СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: общие принципы и правила, методы работы с учениками с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация доклад на Тема: общие принципы и правила, методы работы с учениками с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Тема: общие принципы и правила, методы работы с учениками с ОВЗ»

Тема доклада: «Общие принципы и правила методы коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ». Выполнил: Банников Валентин Алексеевич, воспитатель ГБОУ НСО «КШИ»

Тема доклада: «Общие принципы и правила методы коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ».

Выполнил: Банников Валентин Алексеевич, воспитатель ГБОУ НСО «КШИ»

Актуальность темы доклада:

  • Во все времена в человеческом обществе были люди, не похожие на других, в силу каких-либо особенностей развития. Человечество прошло длинный путь от неприятия таких людей, к их признанию как равноправных членов общества.
  • Однако долгое время не было понимания, как подобных людей вводить в повседневную жизнь. Как организовать их обучение и воспитание, чтобы они могли социализироваться. Чтобы могли стать полноценными членами общества.
  • Методом проб и ошибок были разработаны методы и принципы работы с детьми с ОВЗ. Весь накопленный опыт был обобщён в особом разделе педагогики «Коррекционная педагогика».
  • Коррекционное обучение — выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности ребенка, имеющего то или иное отклонение в развитии.
  • В связи со всем выше сказанным можно сделать вывод, что знание принципов, правил и методов работы с обучающимися с ОВЗ является актуальной темой для изучения педагогами работающими в данной сфере.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. 

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

  • – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. 
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Чем это определяется? Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:  Нарушение слуха;  Зрения;  Речи;  Опорно-двигательного аппарата;  Интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.

  • Чем это определяется?
  • Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:
  • Нарушение слуха;
  • Зрения;
  • Речи;
  • Опорно-двигательного аппарата;
  • Интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:   Международные (подписанные СССР или Россией); Федеральные (законы РФ, кодексы); Правительственные (постановления и распоряжения Правительства СССР или РФ); Ведомственные (документы Министерства образования); Региональные (документы Департаментов (министерств) или управлений образованием). Локальные акты образовательного учреждения.

Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

  • Международные (подписанные СССР или Россией);
  • Федеральные (законы РФ, кодексы);
  • Правительственные (постановления и распоряжения Правительства СССР или РФ);
  • Ведомственные (документы Министерства образования);
  • Региональные (документы Департаментов (министерств) или управлений образованием).
  • Локальные акты образовательного учреждения.
У учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Работа с данной категорией учеников выявила особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:   начинать специальное обучение ребенка необходимо сразу же после выявления первичного нарушения развития;   ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;   использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию

У учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Работа с данной категорией учеников выявила особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:  

  • начинать специальное обучение ребенка необходимо сразу же после выявления первичного нарушения развития; 
  • ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; 
  • использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения; 
У учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Работа с данной категорией учеников выявила особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:   индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;   обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;  максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

У учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Работа с данной категорией учеников выявила особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:  

  • индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; 
  • обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
  • максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Были разработаны общие принципы и правила коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику.  2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 

Были разработаны общие принципы и правила коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ:

  • 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 
  • 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 
Общие принципы и правила коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ: 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки (организация дискуссий и обсуждений  включение учеников в решение проблемных ситуаций, использование дидактических игр; использование таких методов обучения, как беседа, пример, наглядный показ; стимулирование коллективных форм работы, взаимодействие учеников в учении; наиболее часто используемыми методами активизации познавательной деятельности учащегося являются: Словесные методы. Наглядные методы Практические методы ) ;  

Общие принципы и правила коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ:

  • 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки (организация дискуссий и обсуждений
  • включение учеников в решение проблемных ситуаций,
  • использование дидактических игр;
  • использование таких методов обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
  • стимулирование коллективных форм работы, взаимодействие учеников в учении;
  • наиболее часто используемыми методами активизации познавательной деятельности учащегося являются:
  • Словесные методы.
  • Наглядные методы
  • Практические методы ) ;

 

Общие принципы и правила коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ: 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. 

Общие принципы и правила коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ:

  • 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. 
Методы работы с учащимися с ОВЗ: К словесным методам относится: 1.методы, используемые для сообщения новых знаний – это методы  объяснения, рассказа, демонстрации ; 2. Метод дискуссии.  Он применяется по вопросам, требующим размышлений, когда учащиеся могут свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.   3.   Метод самостоятельной работы.  С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план работы.   4. Метод проблемного изложения.           Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Методы работы с учащимися с ОВЗ:

К словесным методам относится:

  • 1.методы, используемые для сообщения новых знаний – это методы  объяснения, рассказа, демонстрации ;
  • 2. Метод дискуссии.  Он применяется по вопросам, требующим размышлений, когда учащиеся могут свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
  •   3.   Метод самостоятельной работы.  С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план работы.
  •   4. Метод проблемного изложения.

          Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Методы работы с учащимися с ОВЗ: К наглядным методам  относится  частично - поисковый. При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос. 

Методы работы с учащимися с ОВЗ:

К наглядным методам  относится

  • частично - поисковый. При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос. 
Методы работы с учащимися с ОВЗ: К практическим методам  относится:  частично-поисковый лабораторный метод. Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До начала работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.  игры, занимательные упражнения, соревнования.

Методы работы с учащимися с ОВЗ:

  • К практическим методам  относится:
  • частично-поисковый лабораторный метод.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До начала работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

  • игры, занимательные упражнения, соревнования.
Вывод:   Таким образом, в коррекционной школе используются те же  методы, принципы и правила обучения , что и в любой другой общеобразовательной школе, но, в практическом  применении их, учитываются познавательные возможности детей с ОВЗ. Наиболее существенным признаком, отличающим методы работы, применяемые в коррекционной  школе, от методов, используемых массовой школой, является их коррекционно-развивающая направленность. Она включает: Подачу на каждом занятии материала малыми порциями; Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;   Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий;   Постоянную опору на чувственный опыт учащихся; Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и др.

Вывод:

Таким образом, в коррекционной школе используются те

же  методы, принципы и правила обучения , что и в любой

другой общеобразовательной школе, но, в

практическом  применении их, учитываются

познавательные возможности детей с ОВЗ.

Наиболее существенным признаком, отличающим методы работы,

применяемые в коррекционной  школе, от методов, используемых массовой

школой, является их коррекционно-развивающая направленность.

Она включает:

  • Подачу на каждом занятии материала малыми порциями;
  • Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;
  •   Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий;
  •   Постоянную опору на чувственный опыт учащихся;
  • Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и др.
Вывод: Использование всех перечисленных методов работы с учениками с ОВЗ при неукоснительном выполнении всех принципов и правил коррекционной работы с учётом особых по своему характеру потребностей, свойственных всем детям с ОВЗ будет способствовать, развитию, социализации и обучению данной категории детей.

Вывод:

Использование всех перечисленных методов работы с

учениками с ОВЗ при неукоснительном выполнении

всех принципов и правил коррекционной работы с

учётом особых по своему характеру потребностей,

свойственных всем детям с ОВЗ будет способствовать,

развитию, социализации и обучению данной

категории детей.

Список использованной литературы . 1. https://www.art-talant.org/publikacii/9112-principy-i-metody-raboty-s-detymi-s-ovz-v-ramkah-realizacii-fgos-ooo (слайд 3-4). 2. https://multiurok.ru/index.php/files/normativno-pravovye-osnovy-obucheniia-detei-s-ovz.html (слайд 5). 3. https://infourok.ru/statya_o_rabote_s_detmi_s_ovz-165889.htm (слайд 6-7). 4. https://infourok.ru/statya_o_rabote_s_detmi_s_ovz-165889.htm (слайд 8-9-10). https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/02/01/metody-i-priyomy-formiruyushchie-poznavatelnuyu-aktivnost (слайд 9). 5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/02/01/metody-i-priyomy-formiruyushchie-poznavatelnuyu-aktivnost (слайд 11-12-13) https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2019/12/20/metody-i-priemy-raboty-s-detmi-s-ovz (слайд 11-12-13)

Список использованной литературы .

  • 1. https://www.art-talant.org/publikacii/9112-principy-i-metody-raboty-s-detymi-s-ovz-v-ramkah-realizacii-fgos-ooo (слайд 3-4).
  • 2. https://multiurok.ru/index.php/files/normativno-pravovye-osnovy-obucheniia-detei-s-ovz.html (слайд 5).
  • 3. https://infourok.ru/statya_o_rabote_s_detmi_s_ovz-165889.htm (слайд 6-7).
  • 4. https://infourok.ru/statya_o_rabote_s_detmi_s_ovz-165889.htm (слайд 8-9-10). https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/02/01/metody-i-priyomy-formiruyushchie-poznavatelnuyu-aktivnost (слайд 9).
  • 5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/02/01/metody-i-priyomy-formiruyushchie-poznavatelnuyu-aktivnost (слайд 11-12-13)
  • https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2019/12/20/metody-i-priemy-raboty-s-detmi-s-ovz (слайд 11-12-13)