Тема: « Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота».
Цели: Дать представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озер, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты. Продолжить учить работать с картами, таблицами и другими источниками информации.
Задачи:
Образовательные:
- формирование знаний об озерах, болотах, подземных водах, ледниках, многолетней мерзлоте;
- формирование умения работать с нетекстовым компонентом учебника, картой;
- формирование навыков по поиску информации, обработке ее, сравнения и описания по теме «Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота».
Развивающие:
- развитие навыков работы с информационным материалом.
- развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.
- формирование критического мышления.
Воспитательные:
- способствование осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе. Формирование чувства любви к родной природе.
Предполагаемые результаты обучения:
Личностные: - повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль, - формирование основ экологической культуры, любви к своей местности.
Метапредметные: формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, оценивать достигнутые результаты; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.
Предметные: знать: виды озер, болот, ледников, многолетней мерзлоты, подземных вод, область их использования и необходимость бережного отношения к ним как к источникам чистой воды.
Оборудование: физическая карта России, атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация.
Урок составлен по учебнику для 8-го класса образовательных учреждений / И.И. Баринова . – М.: Дрофа, 2016г
Ход урока.
І. Организационный момент.
Слайд №1 Эпиграф: Вода – чудесный дар природы. Она вокруг нас, в дождевых каплях, в сугробах снега, в реках, озёрах.
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь.
Антуан де Сент-Экзюпери
ІІ. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя:
- Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды.
Сегодня мы продолжаем с вами изучение темы «Внутренние воды России». Но прежде, давайте вспомним…
ІІІ. Опрос домашнего задания.
1. Фронтальный опрос:
- Какие воды мы называем внутренними?
- С какими компонентами природы взаимосвязаны внутренние воды?
- Россия страна великих речных систем. К бассейнам каких океанов относят реки России?
- К бассейну какого океана принадлежит большинство крупных рек России? С чем это связано?
- Какие особенности речной системы зависят от рельефа?
- Какие 2 типа рек выделяют по характеру течения? Чем они отличаются?
- Что называется падением и уклоном реки? Решите задачи
1) Высота истока реки – 450 м. Высота устья –2 50 м. Какой уклон будет иметь река при длине 500 км. Горная она или равнинная?
( П=450-250=200м. У =20000:500= 40см/км)
- Докажите справедливость утверждения: «Реки – продукт климата»
- Какие особенности рек зависят от климата?
- Какой тип питания имеют большинство рек России?
- На какие 3 группы делятся по режиму реки России?
- Почему Волга разливается весной? Почему Амур разливается летом ?
- Когда разливается река протекающая по территории нашего района (р.Уллучай)
2. Проверка номенклатуры и терминов. ( вызываю по одному ученику к доске, показывают реки и дают определение терминов)
1-ый ученик: Волга, Ока, Яна, Амур, Половодье, Устье.
2-ой ученик: Печера, Лена, Индигирка, Кама, Исток, Годовой сток.
3- ый ученик: Енисей, Северная Двина, Кубань, Ангара, Межень, Бассейн реки
4-ый ученик: Анадырь, Дон, Колыма, Обь, Речная система, Паводок.
Слайды №3 и №4. 3. Географический диктант:
1.Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении
2. Начало реки
3. Место впадения реки в море, озеро, другую реку
4. Главная река со всеми её притоками
5. Превышение истока над устьем в метрах
6. Количество воды, проходящей через русло реки за определённый промежуток времени
7. Наиболее низкий уровень воды в реке
8. Внезапный, кратковременный подъём уровня воды в реке
9.Затопление водой обширных участков территории суши в результате подъёма уровня воды в реке
10. Ожидаемый закономерный подъём уровня воды в реке в результате таяния снега и льда весной или летом
IV. Изучение нового материала.
- Мы познакомились с особенностями рек России. Сегодня мы познакомимся с другими видами внутренних вод.
- Вспомните, что еще относятся к внутренним водам? Слайд №5
1. Озера.
1) - Что такое озеро? Назовите самое глубокое и самое большое озера мира. Слайды № 6 и №7
- Чем сточное озеро отличается от бессточного озера?
- Какие из них как правило являются солеными? Почему?
Слайд № 9 2) Озера различаются по происхождению (см. учебники стр. 79 и табл.)
Слайд № 10 1. Тектонические – в разломах земной коры (узкие, длинные, глубокие)
Слайд № 11 2. Вулканические – в кратерах вулкана (на Курильских островах, Камчатке. При извержении озеро выкипает).
Слайд № 12 3. Термокарстовые – в районах с многолетней мерзлотой (Якутия). Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуя неглубокие котлованы, запоенные водой. (оз. Неджели в Якутии)
Слайд № 13 4. Ледниковые – котловина была углубленна под тяжестью четвертичного оледенения. Северо – западной Русской равнины (Ладожское, Онежское).
Слайд № 14 5. Запрудные – река перегораживается естественной плотиной, завалом (в горных районах, Кавказ – оз. Рица).
Слайд № 15 6. Озера – старицы – старые русла реки.
Слайд № 16 7.Остаточные озера – бывшие части морей. На берегу Азовского и Черного морей (Ханское, Соленое, Каспийское)
Слайды № 17 и № 18 Озера Сточные и бессточные
Почему в одних районах озер много, а в других их почти нет?
Каковы Условия образования озер?
Слайд № 19 Причины, влияющие на размещение озер
Климат(К 1)
Геологическое строение (наличие котловин)
Близость грунтовых вод
Слайд № 20 Какое влияние оказывают озера на природу?
На климат: летом – прохлада, Зимой – отепляют и увлажняют
Способствуют поднятию грунтовых вод
Превращаются в болота, образуется торф
В соленых озёрах – накопление солей (оз. Баскунчак, оз. Эльтон)
Изменяют рельеф: дно, берега.
Искусственные озера – водохранилища.
Где их много? (на Волге). Почему? (ГЭС: Куйбышевское, Рыбинское, Чебоксарское, на Ангаре – Братское)
Слайдц № 21-23 2. Болота – это переувлажненные участки местности (площадь около 2 млн. км2,
10% территории России).
Сильно заболочены:
- Северо – Запад Русской равнины
- Васюганье в Западной Сибири( междуречье Оби и Иртыша)
- Бассейн Амура
Почему эти районы сильно заболочены?( называем 4 причины)
Болота – это зло или добро? Какое значение имеют болота? (питание рек, торф, растения, ягоды (клюка, морошка), места обитания птиц).
Осушение может привести к необратимым последствиям.
Слайд № 24 3. Подземные воды – воды, находящиеся в земной коре.
По месту залегания какие бывают? (грунтовые, и межпластовые)
Подземные воды либо сами пробиваются на поверхность, либо их добывают из артезианских колодцев. Это самые лучшие по качеству питьевые воды.
Слайд № 25 - Есть термальные воды, t от +30 º до + 300 º С
- Минеральные – лечебные
Где они встречаются?
Слайды № 26- 27 4. Многолетняя мерзлота – это подземные толщи горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий много лет.
Занимает около половины территории России.
Южная граница (см. в атласах почвенной карты)
В Европейской части – побережье С.Л.О., на Урале – сдвигается к югу, в Западной Сибири – до широтного течения р. Обь, в Восточной и Юго – Восточной Сибири – полностью в её пределах.
Сообщение о многолетней мерзлоте
Какое влияние оказывает многолетняя мерзлота:
заболоченность
Растительность( корни не пропускают в глубь).
Замедляет процессы почвообразования,
Осложняет строительство зданий, дорог.
Естественный холодильник.
Слайды № 28-29 5. Ледники – скопление льда, образовавшегося из снега.
Бывают: горные (Кавказ, Алтай, Сев. Урал, Камчатка) и покровные (острова Арктики – 90% современного оледенения России)
Самые крупные ледники – ледник Богдановича (на Камчатке) 17 км.
Ледник Безенги (на Кавказе) 17,6 км.
Нижняя граница ледника – снеговая линия – выше которой снег накапливается и превращается в лед.
Чем южнее - тем выше снеговая линия, чем больше осадков – тем ниже снеговая линия.
Какую роль играют ледники в природе? (питание горных рек).
Где выше снеговая линия – на Урале или на Кавказе?
V. Закрепление
Слайд № 30 В виде географического диктанта
1. Естественное скопление льда (ледник)
2. Участки суши избыточно увлажненные (болота)
3. Какое происхождение имеют котловины озер: Байкал, Ладожское, Каспийское.
4. Где снеговая линия ниже: на Алтае или на Кавказе (Алтай, климат суровее).
5. Какое влияние будет оказывать Вечная мерзлота на реки (более полноводные, т.к. это водоупор)
6. Почему Европейская часть будет более бедна внутренними водами чем Азиатская (к увл. 1, т.к. меньше испаряемость, и вечная мерзлота)
Рефлексия
Что я знал об этой теме урока?
2. Что я узнал на этом уроке?
3. Что осталось непонятным?
Домашнее задание: §15 стр 85-90.
В контурных картах отметить озера России упомянутые в тексте.
Дать характеристику одного озера России. ( по выбору) план характеристики на стр 296.