Тема НОД: «Невидимка вокруг нас» (образовательная область «Познавательное развитие»).
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с понятием «воздух»;
Расширить представление детей о свойствах воздуха (прозрачный, невидимый, не имеет запаха, движется);
Обобщить знания детей об органах чувств, формировать представление детей о том, что наличие воздуха – одно из условий существования живых организмов;
Учить самостоятельно делать выводы на основе практической деятельности;
Развивающие:
Развивать познавательный интерес; любознательность, наблюдательность; мышление, речь;
Развивать навыки проведения опытов;
Развивать навыки укрепления глазных мышц, предупреждения утомляемости, снятия напряжения;
Развивать правильное дыхание;
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, желание заботиться о чистоте воздуха;
Воспитывать аккуратность при проведении опытов
Материал:
Полиэтиленовый пакет, шар; одноразовые стаканы, трубочки для коктейля, киндер-яйца с «запахом», картинки с изображением предметов, загрязняющих воздух; картинки с изображением действий, которые помогу нам дышать свежим воздухом, видеопроектор, макет планеты, символы «Признаки воздуха»
Предварительная работа. Наблюдение, игры «Кто дышит воздухом?», «Ветер», гимнастика для глаз.
Технологии: исследовательские, здоровьесберегающие, игровые, развивающие.
Интеграция: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Организационная часть.
Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, почувствуем тепло наших рук, передадим его своим товарищам и хором скажем:
Здравствуйте, гости!
Мы дружная группа.
Как положено друзьям,
Все мы делим пополам.
Дружно, весело живем,
В играх мир мы познаем!
Опустите руки и внимательно слушайте.
Основная часть.
Ребята, чем мы видим окружающий мир? (Глазами).
Ксюша, скажи полным ответом, чем мы видим окружающий мир? (Мы видим окружающий мир глазами).
Теперь посмотрите по сторонам и , кого я буду спрашивать, тот будет отвечать, что он видит вокруг.
Ариша, что ты видишь вокруг? (Я вижу столы, стулья, шкафы).
Алеша, что ты видишь? (Я вижу ребят, гостей).
Ребята, но у нас в группе прячется Невидимка, давайте попробуем глазами найти его.
Гимнастика для глаз
Вправо смотрим – ничего,
Влево смотрим – ничего,
(Резко переводят взгляд вправо – влево).
Раз-два, раз-два – посмотрите,
Глазки шире распахните.
(Выполнение круговых движений глазами)
Вверх глаза вы поднимите,
(Поднимают вверх)
Вниз скорее посмотрите,
(Опускают вниз)
Невидимку в комнате найдите.
Денис, ты нашел глазами Невидимку? (Нет, не нашел?)
Ребята, а вы нашли глазами Невидимку в нашей комнате? (Нет).
Давайте попробуем руками поймать Невидимку. (Дети и воспитатель делают хватательные движения)
Настя, удалось тебе поймать Невидимку? (Нет, не удалось)
Костя, ты поймал Невидимку? (Я ничего не поймал).
Как же нам поймать Невидимку? Кажется я придумала: нам поможет простой целлофановый пакет.
Опыт №1 «Поймай Невидимку»
Я взяла пакет, сжала его в кулак. Посмотри Андрюша, что в пакете? (Ничего). Милана, у меня пакет полный или пустой? (Пакет пустой).
Теперь я найду сторону, где пакет раскрывается. Возьму за край и резко буду размахивать им из стороны в сторону, теперь быстро закрою его.
Алеша, теперь пакет полный или пустой? (Пакет полный). Попробую пакет слегка сжать. Вероника, получилось у меня сжать пакет? (Нет, не получилось).
Что мне мешает сжать пакет? Что у меня в пакете, Алеша? (В пакете воздух). Посмотрите, цвет у воздуха есть? (Нет). Значит, воздух какой? (Бесцветный). Где живет воздух-Невидимка? (Он везде, вокруг нас). Милана, мы видим воздух? (Воздух мы не видим). Если воздух мы не видим, значит, он какой? (Воздух невидимый).
Давайте сделаем вывод:
Валерия, где находится воздух? (Воздух везде, вокруг нас).
Воздух какой по цвету? (Воздух бесцветный, прозрачный).
Воздух мы видим? (Нет). Значит, воздух какой? (Воздух невидимый).
Опыт №2 «Воздух безвкусный»
Ребята, давайте попробуем язычком лизнуть воздух. Проведите язычком из стороны в сторону, теперь попробуем его полакать. Достаточно. Ксюша, у воздуха есть вкус? (У воздуха нет вкуса). Вкуса у воздуха нет, может его можно съесть? Давайте его пожуем и проглотим. (Дети и воспитатель делают жевательные движения, глотают). Костя, ты сейчас съел воздух, ты им наелся? (Нет, не наелся). Денис, можно воздухом наесться? (Нет). Если воздух нельзя есть, то он какой? (Воздух несъедобный).
Вывод: Воздух безвкусный и несъедобный.
Опыт №3 «Воздух без запаха»
Сегодня к нам в группу пришла посылка. Наверное, в ней есть что-то вкусное и съедобное. Хотите узнать, что там? (Да). Тогда тихонько сядьте за столы. (Дети садятся)
Вот посылка на ней написано: «Ребятам старшей группы детского сада «Марьино» от Невидимки». Сейчас я ее открою. Ой, да здесь лежит письмо. Сейчас я прочту его: «Здравствуйте, Ребята! Я воздух-невидимка хочу с вами поиграть. Я вам каждому прислал яйцо. Вы определите, чем пахнет воздух в яйце и найдите на мольберте соответствующую картинку».
Настя, с помощью какого органа мы различаем запахи? (С помощью носа).
Сейчас я вам раздам яйца, а вы откроете их и определите, чем пахнет воздух. (Педагог раздает яйца. Спрашивает у троих детей, чем пахнет воздух в их яйце). У кого запах лука, подойдите к картинке и положите яйца в контейнер. А теперь мы посмотрим, как вы тихо умеете садиться. У кого вот этот запах (педагог указывает на картинку с изображением духов), положите яйца в контейнер. Посмотрим, как вы тихо сядете. У кого запах апельсина, отнесите яйца к соответствующей картинке. Молодцы, все с заданием справились. Сядьте все ровно, положите руки... Давайте поговорим, чем может пахнуть воздух. Вероника, чем пахнет, когда цветут сады? (Пахнет цветами). Костя, чем пахнет костер? (Пахнет дымом). Чем пахнет на кухне, когда готовят? (Пахнет едой). А теперь подумайте и скажите, чем пахнет абсолютно чистый воздух? (Ничем). Денис, воздух имеет запах? (Нет).
Вывод: Воздух без запаха, абсолютно чистый воздух не пахнет, пахнут окружающие предметы.
Воздух может пахнуть приятно и неприятно. Воздух может быть грязным и чистым.
Сейчас Валерия расскажет, что загрязняет воздух. Валерия, пройди к доске, я буду показывать картинки, а ты рассказывай.
Рассказ Валерии. Ежедневно в атмосферу Земли выбрасывается огромное количество веществ, которые загрязняют воздух. Это дым сигарет, дым горящих лесов, дым горящего мусора, выхлопные газы машин, выбросы с заводов и фабрик, которые вызывают у людей различные заболевания. (Педагог хвалит ребенка: «Спасибо, Валерия, хорошо рассказала»)
А сейчас Варя и Настя расскажут, что нам надо делать, чтобы дышать свежим воздухом. Девочки, выходите к доске, смотрите картинки и рассказывайте.
Рассказ Вари и Насти. Чтобы дышать свежим воздухом, людям надо больше сажать различных растений дома и на улице, потому что они выделяют кислород. Надо беречь все растения: не ломать деревья, не рвать цветы. Чаще надо проветривать помещения, делать влажную уборку. Надо гулять в парке, лесу, там, где много деревьев. Надо убирать мусор на улицах, в парках, надо заботиться о чистоте Земли, о чистоте воздуха. (Педагог говорит: «Умницы, хорошо рассказали).
Сейчас поиграем в игру «Чистый-грязный воздух». Рассмотрите картинки, черным фломастером обведите в кружок те предметы, которые загрязняют воздух (машины, сигареты, заводы, мусор) А затем голубым фломастером обведите картинки, где нарисовано, что надо делать, чтоб дышать свежим воздухом. (Дети обводят: проветривание помещений, уборка помещений, посадка растений дома и на улице, прогулка после дождя, прогулка там, где много деревьев. Дети работают самостоятельно, педагог ходит около столов, проверяет, хвалит).
Опыт №4 «Воздух можно услышать»
А вот интересно, можно ли воздух услышать?
Валерия, чем мы будем слушать? (Ушами). Давайте сделаем абсолютную тишину и послушаем. Эвелина, что ты слышишь? (Ничего). Камила, как ты думаешь, можно услышать воздух? (Нет, воздух не слышен). Да, ребята, воздух не слышим. Но я вам сейчас докажу, что иногда воздух можно услышать. Сядьте ровно, выпрямите спинки и смотрите на меня. (Педагог надувает шар). Ариша, что я сделала? (Надула шар). Денис, как ты думаешь, что внутри шара? (Воздух). Правильно, я сейчас воздух из шарика выпущу, а вы слушайте. Илюша, что ты слышишь? (Шипение). Настя, когда из шарика выходит воздух, что мы слышим? (Когда из шарика выходит воздух, слышим шипение).
Вывод. Значит, ребята, звук возникает, когда воздух движется, дрожит. Тогда его можно услышать.
Опыт №5 «Воздух движется».
Ребята, воздух всегда вокруг нас, и он всегда движется. Мы это не видим, но мы можем это почувствовать.
Помашите на себя рукой. Настя, что ты чувствуешь? (Ветерок). Давайте попробуем с помощью воздуха устроить ветер. А теперь друг на друга. Что вы чувствуете? (Ветер). Догадались, как у нас получился ветер? Мы рукой машем, рука движется и как бы подгоняет воздух, воздух тоже движется, получается ветер. Ветер это что? (Ветер – движение воздуха)
Вывод: движение воздуха – это ветер.
Теперь все встали прошли на ковер и стали в круг. (Помощник педагога ставит на столы стаканы с трубочками и водой). Играем в игру «Ветер»
Ветер дует на меня,
(Веером на себя)
Ветер дует от меня.
(Веером от себя)
Ветер дует высоко,
(На носочки, рука вверху)
Ветер дует низко.
(Нагнулись, веером машут внизу)
Ветер дует далеко,
(Веер в сторону)
Ветер дует близко.
(На себя).
Все красиво встали, слушаем меня.
Опыт №6 «Воздух внутри нас»
Мы живем на замечательной планете, которая окружена воздушным океаном. Мы с вами живем на дне воздушного океана. Воздух всегда вокруг нас: на земле, под землей, в небе, в воде и даже внутри нас. Как же можно узнать, что воздух внутри нас?
Поднесите ладонь к носу и подышите. Чувствуете воздух, который выходит из нас? (Да).
Сделайте губы трубочкой и подуйте на ладонь. Денис, какой воздух выходит из тебя? (Холодный). А из Ани, какой воздух выходит? (Холодный).
Теперь откройте рот шире и подышите. Ксения, какой воздух ты чувствуешь? (Теплый). Артем, у тебя какой воздух? (Теплый).
Теперь скажите, чем мы дышим? (Носом, ртом)
Человек может дышать по-разному: и носом, и ртом.
А теперь делаем дыхательную гимнастику.
Дышим носом (Вдох-выдох 3 раза)
Дышим ртом, пальцами закрываем нос (Вдох-выдох 3 раза)
Делаем вдох ртом, выдох носом (3 раза)
Делаем вдох носом, выдох ртом (3 раза)
Молодцы, все умеете дышать по-разному.
Когда мы с вами дышали на ладонь, мы чувствовали, как воздух выходил из нас в виде теплого и холодного ветерка. А сейчас вы увидите, как воздух выходит из вас.
Пройдите за столы, тихо, аккуратно сели на свои места, чтобы не перевернули стаканы.
Перед вами стаканы с трубочками. Будем вдыхать носом, а выдыхать ртом. Вот так. (Показ). Все берите стаканы с трубкой. Вдох носом, выдох ртом в трубку. Теперь смотрите в воду, в виде чего из вас выходит воздух? Варя, в виде чего выходит воздух из нас? (В виде пузырьков).
Поставьте стаканы и давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Давайте закроем нос и рот и не будем дышать. (Воспитатель следит, чтобы дети не слишком долго задерживали дыхание).
Человек может долго не дышать, Настя? (Нет, не может).
Андрюша, человек может жить без воздуха? (Нет, человек не может жить без воздуха). Хорошо, молодцы.
Вывод: человек не может без воздуха, воздух внутри нас.
Заключительная часть.
Ребята, а кто еще не может жить без воздуха? (Птицы, рыбы, животные, насекомые, все растения).
А сейчас играем в игру «Что мы знаем о воздухе?» Я буду задавать вопросы, на которые вы будете отвечать, и вешать соответствующую картинку вокруг нашей планеты.
Костя, мы можем видеть воздух? (Нет). Если мы его не видим, то он какой? (Невидимый). Значит вешаем вот эту картинку. (Педагог вешает картинку).
Эвелина, воздух можно рукой потрогать? (Нет). Давайте выбери картинку и повесим ее.
Артем, воздух можно съесть? (Нет). Значит он какой? (Несъедобный). Вешаем картинку.
Абсолютно чистый воздух имеет запах, Милана? (Нет). Вспоминаем, чем мы нюхаем, выбираем картинку.
Варя, воздух можно услышать? Выбираем картинку.
Когда воздух движется, что получается? (Ветер). На кокой картинке ветер?
Андрюша, где находится ветер? (Везде). Правильно, везде, вокруг нас, он кругом. Какую картинку надо повесить?
Есть воздух внутри нас, Ксюша? (Есть). Повесим картинку.
Молодцы, все с заданием справились. Модель планеты и воздуха будет у нас в экспериментальном уголке, и мы сможем с вами играть в игру, что мы знаем о воздухе.
Ребята вы сегодня хорошо работали, немного шумели. Но я думаю, что в следующий раз вы будете вести себя хорошо. Сейчас поиграем в мыльные пузыри. Предлагаю вам впустить внутрь мыльных пузырей воздух. Кто воздуха больше впустит, у того пузырь будет больше. Все тихонько встали и прошли на ковер. (Педагог раздает детям мыльные пузыри).
.