Борис Пастернак
Быть знаменитым некрасиво…
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
1956 г.
Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво…” было написано после целой череды событий в жизни поэта и страны: его признали, он стал членом Союза писателей, умер “вождь народов”. Пастернак много занимался переводами и размышлял о сути творчества, результатом этих размышлений и стала выстраданная истина, облечённая в поэтическую форму в 1956 году.
Стихотворение входит в книгу стихов “Когда разгуляется”, которая опубликована после смерти поэта и включает 44 стихотворения, написанные в период с 1956 по 1959 годы.
Это философское стихотворение поэта. Общая тема – суть творчества и путь творческого человека, его предназначение, однако Пастернак также размышляет о смерти и жизни, о судьбе, о целях творчества в самом широком смысле.
Стихотворение состоит из семи строф, по содержанию его можно разделить на три части. В первой части поэт говорит: стыдно быть знаменитым и стремиться к славе, если на самом деле ты ничего не значишь (две первые строфы) .
Вторая часть выражает жизненное кредо поэта: художник, творец направляет свой талант в вечность, в неизвестность, стремится к достижению идеала, истины. Поэт должен оставлять свою жизнь как будто за кадром, показывая только результат своего творчества, а не свою личность (3-я – 5-я строфы).
Две последние строфы призывают быть первопроходцем в искусстве, не обращать внимания на свои временные победы, быть требовательным к себе. По мнению Пастернака, для этого необходимо обязательно “быть живым, живым и только” до самого конца. При этом его наставления нельзя воспринимать как высокомерные нравоучения – поэт сам всегда следовал тем заповедям, которые изложены в стихотворении “Быть знаменитым некрасиво…”.
Основной мотив произведения – познание и поиск себя, смысла творчества.
Послание Пастернака к современникам и потомкам, его поучение, где сам поэт выступает в роли наставника. Он показывает другим тот путь, который сам считает истинным – не к признанию современниками, но к истинному и вечному искусству. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка везде одинаковая – перекрестная, использованы мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Пастернак в основном использует глаголы, чтобы передать движение, стихотворение изобилует деепричастными оборотами – всё это делает его очень энергичным. В то же время поэт не отказывается от классических выразительных средств.
Метафоры – “оставлять пробелы в судьбе“, “быть притчей на устах у всех“,”окунаться в неизвестность“, “места и главы жизни“.
Эпитеты – “жизни целой“, “живому следу“, “единой долькой“.
Сравнения – “как прячется в тумане местность“.
Антитеза – “поражения – победа“.
Все выразительные средства использованы максимально гармонично – они работают на раскрытие общей идеи. Пастернак создал произведение, которое представляет собой идеальное сочетание содержания и формы.
______ _______ ______ _________ _____________ ___________
Сергей Есенин
Поэт
Не поэт, кто слов пророка
Не желает заучить,
Кто язвительно порока
Не умеет обличить.
Не поэт, кто сам боится,
Чтобы сильных уязвить,
Кто победою гордится,
Может слабых устрашить.
Не поэт и кто имеет
К людям разную любовь,
Кто за правду не умеет
Проливать с врагами кровь.
Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда — мать,
Кто людей как братьев любит
И готов за них страдать.
Он все сделает свободно,
Что другие не могли.
Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли!
1912 г.
Жанр: гражданская и философская лирика, поскольку стихотворение выражает размышления Есенина о социальной и нравственной ответственности поэта.
Основная тема: определение истинного поэта как человека, готового стоять на стороне правды, обличать пороки и защищать слабых. Есенин описывает идеальный образ поэта, который не боится сильных мира сего и готов на самопожертвование ради справедливости и любви к народу.
Композиция: стихотворение можно разделить на две части. Первая часть — описание того, кто не является поэтом. Здесь поэт перечисляет черты, несвойственные настоящему поэту, такие как страх перед сильными мира сего, гордость за победы над слабыми, отсутствие искренней любви к людям. Вторая часть — описание настоящего поэта, который служит правде, готов к самопожертвованию и любит людей. Композиция помогает Есенину противопоставить два образа: «лжепоэта» и истинного поэта.
Размер и рифма: стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой (АВАВ), что придаёт тексту ритмичность и последовательность.
Идея стихотворения: заключается в представлении поэта как борца за правду, защитника слабых и выразителя народной воли. Есенин хочет донести мысль о том, что настоящий поэт должен быть не просто творцом, но и человеком, посвятившим свою жизнь борьбе за справедливость и любовь к народу.
______ _______ ______ _________ _____________ ___________
Марина Цветаева
Моим стихам, написанным так рано…
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
1913 г.
На момент создания строк поэтессе было всего 20 лет. Тогда она пребывала в Коктебеле вместе с семьёй и в личной жизни чувствовала себя счастливой. Тем не менее в русской литературе её творчество не сразу заняло видное место.
До 1913 г. Марина Ивановна успела выпустить три сборника, но признание получил только один. Большинство ранних стихотворений Цветаевой критики-современники считали посредственными, лишенными чётко выраженных идей и далеко не идеальными с точки зрения композиции. Такие отзывы не заставили поэтессу отложить перо. В её душе не угасала надежда на то, что её творчество признают.
В центре авторского внимания тема судьбы ранних произведений. Главными образами стихотворения являются лирическая героиня и её стихи. Во время прочтения произведения воображение рисует молодую поэтессу, полную жизненной энергии и оптимизма.
Лирическая героиня рассказывает, что строки срывались с её пера и врывались «в святилище». Причастия «сорвавшимся», «ворвавшимся» очень точно отображают творческий порыв, вдохновение поэтессы. Стихи она сравнивает с фонтаном, ракетными искрами, чертями, намекая, что они творились сами по себе, и удержать их было невозможно.
Лирическая героиня не скрывает, что её произведения не читали и не читают, что они пылятся на магазинных полках. Но она не считает их плохими, наоборот, сравнивает с «драгоценными винами». Заканчивается стихотворение оптимистичным утверждениям, что нечитанной пока лирике «настанет свой черёд».
Произведение создано в форме монолога лирической героини, который делится на смысловые части: рассказ героини о том, как творились её стихи, надежда на то, что её творения будут признаны. Формально оно разделено на три части. Особенность стихотворения в том, что оно состоит из одного предложения. Вот та стремительность, о которой говорит лирическая героиня. Кажется, что все строки написаны на одном дыхании.
Написано стихотворение пятистопным ямбом. М. Цветаева использовала перекрёстную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.
Жанр произведения – элегия, так как представляет собой грустные рассуждения на философские темы.
Важную роль для создания образа лирической героини и её стихов играют средства выразительности. Тропы, использованные Цветаевой, отличаются оригинальностью.
Преобладают в тексте сравнения – это основной инструмент для характеристики стихов: «сорвавшимся, как брызги из фонтана, как искры из ракет», «ворвавшимся, как маленькие черти», «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед».
Дополняются описания метафорами – «моим стихам … сорвавшимся…, ворвавшимся», «разбросанным в пыли по магазинам» и эпитетами – «нечитанные стихи».
Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Когда эмоции переполняют лирическую героиню, поэтесса использует риторические восклицания. Некоторым строкам выразительность придает аллитерация. Например, динамизма придают слова с согласными «ш», «з», «с»: «Сорвавшимся, как брызги из фонтана, как искры из ракет».
_______ _______ ______ _________ _____________ ___________
Анна Ахматова
Тайны ремесла
1. Творчество
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
2.
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
3. Муза
Как и жить мне с этой обузой,
А еще называют Музой,
Говорят: «Ты с ней на лугу…»
Говорят: «Божественный лепет…»
Жестче, чем лихорадка, оттреплет,
И опять весь год ни гу-гу.
4. Поэт
Подумаешь, тоже работа, —
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое.
И чье-то веселое скерцо
В какие-то строки вложив,
Поклясться, что бедное сердце
Так стонет средь блещущих нив.
А после подслушать у леса,
У сосен, молчальниц на вид,
Пока дымовая завеса
Тумана повсюду стоит.
Налево беру и направо,
И даже, без чувства вины,
Немного у жизни лукавой,
И все — у ночной тишины.
Анализ цикла стихотворений Анны Ахматовой «Тайны ремесла» показывает, что в нём обнажено мировосприятие творческого человека, описаны законы и преемственность поэзии.
Основная мысль цикла заключается в том, что поэтесса подаёт своё занятие как тяжёлый труд, работу, приравнивая сложность написания стихов к другим профессиям. При этом она уверена, что её деятельность базируется на даре, призвании свыше.
«Творчество». Показывает поэзию с внутренней стороны. Изначально к читателю в руки попадает законченное произведение, он не задумывается о процессе его создания. Творческим процессом Ахматова называет приход вдохновения.
«Муза». Стихотворение о нестандартности, уникальности работы писателя. Покровительницей науки, искусства является муза со своеобразным характером, о которой поэт рассуждает в стихе.
«Поэт». В произведении Ахматова сопоставляет общество с поэтом. Большинство людей уверено, что написание стихов — это лёгкое занятие, не требующее труда. Анна исчисляет усилия, прилагаемые авторами, в чувствах, переживаниях, страданиях.
«Последнее стихотворение». Наполнено философскими размышлениями о работе в поэзии, творческом процессе. Женщина размышляет на тему появления поэзии, её основы.
Завершается цикл на жизнеутверждающей, мудрой ноте, устремлённости в будущее
______ _______ ______ _________ _____________ ___________
Евгений Евтушенко
Поэт в России больше, чем поэт
Поэт в России — больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
Поэт в ней — образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.
Сумею ли? Культуры не хватает…
Нахватанность пророчеств не сулит…
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит.
И, на колени тихо становясь,
готовый и для смерти, и победы,
прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты…
Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь —
как бы шаля, глаголом жечь.
Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,
своей презрительности яд
и келью замкнутой души,
где дышит, скрытая в тиши,
недоброты твоей сестра —
лампада тайного добра.
Дай, Некрасов, уняв мою резвость,
боль иссеченной музы твоей —
у парадных подъездов и рельсов
и в просторах лесов и полей.
Дай твоей неизящности силу.
Дай мне подвиг мучительный твой,
чтоб идти, волоча всю Россию,
как бурлаки идут бечевой.
О, дай мне, Блок, туманность вещую
и два кренящихся крыла,
чтобы, тая загадку вечную,
сквозь тело музыка текла.
Дай, Пастернак, смещенье дней,
смущенье веток,
сращенье запахов, теней
с мученьем века,
чтоб слово, садом бормоча,
цвело и зрело,
чтобы вовек твоя свеча
во мне горела.
Есенин, дай на счастье нежность мне
к березкам и лугам, к зверью и людям
и ко всему другому на земле,
что мы с тобой так беззащитно любим.
Дай, Маяковский, мне
глыбастость,
буйство,
бас,
непримиримость грозную к подонкам,
чтоб смог и я,
сквозь время прорубясь,
сказать о нем
товарищам-потомкам…
1965 г.
Тема: поэт и поэзия, тема России.
Основная мысль: лирический герой говорит, что в России поэты — больше, чем просто поэты. Он говорит о том, что поэты — те, кому нет покоя, нет уюта, в ком горит гражданский дух.
Композиция: 11 строф. Первая и вторая строфы — о судьбе поэта в России. Третья и четвёртая строфы — лирический герой сомневается в себе и просит помощи у великих русских поэтов. С пятой по одиннадцатую строфу — обращение к поэтам: к Пушкину, к Лермонтову, к Некрасову, к Блоку, к Пастернаку, к Есенину, к Маяковскому.
Размер: ямб.
Проблема: роль поэта в судьбе России, ответственность поэта.
Действующие лица: лирический герой (поэт).
В стихотворении Евтушенко размышляет о задаче писателя. Поэт, по его мнению, должен быть отражением своего века, и писать о том, что волнует людей, подводить итог тому, что было до него. Кроме того, ему следует иметь активную гражданскую позицию и чувство долга перед родиной
______ _______ ______ _________ _____________ ___________
Расул Гамзатов
В старину писали не спеша…
Перевод Наума Гребнева.
В старину писали не спеша
Деды на кинжалах и кинжалами
То, что с помощью карандаша
Тщусь я выразить словами вялыми.
Деды на взлохмаченных конях
В бой скакали, распрощавшись с милыми,
И писали кровью на камнях
То, что тщусь я написать чернилами.
Тема: различия между письмом в прошлом и настоящем, борьба автора за адекватное самовыражение с помощью письма.
Основная мысль: автор сравнивает старинных дедов, писавших кровью на камнях и на кинжалах, и себя, пишущего с помощью карандаша и чернил. Он чувствует обязанность продолжать традицию передачи информации, но при этом понимает, что современное общество не нуждается в подобных экстремальных способах.
Выразительные средства: в стихотворении используются эпические элементы (описание дедов на конях с кинжалами), контраст между стариной и современностью. Автор выбирает остросюжетный кадр и использует коннотации «кинжал» и «кровь» для усиления эмоциональной составляющей.
Произведение вызывает чувство уважения к старшим поколениям, которые, несмотря на трудности и опасности, передавали свою культуру и традиции. В то же время, автор выражает своё чувство беспомощности перед современным миром, где старинные способы просто не имеют применения. Стихотворение вызывает чувство жалости и сожаления за утерянное иррациональное, что заменено принципиально другими формами передачи информации.
___ _______ ______ _________ _____________ ___________
Давид Самойлов
Слова
Красиво падала листва,
Красиво плыли пароходы.
Стояли ясные погоды,
И праздничные торжества
Справлял сентябрь первоначальный,
Задумчивый, но не печальный.
И понял я, что в мире нет
Затертых слов или явлений.
Их существо до самых недр
Взрывает потрясенный гений.
И ветер необыкновенней,
Когда он ветер, а не ветр.
Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.
1961 г.
Стихотворение относится к философской лирике.
Основная тема — тема творчества и отношение поэта к жизни.
Композиционно в стихотворении можно выделить три условные части:
Начало демонстративно ироничное. Поэт словно смотрит со стороны на явления природы и жизни и на поэтическое обозначение их.
Вторая часть раскрывает позицию автора, который призывает быть внимательным ко всему происходящему в этом мире — к словам и явлениям. Д. Самойлов говорит о том, что поэзия должна быть простой, без налёта нарочитой красивости. Простые слова становятся настоящим искусством в мире гениального художника.
Третья часть продолжает развитие основной темы. Обычные слова — это «неизведанные страны». Они таят в себе нечто новое, необыкновенное. Нужно только уметь разглядеть их. И в этом заключается вся тайна поэтического ремесла.
Стихотворение написано ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («ясные погоды»), сравнение («люблю обычные слова, как неизведанные страны»), метафору и сравнение («Их протирают, как стекло»)
_____ _______ ______ _________ _____________ ___________
Всеволод Рождественский
Стареют книги
Стареют книги… Нет, не переплет,
Не тронутые плесенью страницы,
А то, что там, за буквами, живет
И никому уж больше не приснится.
Остановило время свой полет,
Иссохла старых сказок медуница,
И до конца никто уж не поймет,
Что озаряло наших предков лица.
Но мы должны спускаться в этот мир,
Как водолазы в сумрак Атлантиды, —
Былых веков надежды и обиды
Не только стертый начисто пунктир:
Века в своей развернутой поэме
Из тьмы выходят к Свету, к вечной теме.
Стихотворение Всеволода Рождественского «Стареют книги» посвящено теме старения книг и того, что со временем исчезает из них. Автор описывает, как время останавливает свой полёт, исохла старых сказок медуница, и уже никто не поймёт, что озаряло лица наших предков.
Однако, по мнению поэта, мы должны спускаться в этот мир, как водолазы в сумрак Атлантиды, — в былые века, чтобы увидеть надежды и обиды, которые в развёрнутой поэме веков выходят из тьмы к свету и вечной теме.
Таким образом, стихотворение призывает не забывать о прошлом и использовать книги как источник знаний и возможности мысленно побывать в других странах и городах.
______ _______ ______ _________ _____________ ___________
Евгений Евтушенко
Стихотворенье надел я на ветку
Стихотворенье надел я на ветку.
Бьется оно, не дается ветру.
Просишь: «Сними его, не шути».
Люди идут. Глядят с удивленьем.
Дерево машет стихотвореньем.
Спорить не надо. Надо идти.
«Ты ведь не помнишь его». — «Это правда,
но я напишу тебе новое завтра.
Стоит бояться таких пустяков!
Стихотворенье для ветки не тяжесть.
Я напишу тебе, сколько ты скажешь.
Сколько деревьев — столько стихов!»
Как же с тобою дальше мы будем?
Может быть, это мы скоро забудем?
Нет, если плохо нам станет в пути,
вспомним, что где-то, полно озареньем,
дерево машет стихотвореньем,
и улыбнемся: «Надо идти».
Тема стихотворения Евгения Евтушенко «Стихотворенье надел я на ветку» — размышления о природе поэтического творчества. 1
Идея произведения заключается в том, что вдохновение можно найти во всём и легко создать стихотворение: «Я напишу тебе, столько ты скажешь. // Сколько деревьев — столько стихов!»
______ _______ ______ _________ _____________ ___________
Г.Р.Державин | А.С.Пушкин |
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! — весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить. О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай. | Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. |
Гавриил Державин
Признание
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,
Не собой блистал я — Богом;
Вне себя я Бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, —
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, —
Думал перелить в потомки
Души их и их детя́м.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть вслух, —
Мнил быть сердцем безпристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщен, —
Признаю́ся, красотою
Быв пленённым, пел и жен.
Словом: жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.
1807 г.
Произведение написано в 1807 году.
Жанр: автобиографическая лирика с элементами философской исповеди.
Основная тема: честность, искренность и самокритичность автора в оценке своей жизни и творчества. Державин размышляет о своём жизненном пути, открыто признаёт свои успехи и недостатки, осмысливает служение царям и обществу, а также собственные ошибки, связанные с мирскими увлечениями.
Композиция: стихотворение состоит из трёх частей:
Вступление (строки 1–8): Державин заявляет о своей честности и искренности в жизни и творчестве.
Основная часть (строки 9–24): поэт рассказывает о своих достижениях и вдохновении, о том, как он воспевал правду и добродетель.
Заключение (строки 25–28): признание в том, что он был увлечён суетой и земными радостями, и просьба не судить его строго.
Настроение: размышляющее, самокритичное, но при этом спокойное и уравновешенное.
Идея стихотворения: основная идея заключается в том, что человек, каким бы значимым и успешным он ни был, остаётся человеком со своими слабостями и ошибками. Державин признаёт, что он стремился к правде и добродетели, но также был подвержен человеческим страстям и увлечениям.
Стихотворный размер: четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой. Стихотворение состоит только из одной строфы, состоящей из тридцати двух строк.
_______ ________ ________ ______________ _________________
Александр Пушкин
Поэт
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…
1827 г.
Произведение было написано в 1827 году и незамедлительно напечатано — в том же году его опубликовал журнал «Московский вестник».
Тема стихотворения: роль поэта в общественной жизни. Пушкин высказывает мысль о том, что поэтический дар — это и есть душа творческого человека. Без его зова, в вечной суете дней он не просто становится обычным человеком, по сути он превращается в пустой сосуд.
Композиция: двухчастная. В первой части Александр Сергеевич рисует образ поэта, который так занят светской суетой, что не выполняет своё основное предназначение — не пишет стихи. Во второй ситуация кардинально меняется, ведь поэт слышит божественный зов — он освобождается от правил светского общества и снова может парить, поддерживаемый вдохновением.
Жанр: лирическое стихотворение. Вид лирики — философская.
Стихотворный размер: четырёхстопный ямб.
Средства выразительности:
Эпитеты: «священная жертва», «суетный свет», «святая лира», «божественный глагол», «людская молва», «народный кумир», «гордая голова».
Метафоры: «не требует поэта к священной жертве Аполлон», «молчит лира», «душа вкушает хладный сон», «душа встрепенётся», «забавы мира», «берега пустынных волн».
Сравнение: «как пробудившийся орёл».
Идея стихотворения: поэт находится в ожидании божественного вдохновения, и только в этот момент он достигает своей истинной миссии. В обычной жизни поэт может казаться ничтожным и бесполезным, но под воздействием вдохновения он становится тем, кто возвышается над миром и несёт высшие идеи.
Александр Пушкин
Поэту
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
1830 г.
Жанр: философская лирика. Произведение носит назидательный характер, так как Пушкин размышляет о роли поэта в обществе, его внутренней свободе и независимости от внешней оценки.
Основная тема: независимость поэта от мнений толпы и его внутреннее призвание. Лирический герой — поэт, который должен следовать своему вдохновению и внутренней свободе, не обращая внимания на критику общества и не требуя одобрения от других.
Настроение: в стихотворении царит серьёзное, философское и даже суровое настроение. Оно не меняется на протяжении всего произведения, оставаясь строгим и спокойным.
Композиция: стихотворение можно разделить на две части:
Первая часть (строки 1–6) представляет собой обращение к поэту с призывом не искать одобрения в обществе, быть независимым от похвал или критики толпы.
Вторая часть (строки 7–14) акцентирует внимание на внутренней оценке творца, его личной ответственности перед своим произведением. Пушкин утверждает, что важна лишь собственная оценка труда, а не мнение общества.
Размер и рифма: стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой (АБАБ).
Идея стихотворения: основная мысль заключается в том, что поэт должен быть независимым от внешнего мнения и оценок общества. Его истинная задача — следовать внутреннему призванию и творить для самого себя, а не ради наград или похвал. Пушкин подчёркивает, что критика толпы не должна влиять на творчество, если поэт сам доволен своим произведением.
______ __________ _______________ ______________ ___________________
М. Ю. Лермонтов
Нет, я не Байрон, я другой...
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я - или бог - или никто!
Произведение поэт написал в 1832 году, впервые оно было опубликовано в журнале «Библиотека для чтения» за 1845 год.
Жанр: элегия, так как в стихотворении преобладают философские мотивы.
Основная тема: осознание своей уникальности. Лирический герой, сравнивая себя с Байроном, находит в себе черты, схожие с великим поэтом, но подчёркивает свои отличия, акцентируя внимание на «русской душе».
Композиция: стихотворение построено в форме монолога и состоит из двух частей:
Первая часть — противопоставление себя Байрону и утверждение своей самобытности. Лирический герой признаёт общие черты — изгойство и трагизм, но подчёркивает своё отличие как человека с «русской душой».
Вторая часть — размышление о своём внутреннем мире, который похож на «угрюмый океан», наполненный разбитыми надеждами.
Настроение: мрачное и философское. Весь текст проникнут чувством одиночества и трагизма, которое выражается через образы «разбитых надежд», «груза» и «угрюмого океана».
Размер и рифма: стихотворение написано четырёхстопным ямбом, что придаёт ему плавность и ритмическую размеренность. Рифмовка перекрёстная (АВАВ), что усиливает гармоничность стихотворения.