Тема : «Общечеловеческие ценности- основа семейного воспитания».
Цель: Раскрыть важность общечеловеческих ценностей в духовно-нравственном воспитании детей.
Задачи:
1. Расширение знаний родителей о психолого-педагогических основах программы нравственно-духовного образования «Самопознание».
2. Формирование представления родителей об аксиологических основах программы нравственно-духовного образования «Самопознание».
3. Воспитание чувства ответственности родителей за воспитание детей.
Ход собрания
Смотрим видеоролик «Улыбнись»
1.Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте уважаемые родители, я рада нашей сегодняшней встречи. Сегодня мы проведем родительское собрание на тему: «Общечеловеческие ценности-основа семейного воспитания». Говорить мы сегодня будем о самом важном и ценном что у нас есть, о наших любимых детях.
Наше собрание я хочу начать с высказывания Далай-Ламы XIV (духовный лидер буддистов Тибета, Монголии, Бурятии, Тувы, Калмыкии и других регионов):
Наши дома все больше, а семьи все меньше;
У нас больше удобств, но меньше времени;
Больше ученых степеней, но меньше здравого смысла;
Больше знаний, но меньше способности к трезвому суждению;
Больше специалистов, но еще больше проблем;
Больше лекарств, но меньше здоровья;
Мы проделали долгий путь до Луны и обратно, но нам сложно перейти улицу, чтобы встретиться с новым соседом;
Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объемов информации, но стали меньше общаться друг с другом;
Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве;
Это время быстрого питания, но медленного усвоения,
Людей высокого роста, но низкой нравственности,
Высоких доходов, но мелочных отношений;
Это время, когда так много за окном, но ничего в комнате.
Далай-Лама XIV
Согласны ли вы с этим высказыванием?
Кто может сказать, почему так происходит? В чем причина, в чем парадокс сегодняшнего мира?
В наши дни главная задача образования — сдать как можно больше экзаменов и добиться как можно больше ученых степеней.
С.А. Назарбаева в своей книге «Этика жизни» пишет: «На рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания – научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по-английски. И вот он уже готов – человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличить добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует…»
В этом и заключается отрешенность образования от жизни сегодня. Нас учат языкам и концепциям, но это не помогает нам жить в согласии с самими собой и остальными.
Парадокс сегодняшнего мира в том, что, нам кажется, более легким познавать и осваивать внешний мир, чем исследовать и осознавать свой внутренний мир, т.е. самих себя.
Самый ценный дар, который мы можем дать детям — это способность найти внутреннюю удовлетворенность и спокойствие духа. Ведь как говорили древние мудрецы: «Пусть будет мир на Земле и пусть он начнется с меня!»
Поэтому в системе образования так важна Программа нравственно-духовного образования «Самопознание»,которая не имеет аналогов в мировом образовательном пространстве.
Древнейшим институтом воспитания и развития ребёнка является семья. То, что малыш приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья — это колыбель духовного развития ребёнка. Она является одним из традиционных институтов, в котором происходит самопознание и удовлетворение потребности ребёнка в любви, заботе, ласке, уважении и общении. Современная семья — клеточка социального организма, живущая с ним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие цели. Мне бы хотелось рассказать вам китайскую притчу«Ладная семья».
Чтение притчи:
Жила-была на свете семья. Более ста человек насчитывалось в семье, жили они одной деревней. Семья была особая – мир и лад в ней были нормой. Ни ссор, ни ругани. До самого императора дошел слух об этой семье. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в ту деревню, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток, лад и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители деревни сумели найти способ жить так дружно. Пришел он к старейшине семьи и попросил его рассказать, как они добились такого согласия и мира в семье. Тот взял лист бумаги и написал всего три слова: «любовь», «прощение», «терпение». Но написал эти слова особенно: сто раз было написано «любовь», сто раз — «прощение», сто раз – «терпение». Прочтя три слова, император удивился:
— И все?
— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, затем, подумав, добавил: — и мира тоже.
- В семейном кругу мы с вами растем,
Основы основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.
Как очистить наше сознание и сознание детей? Давайте рассмотрим на примере. Как очистить грязную воду в стакане, если нельзя сразу всю ее вылить? Надо поставить стакан под поток чистой воды и постепенно вода в стакане очистится. Важным условием в воспитании является личный пример родителей, умение контролировать свои эмоции. «Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей» говорил педагог А.С.Макаренко.
Смотрим сценку «Игрушка» в исполнении Аиды и Вероники.
Игрушка
Ребёнок упрямился, крепко прижимая к груди любимую игрушку, не желая давать поиграть ей другому малышу.
— Некрасиво быть жадным и не делиться с другими своими игрушками, — сказала мама ребёнку.
— А почему ты тогда не делишься своими игрушками с моей тётей, когда она просит их у тебя? — спросил ребёнок.
— Но у меня нет игрушек, — ответила мама.
— А ожерелье?
— Но это же дорогая вещь, а не игрушка, — ответила мама.
— Это для тебя она дорогая, а для меня это игрушка. Давай я ей поделюсь, раз тебе жалко.
— Нет, — сказала мама.
— Тогда почему ты хочешь, чтобы я делился тем, что дорого для меня, почему ты не ценишь дорогие мне вещи?
— Знаешь, сынок, наверное, ты прав. И в следующий раз я постараюсь не жадничать, а поделюсь с твоей тётей, — сказала мама.
Ребёнок внимательно посмотрел на маму, улыбнулся и дал свою игрушку малышу, который тоже хотел поиграть с ней.
Беседа:
-как ребёнок относится к своим игрушкам?
-Как он оценивает мамины украшения?
Почему мама изменила своё отношение к поступку ребёнка?
Сделайте вывод
II Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям. Под ценностями принято называть предметы, явления, свойства, состояния, имеющие положительную значимость для личности.
Истина – это то, что остается неизменным, основополагающий жизненный принцип: духовное начало, пронизывающее все творение, единая суть, присущая всему мирозданию. Она не подвержена изменениям во времени – прошлом, настоящем и будущем.
Праведное поведение–это поведение, соответствующее долгу и обязательствам, поступки согласно внутреннему голосу совести.
Любовь – это чистая бескорыстная и безусловная любовь, это энергия, созидающая и поддерживающая жизнь.
Внутренний покой – совершенное умиротворение ума, глубинная природа человека.
Ненасилие – не причинение вреда никому, ни мыслью, ни словом, ни делом.
Все общечеловеческие ценности — грани одной человечности.
Смотрим фильмы:
«После каждой ссоры смотри это».
Цените то, что у вас есть.
«Притча о доброте»
Ради родных людей отдайте всё, что у вас есть, т.к. семья- это самое ценное в жизни каждого человека.
III Роль родителей в семье очень велика. Каждый из родителей оказывает определенное влияние на развитие ребенка. Миссия матери заложить основы благочестия и морали. Она должна обеспечить детей необходимой моральной и духовной подготовкой. Когда мать наполнена духовностью, это благоприятно сказывается на детях, и они также наполняются ею.
Мужчина в семье играет главенствующую роль. Мужчина — это воплощение долга, мудрости и дисциплины. Муж должен с чувством ответственности оберегать и защищать жену и детей, должен обеспечивать семью всем необходимым, включая здоровье всех членов семьи и обучение детей. Отец внушает своим сыновьям понятие честности, мужественности, твердости воли, справедливости и ответственности – без этих качеств мужчина не способен быть настоящим мужчиной.
«Два кувшина»- притча
Любите своих детей такими, какие они есть.
«В чём смысл жизни»
Делитесь с родными любовью и заботой. Берегите и проживайте каждый день.
Заключительная минута собрания:
Давайте подведём итоги нашего собрания.
Уважаемые родители наше собрание подошло к концу.
«Добрая песня»- позитивчик
Спасибо вам за внимание!