СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на родительском собрании

Просмотр содержимого документа
«Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Родительское собрание в начальной школе

Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель патриотического воспитания - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Задачи патриотического воспитания включают:

• формировать понятия о большой и малой Родине, первоначальные знания о её истории, исторических личностях; бережного отношения к жизни и ко всему живому;


Цели родительского собрания:

  • расширить знания родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств детей;

  • познакомить родителей с приёмами и методами патриотического воспитания.

Задачи родительского собрания:

1.Повышать педагогическую культуру родителей, пополнять арсенал их знаний по вопросу патриотического воспитания младших школьников.

2.Организовать взаимодействие родителей и учителя в организации патриотического воспитания детей.

3. Создать условия для формирования у родителей позиции сотрудничества и позитивного взаимодействия, потребности высказывать свою точку зрения.


Предварительная работа:

- изучение информации по проблеме;

- изготовление приглашений на родительское собрание;

- подготовка плакатов с высказываниями;

- анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания, обсуждаемой на собрании. (Приложение 1);

- родителям дать домашнее задание: подготовиться к беседе, подумать о том, как они в своей семье воспитывают патриотизм;

- подготовка памяток для родителей. (Приложение 2)

- подготовка фотовыставки "Мой родной край".


Ход собрания.


  1. Вступительное слово классного руководителя:

-Уважаемые родители, здравствуйте! Рада вас видеть на очередной нашей встрече. Новая встреча и новая тема нашего разговора. Мы - люди, у которых разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет - наши дети, девочки и мальчики, которые могут стать либо достойными гражданами нашей страны, либо нет.


  1. Актуализация темы.

С родителями было проведено анкетирование (Приложение 1).

- Результаты таковы: многие родители затрудняются в формулировке патриотического воспитания, а отсюда не могут точно сформулировать цель патриотического воспитания. Многие ответили, что будут испытывать затруднения в составлении родословной. Не все знают об истории и культуре родного края. Не все родители единодушно ответили, что большую меру ответственности за патриотическое воспитание детей несут родители, а потом уже школа.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная тема актуальна для родителей и сегодня у нас будет возможность более конкретно разобраться в данном вопросе.


Мотивация родителей.

- Так с чего же нам начать? Какие вопросы появляются, когда идет речь о патриотическом воспитании ваших детей?

Родители ставят вопросы, которые относятся к темам «воспитание», «патриотизм», «национальные ценности», «методы и формы работы», «цели воспитания» и т.п.

Родительский всеобуч.

Классный руководитель рассказывает о ступенях формирования патриотизма:

Первая ступень формирования патриотизма.

Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.

Вторая ступень патриотизма идёт через воспитание любви к Малой Родине - поселку, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма.

Третья ступень формирования патриотизма - воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям.


В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.

Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную позицию, готовность к служению Отечеству.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формирует у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенно скажутся они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с ощущением красоты родных мест.

В становлении гражданского самосознания детей младшего школьного возраста важное место занимает изучение правовых основ своего государства, знакомство с символами страны и их историей, знакомство с правами и обязанностями гражданина.

Я знакомлю учащихся с духовными ценностями нашего народа, его историей, культурой, традициями и обычаями на уроках и во внеучебной воспитательной работе.

Далее классный руководитель знакомит родителей с фотовыставкой, благодарит за полные искренние ответы на анкету.

3. Круглый стол. Дискуссия "Значение семьи в патриотическом воспитании ребенка"

- Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям.


Классный руководитель:

- Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно. На мой взгляд, семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше.

Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина".
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Родители имеют возможность с малых лет прививать ребенку уважение и любовь к родной земле. Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.

Родители обсуждают возможность семьи по патриотическому воспитанию в семье, рассказывают о собственном опыте в этом процессе, о проблемах. Делятся положительными результатами и успехами.

4. Далее классный руководитель знакомит родителей с изречениями «Известных людей о воспитании любви к Родине»

Работа в группах.

Объединение родителей в группы по 4 - 5 человек.


Классный руководитель:

- Каждой группе предлагаются бланки с утверждениями, которые Вы внимательно прочитаете. На работу отводится 3 - 5 минут (После окончания работы каждая группа высказывает групповое мнение по каждому утверждению).

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко)

"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский)

"Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей)

"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен)

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).

Далее родители обсуждают данные тезисы. Высказывают свое мнение.

5. Знакомство родителей с народными пословицами в соответствии с темой собрания:

  • Любовь к Родине сильнее смерти.

  • Человек без Родины - соловей без песни.

  • Береги землю родимую, как мать любимую.

  • Посеянное вовремя жемчугом взойдет.

  • Дома стены помогают.

  • Без корня и полынь не растет.

  • Всякая сосна своему бору шумит.

Обсуждение пословиц и поговорок в контексте обсуждаемой тематики.

6. Подведение итогов родительского собрания.

Выступление классного руководителя

- Истинный патриотизм предполагает формирование и развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.

Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и поэтому родители несут большую ответственность за то, каким вырастет их ребенок, станет ли он настоящим патриотом и гражданином.


7. Решение собрания (в виде рекомендаций):

1.Рекомендовать классному руководителю включить предложенные родителями формы организации работы в программу внеурочной деятельности класса.

2.Обсудить материалы родительского собрания в семьях учеников класса. Для этого все родители получают памятки о воспитании патриотизма.

3. Вести работу по патриотическому воспитанию в семье согласно плану мероприятий.

7. Рефлексия.

- Вот и закончился наше родительское собрание! Надеюсь, что оно не прошло для Вас даром. Думаю, что наш разговор не оставил вас равнодушными. В конце нашего собрания прошу участников оценить совместную деятельность.


8. Индивидуальные консультации для родителей по проблеме патриотического воспитания учащихся.













































(Приложение 1)

Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников.

1. Что подразумевает под собой патриотическое воспитание в семье, в чем оно заключается? На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о методах патриотического воспитания в семье?

2. Как Вы знакомите детей с окружающим миром?

3. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами?

4. Беседуете ли Вы об истории родного края, о его достопримечательностях?

5. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города, Дню посёлка?

6. Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны;

7. Совершаете выезды на природу?

8. Совместно читаете книги?

8. Знаете ли Вы родословную своей семьи?

9. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

10. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?

11. Кто на Ваш взгляд несет большую меру ответственности за патриотическое воспитание детей? (Родители, школа).



















Приложение 2

Памятка для родителей по патриотическому воспитанию школьников

1. Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.

2. Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью

3. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.

4. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.

5. Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.

6. Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни ( кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятия в детском саду и после них)

7. Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения : «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу!»

8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих

10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!



















Консультация для родителей:

« Роль семьи в воспитании патриотических чувств у школьников ».

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт. .

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности) .

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и школа, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Рекомендации для родителей.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада, школы.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного посёлка.

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.



Расширяйте собственный кругозор

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.