Вводная беседа | Ребята, хотите я расскажу вам сказку? Только слушайте ее внимательно, потому что я задам вам по ней несколько вопросов. (Рассказываю детям сказку братьев Гримм «Три пряхи») 1. О чем говорилось в этой сказке? 2. Что вы можете сказать о процессе прядения, о работе пряхи. Верно, пряха прядет нить, а из нити мы можем соткать ткань. Хорошо, а как вы думаете, когда зародилось ткачество? А что было раньше: ткачество или плетение? Сначала люди научились плести, затем ткать. Самое интересное, что люди научились ткать только всего лишь 7-8 тысяч лет назад. Чтобы вы представили как это мало, давайте я вам объясню на тех мерах длины которые вы знаете. Давайте вспомним: сажень, локоть, пядь. Представьте, что сажень – это 200 тысяч лет, тот период времени, когда появился «человек разумный». Локоть – 35-40 тысяч лет назад тот промежуток времени, когда люди стали похожи по внешнему виду на современных. И пядь – 7-8 тысяч лет – время, когда зародилось ткачество. Мало, неправда ли? А как вы думаете, откуда у людей возникло желание такое и с чего брали пример? Правильно, конечно же с природы. Пауки, птицы-ткачики, птичьи гнезда– тому хороший пример. То есть волокно - это что? Вывод: что такое волокно что такое прядение Что такое ткачество | Обучающиеся слушают сказку и отвечают на вопросы педагога | Личностные (осознание смысла) Регулятивные (Целеполагание) Познавательные (Извлечение информации) |
Теоритическая часть | Чтобы что-либо соткать, что нам понадобиться? Правильно, нити. Знаете, как их изготавливают? Раньше нити для ткани тоже изготавливали из хлопка, шерсти, но вручную. Приспособлением для того чтобы прясть нитку – была прялка и веретено.
К сожалению, у меня нет настоящей шерсти, но я могу раздать вам вату, из которой мы попробуем скрутить небольшую ниточку. Вата – это настоящее хлопковое волокно 1. Подёргав волокно, определите, где оно отделяется легче всего. 2. Как только определили, то начните скручивать волокно при этом, потянув немного. Получается нитка. Пряли в старину при помощи веретена и прялки. Они были разные. | | Познавательные Личностные Регулятивные (Прогноз) |
Практический этап | А теперь, отложите вату. Я хочу предложить вам эксперимент. Эксперимент №1: Возьмите 5 ниток одного цвета и 5 другого размером с пядь. Приготовили? Положите их крест на крест. А теперь, представьте, что вы древние люди, вы уже умеете делать нити, плести. И вдруг вам захотелось сделать что-то новое, например, научиться ткать. Ваша задача сложить нити таким образом, чтобы получился маленький кусочек ткани. Даю вам пять минут. Время пошло. По окончанию эксперимента посмотрим на результат. У кого не получится, не расстраивайтесь, это всего лишь эксперимент. Давайте перейдем к следующему эксперименту. Эксперимент №2: Одним из способов ткачество – был живой ткацкий станок. Этот способ самый древний. Как вы думаете почему такое название? Верно, этим станком были люди. Прежде чем я объясню вам как таким станком пользовались, я попрошу вас отрезать себе две нити размером с сажень. Теперь каждую пару нужно привязать к перекладине и каждую нить взять в руки. Правая рука вверху, левая внизу. Расстояние между нитями основы называется – зев, а нить которую я буду прокладывать между – уток. Будем с вами как целый станок. Определение: нить основы и нить утка Но вы должны запомнить, станок – механизм, машина. А в любом механизме есть детали. Детали – это мы с вами. Вместе мы составляем этот станок. И если хоть одна деталь сломается или собьется, то все, ткани не получится. Поэтому работаем как? По команде, четко и слажено. | Учащиеся отвечают на вопросы педагога, включаются в эксперимент. | Личностные (осознавать смысл) Познавательные (сравнение, анализ, синтез) Регулятивные (Саморегуляция, коррекция) |
Рефлексия | Что мы сегодня с вами делали? Какие новые для себя слова, термины, определения вы запомнили? Что для вас было новым и интересным на занятии? Где и как мы сможем применить то чему научились сегодня? | Учащиеся отвечают на вопросы педагога | Коммуникативная (Слушать других, строить речевые высказывания, оценка себя и других) |