«ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «Дружба»
План – конспект занятия по
основам туризма
Тема: «Питание в туристском походе»
2017 г.
Тема: Питание в туристском походе.
Цель:
Ознакомление учащихся с требованиями к продуктам питания для похода, дневным рационом питания, научить правильно упаковывать, хранить и транспортировать продукты в походе.
Задачи:
Сформировать знания о режиме и рационе питания в походе.
Объяснить важность водно-солевого режима на маршруте.
Форма занятия: Фронтальное.
Оборудования и наглядность: Таблицы, фотографии.
Ход урока:
Орг. момент
Изучение нового материала.
План урока:
Продукты для похода.
Рацион питания.
Упаковка, хранение и транспортировка продуктов
Закрепление темы.
Дорогие ребята, как вы знаете, для жизнедеятельности нашего организма нам необходима пища. Цель и задачи нашего занятия рассмотреть – как нужно правильно питаться в туристском походе. Как улучшить аппетит и сохранить здоровье. И также мы с вами рассмотрим когда, как и чем питается турист в походе.
Какие продукты можно брать с собой в поход?
Для походов выходного дня годятся любые продукты, которые не испортятся до конца маршрута, главное не брать консервы в стеклянных банках, иначе придётся извлекать осколки из вещей. Собираясь в несложные многодневные походы летом, надо выбирать, прежде всего, те продукты, которые не испортятся на жаре. Творог, сметана, варёная колбаса не подойдут. Лучше взять тушёнку, рыбные консервы, овощи.
Продукты для похода.
В спортивных походах, очень важно снизить вес рюкзака. Поэтому туристы предъявляют к продуктам достаточно жесткие требования.
Легкость и калорийность
По возможности, надо выбирать те продукты, у которых больше съедобная часть или выше процент усвояемости.
Быстрота и несложность приготовления
Сложные кулинарные рецепты в походе реализовать трудно, и времени на это, как правило, нет. Специфика туризма такова, что даже опытная хозяйка у костра или примуса может оказаться беспомощной. В высокогорье туристам нужно учитывать и то, что температура кипения воды на высоте ниже 100̊ С.
Пригодность в течение всего похода и транспортабельность
В походе даже те продукты, которые дома хранятся сколько угодно, могут стать не пригодными. Например, сахарный песок без герметичной упаковки отсыревает, а при подмокании превращается в сироп. Сохранность и транспортабельность многих продуктов зависит от правильной упаковки.
Вкусовые качества
Немаловажная деталь продукты и блюда из них должны быть вкусными и разнообразными. Пресные каши и супы быстро приедаются, а пища которая надоела, усваивается хуже. На высокогорье вкусы туристов могут значительно изменяться, обостряются реакции на запах.
Рацион питания
Рассмотрим общие правила питания в походе.
Рацион – порция пищи на определенное время.
Меню – набор продуктов или блюд.
Режим питания – распорядок приёма пищи.
На завтрак обычно рекомендуют давать около 30% калорийности суточного рациона. Составляя меню на завтрак, надо помнить, что он должен обеспечить работоспособность в первой половине дня.
На обед или перекус должно приходиться 30-35 % суточной калорийности питания. Здесь предпочтительна высококалорийная жирная и сладкая пища. Легкоусвояемые углеводородсодержащие продукты (сахар, конфеты, вафли и т.д.) должны сочетаться с трудноусвояемыми продуктами с большим количеством жиров (колбаса, сало, мясные и рыбные консервы).
На ужин остается 25 % калорийности. Он должен компенсировать дневные энергозатраты и подготовить нас к следующему дню. Для этого хороши блюда, богатые белками и углеводами: супы, каши, мясо, макароны. Не надо забывать про лук, чеснок, томат и другие приправы.
Вечернее чаепитие – настоящий обряд, снимающий эмоциональные перегрузки. Поэтому чая должно быть много, и к нему хорошо припасти чего-нибудь вкусного.
Упаковка, хранение и транспортировка продуктов
Прежде чем разместить продукты по рюкзакам их надо правильно упаковать. Упаковка должна обеспечить сохранность продуктов в течении всего похода. А ещё она должна удобно ложиться в рюкзак и быть лёгкой. Если фасованные продукты боятся сырости, их кладут в полиэтилен, сыпучие продукты удобнее всего пересыпать в пластиковые бутылки.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Подведение итогов:
- что нового вы узнали?
- что для вас было самым интересным на занятии?
- Что далось тяжелее всего? Почему?
- Над чем надо будет еще работать?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/26/s_5ab8b70919420/870284_1.jpeg)
Рис.1Упаковка продуктов
Список использованных источников
Алексеев А.А. «Питание в туристском походе» [Электронный ресурс] / А.А. Алексеев //Детский турклуб «Вертикаль». – URL:http://vertikal-pechatniki.ru/bibl/pitanie_alex.htm
Дроздов Сергей «Правильная упаковка или как сохранить продукты на природе» [Электронный ресурс] / С. Дроздов //Активный отдых в Крыму.- URL:http:// www.crimea-extrim.ru/Kak-sohranit-produktyi-na-prirode