СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Песни родного Севера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: Песни родного Севера»

Тема: Песни родного Севера

Цель: ознакомить учащихся с песнями Севера, их авторами, музыкальными и поэтическими особенностями текстов, вспомнить песенные жанры обских угров, как признак национальной принадлежности и самобытности.

Задачи: средствами системных знаний музыкального искусства воспитать любовь к родному краю, родному Северу; развивать образное мышление; формировать интерес к национальной культуре, позитивное отношение к ней; ориентировать учащихся на этнокультурные духовные ценности; воспитать способность к межэтническому и межкультурному общению.

Оборудование: музыкальный центр, видеомагнитофон, аудио- и видеозаписи, фотографии, синтезатор, тексты песен.

Оформление: рисунки, плакаты на национальную тематику, с изображением северного края.

Ход занятия




У.












Д.


У.












Д.

















У.




У.


Д.





























У.

Д.

























У.

Д.










У.

Д.










У.





Д.











































У.

Д.
































У.






У.


У.





Д.










У.

Д.










У.


Д.
























































У.

Д.















У.


У.



У

Д.










У.

Д.
















У.

Д.












































У.




У.












Д.


У.






У.



























1.Орг.момент.

2.Объяснение нового материала.

Сегодня наш урок музыки посвящён песням родного Севера. (записываем тему занятия «Песни родного Севера») И начать урок я хочу с небольшого музыкального эпиграфа.

(Как эпиграф звучит фрагмент из песни «Милый мой Север», текст которого записан на доске: « …Милый мой Север меня одарил

Всеми своими щедротами,

Дымом пастушьих костров окурил

Под снеговыми широтами…»)

Запишите, пожалуйста, этот эпиграф в своих тетрадях. (записываем)

Песня – один из самых любимых, популярных и массовых жанров музыки. Традиции пения уходят далеко вглубь истории, они бережно сохраняются и развиваются народом. Где сопровождает песня человека?

Песня сопровождает человека повсюду - в радости и печали, в труде и в отдыхе, в различных событиях (рождение, свадьба, проводы в армию и т.д.)

В духовной жизни обских угров ещё в древнее время сама песенная форма считалась магической силой и занимала очень важное место. У каждой обско-угорской этнографической группы имеется свой состав традиционных мотивов, которые соответственно их музыкальным качествам приняты как «грустные», «возвышенные», «спокойные», «весёлые» и т.п. Автор подбирает их по теме и на ритмическую схему сочиняет текст. По материалам самих песен можно выделить жанровую специфику: передвижение на нартах, на лодке, пешком, длительное ожидание, монотонная работа, убаюкивание, песня настроения, история жизни самого автора, история сватовства, похвальные песни, песни-жалобы, любовные, обращённые к ребёнку или животному и т.п. Многие песни входят в состав некоторых обрядов. Давайте вспомним жанры песен обских угров, их музыкальные особенности.

Песни-сказки (записываем). Один и тот же сюжет исполнитель может изложить в разной форме, в рамках одного произведения перейти от прозаического рассказа к пению. Это характерно, например, для культовых «медвежьих» песен. Они часто «вбирают» целиком сюжетные ситуации, сказовые приёмы повествования: медведица, как сказочная царевна, растёт взаперти в «семи золотых домах с одним выходом», её отец – бог Торум – объявляет запрет «не подходить к загону неезженых коней», и, конечно, запрет нарушается, иначе не было бы дальнейшего сюжетного развития. Традиция допускала замену «медвежьих» песен сказками, если не находилось певца, что очевидно, тоже способствовало усилению сказовой поэтики и появлению песен-сказок. «Медвежья песня о сыне Мось» - типичная песня-сказка, начинающаяся с набора традиционных формул: «Жили старик со старухой, сына имели, долго жили, коротко жили, вот старик умер…» Сказовое влияния значительно и в культовых песнях-сказках привносится юмористический колорит. К песням-сказкам можно отнести некоторые сказки, звучащие в детской среде. Обычно это сказки, построенные на диалоге или шутливом описании какого-нибудь животного и адресованные самым маленьким.

Сегодня у нас на уроке, присутствует педагог дополнительного образования нашей школы, знаток фольклора Лозямова Людмила Владимировна. Она дополнит ваши сообщения и исполнит несколько фрагментов песен своей семьи.

(рассказ и исполнение песни-сказки)

Как называются импровизации звучащие в ритме качания колыбели и обращённые к ребёнку с целью усыпить его?

Это Песни колыбельные. (записываем) Они содержат добрые пожелания матери своему ребёнку, желание видеть его в будущем здоровым и красивым, надеясь, что из сына вырастет лучший охотник, а из дочери – самая хорошая и проворная женщина. С помощью колыбельных песен ребёнок усваивает родной язык, поэтому они приближены к разговорной речи, содержат повторы, но лишены фактических поэтических формул (одна из редких: «Качаю я своё дитятко пятипалой ногой с пятью пальцами»). Колыбельные песни всегда звучат в интимной обстановке, видимо, поэтому собиратели не записывали их. Публикации единичны. Важно отметить, что колыбельные песни звучат не только над люлькой ребёнка, женщина может напевать их (про себя или вслух) во время кочевья, в чуме за шитьём – когда требовалось выразить свои чувства, настроение. При этом мелодия и слова остаются прежними.

По аналогии с колыбельными песнями исполнялись также импровизации добрых пожеланий маленьким домашним животным (щенку, жеребёнку, оленёнку). Они отличались шутливой тональностью, исполнялись наедине с животными, когда хозяин ласкал его. С маленьким животным иногда проводились обрядовые действия: отдавали его под охрану какому-нибудь божеству, приносили жертву ради благоприятной судьбы. Например, импровизация под названием «Колыбельная песня собачке». Уникальный текст в переводе Евы Шмидт:

Вагля, да расти, да расти,

Будь собакой на соболя, будь собакой на лося,

Не будь собакой-дармоедом,

Если станешь голодной,

Найди себе чистого лесного зверя,

Ешь кусок жилистого мяса, ешь кусок жиру!

Воспевание ребёнка (записываем) – песни матерей о своих детях. В них мечта о будущем своего ребёнка. Эти песни широко не оглашаются.

(Расаказ-дополнение Лозямовой Л.В. и исполнение колыбельной)

Есть ли песни, в которых излагались основные события жизни автора?

Да, это семейно-бытовые песни. (записываем) У них всегда известен автор: мужчина или женщина, молодой или старик. Содержание семейно-бытовых песен – изложение основных событий жизни автора (иногда от рождения до старости), рассказ о каком-нибудь важном событии. У ханты и манси семья – одна из основных жизненных ценностей, поэтому авторы не мыслят себя вне её. Семейный быт со всеми его сложностями эстетизируется. Импровизаторы спокойно или взволнованно поют о самых обычных делах: как мужчина охотится, ловит рыбу, какими домашними делами занимается женщина, какими обременена заботами. Мужчина – это добытчик, кормилец семьи от его умения, выносливости, физической крепости зависит достаток, а женщина – хозяйка дома, на ней лежит забота о топливе, приготовлении пищи, об одежде, уходе за скотом. Семейно-бытовые песни рисуют идеал женщины – трудолюбивой, воспитывающей детей, умеющей содержать дом, вести хозяйство. В семейно-бытовых песенных рассказах обских угров явно просматривается тенденция к созданию устной семейно-бытовой истории. Передавая семейно-родовую информацию, семейно-бытовые песни выполняли и воспитательную функцию – детям, молодёжи внушались простая и мудрая мысль: «Ты не перекати-поле, у тебя дед и отец были хорошие охотники, мать – добрая хозяйка. Ты должен продолжать семейное дело» и т.д. Нельзя сказать, что семейно-бытовые песни фактографичны, хотя отчётлива установка автора на достоверность, его стремление рассказать правду о себе и своей семье. Но сознательно или бессознательно автор песенной импровизации делает отбор биографических событий, привносит обобщённые характеристики прошлого, оценивая его с сегодняшних позиций.

(Аудиозапись «По ягоды» в исп. вок.анс. «Миснэ»)

Какая есть ещё традиционная песенная форма изложения биографии?

Это песня судьбы, (записываем) сочинённая самим исполнителем - традиционная форма изложения биографии того или иного человека. Как правило, каждый стремиться сочинить песню о себе. Песни о судьбе людей поются и после смерти человека, сохраняются как память о нем, о его делах. Это один из жанров бытовых или индивидуальных песен, мужских и женских. Среди них есть лирические, эпические и нечто среднее. В них видно пространственное описание какого-либо события. Важнейшая функция индивидуальной песни – сохранение имени автора так в древних обществах подчёркивалась ценность, незаменимость. Песни имели стабильный текст, который выучивался другими исполнителями.

В каких песнях излагаются мысли, желания, надежды?

Это - Личные песни. (записываем) Их поют в любое время года, суток при хорошем и плохом настроении, во время отдыха и труда, взрослые и дети, женщины и мужчины. В них люди излагают свои мысли, желания, надежды, прославляют ум и силу, мастерство человека, иногда высмеивают его слабости, лень, поют о любви и грусти, вызванной несбывшейся мечтой. Такие песни широко не оглашаются своими сочинителями, скрываются от других людей, о них узнают случайно. В некоторых песнях воспевается красота окружающей природы.

(рассказ-дополнение Лозямовой Л.В о песне «Олень», которую её отец подарил своей внучке, исполнение песни )

А песни-мифы – (записываем) это песни о будущем, которое настанет после того, как нефть и газ будут выкачены, новые города опустеют и вместе с брошенными машинами зарастут травой, а на ней снова будут расти ягоды и ягель, и ханты заживут как прежде.

Есть ли ещё жанры индивидуальных песен?

Да, это Любовные песни, (записываем) один из жанров индивидуальных песен, исполняемых от первого лица. По содержанию любовные песни распадаются на две неравные части: подавляющее большинство посвящено счастливой любви, незначительная часть – трагической. В трагических любовных песнях кто-либо из родственников мешает соединению влюблённых. Девушка открыто говорит, что она разлучена с любимым «из-за того, что жив этот старик, отец его, и из-за того, что жива эта старуха, его мать». Состояние несчастной девушки трагично, она чувствует, «будто острым ножом раздирают» её сердце, «похожее на сосновую шишку», она чувствует, что оно «брошено на угли, полные колючих игл». Разлуке с милым она предпочитает самое худшее: «Сама погашу свою женскую душу». Любовь и смерть постоянно обозначаются как крайние состояния. Песни о счастливой любви завершаются браком. Любовь напрямую связана с браком, любовное томление – предвестник семейной жизни. Если парень сватается, значит, любит, и девушка в этом не сомневается, поскольку в её понимании любовь без брака не существует, и спокойно соглашается выйти замуж за человека, которого ни разу не видела. Кроме того, у обских угров практические соображения часто неразрывны с этичностью и эстетичностью. С европейской точки зрения у тех же ханты, физической красоте не придавалось первостепенного значения. Но в поэзии обских угров красота слита с физической силой. У северных ханты был даже эталон силы-красоты: раз в году каждый юноша мог попытаться войти в сообщество мужчин, для этого нужно пронести на определённое расстояние священный камень весом 40 кг. Культ физической силы у обских угров имеет свою историю, традицию, что ощутимо и в рамках любовной лирики, в которой парень предстаёт как крепкий, неутомимый охотник и т.п. – это качества будущего добытчика, кормильца семьи.

Юноша всегда «красивый», «добрый», «милый», «мой друг», часто именуется по имени, а если полуименем – то с соответствующим эпитетом, у него не глаза, а «глазки, похожие на спелые смородинки», не руки, «а ручки с десятью пальцами», не шея, а «белая, как у лебедя, шейка», которую мечтает обнять влюблённая девушка. Повторим, что этот красавец ещё и настоящий умелец, он самый меткий стрелок и т.п.

Девушка устами возлюбленного рисуется примерно теми же средствами. Чаще всего используется эпитет «красивая» (некрасивых, а любовных песнях не бывает), который вбирает в себя такие позитивные качества: внешняя привлекательность, физическая крепость, здоровье, работоспособность, умение шить и пр. Эпитет «красивая» соседствует почти всегда с «платком»: красивая девушка в платке. Очевидно, в соответствии с традиционным запретом: каждая девушка должна закрывать голову как вместилище своей главной души. Восприимчивость молодёжи ко всему новому сказалось в первую очередь на любовной лирике, которая к концу ХХ века существенно трансформировалась: изображение любви и брака в современных песнях и частушках фактически адекватно русскому.

Девушки и юноши взрослеют и исполняют песни о сватовстве.

Песни о сватовстве, (записываем) ещё одна жанровая разновидность индивидуальных песен, исполняемых от первого лица. Они входят в молодёжный репертуар, их импровизационно сочиняют юноши и девушки, достигшие брачного возраста. Типичная композиция песенной импровизации 16-18 летней девушки выглядит следующим образом:

1)похвала парню (он красивый, он лучший охотник);

2)тоска по парню, желание его видеть, просьба жениться;

3)если он женится, то, каким будет их совместное счастье, что делала бы девушка ради мужа (шила бы удобную одежду, обихаживала дом и т.п.);

4) обещание любить всю жизнь и перечисление своих положительных качеств.

Песни как бы уравновешены позитивными, идеализированными образами героев, что отражено даже в композиции: в начале – похвала парня, в конце – самопохвала девушки. Каждый из героев привлекателен, красив, затем называются его трудовые навыки, дела. Набор умений и свойств состоит из повторяющихся мотивов с несущественными вариациями, поскольку к наступлению брачного возраста каждая девушка уже умела держать в руках иглу, кроить, готовить еду и т.п. Например,

Если понадобится красивая девушка в платке,

Женись на мне.

Я, девушка, поставлю твой чум,

Я, девушка, топливо для очага

Умею приготовить.

Гонять прекрасно стадо оленей

тоже умею,

Заботиться о чуме, крытом шкурой,

тоже умею…

Песенные импровизации парней по содержанию принципиально ничем не отличаются от песен о сватовстве девушек. К середине ХХ века произошли существенные изменения в традиционных этико-эстетических представлениях обских угров, и жанр песен о сватовстве перешёл в разряд пассивно бытующих.

Сейчас вы услышите аудиозапись песни «Нюпилув» (дорогая малица), в ней говорится о том, что мать девушки просит молодого юношу взять свою дочь , к себе домой (замуж): Я мудрая женщина, мать, и вижу, что у тебя очень дорогая малица, значит ты настоящий мужчина, увези мою дочь к себе, там будете жить счастливо, вместе пить чай.

(аудиозапись «Нюпилув»)

И ещё одна песня «Эви ар» (песня девушки, уже замужней)

(аудиозапись «Эви ар»)

У обских угров есть лирико-драматический жанр, сопряжённый с сакрально-магическим воздействием - это Обрядовые песни. (записываем) В разных обрядах степень закреплённости обрядовых песен различная. С затуханием обряда та или иная песня может «оторваться» и бытовать самостоятельно, хотя бы и пассивно.

В свадебном обряде (записываем) обских угров нет большого песенного разнообразия. Исполнялись главным образом песенные импровизации невесты после сговора родителей и перед окончательным отъездом в дом жениха. В первом случае невеста, узнав о решении родителей выдать её замуж, причитала о своей несчастной судьбе, она просила опустить её на дно моря или увезти в тайгу, но не отсылать в чужой дом к чужой матери. Во втором случае она в причитаниях (записываем) повторяла своё нежелание покидать родительский дом и ехать в чужой посёлок.

(звучит аудиозапись мансийской свадебной песни «Совыр союм» в исп. Миснэ или Мощ хот)

В каком обряде ещё есть причитания?

Центральное место причитания занимали в похоронном обряде. (записываем). В женских причитаниях (записываем) в свободной импровизационной форме выражались печаль, горе, тоска по умершему. В Х1Х веке отмечено бытование мужских причитаний. (записываем)

Плачи (записываем) – Выражение скорби с мелодическим пением и слезами, с импровизированным причитанием о том, каким дорогим был ушедший в иной мир человек. Мелодии плача существенно отличаются от мелодий «личных песен» (песен судьбы). Плачи скорби задевают душу любого присутствующего.

(рассказ-дополнение Лозямовой Л.В.)

Какие же песни звучат на основном обрядовом празднике обских угров, и что это за действие?

У обских угров самым значительным обрядовым действом является спорадический и периодический Медвежий праздник, на котором исполняется в течение нескольких дней до трёхсот песен обрядовых и сцен. Выделяются обычно группы песен обрядовых по содержанию, временной прикреплённости и характеру исполнения: «медвежьи», обрядовые песни драматических сцен и обрядовые песни, вызывающие духов.

Медвежьи песни (записываем)– это обрядовые произведения, изложенные в стихах. Исполняются мужчинами перед началом представления на Медвежьем празднике. Если это медведица, то перед ней становятся четыре человека, одетые в шёлковые халаты, шапки с острым концом; взявшись за мизинцы, они качают руки в такт ритму песни. Если это медведь, то исполняется пять длинных песен. Выступают в тех же наряда, что и перед медведицей. Певцы, заканчивая песню, делают поворот по часовой стрелке и произносят междометные слова. После снимают священные халаты, головные уборы, а вечером начинается представление «артистов» в берестяных масках.

«Медвежьи» обрядовые песни (записываем) составляют наиболее многочисленные группы, их можно разделить по темам:

  1. Песни о перевозке медведя: где пролегал путь, мимо какой горы, речки. Описываются почести медведю: охотники кричат: «Утчуванэ – э», стреляют в воздух, на стволах деревьев оставляют рисунки, по которым понятно, сколько было охотников, собак и т.п.

  2. Утренние обрядовые песни, которые поют ежедневно на рассвете, «будят» медведя.

  3. Обрядовые песни о небесном происхождении медведя: у него отец – Верхний дух, который один его вырастил и в златоверхой люльке спустил на землю, но он – сын женщины Мось, рос в бедности, имел обычного мальчика, как вдруг у него появились когти, клыки, шерсть, и он был вынужден уйти от людей. Существуют и другие варианты, по которым он – брат, посланник Торума, юноша, превратившийся по желанию дьявола в медведя и т.п. Но он всегда хозяин, «священный зверь».

  4. Обрядовые песни, в которых главный эпизод – смерть медведя от руки охотника.

  5. Обрядовые песни о героях – охотниках на медведя. Это могут быть различные духи, духи-предки; как и люди, они почитают медведя, устраивают в его честь праздники.

  6. Обрядовые песни о том, как медведь выполняет функцию хранителя клятвы на земле: медведь может сохранить жизнь человеку, верному клятве, данной на медвежьей лапе или черепе, и наоборот, покарать клятвопреступника.

  7. Прощальные наставительные песни для медведя, в которых излагается «медвежий» этикет: не воровать у людей рыбу, сушёное мясо, другие припасы, не вытаскивать дичь из слопцов, не трогать собак и т.п.

В одной обрядовой песне могут разрабатываться две-три темы, каждая из которых имеет несколько вариантов. «Медвежьи» обрядовые песни относятся к индивидуальным, исполняются от первого лица, обычно убитый медведь или медведица поют о свершившимся. Порядок исполнения: звучало пять обрядовых песен медведю и четыре – медведице, их пели пять взрослых мужчин по очереди (каждый по 1-й) медведю и четверо – медведице; в первый и предпоследний день исполнялись одни и те же обрядовые песни. Певцы в яркой одежде пели, обратившись лицом к медведю. В некоторых местностях были небольшие отступления от этого порядка, но везде женщинам и юношам запрещалось исполнение «медвежьих» песен. В обрядовых песнях медведь – в ореоле уважения, почитания, поклонения, он – предок и покровитель. По мысли исполнителей и слушателей, обрядовые песни должны умилостивить священного зверя.

(Рассказ-дополнение Лозямовой Л.В.)

Еще, какие песни исполняются на Медвежьем празднике?

Это песни-представления (драматические) (записываем) – сатирические, юмористические, высмеивающие недостатки людей, исполняются мужчинами только во время Медвежьего праздника. Их содержание предназначены для воспитания слушателей, искоренения у них недостатков, песни-представления адресованы всем присутствующим, критика касается всех. Представления предупреждают, что нарушающий общепринятые нормы поведения будет выставлен на посмешище. Виновные, узнав себя, не должны обижаться на выступающие маски, иначе медведь может «наказать» их за то, что не принимают критику и не исправляются.

Тематический диапазон драматических сценок и сопровождающих песен очень широк: разыгрывались сюжеты, связанные с медведем и содержащие не только восхваление красотой, но и насмешку над ним; сцены встречи охотников с духами леса, воды и т.п.; сцены охоты, рыбной ловли; сцены жизни зверей, птиц и др. Разыгрывались также фрагменты эпических сказаний, отдельные сюжеты бытовых сказок.

Давайте посмотрим один из таких фрагментов.

(видеопросмотр медвежьего представления в Берёзовском р-не)

А теперь исполним песню «Тулыглап», а Мальчики покажут вам элементы танцев)

(исполнение песни «Тулыглап»)

И ещё существуют исторические обрядовые произведения,

Это Героические песни-сказания (записываем) – это исторические обрядовые произведения, сочинённые в стихах и прозе. Их исполняют мужчины. Они же представляют духов-покровителей (предков) на Медвежьем празднике в той иерархической последовательности, в какой они исторически прожили жизнь (людьми). На Медвежьем празднике исполняют и героический эпос. В нём прославляются жизнь и славные дела предков, отличившихся при жизни перед своим народом, сделавших для него что-либо значительное: защитивших его от врагов, спасших от голодной смерти в тяжёлые зимы или давших жизнь сильному потомству. Потомки верят, что если помнить своих предков, почитать их, то они помогают и после смерти.

Какие же песни исполняются в ритуальной обстановке?

Это ритуальные песни (записываем) - древние песенные произведения, которые исполняются, как считается в присутствии сверхъестественного существа, кому и посвящена песня. И певец, и слушатель впадают при этом в особое состояние. Оно вызывается монотонным, как бы бесконечным мотивом, частыми повторами не только строк, но и отрывков – песня строится так, что её невозможно закончить. Исполняется от первого лица, т.е. от имени духа, певец уносит слушателей в давние времена, как бы воссоздавая их своим пением. Продолжительное пение отключает исполнителя, и публику от окружающей действительности, в них происходит нечто вроде катарсиса (очищения). Приходя в себя, они чувствуют, словно они, и миропорядок рождены заново.

Ритуальные установления касались времени суток и года, места, атрибутики, одежды исполнителя, половозрастного состава аудитории, поведения певца или сказочника и т.д., вплоть до наказания (реального или ожидаемого) слушателей.

(рассказ-дополнение Лозямовой Л.В.)

А есть ли песни на темы текущей жизни Севера?

Да, это современные песни (записываем) - ряд произведений на темы текущей жизни обских угров. Интерес учёных Х1Х–нач. ХХ в. был направлен в первую очередь на традиционный фольклор, они разыскивали архаичные песни, сказания, обряды и достигли выдающихся результатов. Было отмечено бытование современного фольклора. В 1933-34 годах сложены песни, славящие красные пароходы – символы новой жизни, а молодёжь, побывавшая в больших городах, поёт о том, как «реют летающие лодки» – самолёты, к городам подъезжают множество «огненных саней» с товарами и людьми, в домах «само возжигающийся огонь» – электричество. В последние десятилетия продолжается процесс межэтнических связей, влияния русских песен, культуры, развивается двуязычие обских угров.

К настоящему времени появились 4 типа (Е.Шмидт) современных произведений в хантыйском и мансийском репертуаре:

  1. Песни с новой тематикой, освещаемой в традиционном жанре «индивидуальных песен» и импровизаций: коллективизация, работа в колхозе, вожди – Ленин и Сталин, родной край, прощание с малой родиной солдата, уходившего на войну. В разработке тем просматривается стилистика традиционных индивидуальных песен. Возникают самодеятельные лирические песни локального характера о природе, новых городах, профессиях.

  2. Песни с новой традиционной тематикой и в новой жанровой форме: частушки, песни со строфическим строем и рефреном; в традиционных песнях обских угров нет настоящих строф и связанных с ними регулярно повторяющихся строк, такой строй известен лишь по нескольким песням Медвежьего праздника.

  3. Переводные, как правило, русские песни (песни о Чапаеве, «Вот кто-то с горочки спустился» и т.п.)

  4. Русские песни, исполняемые на русском языке индивидуально или несколькими певцами на один голос при сохранении первоначальной функции произведения («Нарьян-Мар», «Увезу тебя я в тундру», «Северный олень», «Полярный круг» и т.д.)

Следует обратить внимание на первые два типа песен. Их бытование подтверждают записи не только 1930-40-ах и последних десятилетий. Есть индивидуальные песни от лица женщин и мужчин, например, председателя, поющего о хорошей работе колхозниц, или импровизация о рыболовах: «Если много рыбы наловили, то много денег с изображением (Ленина) получим», или песня от лица девушек, лечащих в больнице: «Мы девушки, одетые в белые халаты, (Мы девушки похожие на белых чаек…)» – такие песни сегодня воспринимаются как простодушные, наивные. Но они несут важную социально-бытовую конкретику, которая постепенно приобретает значимость и истинную ценность. Со временем они станут документом эпохи.

(Рассказ-дополнение Лозямовой Л.В. о смешении хантыйского и мансийского фольклор, а также о современной стилизации песен)

(аудиозапись «Куреньки»)

3. Закрепление.

А сейчас, давайте с вами исполним фрагменты нескольких современных песен о родном севере.

(исполнение Белый олень, Строганина, Милый мой Север, В осеннем бору)

4. Обобщение

Довольно быстро происходили как жанровые трансформации, так и исчезновение целых жанров. Если в конце Х1Х века учёные записывали героические песни, насчитывающие несколько тысяч стихов, то в начале ХХ века трудно было встретить человека, знающего мифы, героические песни, в большинстве случаев это разрушившиеся сказания. Во второй половине ХХ века ушла из бытования фактически вся мифологическая и героическая поэзия, предельно упростился Медвежий праздник за счёт сокращения или исчезновения обрядовых песен и других элементов, ушли в пассивное бытование словесно-музыкальные части свадебного и похоронного обрядов, заговоры, заклинания и т.п.

Конечно, этим не ограничивается песенные жанры нашего Севера. Они довольно гибки и открыты новым тематикам. О чём эти песни?

В них речь идёт о новых городах и профессиях, о родной природе, отражается тревога за будущее.

И сейчас, мы с вами исполним песню «Моя Югра»

(Исполнение песни «Моя Югра» сл.А Тарханова, муз.В.Пшеничникова)

5. Подведение итогов.

(Анализ работы на занятии)

6. Домашнее задание.

А домашнее задание будет вам следующее: в течение этой недели проводится много мероприятий к юбилею ХМАО, на которых вы слышали и услышите много песен о родном Севере, нашем крае, округе. На следующий урок расскажите о понравившейся вам песне, её исполнителе и авторе.

Наш урок закончен. До свидания.

















13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!