СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Основные элементы базы данных. Режим работы .

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                 План урока

Урок №

Предмет :

Дата проведения :

Группа №

Специальность :

Преподаватель :Хизриева Н.А.

Тема: Основные элементы базы данных. Режим работы .

Цели:

Образовательная: дать представление о назначении информационных систем и баз данных, познакомить учащихся с основными понятиями базы данных, познакомить со структурой приложения MS Access

Развивающая: учить умению конспектировать лекцию

Воспитательная: воспитание информационной культуры

Тип урока: урок - лекция.

Оборудование: компьютер, проектор.

Программное обеспечение: презентации «Базы данных», «Приложение MS Access».

План урока:

1. Организационный момент. 2. Объяснение нового материала. 3. Подведение итогов. 4. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение нового материала.

Объем информации нарастает с каждым годом все больше и больше. Перед обществом стоит задача организовать хранение этой информации таким образом, чтобы её было удобно просматривать, пополнять, изменять, искать нужные сведения, делать любую выборку, осуществлять сортировку в любом порядке. Чаще всего этим занимаются люди, исписывая, перекладывая, исправляя горы бумаги. Например, архивы с различными документами подчас занимают целые здания.

В наше время решению таких задач помогает компьютер. Для этого используют компьютерные информационные системы, которые позволяют хранить большие объемы информации, осуществлять в них быстрый поиск, вносить изменения, выполнять всевозможные манипуляции с данными (группировать, сортировать и пр.). Основой всякой информационной системы является база данных

Базы данных (БД), а также прикладное программное обеспечение для их разработки и функционирования- системы управления базами данных (СУБД) используются достаточно широко. Поэтому современный пользователь должен разбираться в основных понятиям базы данных и уметь конструировать базы данных и заполнять ее информацией.

 

Определение: БД – это обширные наборы данных, относящие к определенной области, и хранимые во внешней памяти ЭВМ в виде совокупности связанных между собой файлов.

В зависимости от структуры различаются реляционные, иерархические, сетевые и распределенные БД. Линейные БД слишком просты, и для их организации можно использовать другие приложения, например, Excel.

Реляционные БД представляют двумерный массив, т. е. таблицу, а в более сложном случае – совокупность взаимосвязанных таблиц, где строки таблицы соответствуют записям, а столбцы полям БД.

Иерархическая БД построена с учетом соподчиненности элементов и имеет древовидную структуру, где каждый из элементов (узлов) более высокого уровня может быть связан с одним или несколькими узлами более низкого уровня.

Сетевые БД наиболее сложны по своей структуре и представляют собой граф со свободным характером связей между узлами.

С развитием компьютерных сетей появилась еще одна разновидность БД, предполагающая хранения отдельных взаимосвязанных частей БД на разных ПЭВМ. При этом функции СУБД разделены между серверной частью и клиентской частью.

Для разработки и поддержки функционирования базы данных используются системы управления базами данных.

СУБД (системы управления базами данных) – это программное обеспечение для работы с базами данных.

Прикладные СУБД представляют собой готовые программные средства для работы с БД. То есть пользователь, освоивший интерфейс может начать работу по вводу, редактированию и поиску данных.

Инструментальные СУБД представляют собой систему программирования, при помощи которой специалист создает для рядового пользователя оболочку СУБД.

Возможности СУБД:

  1. Создать новые БД
  2. Изменять данные
  3. Дополнять данные
  4. Осуществлять поиск
  5. Упорядочивать информацию в базе данных
  6. Записывать обновленные данные на диск
  7. Выполнять печать данных и ответов на запросы

Этапы создания БД:

  1. Проектирование БД (теоретический этап)
  2. Создание структуры (Используется СУБД для описания структуры таблиц)
  3. Ввод записей
  1. Создание структуры БД (определение необходимого набора полей и типа их содержимого, выбор имен полей и их размерности).
  2. Ввод и редактирование данных (проводится путем построчного заполнения таблицы или при помощи формуляра)
  3. Хранение и передача данных
  4. Преобразование данных
  5. Поиск данных ( проводится по всей БД)
  6. Оформление результатов поиска (обычно производится в виде таблицы)

Одной из современных прикладных программ создания баз данных и работы с ними является приложение Microsoft Access

. Это гибкая программа, позволяющая работать как с простыми, так и со сложными базами данными

Приложение MS Access представляет собой прикладную СУБД (пользовательскую оболочку), предназначенную для управления реляционными базами данных, и функционирующую на автономной ПЭВМ или в локальной сети.

При помощи приложения MS Access можно выполнять следующие операции:

  1. Проектирование структуры (макета) БД и ее базовых составляющих (двумерных таблиц) с использованием полей для различных видов данных
  2. Установление связей между таблицами
  3. Ввод, хранение, просмотр, сортировку, модификацию и выборку данных из таблиц
  4. Создание и использование формуляров, запросов, отчетов

Запустить приложение MS Access можно следующим образом:

Пуск -> Все программы -> MS Access

Файл -> Создать -> Новая база данных

В диалоговом окне «Файл новой базы данных» сохранить базу данных под любым именем.

После запуска приложения открывается окно MS Access со всеми атрибутами окна приложения Windows . Отличие – в рабочей области окна MS Access появляется основное окно (окно БД)

Основное окно БД предназначено для создания различных информационных объектов БД и манипулирования с этими объектами. В левой части окна базы данных содержится меню названий типов таких объектов, а после выбора типа объекта справа отображается значки и имена уже существующих объектов выбранного типа, а также Мастера для создания этих объектов.

3. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы познакомились с основными понятиями базы данных и структурой приложения MS Access. Каждый грамотный пользователь должен знать определение базы данных, системы управления базами данных, модели базы данных, виды систем управления базами данных, возможности системы управления базами данных, этапы создания баз данных, то есть все, что мы узнали на этом уроке. Ну а работать с приложением MS Access мы научимся на следующих уроках.

4. Домашнее задание:

a. Теоретический материал по тетради b. Придумать одну из моделей баз данных.

Литература:

  1. С. Робинсон « MS Access 2000» учебный курс
  2. Д. Усенков «Microsoft Office XP в уроках» библиотека журнала «Информатика и образование»

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Тема: Основные элементы базы данных. Режим работы .»

План урока

Урок №

Предмет :

Дата проведения :

Группа №

Специальность :

Преподаватель :Хизриева Н.А.

Тема: Основные элементы базы данных. Режим работы .

Цели:

Образовательная: дать представление о назначении информационных систем и баз данных, познакомить учащихся с основными понятиями базы данных, познакомить со структурой приложения MS Access

Развивающая: учить умению конспектировать лекцию

Воспитательная: воспитание информационной культуры

Тип урока: урок - лекция.

Оборудование: компьютер, проектор.

Программное обеспечение: презентации «Базы данных», «Приложение MS Access».

План урока:

1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Подведение итогов.
4. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Объяснение нового материала.

Объем информации нарастает с каждым годом все больше и больше. Перед обществом стоит задача организовать хранение этой информации таким образом, чтобы её было удобно просматривать, пополнять, изменять, искать нужные сведения, делать любую выборку, осуществлять сортировку в любом порядке. Чаще всего этим занимаются люди, исписывая, перекладывая, исправляя горы бумаги. Например, архивы с различными документами подчас занимают целые здания.

В наше время решению таких задач помогает компьютер. Для этого используют компьютерные информационные системы, которые позволяют хранить большие объемы информации, осуществлять в них быстрый поиск, вносить изменения, выполнять всевозможные манипуляции с данными (группировать, сортировать и пр.). Основой всякой информационной системы является база данных

Базы данных (БД), а также прикладное программное обеспечение для их разработки и функционирования- системы управления базами данных (СУБД) используются достаточно широко. Поэтому современный пользователь должен разбираться в основных понятиям базы данных и уметь конструировать базы данных и заполнять ее информацией.



Определение: БД – это обширные наборы данных, относящие к определенной области, и хранимые во внешней памяти ЭВМ в виде совокупности связанных между собой файлов.

В зависимости от структуры различаются реляционные, иерархические, сетевые и распределенные БД. Линейные БД слишком просты, и для их организации можно использовать другие приложения, например, Excel.

Реляционные БД представляют двумерный массив, т. е. таблицу, а в более сложном случае – совокупность взаимосвязанных таблиц, где строки таблицы соответствуют записям, а столбцы полям БД.

Иерархическая БД построена с учетом соподчиненности элементов и имеет древовидную структуру, где каждый из элементов (узлов) более высокого уровня может быть связан с одним или несколькими узлами более низкого уровня.

Сетевые БД наиболее сложны по своей структуре и представляют собой граф со свободным характером связей между узлами.

С развитием компьютерных сетей появилась еще одна разновидность БД, предполагающая хранения отдельных взаимосвязанных частей БД на разных ПЭВМ. При этом функции СУБД разделены между серверной частью и клиентской частью.

Для разработки и поддержки функционирования базы данных используются системы управления базами данных.

СУБД (системы управления базами данных) – это программное обеспечение для работы с базами данных.

Прикладные СУБД представляют собой готовые программные средства для работы с БД. То есть пользователь, освоивший интерфейс может начать работу по вводу, редактированию и поиску данных.

Инструментальные СУБД представляют собой систему программирования, при помощи которой специалист создает для рядового пользователя оболочку СУБД.

Возможности СУБД:

  1. Создать новые БД

  2. Изменять данные

  3. Дополнять данные

  4. Осуществлять поиск

  5. Упорядочивать информацию в базе данных

  6. Записывать обновленные данные на диск

  7. Выполнять печать данных и ответов на запросы

Этапы создания БД:

  1. Проектирование БД (теоретический этап)

  2. Создание структуры (Используется СУБД для описания структуры таблиц)

  3. Ввод записей

  1. Создание структуры БД (определение необходимого набора полей и типа их содержимого, выбор имен полей и их размерности).

  2. Ввод и редактирование данных (проводится путем построчного заполнения таблицы или при помощи формуляра)

  3. Хранение и передача данных

  4. Преобразование данных

  5. Поиск данных ( проводится по всей БД)

  6. Оформление результатов поиска (обычно производится в виде таблицы)

Одной из современных прикладных программ создания баз данных и работы с ними является приложение Microsoft Access

. Это гибкая программа, позволяющая работать как с простыми, так и со сложными базами данными

Приложение MS Access представляет собой прикладную СУБД (пользовательскую оболочку), предназначенную для управления реляционными базами данных, и функционирующую на автономной ПЭВМ или в локальной сети.

При помощи приложения MS Access можно выполнять следующие операции:

  1. Проектирование структуры (макета) БД и ее базовых составляющих (двумерных таблиц) с использованием полей для различных видов данных

  2. Установление связей между таблицами

  3. Ввод, хранение, просмотр, сортировку, модификацию и выборку данных из таблиц

  4. Создание и использование формуляров, запросов, отчетов

Запустить приложение MS Access можно следующим образом:

Пуск - Все программы - MS Access

Файл - Создать - Новая база данных

В диалоговом окне «Файл новой базы данных» сохранить базу данных под любым именем.

После запуска приложения открывается окно MS Access со всеми атрибутами окна приложения Windows . Отличие – в рабочей области окна MS Access появляется основное окно (окно БД)

Основное окно БД предназначено для создания различных информационных объектов БД и манипулирования с этими объектами. В левой части окна базы данных содержится меню названий типов таких объектов, а после выбора типа объекта справа отображается значки и имена уже существующих объектов выбранного типа, а также Мастера для создания этих объектов.

3. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы познакомились с основными понятиями базы данных и структурой приложения MS Access. Каждый грамотный пользователь должен знать определение базы данных, системы управления базами данных, модели базы данных, виды систем управления базами данных, возможности системы управления базами данных, этапы создания баз данных, то есть все, что мы узнали на этом уроке. Ну а работать с приложением MS Access мы научимся на следующих уроках.

4. Домашнее задание:

a. Теоретический материал по тетради
b. Придумать одну из моделей баз данных.

Литература:

  1. С. Робинсон « MS Access 2000» учебный курс

  2. Д. Усенков «Microsoft Office XP в уроках» библиотека журнала «Информатика и образование»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!