Тема доклада: «Общие принципы и правила методы коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ».
Выполнил: Банников Валентин Алексеевич, воспитатель ГБОУ НСО «КШИ»
Актуальность темы доклада:
- Во все времена в человеческом обществе были люди, не похожие на других, в силу каких-либо особенностей развития. Человечество прошло длинный путь от неприятия таких людей, к их признанию как равноправных членов общества.
- Однако долгое время не было понимания, как подобных людей вводить в повседневную жизнь. Как организовать их обучение и воспитание, чтобы они могли социализироваться. Чтобы могли стать полноценными членами общества.
- Методом проб и ошибок были разработаны методы и принципы работы с детьми с ОВЗ. Весь накопленный опыт был обобщён в особом разделе педагогики «Коррекционная педагогика».
- Коррекционное обучение — выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности ребенка, имеющего то или иное отклонение в развитии.
- В связи со всем выше сказанным можно сделать вывод, что знание принципов, правил и методов работы с обучающимися с ОВЗ является актуальной темой для изучения педагогами работающими в данной сфере.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
- – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.
- Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:
- Нарушение слуха;
- Зрения;
- Речи;
- Опорно-двигательного аппарата;
- Интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
- Международные (подписанные СССР или Россией);
- Федеральные (законы РФ, кодексы);
- Правительственные (постановления и распоряжения Правительства СССР или РФ);
- Ведомственные (документы Министерства образования);
- Региональные (документы Департаментов (министерств) или управлений образованием).
- Локальные акты образовательного учреждения.
У учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Работа с данной категорией учеников выявила особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
- начинать специальное обучение ребенка необходимо сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
- использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;
У учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Работа с данной категорией учеников выявила особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Были разработаны общие принципы и правила коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ:
- 1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
- 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
Общие принципы и правила коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ:
- 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки (организация дискуссий и обсуждений
- включение учеников в решение проблемных ситуаций,
- использование дидактических игр;
- использование таких методов обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
- стимулирование коллективных форм работы, взаимодействие учеников в учении;
- наиболее часто используемыми методами активизации познавательной деятельности учащегося являются:
- Словесные методы.
- Наглядные методы
- Практические методы ) ;
Общие принципы и правила коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ:
- 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Методы работы с учащимися с ОВЗ:
К словесным методам относится:
- 1.методы, используемые для сообщения новых знаний – это методы объяснения, рассказа, демонстрации ;
- 2. Метод дискуссии. Он применяется по вопросам, требующим размышлений, когда учащиеся могут свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
- 3. Метод самостоятельной работы. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план работы.
- 4. Метод проблемного изложения.
Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.
Методы работы с учащимися с ОВЗ:
К наглядным методам относится
- частично - поисковый. При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.
Методы работы с учащимися с ОВЗ:
- К практическим методам относится:
- частично-поисковый лабораторный метод.
Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До начала работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.
- игры, занимательные упражнения, соревнования.
Вывод:
Таким образом, в коррекционной школе используются те
же методы, принципы и правила обучения , что и в любой
другой общеобразовательной школе, но, в
практическом применении их, учитываются
познавательные возможности детей с ОВЗ.
Наиболее существенным признаком, отличающим методы работы,
применяемые в коррекционной школе, от методов, используемых массовой
школой, является их коррекционно-развивающая направленность.
Она включает:
- Подачу на каждом занятии материала малыми порциями;
- Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;
- Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий;
- Постоянную опору на чувственный опыт учащихся;
- Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и др.
Вывод:
Использование всех перечисленных методов работы с
учениками с ОВЗ при неукоснительном выполнении
всех принципов и правил коррекционной работы с
учётом особых по своему характеру потребностей,
свойственных всем детям с ОВЗ будет способствовать,
развитию, социализации и обучению данной
категории детей.
Список использованной литературы .
- 1. https://www.art-talant.org/publikacii/9112-principy-i-metody-raboty-s-detymi-s-ovz-v-ramkah-realizacii-fgos-ooo (слайд 3-4).
- 2. https://multiurok.ru/index.php/files/normativno-pravovye-osnovy-obucheniia-detei-s-ovz.html (слайд 5).
- 3. https://infourok.ru/statya_o_rabote_s_detmi_s_ovz-165889.htm (слайд 6-7).
- 4. https://infourok.ru/statya_o_rabote_s_detmi_s_ovz-165889.htm (слайд 8-9-10). https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/02/01/metody-i-priyomy-formiruyushchie-poznavatelnuyu-aktivnost (слайд 9).
- 5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/02/01/metody-i-priyomy-formiruyushchie-poznavatelnuyu-aktivnost (слайд 11-12-13)
- https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2019/12/20/metody-i-priemy-raboty-s-detmi-s-ovz (слайд 11-12-13)