Тема памяти о родных местах, мудрости предков в творчестве М.Карима
Цели: 1. Познакомить обучающихся с творчеством поэта.
2. Развивать навыки анализа текста.
3. Воспитывать интерес к предмету, любовь к родному краю.
Оборудование: проектор
Тип урока: первичного усвоения знаний
План урока:
Организационный момент. Вводное слово учителя.
Рассказ о жизни поэта.
Викторина по повести.
Анализ текста.
5. Подведение итогов. Д/з.
Ход урока
1.Учитель: Прекрасными звуками и красками,великими людьми и незабываемыми местами славится наша Республика. Родившиеся на Урале гордятся красотой Агидели, древними горами, хранящими в себе несметные сокровища.
Среди таких немеркнущих самоцветов Башкортостана есть еше один, очень яркий, — творчество Мустая Карима.
Весь жизненный и творческий путь Мустая Карима озарен одной большой любовью. Душа этой удивительной любви — Башкортостан.
2. Знакомство с жизнью и творчеством М.Карима
Родился Мустафа Саффич Каримов 20 октября 1919 года в д. Кляшево, распложенной на берегах прекрасной реки Дёмы (ныне Чишминский район), в 30 км от столицы нашей республики. В своем роду писатель оказался лишь вторым грамотным человеком. Первым научился читать и писать старший брат Мустая, окончивший после революции начальную школу. В 1941 г. ( в год, когда началась ВОВ) Мустай Карим окончил факультет языка и литературы Башкирского государственного педагогического института. С первых дней Великой Отечественной войны и до Побед наш поэт был на фронте – служил начальником связи, начальником штаба артдивизиона. Был тяжело ранен, по излечении работал корреспондентом фронтовых газет. После войны всецело отдался творческой и общественной деятельности.
М.Карим начал писать в середине 30-х годов. В 1938 г. вышла в свет его первая книга стихов «Отряд тронулся», в 1941 г. – вторая книга «Весенние голоса».
С тех пор им было опубликовано более 100 поэтических и прозаических сборников, свыше 10 драматических произведений. Произведения Мустая Карима переведены на десятки языков России и мира. За многие произведения великий поэт был удостоен множеством наград и ему были присуждены премии как республиканского, так и российского масштаба.
Я хочу прочесть отрывок из его стихотворения « Я россиянин» о многовековой дружбе башкир и русских:
Не русский я, но россиянин. Ныне
Я говорю, свободен и силён:
Я рос, как дуб зелёный на вершине,
Водою рек российских напоён.
Своею жизнью я гордиться вправе –
Нам с русскими одна судьба дана.
Четыре века в подвигах и славе
Сплелись корнями наши племена.
Здесь идет речь о дружбе народов, об этом и повесть «Радость нашего дома», автором которой является М. Карим. Вы с ней познакомились, прочитали ее дома. Чтобы проверить, насколько внимательно вы читали, я предлагаю вам ответить на вопросы викторины.
Викторина
3. Обратимся к анализу произведения:
- Что легло в основу создания данного произведения? Какие события?
-В первой главе « Куда уехала мама?» встречается башкирская пословица . Найдите ее и объясните ее значение. Как вы думаете, почему в этой главе автор упоминает эту пословицу.
-С чего начинается повесть?
- Как вы думаете, куда могла поехать мама мальчика?
- - Кто является главным героем ?. Как зовут главного героя? О чем он мечтает и почему?
--Как украинка Оксана попала в башкирскую семью? Почему Оксану
встретили как дорогого гостя, собралась почти вся деревня?
Ямиль не знает украинский язык, а Оксана башкирский , но сразу сдружились. Что им помогло понять друг друга?
- Как вы понимаете слова деда Мансура: «Людей роднит не язык и не богатство, людей роднит сердце»?
- Как вы уже знаете бабушка Ямиля очень любила рассказывать сказки. –Давайте вспомним, что такое сказка? Какую сказку она поведала мальчику? ( слайд с определением)
-Можно ли назвать сказку про саблю Батыра волшебной? Почему?
-Счастливый ли конец у сказки?
-И где же сейчас сабля Батыра?
-Как вы думаете ,почему повесть называется « Радость нашего дома».
-Чем проникнуто всё произведение?
( Добротой, радостью, дружбой,
Заботой взрослых, надеждой ,что всё в их жизни будет хорошо и что наступит конец проклятой войне и будут все счастливы).
Дополнительно: Ямиль очень любит Оксану. Как он на примере доказал это? ( случай со
страшным гусаком, с уплывшим башмаком и др.)
Определите основную мысль, идею произведения.
Выводы: В этой повести показано, как могут любить и понимать друг друга люди разных национальностей. Разные традиции, мировоззрение и, даже, незнание языка не помешало украинской девочке и башкирскому мальчику подружиться и стать по- настоящему родными людьми.
4. Итоги урока
Чему вы научились, прочитав повесть М.Карима?
М.Карим на протяжении всей своей жизни – и в боях, и в мирном труде, и в будни, и в праздники, и в поле, и за письменным столом, и в родной деревне, и в столицах, и на Родине, и за рубежом – всегда оставался простым, добрым и мудрым ЧЕЛОВЕКОМ. Поэтому о нем по праву можно сказать словами одного из его стихотворений: «Один человек – а сколько огня и света оставил он!»