а также ………………. и ……………….. .
Наблюдения, позволяющие определить, как человек приспосабливается к тем или иным факторам среды – это …………….. .
Наблюдения, выявляющие причины заболеваний, общих для многих людей – это … .
Ответы:
1) рассечение; 2) анатомия человека; 3) внешнее; 4) латинском; 5) физиология человека; 6) природа; 7) психология; 8) душа; 9 )наблюдение, эксперимент, измерение; 10) самонаблюдение; 11) гигиена; 12) моделирование, статистику; 13) физиологические; 14) клинические.
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
6. Домашнее задание.