СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Нежелательные эффекты лекарственных средств.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы для рассмотрения: 

1.Лекарственная болезнь. 2.Виды нежелательных эффектов лекарственных средств (побочные, непереносимость, идиосинкразия, кумуляция, толерантность). 3.Лекарственная аллергия, особенности истинных аллергий. 4.Факторы   риска аллергических реакций. 5.Наиболее аллергогенные препараты.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Нежелательные эффекты лекарственных средств.»

 ГАПОУ ТО «Тобольский медицинский колледж имени Володи Солдатова» К современному имиджу профессионала в лучших традициях медицинского образования Тема: Нежелательные эффекты лекарственных средств.   Преподаватель: Сабирова Д.С.

ГАПОУ ТО «Тобольский медицинский колледж имени Володи Солдатова»

К современному имиджу профессионала в лучших традициях медицинского образования

Тема: Нежелательные эффекты лекарственных средств.

Преподаватель: Сабирова Д.С.

 Вопросы для рассмотрения: Лекарственная болезнь. Виды нежелательных эффектов лекарственных средств (побочные, непереносимость, идиосинкразия, кумуляция, толерантность). Лекарственная аллергия, особенности истинных аллергий. Факторы риска аллергических реакций. Наиболее аллергогенные препараты.

Вопросы для рассмотрения:

  • Лекарственная болезнь.
  • Виды нежелательных эффектов лекарственных средств (побочные, непереносимость, идиосинкразия, кумуляция, толерантность).
  • Лекарственная аллергия, особенности истинных аллергий.
  • Факторы риска аллергических реакций.
  • Наиболее аллергогенные препараты.
Побочные лекарственные реакции  или  нежелательные эффекты лекарственных средств «любая реакция на ЛС, вредная или нежелательная для организма, которая возникает при использовании ЛС для лечения, диагностики и профилактики заболеваний» ВОЗ, Всемирная Организация Здравоохранения

Побочные лекарственные реакции или нежелательные эффекты лекарственных средств

«любая реакция на ЛС, вредная или нежелательная для организма, которая возникает при использовании ЛС для лечения, диагностики и профилактики заболеваний»

ВОЗ,

Всемирная Организация Здравоохранения

Факторы, предрасполагающие к развитию нежелательных эффектов Дети (особенно младшего возраста) Пожилые лица Хроническая почечная недостаточность Хроническая печеночная недостаточность Больные отделений интенсивной терапии (особенно с нарушениями сознания) Больные с нарушениями психики Больные с непереносимостью ЛС и/или клинически значимыми нежелательными эффектами в анамнезе Злоупотребление алкоголем, наркотиками Пациенты с ХНИЗ Пациенты, занимающиеся самолечением

Факторы, предрасполагающие к развитию нежелательных эффектов

  • Дети (особенно младшего возраста)
  • Пожилые лица
  • Хроническая почечная недостаточность
  • Хроническая печеночная недостаточность
  • Больные отделений интенсивной терапии (особенно с нарушениями сознания)
  • Больные с нарушениями психики
  • Больные с непереносимостью ЛС и/или клинически значимыми нежелательными эффектами в анамнезе
  • Злоупотребление алкоголем, наркотиками
  • Пациенты с ХНИЗ
  • Пациенты, занимающиеся самолечением
Побочное (токсическое) действие ЛС Сопутствующий эффект   Вредное действие ЛС на организм. Спектр фармакологических эффектов препарата, не наносящих вреда здоровью пациентов, но «бесполезных» при лечении данной конкретной патологии. Например , БКК - нифедипин может вызвать отеки нижних конечностей, Например ,  антиаритмик 3 класса амиодарон вызывает отложение пигмента в роговой оболочке глаза; АСК – используется при ИБС, как антиагрегант, но в спектр ее фармакологической активности входят противовоспалительные и жаропонижающие свойства гипотензивное средство центрального действия метилдофа у большинства пациентов в первую неделю приема вызывает ортостатическую гипотензию.  для данной категории больных безвредны, но и бесполезны.

Побочное (токсическое) действие ЛС

Сопутствующий эффект

Вредное действие ЛС на организм.

Спектр фармакологических эффектов препарата, не наносящих вреда здоровью пациентов, но «бесполезных» при лечении данной конкретной патологии.

Например ,

БКК - нифедипин может вызвать отеки нижних конечностей,

Например ,

антиаритмик 3 класса амиодарон вызывает отложение пигмента в роговой оболочке глаза;

АСК – используется при ИБС, как антиагрегант, но в спектр ее фармакологической активности входят противовоспалительные и жаропонижающие свойства

гипотензивное средство центрального действия метилдофа у большинства пациентов в первую неделю приема вызывает ортостатическую гипотензию.

для данной категории больных безвредны, но и бесполезны.

Классификация НЛР по тяжести

Классификация НЛР по тяжести

НЛР можно разделить: истинно побочные действия лекарственных препаратов токсические эффекты лекарственных препарат осложнения, связанные с внезапной отменой ЛП индивидуальная непереносимость ЛП

НЛР можно разделить:

  • истинно побочные действия лекарственных препаратов
  • токсические эффекты лекарственных препарат
  • осложнения, связанные с внезапной отменой ЛП
  • индивидуальная непереносимость ЛП
И стинно побочное действие лекарства —НЛР, обусловленная его структурой и свойствами, которые он оказывает на организм наряду с основными его действиями. Например , седативный эффект и сонливость от применения антигистаминных препаратов; дисбактериоз и кандидоз при применении мощных антибиотиков.

И стинно побочное действие лекарства —НЛР, обусловленная его структурой и свойствами, которые он оказывает на организм наряду с основными его действиями.

Например , седативный эффект и сонливость от применения антигистаминных препаратов; дисбактериоз и кандидоз при применении мощных антибиотиков.

Токсические эффекты лекарств — могут быть обусловлены: Передозировкой Абсолютная – при использовании препарата в большей дозе, чем предполагается рекомендациями по его применению. Относительная – связанная с индивидуальными особенностями организма конкретного человека: масса тела, возраст, ХПН и пр. Кумулятивная - при чрезмерно длительном применении ЛП, которые имеют свойство проявлять своё действие, накапливаясь в организме в течение некоторого периода приёма (особенно это касается сердечных гликозидов, таких как дигоксин, строфантин, коргликон)

Токсические эффекты лекарств — могут быть обусловлены:

  • Передозировкой
  • Абсолютная – при использовании препарата в большей дозе, чем предполагается рекомендациями по его применению.
  • Относительная – связанная с индивидуальными особенностями организма конкретного человека: масса тела, возраст, ХПН и пр.
  • Кумулятивная - при чрезмерно длительном применении ЛП, которые имеют свойство проявлять своё действие, накапливаясь в организме в течение некоторого периода приёма (особенно это касается сердечных гликозидов, таких как дигоксин, строфантин, коргликон)
Неверной скоростью введения препарата (быстрым введением средних и даже минимальных доз, например нельзя быстро вводить коргликон, эуфилин)  Нарушением техники введения препарата (может приводить к абсцессам, некрозам, эмболии, например хлористый кальций, введённый в/м вызывает некроз тканей)
  • Неверной скоростью введения препарата (быстрым введением средних и даже минимальных доз, например нельзя быстро вводить коргликон, эуфилин)
  • Нарушением техники введения препарата (может приводить к абсцессам, некрозам, эмболии, например хлористый кальций, введённый в/м вызывает некроз тканей)
Осложнения вследствие быстрой отмены лекарств (синдром отмены, обстиненции) — при быстрой отмене некоторых сильнодействующих средств возникают болезненные симптомы, которые тяжело переносятся больными, среди которых синдром отмены. Он характеризуются обострением тех симптомов, для устранения которых было проведено лечение. Например , ГКС, ББ.

Осложнения вследствие быстрой отмены лекарств (синдром отмены, обстиненции) — при быстрой отмене некоторых сильнодействующих средств возникают болезненные симптомы, которые тяжело переносятся больными, среди которых синдром отмены.

Он характеризуются обострением тех симптомов, для устранения которых было проведено лечение.

Например , ГКС, ББ.

Индивидуальная непереносимость лекарств — выражается в необычной извращенной реакции организма на обычные дозы лекарств, безвредных для большинства людей. Идиосинкразия Аллергические реакции генетически обусловленное, реагирование на ЛП при 1ом его приеме.  Причина - ферментопатия. Генерализованные Локальные Например, недостаток фермента Г-6-ФДГ в ответ на прием некоторых лекарств (хинидина, СА препаратов, аспирина, пиразалоновых, антибиотиков) приводит к развитию гемолитический анемии.

Индивидуальная непереносимость лекарств — выражается в необычной извращенной реакции организма на обычные дозы лекарств, безвредных для большинства людей.

Идиосинкразия

Аллергические реакции

генетически обусловленное, реагирование на ЛП при 1ом его приеме.

Причина - ферментопатия.

  • Генерализованные
  • Локальные

Например, недостаток фермента Г-6-ФДГ в ответ на прием некоторых лекарств (хинидина, СА препаратов, аспирина, пиразалоновых, антибиотиков) приводит к развитию гемолитический анемии.

Псевдоаллергические реакции на лекарства клинически идентичны аллергическим — это неспецифические (без антител) повышенные реакции на препараты. В отличие от истинных аллергических реакций при псевдоаллергических отсутствуют антитела и иммунные Т-лимфоциты. Псевдоаллергические реакции могут наблюдаться при первичном введении в организм рентгеноконтрастных веществ, местных анестетиков, опиатов, миорелаксатов и других препаратов.

Псевдоаллергические реакции

на лекарства клинически идентичны аллергическим — это неспецифические (без антител) повышенные реакции на препараты.

  • В отличие от истинных аллергических реакций при псевдоаллергических отсутствуют антитела и иммунные Т-лимфоциты.
  • Псевдоаллергические реакции могут наблюдаться при первичном введении в организм рентгеноконтрастных веществ, местных анестетиков, опиатов, миорелаксатов и других препаратов.
Наиболее распространенные симптомы лекарственной аллергии – это кожные изменения (сыпь, крапивница, контактный дерматит)  Например: Кореподобные высыпания ( барбитураты, ампициллин, сульфаниламиды) Пурпурозные ( антикоагулянты, диуретики) Лихеноидные ( производные сульфанилмочевины, ББ, иАПФ, тиазиды) Угреподобные (йодиды, бромиды, ГКС)

Наиболее распространенные симптомы лекарственной аллергии – это кожные изменения

(сыпь, крапивница, контактный дерматит)

Например:

Кореподобные высыпания ( барбитураты, ампициллин, сульфаниламиды)

Пурпурозные ( антикоагулянты, диуретики)

Лихеноидные ( производные сульфанилмочевины, ББ, иАПФ, тиазиды)

Угреподобные (йодиды, бромиды, ГКС)

Кроме того: Зуд Лихорадка Эозинофилия в крови Другие общие симптомы:

Кроме того:

  • Зуд
  • Лихорадка
  • Эозинофилия в крови
  • Другие общие симптомы:
«Лекарственная болезнь» Это одна из клинических форм лекарственной аллергии, имеющая неспецифический мультисистемный характер и иммуноопосредованную природу (подробнее клинику ЛБ мы обсуждали на паре) Лекарственная болезнь может развиваться под действием любого препарата и несколько чаще бывает у женщин

«Лекарственная болезнь»

Это одна из клинических форм лекарственной аллергии, имеющая неспецифический мультисистемный характер и иммуноопосредованную природу

(подробнее клинику ЛБ мы обсуждали на паре)

Лекарственная болезнь может развиваться под действием любого препарата и несколько чаще бывает у женщин

Наиболее аллергогенные препараты • различные антибактериальные препараты (пенициллин, ЦФС)

Наиболее аллергогенные препараты

  • • различные антибактериальные препараты (пенициллин, ЦФС)
• жаропонижающие (анальгин, парацетамол, диклофенак, кетонал)
  • • жаропонижающие (анальгин, парацетамол, диклофенак, кетонал)
• йодсодержащие, хлорсодержащие, бромсодержащие препараты (контрастные вещества, используемые при проведении лучевых методов исследования; амиодарон) Анестетики (лидокаин) • витамины (особенно группы B).
  • • йодсодержащие, хлорсодержащие, бромсодержащие препараты (контрастные вещества, используемые при проведении лучевых методов исследования; амиодарон)
  • Анестетики (лидокаин)
  • • витамины (особенно группы B).
Анафилактический шок (АШ) – острая тяжёлая системная угрожающая жизни реакция гиперчувствительности, сопровождающаяся выраженными нарушениями гемодинамики: снижение систолического артериального давления ниже 90 мм.рт.ст или на 30% от исходного уровня, приводящими к недостаточности кровообращения и гипоксии во всех жизненно важных органах.

Анафилактический шок (АШ)

– острая тяжёлая системная угрожающая жизни реакция гиперчувствительности, сопровождающаяся выраженными нарушениями гемодинамики:

снижение систолического артериального давления ниже 90 мм.рт.ст или на 30% от исходного уровня,

приводящими к недостаточности кровообращения и гипоксии во всех жизненно важных органах.

При остром развитии реакции через несколько минут, часов после введения предполагаемого аллергена (лекарственное средство (ЛС) и характеризующейся сочетанием двух или более следующих клинических проявлений: а) Поражение кожи и/или слизистых в виде генерализованной крапивницы, зуда и/или эритемы, отека губ, языка, небного язычка. б) Респираторные проявления (затруднение дыхания, одышка, кашель, заложенность носа, чихание, хрипы в груди, стридор, гипоксемия). в) Внезапное снижение артериального давления (АД) и, как следствие, развитие коллапса, синкопальных состояний, паралича сфинктеров. г) Персистирующие гастроинтестинальные нарушения в виде спастических болей в животе, рвоты.

При остром развитии реакции через несколько минут, часов после введения предполагаемого аллергена (лекарственное средство (ЛС) и характеризующейся сочетанием двух или более следующих клинических проявлений:

  • а) Поражение кожи и/или слизистых в виде генерализованной крапивницы, зуда и/или эритемы, отека губ, языка, небного язычка.
  • б) Респираторные проявления (затруднение дыхания, одышка, кашель, заложенность носа, чихание, хрипы в груди, стридор, гипоксемия).
  • в) Внезапное снижение артериального давления (АД) и, как следствие, развитие коллапса, синкопальных состояний, паралича сфинктеров.
  • г) Персистирующие гастроинтестинальные нарушения в виде спастических болей в животе, рвоты.
Жалобы пациента (при сохраненном сознании) на беспокойство, чувство страха, тревогу, озноб, слабость, головокружение, онемение языка, пальцев, шум в ушах, ухудшение зрения, тошноту, схваткообразные боли в животе. Состояние кожных покровов и слизистых: уртикарные высыпания, ангиоотеки, гиперемия, кожный зуд, на более поздних стадиях – бледность, холодный пот, цианоз губ.
  • Жалобы пациента (при сохраненном сознании) на беспокойство, чувство страха, тревогу, озноб, слабость, головокружение, онемение языка, пальцев, шум в ушах, ухудшение зрения, тошноту, схваткообразные боли в животе.
  • Состояние кожных покровов и слизистых: уртикарные высыпания, ангиоотеки, гиперемия, кожный зуд, на более поздних стадиях – бледность, холодный пот, цианоз губ.
Анафилактический шок! Алгоритм! Прекратить поступление предполагаемого аллергена в организм (остановить введение ЛС, удалить жало и др.) В случае введения ЛС или ужаления в конечность - выше места введения необходимо наложить венозный жгут для уменьшения поступления препарата в системный кровоток. Приложить лед к месту инъекции ЛС.

Анафилактический шок! Алгоритм!

  • Прекратить поступление предполагаемого аллергена в организм (остановить введение ЛС, удалить жало и др.)
  • В случае введения ЛС или ужаления в конечность - выше места введения необходимо наложить венозный жгут для уменьшения поступления препарата в системный кровоток. Приложить лед к месту инъекции ЛС.
2. Необходимо уложить больного на спину, приподнять нижние конечности, повернуть его голову в сторону, выдвинуть нижнюю челюсть для предупреждения западения языка, асфиксии и предотвращения аспирации рвотными массами. Нельзя поднимать пациента или переводить его в положение сидя, так как это в течение нескольких секунд может привести к фатальному исходу.

2. Необходимо уложить больного на спину, приподнять нижние конечности, повернуть его голову в сторону, выдвинуть нижнюю челюсть для предупреждения западения языка, асфиксии и предотвращения аспирации рвотными массами.

Нельзя поднимать пациента или переводить его в положение сидя, так как это в течение нескольких секунд может привести к фатальному исходу.

3. Оценить кровообращение, дыхание, проходимость дыхательных путей, сознание, состояние кожи и вес пациента.

3. Оценить кровообращение, дыхание, проходимость дыхательных путей, сознание, состояние кожи и вес пациента.

Необходим контроль и обеспечение проходимости верхних дыхательных путей. В случаях нарушения проходимости дыхательных путей корнем языка в результате нарушения сознания необходимо выполнить тройной прием Сафара

Необходим контроль и обеспечение проходимости верхних дыхательных путей. В случаях нарушения проходимости дыхательных путей корнем языка в результате нарушения сознания необходимо выполнить тройной прием Сафара

Обеспечить поступление к больному свежего воздуха или ингалировать кислород (6-8 л/мин.)

Обеспечить поступление к больному свежего воздуха или ингалировать кислород

(6-8 л/мин.)

Наладить внутривенный доступ. Если препарат вводился в/в, то необходимо сохранить доступ. Вводить 1-2 литра 0,9% раствора хлорида натрия

Наладить внутривенный доступ. Если препарат вводился в/в, то необходимо сохранить доступ. Вводить 1-2 литра 0,9% раствора хлорида натрия

В/м в середину передне-латеральной поверхности бедра 0,3-0,5 мл 0,1% раствора эпинефрина взрослым, детям - 0,3 мл максимум. При необходимости введение эпинефрина можно повторить через 5-15 минут.

В/м в середину передне-латеральной поверхности бедра 0,3-0,5 мл 0,1% раствора эпинефрина взрослым, детям - 0,3 мл максимум.

При необходимости введение эпинефрина можно повторить через 5-15 минут.

Рекомендовано быть всегда готовым к проведению сердечно-легочной реанимации. (Взрослым - с частотой 100-120 в минуту на глубину 5-6 см; детям – 100 в минуту на глубину 5 см (младенцам 4 см). Соотношение вдохов с компрессией грудной клетки – 2:30) ·Мониторировать АД, пульс, частоту дыхательных движений. При отсутствии возможности подсоединить монитор измерять АД, пульс вручную каждые 2-5 минут, контролировать уровень оксигенации.

Рекомендовано быть всегда готовым к проведению сердечно-легочной реанимации.

(Взрослым - с частотой 100-120 в минуту на глубину 5-6 см;

детям – 100 в минуту на глубину 5 см (младенцам 4 см).

Соотношение вдохов с компрессией грудной клетки – 2:30)

·Мониторировать АД, пульс, частоту дыхательных движений. При отсутствии возможности подсоединить монитор измерять АД, пульс вручную каждые 2-5 минут, контролировать уровень оксигенации.

Срочно вызвать реанимационную бригаду (если это возможно) или скорую медицинскую помощь (если Вы вне медицинского учреждения).

Срочно вызвать реанимационную бригаду (если это возможно) или скорую медицинскую помощь (если Вы вне медицинского учреждения).

В стационаре При неэффективности начинается в/в капельное введение эпинефрина (0,1% 1 мл раствора эпинефрина разводят в 100 мл 0,9% раствора хлорида натрия) с начальной скоростью введения 30-100 мл/час (5-15 мкг/мин), титруя дозу в зависимости от клинического ответа или побочных эффектов эпинефрина

В стационаре

При неэффективности начинается в/в капельное введение эпинефрина

(0,1% 1 мл раствора эпинефрина разводят в 100 мл 0,9% раствора хлорида натрия)

с начальной скоростью введения 30-100 мл/час (5-15 мкг/мин), титруя дозу в зависимости от клинического ответа или побочных эффектов эпинефрина

При подкожном и внутримышечном введении препарата, вызвавшего шок, обколоть крестообразно место инъекции 0,1 % раствором адреналина (1 мл 0,1 % раствора адреналина развести в 3-5 мл физиологического раствора).
  • При подкожном и внутримышечном введении препарата, вызвавшего шок, обколоть крестообразно место инъекции 0,1 % раствором адреналина (1 мл 0,1 % раствора адреналина развести в 3-5 мл физиологического раствора).
Домашнее задание: КОНСПЕКТ данной лекции в тетрадях Знать АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ при анафилактическом шоке «Крик»,  Эдвард Мунк

Домашнее задание:

  • КОНСПЕКТ данной лекции в тетрадях
  • Знать АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ при анафилактическом шоке

«Крик», Эдвард Мунк