СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема по самообразованию "Формирование социально активной личности как актуальная задача современного образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. В условиях введения ФГОС НОО особенно актуальной является проблема социализации личности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Тема по самообразованию "Формирование социально активной личности как актуальная задача современного образования"»

Формирование социально активной личности как актуальная задача современного образования

Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. [2, с. 13]

В условиях введения ФГОС НОО особенно актуальной является проблема социализации личности ребенка.

Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение ими принципов сотрудничества и диалога.

Необходимо обеспечить:

  • последовательный переход обучающихся от неосознанных взаимодействий к осознанной социальной деятельности, ориентированной на созидательные результаты совершаемых поступков и социально значимых действий;

  • целенаправленное взаимодействие детей и взрослых,

  • условия для приобретения позитивно-рефлексивного опыта жизнедеятельности обучающихся, их самоопределения в окружающем поликультурном пространстве;

  • формирование социальных компетенций обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, специфики деятельности в процессе развития и взросления;

  • формирование воспитательной системы образовательного учреждения, саморазвивающейся в направлениях общественно значимых видов деятельности обучающихся. [4]

Основными условиями для формирования социально активной личности являются:

  • создание социально развивающей среды, моделирование ситуаций успеха;

  • изучение личности ребенка;

  • педагогическая поддержка индивидуального развития, помощь в осознании целей, жизненных планов, эталонов, ценностей;

  • личный пример и социальная активность педагога, определение идеала для подражания;

  • закрепление ценностных ориентаций, идеалов и эталонов через освоение системы социальных ролей;

  • накопление социального опыта в различных видах деятельности;

  • организация детского самоуправления и разумного занимательного досуга;

  • закрепление успехов и достижений через демонстрацию и признание их общественно-личностной значимости. [1, с. 19]

Существуют определенные средства формирования социально активной личности.

Изменение социальной ситуации развития обучающихся включает внедрение личностно-ориентированного и социально-ролевого подхода в воспитании и обучении; формирование и сплочение общешкольного коллектива детей и взрослых; обеспечение педагогической и психологической поддержки обучающихся в самореализации и самоопределении.

К повышению социальной компетентности и социальной активности участников педагогического процесса можно отнести организацию совместной деятельности, самоуправление, участие в общественно-значимых делах; формирование и закрепление социокультурного опыта и здорового образа жизни.

Расширение социально-развивающего пространства заключается в открытости культурно-образовательной среды, создании структуры дополнительного образования; повышении общего уровня культуры школы. [2, с. 21]

Для формирования социально активной личности в условиях внедрения ФГОС НОО в нашей школе используются следующие виды деятельности.

  • Индивидуальные и групповые поручения заключаются в системе чередования поручений по классу, дежурства по школе и по классу.

  • Классное собрание: беседы, ролевые игры, совместные экскурсии (Прогулки по зимнему парку, посещение выставок), диспуты, дискуссии.

  • Соревнование смотры, выставки («Новогодняя игрушка», «Дары природы», Умелые ручки», фотоконкурсы).

  • Самоуправление субботники, символика школы (флаг, ленты), форма, знаки отличия.

  • Участие в жизни класса и школы социально успешных значимых взрослых

  • Шефство старших учащихся над младшими, волонтерская деятельность развитие   опыта  организации и проведения  учащимися  старших классов мероприятий для младших детей (путешествие по школе, викторины, спортивные состязания).

  • Ведение летописи, создание музея: школьные СМИ (газета, радио), размещение материалов в городской газете, проведение анкетирования, опросов, школьного мониторинга, деятельность музейных экспозиций, поисковая работа.

Развитие личности в условиях введения ФГОС НОО не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно и планомерно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.


Литература

  1. Гаврилычева Г. Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. 2010. № 7.

  2. Маслова Н. А. Из практики развития «Я-концепции» у младших школьников // Начальная школа. 2010. № 3.

  3. Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника. Межвузовский сборник научных трудов / Под. ред. И. П. Шаховой. - Пенза: ПГПИ им. В. Г. Белинского, 2010. 86 с.

  4. Федеральный Государственный Образовательный стандарт.