СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема опыта: «Использование нейропсихологических техник для активизации и закрепления развития высших психических функций у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данного опыта заключается в том, что дети в силу различных причин обладающие слабостью замыкательной функции коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения, нарушением взаимодействий первой и второй сигнальной систем нуждаются в комплексной помощи различного рода специалистов. Как правило, эти «особенности» имеют природу органического происхождения и выражаются в задержке, либо в искажении психоречевого развития, несформированной произвольной саморегуляции.

Метод нейропсихологического подхода является здоровьесберегающим, игровой технологией, позволяющей в комплексе решать вышеперечисленные проблемы у детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Просмотр содержимого документа
«Тема опыта: «Использование нейропсихологических техник для активизации и закрепления развития высших психических функций у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов»»

Обобщенный педагогический опыт педагога-психолога муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр научно-технического творчества учащихся»











Тема опыта:



«Использование нейропсихологических техник для активизации и закрепления развития высших психических функций у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов»











Автор опыта:

Щепелина Валерия Геннадьевна

Педагог-психолог

















г. Яровое 2023

Содержание



Содержание

Страница

Информация об опыте

3

Технология опыта

6

Результативность опыта

11

Библиографический список

15

Приложение к опыту

17



















































Информация об опыте

  1. Сведения об авторе.

Щепелина Валерия Геннадьевна

Педагог-психолог МБУ ДО «ЦНТТУ» г. Яровое.

Стаж педагогической деятельности 2 года, стаж в данной должности 2 года.

Высшее образование, окончила «Сибирский государственный медицинский университет», присуждена квалификация «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель по специальности «клиническая психология»». В 2021 году прошла профессиональную переподготовку в ООО «Инфоурок» по программе «Организация деятельности педагога-психолога в образовательно организации», присвоен квалификация «Педагог-психолог».



Тема опыта: «Использование нейропсихологических упражнений для активизации и закрепления развития высших психических функций у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов».

  1. Условия возникновения, становления опыта.

Данный опыт формировался в условиях МБУ ДО «ЦНТТУ» г. Яровое.

Количество детей: посещающие психолого-логопедическую службу «Шанс» 28.

Реализуемая программа: дополнительная образовательная программа психологической направленности, «Нейропсихологическая коррекция» автора составителя Щепелиной В. Г.

Руководитель МБУ ДО «ЦНТТУ»: Ткаченко Геннадий Павлович.

Специалисты психолого-логопедической службы «Шанс»: дефектолог Сердюк Анна Евгеньевна, учитель-логопед Веремеенко Марина Николаевна, педагог-психолог Щепелина Валерия Геннадьевна.



На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

  • Большой возрастной разброс обучающихся от младшего школьного до среднего школьного. Причиной данного фактора стало отсутствие четкой структуры по возрасту во время набора детей в группы.

  • Поиск инновационных методов и форм развития психических процессов у обучающихся в ходе коррекционно-развивающей деятельности сразу по нескольким направлениям.

  • Разработка групповой коррекционно-развивающей программы с обучающимися, имеющими сложные и разнообразные нозологические формы речевых нарушений и нарушений развития познавательных психических процессов, например расстройство аутистического спектра и пр.

  • Изучение методической литературы по теме.


  1. Актуальность опыта.

Любой человек – это «нейропсихосоматическая система», работа которой проявляется во взаимодействии трех линий: «нейро» – функционирование головного мозга, центральной нервной системы; «психо» - функции психической деятельности (высших психических функций, далее ВПФ); «соматико» - телесное функционирование всех систем организма.

Именно нейропсихологический метод позволяет связать три линии в одно взаимодействие. Применение данного метода в развивающей работе с детьми является возможным подвести ребенка к положительным динамическим изменениям в его развитии.

Актуальность данного опыта заключается в том, что дети в силу различных причин обладающие слабостью замыкательной функции коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения, нарушением взаимодействий первой и второй сигнальной систем нуждаются в комплексной помощи различного рода специалистов. Как правило, эти «особенности» имеют природу органического происхождения и выражаются в задержке, либо в искажении психоречевого развития, несформированной произвольной саморегуляции.

Метод нейропсихологического подхода является здоровьесберегающим, игровой технологией, позволяющей в комплексе решать вышеперечисленные проблемы у детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

  1. Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в разработке программы общеразвивающей направленности, основанной на нейропсихологическом подходе, применение ее в практике в коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов при групповой форме проведения.

  1. Теоретическое обоснование опыта.

В основе разработки и реализации опыта лежат теории Александра Романовича Лурия, который считается основоположником отечественной нейропсихологии. Это теории: «О системной динамической локализации высших психических функций», «Принцип мозговой организации высших психических функций человека».

Высшие психические функции - это сложные формы сознательной психической деятельности. Локализация (местоположение) ВПФ – это сложная система совместно работающих зон мозга, каждая из которых вносит свой вклад. Эти зоны могут располагаться различным образом. Локализация ВПФ связана с деятельностью трех функциональных блоков: Блок регуляции уровня общей и избирательной активности мозга, Блок приема, переработки и хранения информации, Блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Все три блока работают во взаимодействии друг с другом. Для того что бы психическая деятельность протекала нормально, должны быть сохранены все три блока.

Также головной мозг это «субстрат психических функций», он работает как единое целое, состоит из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы, которые осуществляются в соответствующих структурах. Нарушение этих физиологических процессов приводит к появлению первичных дефектов, распространяющихся на целый ряд взаимосвязанных психических функций.

В различные годы вопросами использования нейропсихологии в практической работе с детьми занимались Любовь Семеновна Цветкова, Анна Владимировна Семенович, Алла Леонидовна Сиротюк.

  1. Ведущая педагогическая идея опыта.

Педагогическая идея опыта заключается во внедрении в коррекционно-развивающее направление работы с обучающимися психолого-логопедической службы «Шанс» эффективных, современных, здоровьесберегающих методов развития коррекции и абилитации:

  • Метод мозжечковой стимуляции. Заключается в использовании специального комплекса упражнений, которые позволяют развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование ВПФ.

  • Метод кинезиологии. Заключается в использовании специальных комплексов упражнений (пальчиковая гимнастика, глазодвигательные упражнения, артикуляционные упражнения, дыхательные упражнения, растяжки, релаксационные упражнения). Упражнения носят комплексный характер, их выполнение требует от ребенка доведение до автоматизма.

  • Метод психологической саморегуляции. Заключается в формировании смыслообразующей функции психических процессов и произвольной регуляции деятельности. Комплекс упражнений направленных на преодоление стереотипий; формирование навыков программирования, целеполагания и самоконтроля; коммуникативных навыков, развития интеллектуальных процессов.

  1. Адресность опыта.

Данный опыт будет полезен педагогам-психологами, логопедам, воспитателям ДОУ, которые планируют использовать коррекционные технологии в развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов.

Методический материал опыта может быть применен в области индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий.

  1. Трудоёмкость опыта.

Длительность коррекционно-развивающей работы по данной теме опыта с обучающимися составляет с сентября 2022 года по май 2023 года, зависит от стабильности посещения занятий и показателей результативности работы, на что, в свою очередь, влияют индивидуальные особенности (актуальный уровень развития) обучающихся, с которыми проводятся развивающие занятия.

  1. Технология опыта.

Последовательность психолого-педагогических действий:

  1. Осознание цели внедрения эффективных программ коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и трудности в обучении.

Проведение первичного мониторинга определения актуального уровня развития познавательно-речевой сферы и сенсомоторного развития у обучающихся дошкольного и младшего школьного возрастов, с применением нейропсихологических диагностических методик, цель: определения уровня развития познавательных психических процессов и сенсомоторики.

  1. Постановка коррекционно-развивающих задач работе с обучающимися психолого-логопедической службы, опирающихся на подходы:

- формирование предпосылок развития познавательных функций (метод замещающего онтогенеза) – предполагает активизацию и развитие головного мозга через развитие сенсомоторики;

- развитие и коррекция познавательных функций.

  1. Подбор форм, методов и средств работы педагога-психолога с респондентами на развивающих занятиях.

Методы, используемые на занятиях: наглядный, словесный, практический.

Формы занятий: занятия проводятся в игровой форме, соответствующей возрастным особенностям обучающихся.

Средства: наблюдение, тренинговые упражнения: пальчиковая гимнастика, глазодвигательные упражнения, артикуляционные упражнения, дыхательные упражнения, функциональные упражнения, растяжки, упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Преобладающие виды деятельности обучающихся: игровая, двигательная деятельность, тренинговая.

4) Создание условий для проведения развивающих занятий с обучающимися:

  • комплектация оборудования: межполушарные доски, кубики Коса, нейропрописи, таблицы Шульте, маты и мягкие модули для полосы препятствий, сухой бассейн, развивающие карточки с головоломками, лабиринты, дидактические игры, мемошахматы;

  • обеспечение свободного пространства для проведения занятий для активных и некоторых кинезиологических упражнений; стол, стулья для проведения кинезиологических упражнений с показом, медиа проектор, компьютер, экран, аудиоколонки.

5) Изучение алгоритма проведения развивающих занятий, создание индивидуальных планов проведения развивающих занятий.

Описание алгоритма действий педагога-психолога на занятии с применением нейропсихологического подхода:

  • Начинать вводить упражнения этих методов можно 4 лет (самый младший обучающийся в центре 4х лет).

  • Занятия делятся на три этапа по коррекции и абилитации функциональных блоков мозга, начиная с первого и последовательно подключая остальные.

  • При проведении упражнений каждого метода соблюдаются правила выполнения упражнений.

  • Длительность и периодичность занятий зависит от выбранного метода и этапов усвоения навыков выполнения обучающимся.

  • Занятия проводятся в доброжелательной обстановке (добровольное согласие ребенка на участие в занятии).

  • От ребенка требуется точное выполнение движений, приёмов, последовательности движений (отработка автоматизма).

  • Упражнения могут проводиться стоя, сидя за столом, сидя на полу, лежа на гимнастическом коврике или мате, двигаясь по помещению.

Основные положения и принципы деятельности в рамках нейропсихологического подхода:

  • обеспечение высокой эмоциональной вовлеченности ребенка в развивающую деятельность за счет создания климата непринужденности и свободы самовыражения чувств ребенком;

  • принцип оптимальности нагрузок посредством чередования периодов активной (напряженной) работы и расслабления;

  • индивидуально-ориентированный подход предполагает учет актуального уровня развития психических процессов ребенка и особенностей его личности – реакция на успех, на неуспех, уровень самооценки.

6) Проведение повторного мониторинга определения актуального уровня развития познавательно-речевой сферы и сенсомоторного развития у воспитанников среднего, старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, с применением нейро-психологических диагностических методик, цель: оценка результативности развивающей работы.

Накопление опыта

С 2022 учебного года опыт по теме «Использование нейропсихологических упражнений для активизации и закрепления развития высших психических функций у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов» начал формироваться в ходе разработки и реализации программ групповой работы педагога-психолога с обучающимися:

  • 2022-2023 учебный год – с 30 воспитанниками;

В ходе практической реализации опыта была создана и апробирована дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа психологической направленности «Нейропсихологическая коррекция» для обучающихся старшего дошкольного и младшего школьного возрастов (Приложение 1).

Так же, подход нейропсихологического сопровождения был включен в состав занятий подгрупповой работы педагога-психолога с детьми:

Проблемой при реализации данной программы явилась трудность введения развивающих упражнений без дополнительного технического оснащения (балансировочные доски для мозжечковой стимуляции, гимнастические полусферы, сенсорные коврики и прочее), а также без наглядного или речевого сопровождения упражнения трудно воспринимались, запоминались и воспроизводились детьми.

Еще одним проблемным фактором при реализации программы оказался широкий возрастной разброс респондентов, зачисленных в психолого-логопедическую службу от 3 до 13 лет. Причиной данного фактора стало зачисление всех желающих проходить обучение в данной службе.

Отсутствие мотивации у родителей в регулярном посещении занятий и ответственном выполнении домашних рекомендаций также значительно повлияло на реализацию данной программы.

Самоанализом деятельности, с использованием нейропсихологических методов развивающей работы с обучающимися психолого-логопедической службы «Шанс», стали результаты динамического контроля (показатели динамического психологического диагностического обследования), которые показывали положительную динамику актуального уровня развития познавательных психических процессов и зрительно-моторной координации у детей (Диаграммы № 1-4).

Самоконтролем деятельности по данному направлению стало изучение методической литературы и интернет-публикаций, с целью сравнения, определения правильности проведения индивидуальных занятий с респондентами в рамках методических рекомендаций использования нейропсихологического подхода в развивающей работе с детьми.



Представление опыта

Представление опыта происходило на уровне городского семинара для психологов и логопедов:

Участие в методическом объединении

  • 21.10.2022г. – участие в методическом объединении логопедов и психологов под руководством Поповой В.М. на базе МБДОУ «Детский сад № 31»

Семинар

  • 17.03.2023г. – проведение городского семинара для психологов и логопедов по представлению опыта работы психолого-логопедической службы «Шанс» на базе МБУ ДО «ЦНТТУ»



Представление опыта происходило на муниципальном уровне:

Были озвучены теоретические обоснования данной программы и разделение программы на развитие, коррекцию и абилитацию по функциональным блокам мозга. (приложение 2)

Проведение мастер-класса по выполнению нейропсихологических упражнений для участников семинара. (приложение 3)

  1. Длительность работы над опытом.

Длительность методической и практической работы над формированием данного опыта составила один год.

  1. Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен системой упражнений нейропсихологичекой коррекции и развития, которые включены в развивающие занятия с обучающимися (индивидуальные, подгрупповые).

  1. Результативность опыта.

С целью определения результативности опыта ежегодно по окончании развивающей работы проводилось динамическое диагностическое обследование обучающихся, с которыми проводились развивающие занятия с использованием нейропсихологического метода.

Для проведения диагностического обследования в начале и конце учебного года были использованы психологические методики:

Показатели качества реализации ДООП

Методики

Оценка зрительного гнозиса

  • проба В. Поппельрейтера (наложенные фигуры), узнавание предметов на зашумленных рисунках (И.М. Тонконогий)

Оценка зрительного внимания и эффекта игнорирования

  • узнавание "полувербализуемых" графических изображений (Л. И. Вассерман)

Оценка оптико-пространственного гнозиса

  • кубики К. Коса

Оценка схемы тела

  • воспроизведение положения руки по отношению к лицу (Л. И. Вассерман и соавт.)

Оценка вестибулярной чувствительности

  • проба Ромберга

Оценка динамического праксиса

  • графическая проба "Забор"(воспроизведение графического стереотипа)

Оценка речевого развития

  • запоминание 10 слов (А. Р. Лурия)

Оценка внимания

  • Шифровка (Д. Векслер), методика Пьерона-Рузера (для детей дошкольного возраста), таблицы Шульте, Лабиринты (Д. Векслер)



Результативность опыта определялась в ходе сравнения диагностических данных на начало учебного года и конец.

Сравнение первичных показателей актуального уровня развития познавательно-речевой сферы и сенсомоторного развития обучающихся с вторичными показателями позволило определить степень эффективности примененных нейропсихологических техник, а также исследовать и выявить динамику в развитии «проблемных» функций у каждого воспитанника - провести аналитическую работу и определить результативность.

Примеры результативности развивающей работы представлены в диаграммах № 1-4.



Диаграмма № 1



Диаграмма зависимости показателей результативности - динамики уровня развития зрительного гнозиса, зрительного внимания и эффекта игнорирования у обучающихся ПЛС «Шанс»

на начало и конец учебного года с 2022-2023





Диаграмма № 2



Диаграмма зависимости показателей результативности - динамики уровня развития оптико-пространственного гнозиса зрительно-моторной координации у обучающихся ПЛС «Шанс»

на начало и конец учебного года с 2022-2023







Диаграмма № 3



Диаграмма зависимости показателей результативности - динамики уровня развития оценки схемы тела и вестибулярной чувствительности у обучающихся ПЛС «Шанс»

на начало и конец учебного года с 2022-2023







Диаграмма № 4



Диаграмма зависимости показателей результативности - динамики уровня развития внимания у обучающихся ПЛС «Шанс»

на начало и конец учебного года с 2022-2023







Таким образом, из данных диаграмм видна положительная динамика уровней развития представленных показателей.

Динамика результативности достигнута не в полной мере, так как на этот показатель влияют определенные переменные: глубина нарушений общего уровня развития ребенка, стабильность проведения развивающих занятий (частые отсутствия детей в МБУ ДО по причине заболеваемости).

Высокий результат опыта может быть достигнут при соблюдении системности и стабильности проведения развивающих занятий с обучающимися, повышением личных компетенций педагога, формированием устойчивой мотивации к обучению как респондентов так и ближнего окружения.

Так же о степени результативности опыта по сравнению с диагностическим методом определения указывают следующие преимущества:

  • высокий уровень мотивации участия детей непосредственно в самом развивающем занятии с использованием нейропсихологического подхода;

  • высокий уровень мотивации выполнения детьми упражнений, которые предполагают использование специального оборудования, создающего игровую ситуацию;

  • положительная динамика мотивации участия детей в образовательной деятельности в группе.

Таким образом, мы видим, что использование нейропсихологических упражнений в развивающих занятиях с детьми, имеющими нарушения речевого развития и сложности в обучении, позволяет получить положительную динамику в развитии познавательных психических процессов.

Библиографический список

  1. Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования [Текст]: методическое пособие / А. П. Бизюк. - СПб.: Речь, 2005 - 400 с., ил.

  2. Глозман Ж. М. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении [Текст] / Под ред. Ж. М. Глозман. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2022. - 336 с.

  3. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми [Текст]: в 2 ч. Ч. 1, Ч. 2 / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.: АЙРИС-пресс, 2015. – 144 с.: ил. – (Культура здоровья и детства).

  4. Корсакова, Н. К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников [Текст]: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019 — 136 с.— (Серия : Авторский учебник).

  5. Лурия А.Р. Нейропсихологический анализ решения задач [Текст] : учебное пособие / А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. – 368 с. – (Серия «Библиотека психолога»).

  6. Мамаев В.Л. Нейропсихологическая диагностика, коррекция и сопровождение по образовательному маршруту детей с неврологической симптоматикой [Текст]: методические указания / В.Л.Мамаев; Яросл. гос. ун-т им. П.Г.Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 52 с.

  7. Семенович А. В Введение в нейропсихологию детского возраста [Электронный ресурс]: Учебное пособие / А. В. Семенович. — 5-е изд. (эл.). — Электрон. Текстовые дан. (1 файл pdf: 321 с.). — М.: Генезис, 2017. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10".Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002.

  8. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. [Текст]: Учебное пособие. - 12-е изд. - М.: Генезис, 2022. - 474 с.

  9. Трясорукова Т. П. Мнемотренажёр: развитие зрительной памяти [Текст] / Т. П. Трясорукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2021. - 32с.: ил. - ("Развитие. Обучение. Игра" с Татьяной Трясоруковой).

  10. Трясорукова Т. П. Мнемотренажёр: развитие памяти у детей с СДВГ [Текст] / Т. П. Трясорукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2021. - 32с.: ил. - ("Развитие. Обучение. Игра" с Татьяной Трясоруковой).

  11. Трясорукова Т. П. Мнемотренажёр: развитие слухоречевой памяти [Текст] / Т. П. Трясорукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2021. - 32с.: ил. - ("Развитие. Обучение. Игра" с Татьяной Трясоруковой).

  12. Трясорукова Т. П. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Диагностика, активизация, рекомендации [Текст]: пособие для родителей / Т. П. Трясорукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2021. - 112с.: ил. - ("Развитие. Обучение. Игра" с Татьяной Трясоруковой).

  13. Цветков А.В. Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию [Текст]: учебно-методическое пособие / А. В. Цветкова – М.: Издательство «Спорт и культура - 2000», 2012. – 104 с.

  14. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности [Текст] / Л.С.Цветкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 424 с. – (Серия «Библиотека психолога»).































Приложение к опыту



Приложение 1 – Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа психологической направленности «Нейропсихологическая коррекция»

Приложение 2 – Функциональные блоки мозга и их коррекция

Приложение 3 – Презентация к мастер-классу по коррекции, с упражнениями на различные ФБМ.

Приложение 4 - Видеоролики развивающих занятий